«Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья»:
№ п/п | Познавательный процесс | Диагностический инструментарий |
1. | Восприятие | Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» |
2. | Внимание | Методика Мюнстерберга |
2. Заполнить таблицу «Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья»:
№ п/п | Познавательный процесс | Диагностический инструментарий |
1. | Мышление | Методика «Исключение лишнего» |
2. | Наглядно-действенное | Методика «Разрезные картинки» (модифицированный вариант) |
3. | Наглядно-образное | Методика: Найди время года |
4. | Словесно-логическое | методики «4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах» |
4. Заполнить таблицу «Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья»:
№ п/п | Познавательный процесс | Диагностический инструментарий |
1. | Память | Исследование логической и механической памяти методика «Запомни пару». Изучение кратковременной памяти методики «Память на образы». |
2. | Воображение | Методика исследования Дьяченко О.М. «Художник». |
5. Заполнить таблицы «Рекомендуемый диагностический инструментарий для исследования особенностей развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
№ п/п | Объект исследования | Диагностический инструментарий |
1. | Экспрессивная речь | Обобщающие понятия. Назвать форму (образование прилагательных). Подбор антонимов. |
2. | Импрессивная речь | Методика по Зайцевой, Шептуновой. |
ДИАГНОСТИКА НА ВОСПРИЯТИЯ
Методика 1. «Чего не хватает на этих рисунках?»
Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рисунке. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.
Оценка результатов 10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов. 9-7 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек. 6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек. 4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек. 2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек. 0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек. Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий. 8-9 баллов — высокий. 4-7 баллов — средний. 2-3 балла — низкий. 0-1 балл — очень низкий.
ДИАГНОСТИКА НА ВНИМАНИЕ
2. Методика Мюнстерберга
Методика направлена на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова.
Пример: рюклбюсрадостьуфркнп
Время работы: 2 минуты
Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
Тестовый материал
Фамилия испытуемого ___________________________________
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Ключ
бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп рплаваниедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
---------------------------------------------------------------
25 СЛОВ
Интерпретация
1. Если вы обнаружили не более 15 слов, то вам следует уделять больше времени развитию своего внимания. Читайте, записывайте интересные мысли в вашу записную книжку, время от времени перечитывайте свои записи.
2. Если вы обнаружили не более 20 слов, ваше внимание ближе к норме, но иногда оно вас подводит. Вернитесь к тесту, повторите его еще раз. Сверьте свои результаты с ключом к тесту.
3. Если вам удалось обнаружить 24–25 слов, ваше внимание в полном порядке. Хороший уровень развития внимания помогает вам быстро учиться, продуктивно работать, запоминать информацию и воспроизводить ее в нужный момент.
ДИАГНОСТИК НА МЫШЛЕНИЕ
3. Исключение лишнего» (словесный вариант).
Материал: бланк с сериями из 5 слов.
Инструкция: «В каждой строке вы видите 5 пять слов, четыре из них объединяются в одну группу с одним названием, при этом одно слово нельзя отнести к этой группе. Задача состоит в определении этого слова и его исключении.
Рисунок 1. Бланк для словесного варианта
В случае, если испытуемый справился с первыми 3-4 заданиями, ошибаясь по мере их усложнения или верно решая задание, без объяснения своего решения, не способен подобрать название для группы предметов, то исследователь делает вывод о нарушениях в его интеллекте.
При объяснении испытуемым причины объединения предметов в группу не в соответствии с их родовыми или категориальными признаками, а в зависимости от ситуационных критериев (ситуация, в которой каким-то образом участвуют все предметы), можно говорить о конкретном мышлении, неумении выстраивать обобщения по существенным признакам.
Шкала для оценки уровня операции обобщения.
ДИАГНОСТИКА НА НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
4. Методика: Найди время года
Цель: Задание направлено на выяснение уровня сформированности представлений о временах года, то есть уровня наглядно-образного мышления.
Оборудование: Сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.
Проведение обследования: Перед ребенком раскладывают 4 картинки, на которых изображены 4 времени года. Ребенка просят показать, где изображены зима, лето, осень, весна. Затем спрашивают: «Расскажи, как ты догадался, что здесь изображена зима». В случаях затруднения проводится обучение.
Обучение: Перед ребенком оставляют картинки с изображением только двух времен года - лета и зимы. Задают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Найди, где здесь изображена зима».
Оценивается: Принятие и понимание задания, уровень сформированности временных представлений, умение объяснить в словесном плане свои действия.
