СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессиональная ориентация в деятельности классного руководителя.

Просмотр содержимого документа
«Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьников»







ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИСТРИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»









Доклад


"Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьников"









Подготовила и зачитала:

Акименко С.В.

классный руководитель 2а класса












д. Сокольники Истринского района Московской области

"Роль классного руководителя в профессиональной ориентации школьников".

Одним из важнейших направлений деятельности классного руководителя является профориентационная работа среди обучающихся, которая начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе в условиях предметно-практической деятельности, конкретной наглядной ситуации понятий «профессиональная деятельность человека», «профессия». В системе профориентационной работы в школе классный руководитель является центральной фигурой, ибо он ближе всех педагогов стоит к школьникам, доверительнее всех общается с ними, кроме того, является координатором всех воспитательных воздействий в классе.
Уже в начальной школе классный руководитель начинает знакомить обучающихся с формами и содержанием трудовой деятельности окружающих взрослых, организует экскурсии внутри школы с помощью которых младшие школьники постигают многообразие профессий, познают суть профессиональной деятельности, а именно: каждая профессия нужна людям, любой труд почётен, каждый человек должен иметь профессию. Ребят знакомят с содержанием работы обслуживающего персонала: уборщицы, кухонных работников, рабочих по обслуживанию здания, раскрывают общественную значимость этих профессий, воспитывают уважение к труду. При посещении школьных учебных мастерских ребята узнают о трудовых профилях, которые им предстоит изучать в дальнейшем в школе.
Особого внимания в профессиональном просвещении школьников заслуживают сюжетно-ролевые игры, в которых обучающиеся воспроизводят различные ситуации бытового и производственного труда, учатся быть самостоятельными. Классный руководитель должен быть инициатором и руководителем такой игры с выполнением трудовой роли (уборка помещения, стирка, глажение, сортировка одежды, продуктов питания, уход за посудой).
Большое внимание классный руководитель уделяет наглядным средствам как форме профессионального обученияПредметно-сюжетные картинки в доступной форме помогают знакомить обучающихся с видами и содержанием трудовой деятельности взрослых. Широкое распространение получили изготовленные ребятами совместно с педагогами альбомы на тему: «Профессия от А до Я», выставки книг. Как одну из форм профнаглядности можно назвать проведение выставок поделок из бумаги, ткани, природного материала.
Немаловажное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно-трудовых поручений в классе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Именно от классного руководителя зависит насколько он сможет способствовать формированию этих качеств личности ребёнка. Важно точно определить круг постоянных обязанностей и поручений, найти и выделить повседневные дела, которые должен выполнять ученик (цветовод ухаживает за цветами, санитар следит за чистотой рук и т.д.).
Профессиональная ориентация в деятельности классного руководите - не только отдельные мероприятия, но целый комплекс педагогических воздействий, с помощью которых он выполняет направляющую и координирующую роль. Педагог осуществляет координацию действий учителей, работающих в классе, специалистов школы, администрации, родителей, представителей учреждений профессионального образования.
Изучая ребёнка путём психолого-педагогического наблюдения и отдельных экспериментальных проб, классный руководитель выделяет положительные и отрицательные проявления трудовых качеств обучающихся. Участвуя в работе школьного психолого-медико-педагогического консилиума, представляет информацию о предпочтениях, склонностях, психофизических возможностях обучающихся, вносит свои предложения при определении профиля трудового обучения в классе.
Эффективность профессиональной работы повышают межпредметные связи. Например, на уроках русского языка обучающиеся пишут сочинение по теме профессионального определения, которое используется классным руководителем как источник сведений о его воспитанниках, их мечтах, стремлениях, сомнениях, склонностях. Материалы сочинений используются на родительских собраниях для изучения профессиональных интересов, анализа трудностей детей. Первостепенное значение имеет взаимодействие классного руководителя и учителя трудового обучения. Это сотрудничество даёт возможность проследить адаптацию обучающегося к предложенному трудовому профилю и внести необходимые коррективы в процесс обучения. В вопросе оказания помощи школьнику при выборе профессии важнейшая задача классного руководителя - формирование у него склонностей и интересов к определённому виду труда. Это, в первую очередь, достигается привлечением к кружковой работе. Рекомендуя тот или иной кружок, педагог соотносит преобладающие у него интересы с одним из типов профессиональной деятельности. Широкий выбор кружков и секций в школе предоставляет возможность каждому обучающемуся реализовывать свои способности.

