Развивающая предметно-пространственная среда
в условиях полилингвальности.
Архипова Жанна Юрьевна,
Учитель английского языка
МАОУ Гимназия № 2 г. Красноярска
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Именно таким и является многофункциональный учебный класс «Билингва». Многофункциональный учебный класс «Билингва» имеет нестандартное оформление. Все образовательное пространство поделено на зоны, что дает ему дополнительные функциональные возможности и приводит к расширению спектра использования и применения этого пространства.
Данный класс предназначен для организации учебных занятий и внеурочных мероприятии, направленных на достижение планируемых результатов в рамках системно- деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС. Функциональное зонирование образовательного пространства класса значительно облегчает реализацию разных форм коммуникации: становится проще использовать электронные средства обучения, ученики могут самостоятельно выбирать места для общения, самоподготовки и отдыха, появляется возможность применять «нестандартные» формы обучения (проектную и игровую деятельность и т. д), осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, организовывать индивидуальную, парную, групповую работу.
Использованные для оформления кабинета английского языка картины, изображающие достопримечательности, портреты выдающихся людей Великобритании и другие демонстрационные материалы просто необходимы для передачи духа страны изучаемого языка. Подобный подход не только повышает мотивацию школьников, но и способствует нравственному и эмоциональному развитию в условиях полилингвальности.
Цель создания многофункционального учебного класса «Билингва»- расширение предметно-образовательного пространства, осуществляемое за счет его зонирования.
УЧЕБНАЯ ЗОНА - создание условий для развития интересов к учебной деятельности; организация интеллектуального взаимодействия. Учебная зона включает в себя ряд локаций в учебном кабинете:
1. Зона для совместной работы с учителем (столы выставлены буквой «П» для демонстрации материала учитель использует учебные доски: маркерную, интерактивную, компьютер, шкафы, в которых помещены дидактические материалы для учебных занятий и внеурочных мероприятий:
2. Зона коворкинга (для групповой работы обучающихся расставлены столы особым образом);
3. Зона для индивидуальной работы обучающихся (прилагается список источников для работы, индивидуальные компьютеры с выходом в Интернет и установленной программой для записи устных ответов обучающихся, наушники).
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗОНА - создание определённой конкретности и образности в абстрактном мышлении обучающихся, повышение познавательного интереса к предмету, расширение кругозора.
Включает: стенды, отражающие не только жизнь класса, но и страны изучаемого языка, информация для обучающихся и их родителей. о предстоящих мероприятиях, олимпиадах, конкурсах и их результатах, творческие работы обучающихся.
ИГРОВАЯ ЗОНА - создание условий для отвлечения обучающихся от учебной деятельности, разряжения эмоционально-психологического состояния детей через игровую деятельность.
Включает: ряд настольных игр для разных возрастов журнальный столик, мягкий пуфик.
ЗОНА ОТДЫХА - создание условий для отвлечения обучающихся от учебной деятельности, разряжения эмоционально-психологического состояния обучающихся через погружение в мир героев книг.
Включает: этажерка с изданиями книг на английском языке для разных возрастов обучающихся, эксклюзивный стул с мягкой сидушкой и мотивирующей надписью на его спинке, имитация камина в английском стиле.
Обучающийся работает фронтально совместно с педагогом, участвует в парной групповой работе, работает в соответствии со своей индивидуальной образовательной траекторией, использует, при необходимости, источники сети Интернет. Использует информационную зону для получения информации. Знакомится с авторами книг английских изданий. Погружается в атмосферу страны изучаемого языка. Оценивает свою деятельность, корректирует.
Педагог, выполняя обучающую функцию, на групповых занятиях использует интерактивную доску для демонстрации наглядного обучающего материала.
Создает игровые, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей, осуществляет индивидуализацию обучения, оценивает результаты или привлекает обучающихся к самооценке.
Постоянно следит за обновлением информационной зоны, сотрудничает с библиотечным фондом, периодически делая замену печатных изданий для поддержания интереса к зоне отдыха. Отслеживает качество выполнения индивидуальных заданий, анализирует, отрабатывает с обучающимися.
За счет функционирования данного кабинета созданы благоприятные условия для:
- стимуляции познавательной активности и творческой деятельности обучающихся;
- самоорганизации, активности обучающихся в выборе содержания своей образовательной деятельности;
- развития коммуникативных УУД.
Рациональное использование пространства кабинета приводит к повышению качества организации образовательного процесса. Нестандартное рабочее пространство интересно обучающимся, повышает мотивацию к изучению школьного предмета.