Оценка действий ребенка в баллах:
1 балл: не понимает цели, перекладывает картинки;
2 балла: принимает задание, но не соотносит изображения времен года с их названиями, то есть не сформированы временные представления, но после обучения может выделить картинки с изображением зимы и лета;
3 балла: принимает задание, уверенно соотносит изображения только двух времен года с их названиями(зима, лето);
4 балла: принимает задание, уверенно соотносит изображения всех времен года с их названиями.
Примечание: Дети в5 – 6 лет ориентируются в признаках времен года. Знают названия частей суток, пользуются словами «вчера, сегодня, завтра»
ДИАГНОСТИКА НА НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
5. Методика «Разрезные картинки» (модифицированный вариант)
Цели. Изучение уровня и особенностей сформированности наглядно-действенно-образного мышления, способности к переносу действия в новые более сложные условия при решении наглядно-действенных задач. Выявление возможностей к перцептивному моделированию, способностей к соотнесению частей и целого и их пространственного расположения.
Материалы. Разрезные картинки: мяч из двух частей, домик из трех частей, мишка из четырех частей, машинка из пяти частей, чайник из шести частей (рис. 1). Аналогичные цельные предметные картинки (рис. 2), картинки-трафареты (рис. 3).
Задание. Ребенку последовательно предлагаются для складывания части разрезных картинок, разложенных так: их нужно не просто сдвинуть, а предварительно придать им необходимое положение.
Во всех случаях фигуры не называются, инструкция жестовая и словесная: «Сложи эти части, посмотри, что у тебя получится, какая картинка».
Оценка результатов.
Первый уровень - действия по складыванию картинки носят непродуктивный хаотичный характер.
Второй уровень - складывает картинку, активно пользуясь методом проб.
Третий уровень - собирает картинку, действуя на уровне зрительного соотнесения.
Виды помощи.
Демонстрация конечного результата (соответствующей целой картинки) для актуализации зрительного образа.
Применение трафарета (накладывание деталей картинки на целую картинку), позволяющего зафиксировать складывание частей изображения.
Предъявление частей картинок в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.
Если ребенок действует путем зрительного соотнесения, адекватно выполняет задание на сложение частей картинки в целое, его результат оценивается в зависимости от того, из скольких частей состоит разрезная картинка. Сложенная картинка из двух частей оценивается в 2 балла, из трех - в 3, из четырех - в 4, из пяти - в 5, из шести - в 6 баллов.
Максимальное количество баллов за сложение всех картинок - 20. В случае использования проб результат выполнения снижается на 0,5 балла, использование помощи экспериментатора также уменьшает результат на 0,5 балла за каждый вид помощи.
Протокол фиксации результатов исследования. Заполняется на каждого ребенка, указываются: ФИО ребенка, возраст, группа, дата исследования.
По каждой разрезной картинке фиксируются: характер и уровень выполнения, виды и количество помощи, баллы.
По итогам исследования определяются группы детей: нормально развивающиеся - 17-20 баллов; с задержкой психического развития - 10-18; с умственной отсталостью - 0-12 баллов.
Нормально развивающиеся дошкольники все без исключения понимают задание и действуют адекватно, демонстрируя третий уровень выполнения задания, т.е. применяют метод зрительного соотнесения.
Метод проб начинает использоваться при усложнении задания, т.е. при увеличении количества разрезов (картинки из пяти и шести частей).
Дети с задержкой психического развития понимают поставленную задачу и демонстрируют при складывании картинок из двух и трех частей, как правило, третий уровень выполнения, однако при увеличении количества разрезов начинают использовать метод проб, т.е. выполняют задание на втором уровне.
В зависимости от сформированности перцептивной деятельности дошкольники с задержкой психического развития нуждаются в первом виде помощи (показ целого образца) или использовании трафарета.
На результатах выполнения задания сказывается работоспособность - при утомляемости продуктивность деятельности ребенка может резко снижаться.
Дошкольники с умственной отсталостью показывают разный уровень возможностей при складывании разрезной картинки - от полной неспособности к выполнению задания (первый уровень) до использования метода проб (второй уровень).
Метод проб при этом несовершенен, дети зачастую начинают бесцельно манипулировать частями разрезных картинок.
На уровне зрительного соотнесения (третий уровень) воспитанники с легкой умственной отсталостью выполняют лишь простейшее задание: синтез картинки из двух частей, остальные картинки складывают с той или иной помощью взрослого. При этом наибольшей продуктивностью обладает третий вид помощи - предъявление частей разрезных картинок в ракурсе, не требующем их переориентации в пространстве.