Одна из главных задач воспитательной и профориентационной работы -
умелая организация общественно-полезного и профессионального труда. Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:

- разведение цветов для школьных коридоров;
- уход за клумбами;
- уборка школьных территорий;
- участие в ремонте школьных помещений.
Для формирования практических представлений о профессиях немаловажное значение для детей с нарушением интеллекта приобретают профессиональные экскурсии и профессиональные встречи, на которых ребята получают объективную информацию от людей представленных профессий. Для обучающихся старших классов организуются экскурсии за пределы образовательного учреждения - на промышленные предприятия, учреждения службы быта, обслуживания и социальной сферы. Большое количество экскурсий проводится на уроках СБО, трудового обучения. Задача классного руководителя - провести предварительную работу перед экскурсией, дать обязательное обоснование - зачем это нужно, с какой целью мы идём на экскурсию, можно дать обучающимся задание. Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии. Педагог обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. После такого рода экскурсии обучающиеся могут выполнить письменный отчет, ответить на заранее поставленные вопросы (например, чем тебе понравилась эта профессия, хотел бы ты работать на этом предприятии и т.д.), принять участие в деловой игре и пр. По итогам экскурсии на классном часе провести диспут, на уроках письма учащиеся могут написать сочинение, педагог-психолог протестирует детей. Результаты тестирования обсуждаются с родителями на собрании, помогают классному руководителю наметить дальнейший план работы по профессиональному просвещению воспитанников.
Особое внимание хочется уделить сотрудничеству классных руководителей с педагогическим коллективом профессиональных лицеевСовместная профориентационная деятельность позволяет максимально полно знакомить обучающихся с рабочими профессиями, воздействовать на процесс их профессионального самоопределения. При посещении лицея ребята знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учёбы, труда, отдыха.

Одной из основных форм профессионального просвещения и пропаганды являются классные часы, на которых классный руководитель в доступной форме знакомит учеников с определённой профессией, её социальной значимостью, престижем, перспективой трудоустройства, условиями труда и приёма в учебные заведения, даёт обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора учащимися конкретной профессии.

В последние годы наиболее эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела. КТД —результат сотрудничества учителей трудового обучения, классных руководителей и обучающихся. Классный руководитель участвует в предварительной подготовке к занятию, проводит классные часы по тематике КТД, диспуты, экскурсии. КТД — это итог большой работы, ведущейся на протяжении триместра. Мероприятия проходят ярко, красочно.

Одним из условий, способствующих совершенствованию профориентационной работы является сотрудничество семьи и школ. Работа классного руководителя ведётся по двум направлениям:
- подготовка родителей к оказанию помощи детям при выборе профессии;
- привлечение родителей как специалистов для проведения бесед, рассказов о профессиях, организаций экскурсий на производство и т.д.
Формы и методы могут могут быть самые разнообразные:
-участие родителей в выставках;
-классные родительские собрания;
-индивидуальные и групповые беседы;
- выпуск стендов о профессиях детей.

В целях обеспечения объективного, динамического изучения профессиональных качеств обучающихся, определения профессиональных возможностей ведётся учёт результатов изучения каждого ребёнка. Результаты наблюдений можно фиксировать в картах индивидуального психолого-педагогического сопровождения, картах индивидуального развития, картах личностных характеристик качеств обучающихся ведущихся классными руководителями в течение всего периода обучения. В них отражается динамика развития личности ученика. Данные, зафиксированные в них, оказываются весьма полезными для проведения профориентационной работы. Корректировка карт личностных характеристик качеств обучающихся проводится класссным руководителем в разные возрастные этапы становления личности ребёнка (в 5, 7, 9 классах). Наличие, либо же отсутствие таких качеств как ответственность, трудолюбие, отношение к делу, к окружающим учитываются при организации трудовых дел с обучающимися.
Связь с выпускниками поддерживается классным руководителем на протяжении многих лет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!