СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль информационных технологий в обучении решению задач на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы с информационными технологиями учителей начальных классов показывает, что происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся; проявляется способность к сотрудничеству.

Просмотр содержимого документа
«Роль информационных технологий в обучении решению задач на уроках математики»

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Бисултанова Надежда Вадимовна,


Магистрант образовательной программы 7М01303 «Педагогика и методика начального обучения» Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


Опыт работы с информационными технологиями учителей начальных классов показывает, что происходит переориентация на развитие мышления, воображения как основных процессов познания, необходимых для качественного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной и самостоятельной деятельности учащихся; проявляется способность к сотрудничеству.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь есть два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением [1].

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Огромное желание, во что бы то ни стало применять современные информационные средства обучения, не всегда приводит к эффективному результату. Спроецированный слайд с правилом из учебника или задание, которое можно прочитать с доски, не имеет смысла. Эффективность компьютеризации обучения зависит как от качества применяемых педагогических средств, так и от рационального и умелого их введения в учебный процесс [2].

Можно выделить три направления информатизации образования: как объект обучения; как средства организации учебного процесса; как средства обучения.

Со вторым направлением связан процесс обработки документации по учебному процессу. Применение информационных компьютерных технологий создаёт обучающую среду с наглядным представлением информации, с использованием цвета и звука, что способствует более глубокому усвоению программного материала. Самым весомым доводом в пользу применения компьютерных технологий в учебном процессе вполне может стать тот факт, что программное компьютерное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств начального образования является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребёнка, приобщение его к миру информационной культуры.

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

- совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

- усиление мотивации учения;

- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

- демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства игры.

Мультимедийные уроки решают следующие дидактические задачи:

- усвоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

- оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом [3, 15].

Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

- активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

- достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

- развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;

- повышению уровня комфортности обучения;

- снижению дидактических затруднений у учащихся;

- повышению активности и инициативности младших школьников на уроке;

- развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции;

- приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности [4].

Известно, что в младшем школьном возрасте визуальное (зрительное) восприятие доминирует. Все дети рождаются с преобладанием развития правого полушария мозга, которое отвечает за чувственное, образное и целостное восприятие мира. С нарастанием активности левого полушария происходит появление сложных понятий, развитие абстрактного мышления, умение считать и писать. Функцию правого полушария ребенка можно определить как «творческую», а левого – как «вычислительную».

Для построения точных движений человек пользуется правой рукой (если он не левша), «подведомственной» левому полушарию, что требует постоянного анализа информации управления мышцами. И чем тоньше движение, тем больше объем подобной работы [5, 38].

Занимаясь на компьютере (работая с клавиатурой и «мышкой»), ребенок вынужден совершать точные движения, развивая при этом тонкую моторику рук, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие его головного мозга. Компьютер помогает «задействовать» левое полушарие головного мозга, что способствует гармоническому развитию обоих полушарий, а межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций.

Учитывая особенности процесса обучения в начальной школе и тот факт, что основной целью воспитания является сохранение и укрепление здоровья детей, необходимо:

- информационные технологии использовать в обучении детей начиная с 5-6 – летнего возраста;

- детям предпочтительнее заниматься в парах (при наличии компьютеров и при соблюдении должных санитарно-гигиенических требований количество занимающихся на занятии может быть 6–8 человек);

- использовать мультимедийные обучающие компьютерные программы, соответствующие возрасту детей; занятия детей с компьютером проводить в виде игры.

Введение компьютера в процесс обучения позволило установить, что использование информационных технологий обучения способствует [6]:

- воспитанию интереса к обучению и повышению познавательной активности детей;

- формированию у них гибких, подвижных представлений и образов, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению;

- целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни;

- углубленному изучению некоторых вопросов общеобразовательных и специальных дисциплин и их интеграции в физическом воспитании;

- формированию у детей двигательных умений (тонкая моторика пальцев рук).

Можно выделить следующие условия внедрения компьютера в учебный процесс:

Повышение ИКТ-компетентности педагога. Шаг за шагом все увереннее происходит освоение компьютерных технологий. Педагог не боится компьютера, находит его верным помощником, видит перспективы использования. Наличие свободного доступа к компьютеру в учреждении. Более сильным условием может стать наличие компьютера на рабочем месте педагога.

- Есть возможность применения полученных знаний на практике. Педагог может провести занятие с применением компьютера, подготовить материалы к занятию. Дети положительно воспринимают перемены [7].

Наличие методик их использования .

- Новый источник для полноценной работы. Избыточное количество информации с возможностью выбора необходимого содержания будущего занятия. Возможность активизировать самостоятельную и исследовательскую деятельность детей.

Возможность распространения опыта. Педагогические инновации.

- Удовлетворение личных и профессиональных амбиций, оказание помощи коллегам. Признание профессионального сообщества. Карьерный рост.

Наличие консультанта в учреждении по ИКТ.

- В случае появления тревожности, неудач в работе на компьютере, он окажет помощь, подскажет к кому обратиться. Скоординирует взаимодействие с другими педагогами.

Формирование информационно-образовательной среды в учреждении на основе применения ИКТ. Появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности [7, 93].

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

1. Использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность.

2. Использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности.

3. Рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения.

4. Использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого.

5. Использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики.

6. Организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы.

7. Использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

8. Интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1. Сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные вариант методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени).

2. Технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы).


Список литературы:


  1. Кушнир А. Новые педагогические технологии // Народное образование. – 2019. - № 7. -С,23-34.

  2. Аллагулов А.М. Образовательная политика на современном этапе. Проблемы и перспективы развития образования – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2020. – С. 15-19.

  3. Акиньшина Л.В., Шейкер Т.Д. Современные информационные технологии в обучении: Учеб. Пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2019. - 211 с.

  4. Цветкова М. Новые знания и умения в условиях информатизации образования // ИКТ в образовании. - 2021. - № 9. - С.25-26.

  5. Зайцева, С.А Современные информационные технологии в образовании // - [Электронный ресурс]. – http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm.

  6. Репкин Г.В. Диагностика сформированности учебной деятельности учащихся // Управление школой. - 2019. - № 1. - С.98-101.

  7. Трайнев В.А., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дашков и Ко, 2019. – 320 с.



Скачать

© 2024, 40 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!