Методика «4 лишний»
Суть методики сводится к следующему: тестируемому предлагаются карточки с изображениями четырёх предметов, три из которых объединены общей категорией, а четвёртая картинка не подходит к рассматриваемой группе; задача испытуемого — исключить лишнее и обосновать свой выбор.
Вместо предметного варианта тестирования можно провести словесный.
Методика О.М.Дьяченко «Художник».
Цель: исследование особенностей воображения и творческих способностей младших школьников.
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурками (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями и т.д.). У каждого ребенка наборы фигурок должны быть одинаковыми. (Приложение 1). Дети должны за 5—10 мин. пририсовать к фигуркам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на восемь частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот теперь листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить в картинки так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу, пожалуйста».
Дети рисуют в удобном для них темпе, поэтому оканчивают работу в разное время. Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает, как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой ее название. Иногда дети вызываются сами написать названия к своим картинкам.
Выполнение задания может быть оценено в баллах:
баллов — ничего не нарисовал;
балл — стереотипные, примитивные рисунки, трудность вербализации при назывании картинки;
балла — простые, стандартные рисунки с повторами, затруднения при подборе названий к некоторым рисункам;
балла — сложные. Оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Эту методику легко превратить в игру, подбирая различные наборы фигурок. Выигрывает автор самых оригинальных рисунков, таких, которые не встретились у других играющих.
Обобщающие понятия. Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом». (Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)
Речевой материал | Выполнение задания |
4 года | 5 лет | 6 лет |
Назвать обобщающие понятия |
Рубашка, костюм, перчатки, платье | | | |
Сапоги, туфли, тапки, валенки | | | |
Миска, стакан, чашка, блюдце | | | |
Оценка:
3 балла — названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;
2 балла — названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия ;
1 балла — названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;
0 баллов — названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.
Назвать форму (образование прилагательных).
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».
Назвать форму (с опорой на картинки) | Выполнение задания |
4 года (круг, квадрат) | Мяч какой? | |
Платок какой? | |
5 лет (круг, квадрат, овал, треугольник) | Солнце какое? | |
Печенье какое? | |
Огурец какой? | |
Косынка какая? | |
6 лет (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) | Руль какой? | |
Окно какое? | |
Флажок какой? | |
Слива какая? | |
Одеяло какое? | |
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2 ошибки;
0 баллов — допущено 3-4 ошибки.
Подбор антонимов
Инструкция: «Давай поиграем с тобой в игру "наоборот". Я буду называть тебе слово, а ты постараешься ответить наоборот, например: "жарко — холодно"».
Подобрать антонимы |
6 лет | Друг — | Толстый — |
Горячий — | Поднимать — |
Светлый — | Горе — |
Большой — | Веселый — |
Давать — | Широкий — |
Добро — | Длинный — |
Легкий — | Продавать — |
Сухой — | |
Оценка:
3 балла — задание выполнено без ошибок;
2 балла — допущено 1-3 ошибки;
1 балл — допущено 4-6 ошибок;
0 баллов — допущено 7 и более ошибок.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4 - 7 лет (Е.С.Зайцева, В.К.Шептунова)
Тестовая методика обследования речи детей в возрасте 4 - 7 лет (импрессивная речь) создана на основе современного подхода к диагностике психического развития детей дошкольного возраста. В ней даны подробные пояснения по заполнению основных разделов опросника речевого развития детей, предложены доступные для ребенка приемы обследования.
Материалы раздела пригодятся не только студентам педагогических учебных заведений, они будут полезны широкому кругу специалистов дошкольных образовательных учреждений (воспитателям, логопедам, дефектологам), а также родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Возраст: дети дошкольного возраста 4-7 лет.
1. Объем словаря
Инструкция: 1) «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где часы. И т. д.». «Кто скачет? Кто стучит? И т. д.». «Покажи, где ладонь (пальцы, ноготь, висок). И т. д.». «Кто варит (шьет, жарит)? И т. д.». «Покажи, из чего ты пьёшь чай, с чем ты ешь суп, куда кладут чистые тарелки?»
