СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока в 11 (технологическом) классе "Постановка и моделирование задачи массового обслуживания".

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В тексте разработки ссылка на дополнительные файлы к классному часу.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока в 11 (технологическом) классе "Постановка и моделирование задачи массового обслуживания".»

https://disk.yandex.ru/d/jIvi-3CU8KDzwQ

Тема урока: Постановка и моделирование задачи массового обслуживания.

Класс: 11

Цель – построить компьютерную имитационную модель очереди и оценить ее интегральные характеристики.


Краткое описание этапов урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


  1. Мотивация учебной деятельности, актуализация знаний

(5 мин)


Добрый день, ребята!

Ребята, предлагаю вам сегодня не просто урок, а урок – квест. Кто-нибудь был участником квеста? А правила квеста вы знаете? (ключ, собственная цель, сюжет и ограниченное время).

А что называют квестом?

англ. quest — поиск, предмет поисков, поиск приключений с преодолением препятствий, разгадкой тайн.

Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.


Ребята, обратите внимание на следующие изображения.

1. Какие ассоциации приходят на ум?

Приходилось ли вам стоять в очереди? Где?

То сеть в системах массового облуживания.

Как вы себя при этом чувствовали?

Очередь, обслуживание


2. Какой раздел информатики вы изучаете на протяжении многих уроков?

Как очередь и моделирование связаны между собой?

компьютерное моделирование


3. Как вы думаете какова тема нашего урока?



В любом квесте должны быть загадки, интрига.

Постановка и моделирование задачи массового обслуживания.


4. Итак, первое задание спрятано в конвертах. А конверты вы получите, если отгадаете загадки.

Задание для группы «ПАРИКМАХЕРСКАЯ».

Мебель школьная стоит,

Ученик за ней сидит,

От начала до конца,

Неразлучна с ним она!

Ответ: Парта

Задание для группы «МАГАЗИН».

Сохраняет все секреты

«ящик» справа, возле ног,

и слегка шумит при этом.

Что за «зверь?»

(Системный блок)

Задание для группы «АЗС».

На столе он перед нами,

на него направлен взор,

подчиняется программе,

носит имя...

Ответ: Монитор

Квест – это не только поиск информации и разгадывание тайны, но и умение ее преобразовать. Преобразуйте полученную информацию в живую картинку.

Отвечают, ищут задания, готовятся


5. Сценки.15 минут

Мы рассмотрели самую простую стратегию обслуживания клиентов в системе с очередью (на самом деле ситуация в жизни усложняется различными факторами: Vip- клиенты, приоритетные пользователи и др.).

  • Что общего можно отметить во всех трех постановках?

  • Наблюдались ли случайные величины? Какие? Обоснуйте.

  • Ребята, следующий ваш ответ станет ключом к архиву теоретической части нашего урока.

Как называют моделирование, признаки которого мы сейчас перечислили?

  • Какова цель имитационного моделирования?


Признаки имитационного моделирования

  1. Объект моделирования – система, состоящая из множества взаимодействующих объектов.

  2. Производимые объектами действия носят случайный характер.

  3. Известны правила взаимодействия элементов.

  4. Пошаговое (во времени) описание изменения состояния элементов системы.

  5. Существуют интегральные (т.е. общие суммарные, усредненные) характеристики системы. Интегральные оценки носят вероятностный характер.

  6. Цель моделирования – оценка изменения со временем интегральных характеристик системы через отслеживание всех актов взаимодействия системы.


системы массового обслуживания, очереди, известны правила взаимодействия клиентов, существуют общие характеристики (количество клиентов, интервал между появлениями клиентов, время ожидания в очереди, время обслуживания), которые носят случайный характер.


Цель моделирования – оценка изменения со временем интегральных характеристик системы через отслеживание всех актов взаимодействия системы.

Цель – построить компьютерную имитационную модель очереди и оценить ее интегральные характеристики.


2. Изучение нового материала. Первичное закрепление 2 минуты


После прочтения.

  • В связи с чем и в каком веке появилась теория массового обслуживания?

  • Какие случайные величины при решении задачи массового обслуживания называют равномерно распределенными?

  • В чем они измеряются?

  • Какие начальные величины можно принять за 0? (время начала обслуживания клиента, длительность времени ожидания обслуживания, условное время прихода в очередь (от начала обслуживания первого клиента).

  • Конечным продуктом нашего урока – квеста будет не найденный клад А что?

Чтобы построить компьютерную имитационную модель очереди с целью выбора оптимального решения вам необходимо получить доступ к архиву «Компьютерный эксперимент».

Для этого ответьте на вопрос – Какая функция в электронных таблицах Microsoft Excel генерирует случайные числа, равномерно распределенные в полуинтервале от 0 до 1?

Изучают материал самостоятельно
















СЛЧИС()


5. Практическая деятельность учащихся (15 мин)



Защита 5 минут

Что вам необходимо сделать на этом этапе?

Вы работали с абсолютно одинаковыми моделями систем массового обслуживания. Так почему же нет совпадения результатов?

Как вы считаете, наш квест достиг цели?

Ребята, мы сегодня преодолели линейный квест.







А может ли наш квест иметь продолжение?

С помощью табличного процессора Excel рассчитывают основные параметры СМО.

Анализ результатов. Защита работы.


В силу случайного характера воспроизводимых событий – поступления запроса на обслуживание и времени обслуживания.


6. Рефлексия 3 минуты



Что нового ты узнал на уроке?

Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?

Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?

Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?

Где ты применишь полученные знания?

В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

Благодаря каким инструментам ты нашел решение?

Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему, составлял тезисы и т.д.)?

С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?

За что бы ты себя похвалил на уроке?

Что изменил бы в своих действиях на уроке?

Что бы ты изменил на уроке в последующем?

Что тебе понравилось на уроке больше всего?



7. Домашнее задание (1 мин)



Кризис очереди?



Регулятивные Планирование

(определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии;

способность к волевому усилию –к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

Познавательные Общеучебные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование.

Логические:

синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: смыслообразование ( «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).






Формируемые УУД

Коммуникативные: Использование средств языка и речи для получения и передачи информации (самовыражение, монологические высказывания).

Познавательные: Логические: подведение под понятие, вывод следствия

Регулятивные: целеполагание, планирование прогнозирование

Познавательные: Общеучебные:

- формулирование

познавательной цели.

Логические:

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Общеучебные:

поиск и выделение информации;

Логические: анализ с целью

выделения признаков (существенных, несущественных);

выбор оснований и критериев для сравнения,

Познавательные:

Общеучебные: формулирование

познавательной цели;

поиск и выделение информации.

Логические:

анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

Действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно)

контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!