СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. «Жизнь протекает среди людей»

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. «Жизнь протекает среди людей»»


Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.



«Жизнь протекает среди людей»




Выполнила : Захарова Н.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1им.К.И.Щелкина»

г.Белогорска











Разработка урока по курсу Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

на тему: «Жизнь протекает среди людей»

Цель урока: Формировать понимание того, что творить добро – духовная радость.


Задачи урока:

Создать условия для нравственного развития личности

Обучать установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.


Планируемые результаты урока

Личностные

•Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать и уважать традиции и ценности отечественной культуры

Предметные

•Формирование устойчивого интереса к предмету.

•Воспитание этических норм поведения, чувства добра и сострадания, любви и милосердия, составляющим моральное достояние человеческой души.

•Мотивация младших школьников на нравственные поступи;

Метапредметные

•Самостоятельный поиск и получение информации ; аналитические навыки (анализ информации, сравнение и обобщение, умение работать в группе; умение высказать свое предположение на основе работы текстом

•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действий

•Готовность слушать собеседника и вести диалог

Тип урока – усвоение новых знаний

Оборудование: учебник по ОРКСЭ автор А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, карточки с заданиями, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Самоопределение к учебной деятельности

Ребята, урок я хочу начать с притчи, которая и определит тему урока. А что такое притча?

Притча - это небольшой поучительный рассказ, который несет глубокий смысл и заключает в себе мораль либо религиозную премудрость. В притче всегда есть главная мысль, целью которой и является донести широкую значимость идеи.


Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

- Что слепить тебе из этого кусочка? – спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


А вы хотите быть счастливыми?

А есть ли рецепт, по которому можно слепить счастье?


III.Определение темы и целей урока.

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Как стать счастливым?

Тема нашего урока звучит так: Жизнь протекает среди людей.

А что это значит?


IV.Изучение нового материала.

1.На этом этапе урока я предлагаю вам честно ответить на вопросы, которые общество ставит перед нами.

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3


Посчитайте свои результаты

  • 60-80 очков У вас есть возможность прожить жизнь по- человечески, не принося страданий и неприятных чувств окружающим. В вашем характере неплохо сочетаются моральные качества и готовность к действию для предотвращения зла.

  • 33-59 очков Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали. Но вам нужно получше разобраться в самом себе и не допускать «прорыва» легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях.

  • 24-32 очка Вам нужно всерьёз подумать о себе и о своём будущем, поскольку у вас явно выраженный провал в понимании моральных норм и морального человеческого поведения среди людей. Если не постараетесь круто изменить свою позицию – вас ждут большие неприятности, а ваших близких – переживания за вас.

и возьмите фишку своего результата (60-80 очков – желтый цвет, 33-59 – оранжевый цвет, 24-32 очков – голубой цвет), покажите.

Трудно ли было отвечать на вопросы?

В чем состояла трудность?


Вывод: наши пороки: ЭГОИЗМ, КОРЫСТОЛЮБИЕ, ЧЕРСТВОСТЬ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЛЕНЬ мешают нам людям идти по дороге Жизни свободно, а соответственно быть счастливыми.

2.А) На каких законах бытия основаны отношения между нами людьми?

Будут ли эти законы распространяться на людей разной национальности и разных верований?

Обратимся к учебнику стр.60

Прочитайте высказывания мыслителей прошлого.

Люди рождены друг для друга. (Марк Аврелий римский император  (161180))

Лишь в людях себя познать способен человек. (И.Гёте  немецкий писатель, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель)

Всякий человек знает, что ему нужно делать не то, что соединяет его с ними, а то, что соединяет его с ними. (Л.Н.Толстой русский писатель и мыслитель)

Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли. (В.Скотт шотландский прозаик, поэт, историк, собиратель древностей)

Правы ли они были?

Объясните свой ответ.


Б) Назовите 4 традиционных религии России.


Сейчас мы будем работать с карточкой 2.

Изучите правила морали в каждой из четырех традиционных религий России. Расскажите, что вас удивило, на что вы обратили внимание.

Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»


Удивило ли вас что-либо в представленных правилах морали в каждой из четырех традиционных религий России?

