СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Роль глагола в языке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Роль глагола в языке"»

Тема: « Роль глаголов в языке и речи»

Цель:  расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи  актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать, различать глаголы среди слов других частей речи.

Планируемые результаты. Учить  различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения;  учитывать разные мнения в совместной деятельности; 


Метапредметные: Личностные: развитие доброжелательности , доверия и внимательности к людям, сформированность учебных мотивов, интерес к способу решения и общему способу действий.

Познавательные: структурирование знаний, понимание места «Глагола» в системе частей речи русского языка, понимание общих признаков глагола, синтез целого из частей, выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того , что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, планирование работы в группе контролирование затраченного времени на задание, оценивание своей работы на уроке

Коммуникативные: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение слушать собеседника, учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение


Тип урока: открытие новых знаний

Методы обучения: проблемный , частично поисковый.

Формы работы учащихся: работа в парах, в группах.


Оборудование: Карточки, презентация.






Ход урока

Этап:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

1.Организационный момент

- Наступила весна - начало пробуждения природы Радует нас ласковое теплое солнышко. Засияло оно и у нас сегодня в классе. Улыбнитесь друг другу. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье и поднимает настроение, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.





2.Самоопределение к деятельности.


- Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»

- Какая это часть речи? (Глагол)

- Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке и речи. Слайд № 3

-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,

узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)



3.Актуализация знаний.

Работа с сигнальными карточками

Если утверждение правильное показываете зеленую карточку, если нет –красную.

1. Глагол обозначает действие предмета.( да )

2.Глаголы изменяются по падежам. (нет)

3.Не с глаголами пишется раздельно. (да)

4. Глаголы имеют три спряжения. (нет)

5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. (да)

6.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего .(нет)

7.Глаголы в н.ф , оканчивающиеся на –еть , относятся к 1 спр (да)

8.Глаголы бывают только настоящего и будущего времени (нет)


Послушайте стихотворение. О какой части речи в нем говорится?


Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает , расскажет:

Чертит , пишет, иль поет.

Вышивает , или пашет,

Или забивает гол.

Варит , жарит , моет, чистит-

Все расскажет нам ( глагол)


4.Работа по теме урока


а) Работа со словарем . (Слайд 4)

- Итак, что обозначает слово «глагол»?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова:

Глагол - часть речи, обозначающая действие или состояние, выражающая это значение в формах времени, лица, числа (в наст.вр.), рода (в прош. вр.)


Из словаря Владимира Ивановича Даля:

Глагол - 1. Слово, речь, выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык. 


Из этимологического словаря:

Глагол – греческого происхождения, означает «речь»



б)Работа по карточкам . Спишите и обозначьте выученные орфограммы. Подчеркните глагол.

Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу Широкая дорога идет степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.

Дети с радостью идут в школу. В классе их ждут друзья. Там важное дело - ученье.

(Фронтальная проверка , самооценка.)

-Что вы знаете о глаголе?

-Сформулируйте задачи урока. ( Повторить все, что нам известно о глаголе. Наблюдение над ролью глаголов в речи. )


в) Работа по учебнику. Выполнение упражнения 139. (с. 68)

-Прочитайте стихотворение. О каком времени года рассказывает автор?

-Найдите в тексте глаголы, по каким признакам вы их нашли?

- Запишите глаголы.

-На какие две можно их разделить?( В прошедшем и будущем времени)

-Выполните грамматические разборы, указанные в упражнении.

(Два ученика работают у доски)


Упражнение 140 ( с. 68)

-Прочитайте задание.

-Назовите глаголы, относящиеся к каждой из тематических групп.

Запишите глаголы , обозначающие движение.

Дополнительное задание: составить сложное предложение с любым из этих глаголов.


Коллективное выполнение упражнения 141 ( с.68-69)

Каким членом предложения является глагол? ( Сказуемым)

-Выполните разбор слова пою как части речи.


Физкультминутка.



5. Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

У детей на партах карточки с текстами. Тексты вслух читают выразительно ученики.

Весенний родничок.

В лесу все оживает и все шумят. И родничок ласково и приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Родничок поет нежные и добрые песни белым подснежникам, играет с хвоинками, попавшими к нему в гости. Жизнь так и кипит в нем.


-О чем говорится в тексте?

-Найти в тексте глаголы.

-По каким признакам нашли глаголы?

Задание: Подчеркнуть глаголы и указать время .Каким членом предложения является глагол.

. Работа в группах (Слайд 5,6)

-А сейчас мы поработаем в исследовательских группах. Вспомним правила. ( слайд)

У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.

Задание 1 группе.

Разделите слова на три группы и сделайте вывод.

Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли (имеют форму времени)


Задание 2 группе.

Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.

Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет (изменяются по числам)


Задание 2 группе.

Раскрой скобки .Сделай вывод.

(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)


Задание 4 группе.

Выделите в предложении грамматическую основу, укажите, какими частями речи она выражена. Сделайте вывод.

По дорогам весело журчат весенние ручьи. Весело зачирикали проворные воробьи. (в предложении является сказуемым)


- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол?


Слайд 5

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.

В предложении является сказуемым.



6.Работа по учебнику.


, упр.142.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте задание.

-Какие глаголы вы будете использовать?

Устно составьте рассказа по рисунку .(Проверка. Два- три рассказа.)


Упражнение 143.

Прочитайте предложения.

-Что интересного вы заметили? (В предложении есть слова, которые произносятся и пишутся одинаково , но имеют разное значение и относятся к разным частям речи.)

- По каким признакам можно различить части речи? ( По вопросам и обобщенному лексическому значению. )

- Выполните письменные задания к упражнению ( Проверка.)

Назовите глаголы ,которые вы подчеркнули. Докажите , что это глаголы.



7.Рефлексия







8. Подведение итогов урока .


(Слайд 7,8)

Упражнение 144.

( Самостоятельное выполнение. Фронтальная проверка)

Игра.(хлопок-если услышали глагол)

Думал, писать, решаю, заяц, осень, свет, нарисовали, красивый, мыла, мыло, светило.


8. Подведение итогов урока .

- Что мы повторили сегодня на уроке?

-Как распознать глаголы среди других частей речи?

Наш урок мне хочется мне закончить строками известного писателя И. С. Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». 

Д/з упр.145. Записать в словарик слова гореть, сверкать , составить с ними предложения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!