1. Пассивный словарь.
| 4 года | 5 лет | 6 лет |
Точность понимания значения слов |
а) из одной части: «Возьми игрушку», «Закрой глаза» | | | |
б) из двух частей: «Возьми меня за руку и встань со стула» | | | |
в) из трёх частей: «Похлопай в ладоши, помаши ручкой, возьми карандаш» | | | |
Знание предметов, действий, частей тела |
а) Где часы, иголка, балкон, хлеб, костёр, душ ? | | | |
б) Кто скачет, стучит, пьёт, моется, ест, плачет? | | | |
в) Где у тебя ухо, нос, рот, шея, локоть, пятка? | | | |
Узнавание предметов по их назначению |
Из чего ты пьёшь чай? С чем ты ешь суп? Куда кладут чистые тарелки? | | | |
Оценка:
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — правильно выполнены 3 задания серии;
1 балл — правильно выполнено 1-2 задания серии;
0 баллов — не выполнил ни одного задания серии или путает картинки.
2. Словоизменение
Инструкция: «Покажи, где кот. Покажи, где коты». «Покажи, кто в машине».
Дети 4-5 лет употребляют предлоги в, на, над, под, за. Дети 6 лет употребляют предлоги под, за, из-под, из-за, около, перед.
Возраст | Речевой материал | Выполнение задания |
Дифференциация единственного и множественного числа существительных | |
4 года | кот — коты машина — машины окно — окна лист — листья | |
5 лет | медведь — медведи кукла — куклы дерево — деревья стул — стулья | |
6 лет | пень — пни дверь — двери ученик — ученики перо — перья | |
Дифференциация предложно-падежных конструкций | |
4 года | Кто в машине? Что за машиной? Кто на машине? Что под машиной? | |
5 лет | Кто на доме? Кто в доме? Что над домом? Кто выходит из дома? | |
6 лет | Кто под коробкой? Кто выйдет из-за коробки? Кто за коробкой? Кто вылезет из-под коробки? Кто перед коробкой? Кто около коробки? | |
Оценка:
3 балла — все задания серии выполнены правильно;
2 балла — правильно выполнены 3 задания серии;
1 балл — правильно выполнено 1-2 задания серии;
О баллов — не справился ни с одним заданием или путает картинки.
3. Словообразование
Инструкция: «Покажи юбку. Покажи юбочку. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой мальчик выходит. Покажи картинку, на которой мальчик входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».
Возраст | Речевой материал | Выполнение задания |
Дифференциация существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами | |
5 лет | юбка — юбочка ёлка — ёлочка звезда — звездочка | |
6 лет | шкаф — шкафчик ваза — вазочка заяц — зайчик | |
Дифференциация существительных с суффиксом -инк | |
5 лет | бусы — бусинка виноград — виноградинка | |
6 лет | роса — росинка изюм — изюминка | |
Дифференциация глаголов с различными приставками | |
5 лет | Мальчик выходит из дома. Мальчик переходит улицу. Мальчик подходит к дому. | |
6 лет | Машина выезжает из гаража. Машина отъезжает от гаража. Машина объезжает гараж. | |
Оценка:
3 балла — показывает все картинки без ошибок;
2 балла — допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;
1 балл — допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;
0 баллов — допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.
4. Понимание словосочетаний и предложений
Инструкция: «Покажи, где на картинке...».
Возраст | Задание | Выполнение задания |
Понимание словосочетаний | |
4года | Покажи: Где собака хозяина? | |
Где хозяин собаки? | |
Где дочка мамы? | |
Где мама дочки? | |
Понимание простых предложений | |
4-5 лет | Покажи картинку: Девочка рвёт цветы. | |
Девочка играет в мячик. | |
Девочка убирает комнату: | |
Понимание сложно-подчинённых предложений и сложных лексико-грамматических конструкций | |
6 лет | Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? | |
Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? | |
Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? | |
Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету? | |
Понимание вопросительных предложений | |
4 года | Кого ловит девочка? | |
Чем девочка ловит бабочку? | |
Кто ловит бабочку? | |
Оценка:
3 балла — показывает все картинки без ошибок;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — все задания выполнены с ошибками.
5. Понимание связной речи
Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу». После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.
4-5 лет | Спала кошка на крыще, поджала лапки. Села возле кошки птичка. Не сиди близко, птичка, кошки хитры. |
| Где спала кошка? |
| Как она спала? |
| Кто сел возле кошки? |
| Что мы скажем птичке? |
Понимание связной речи |
6 лет | Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт. Тогда она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волной унесло. И осталась собака ни с чем. |
| Где шла собака? |
| Что она несла? |
| Что она увидела в воде? |
| Как поступила собака? |
| Как всё закончилось? |
Оценка:
3 балла — ответил на все вопросы правильно;
2 балла — допущена 1 ошибка;
1 балл — допущено 2-3 ошибки;
0 баллов — не понял содержания.