На что вы обратили внимание? (Религии разные, а правила одни и те же)


У каждого из вас есть лестница успеха каждого из нас с человечками на каждой ступени его развития. Найдите себя среди людей и раскрасьте тем цветом, который сейчас вам ближе всего. Покажите результат.



Вывод: не зависимо от цвета кожи, места проживания и религии счастье каждого из нас зависит от нашего умения взаимодействовать с окружающими нас людьми.

В) Хочешь, чтобы тебя все любили и уважали?

Ответ на этот вопрос мы найдем в притчи «Уважение».

Проявляй уважение к тем, кто достоин, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляй уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляй уважение к тем, кто не достоин его, если это тебе позволят обстоятельства, ибо в каждом есть что-то достойное уважения.

Ответьте на вопрос Почему это так важно: проявляй уважение к тем ….?

Как этого достичь?

Когда же нас любят и уважают, когда же мы должны любить и уважать окружающих нас людей? (Когда мы помним о том, что рядом с нами такие же люди как и мы, и поступаем с ними так, как хотели бы, чтобы поступали с нами)

Найди в учебнике на стр.61 отрывок, доказывающий наше объяснение.

Люди… не научились уважать самих себя, а значит, и жизнь. (Г.Манн немецкий писатель-прозаик и общественный деятель)

Потребность доставлять радость людям и в то же время уважать себя является важным качеством человека потому, что в этом наиболее сильно проявляется расположение к другому человеку и чувство собственного достоинства. Это сочетание очень важно в любых жизненных ситуациях!



VII. Итог урока.

Какой вопрос стоял в начале урока перед нами?

Назовите тему урока.

Так как же стать счастливым в жизни?

Прочитаем высказывание Ж.Ж.Руссо: «Люди, будьте человечны! Это наш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку». (франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник)

Передает ли это высказывание смысл законов человеческого бытия?

А вы готовы к счастью?

Зажги (подними высоко над собой) свою звезду счастья.

Рефлексия. Желтая звезда – мне легко делать добро, я счастлив.

Оранжевая звезда – мне трудно делать добрые поступки, но я постараюсь.

Голубая звезда – я не хочу делать добро людям и от них ничего не жду.



































Приложение

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3

  • 1.Какое наказание за обман покупателей вы бы установили для провинившегося продавца:

а) отпустите с миром; 10

б) отобрать всё имущество и посадить в тюрьму. 5

  • 2.Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то:

а) попросите отпустить собаку; 5

б) присоединитесь к ним. 10

  • 3.Если для успешной сдачи контрольной вам понадобится обмануть учителя, то:

а) вы сделаете это; 3

б) вы этого не сделаете и получите «2»; 10

в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 5

  • 4.Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших действий, то вы:

а) внимательно выслушаете и поблагодарите; 10

б) пропускаете мимо ушей речь старика, но делаете вид, что слушаете. 5

  • 5. Если кто-то в классе отлично учится и радуется жизни, то:

а) это доставляет вам неприятные ощущения; 5

б) у вас появляется желание унизить отличника; 10

в) вы радуетесь его успехам. 3

  • 6. Если ваши друзья при вас используют нецензурную речь в присутствии окружающих, то вы:

а) испытываете неловкость, стесняетесь; 5

б) просите изменить лексикон; 10

в) поддержите разговор в том же духе. 3

  • 7. Если у вас просят денег взаймы или какую-то вещь на время, то вы:

а) категорически отказываете; 3

б) спрашиваете: «А что мне за это будет?» 5

в) выполняете просьбу с лёгкой душой. 10

  • 8.Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице или бомжа, то:

а) у вас возникает неприятное чувство брезгливости; 10

б) не обращаете внимание и стараетесь быстро уйти; 5

в) смеётесь над ним. 3


Как стать счастливым?



Жизнь протекает среди людей

Эгоизм

корыстолюбие

чёрствость

жестокость

лень…








Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»

________________________________________________________________________________________________________________________________

Религия

Правила морали

Буддизм

«Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти»

«Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам

«Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления»

«Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Христианство

«Почитай отца твоего и мать, не убий, не укради»

«Как хотите, чтобы с вами поступали люди.ю так поступайте и вы с ними»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!