СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока химии в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по химии в 8 классе

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока химии в 8 классе»

ФИО педагога: Аммаева А.Ш.- МБОУ «Калкнинская СОШ»

Предмет: химия

Класс: 8 класс

Тема: Химические свойства оксидов

Основные задачи:

1.Образовательные- Рассмотреть химические свойства основных и кислотных оксидов. Формировать умение определять различие и сходства химических свойств оксидов.

2.Развивающие- Сформировать умение применять изученный алгоритм при проведении химического эксперимента. Способствовать формированию умений обобщать знания полученные из разных источников.

. Сформировать умение применять изученный алгоритм при решении цепочек превращений.

3. Воспитательные- Развивать умение самостоятельно строить новое знание. Воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:  знать химические свойства оксидов, уметь составлять химические реакции.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответствен­ность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с дос­таточной полнотой и точностью;

познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже из­вестного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно созда­вать  алгоритмы  деятельности;  извлекать  из  математических текстов  необходимую  информацию;  использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждении

Методы- беседа, объяснение, сравнение ,постановка и решение учебных проблем.

Тип урока:- комбинированный.

Дидактические материалы: химические реактивы, «карта открытия нового знания».

Оборудование: презентация к уроку; набор реактивов, карты «открытия нового знания».

Краткая аннотация к работе: данный урок проводится при изучении темы «Основные классы неорганических соединений», согласно УМК О.С. Габриелян.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

- Доброе утро, ребята.

- Сегодня мы с вами продолжим изучать основные классы неорганических соединений.

- Наш урок сегодня – урок открытия нового знания. Как вы открываете новое знание? (Мы выясняем, какие знания у нас отсутствуют, и самостоятельно открываем эти знания.)

- Какой класс соединений вы начали изучать на прошлом уроке? (Мы начали изучать оксиды.)

- А к какому классу соединений относится вода? (Это оксид водорода.)

  • На экране появляются картинки природных минералов-оксидов, в том числе воды, широко используемых человеком.

- Посмотрите, не только вода, но и другие оксиды широко представлены в природе. Зачем изучать их? (Оксиды окружают нас повсюду, их свойства нужно изучать, чтобы грамотно использовать.)

- У вас достаточно знаний об оксидах? (Нет, мы только начали изучать этот класс соединений.)

- А вы сможете открыть сами новые знания о них? (Да, сможем на основе тех знаний, которые уже есть, с вашей помощью, а также других источников информации, например, учебника.)

- С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то, что будет необходимо для открытия.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Какие вещества называются оксидами? (Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)

- На какие две группы классифицируют оксиды по свойствам? (Солеобразующие и несолеобразующие.)

- На какие группы делятся солеобразующие оксиды? (Основные, кислотные и амфотерные.)

- Какие оксиды называются основными? (Оксиды, которым соответствуют основания.)

- Какие оксиды называются кислотными? (Оксиды, которым соответствуют кислоты.)

  • На экране или на доске, как результат ответов учащихся, появляется схема классификации оксидов.

- Какие реакции называются реакциями обмена? (Реакции между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями.)

- Молодцы, а теперь разделите нижеперечисленные оксиды на группы, результат оформите в виде таблицы.

CaO, SiO2, LiO2, CO2, CuO, HgO, N2O5, Р2O5, MgO.

  • Эталон для самопроверки появляется на экране после выполнения задания.

- Молодцы, вы хорошо знаете классификацию оксидов. Теперь я прочитаю утверждение. Если вы с ним согласны, то на планшете вы пишете «+», если не согласны «–».

1. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей.

2. Все основные оксиды взаимодействуют с водой.

- Были ли у вас затруднения при ответе на эти вопросы, почему? (Нет, так как эти вопросы касались свойств воды, которые мы хорошо знаем.)

- Ребята, что вы повторили? Для чего понадобятся эти знания?

-А сейчас я предлагаю вам задание на пробное действие. Для чего вы выполняете такое задание? (Чтобы определить границы своего знания.)

Пробное действие

- Я опять читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то на планшете вы пишете «+», если не согласны «–», если сомневаетесь «?». Вы работаете индивидуально.

1. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой.

2. Все основные оксиды взаимодействуют с кислотами.

- У кого эти вопросы вызвали затруднения? (…)

- Зафиксируйте затруднение (Мы пока не можем ответить на вопросы, касающиеся взаимодействия основных оксидов с кислотами и кислотными оксидами.)

3. Выявление места и причины затруднения

- Почему вы не смогли ответить на эти вопросы, в чем причина затруднения? (Мы не знаем, будут ли реагировать основные и кислотные оксиды между собой, реагируют ли основные оксиды с кислотами.)

- А если точнее, чего вы пока не знаете? (Химических свойств основных и кислотных оксидов оксидов.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Сформулируйте цель урока. (Узнать химические свойства основных и кислотных оксидов оксидов - закрепить навыки безопасного обращения с химическим оборудованием и реактивами.)

- Сформулируйте тему урока. (Химические свойства оксидов.)

- Предложите средства, с помощью которых вы сможете открыть новое знание. (Использовать уже имеющиеся знания, например, мы знаем, как оксиды взаимодействуют с водой (уравнения), можно использовать в качестве источника знания учебник.)

- А проведение химических опытов может помочь в открытии? (Да, опыты помогут проверить на практике химические свойства основных оксидов.)

- Предположите, какие реактивы вы будете использовать при проведении химических опытов? (Оксиды, дистиллированная вода, возможно, кислоты.)

- Молодцы, посмотрите на экран, все ли пункты плана указаны?

  • На слайде 10 – пункты плана

1. Пользуясь «картой открытия нового знания» написать уравнения реакции, описывающие химические свойства основных и кислотных оксидов. Заполнить пропуск в алгоритме, опираясь на ранее открытые знания.

2. Используя «карту открытия нового знания» и предложенные реактивы, подтвердить химические свойства основных и кислотных оксидов опытным путем.

3. Сравнить полученный результат с материалом учебника.

4. Опираясь на полученный алгоритм, уточнить определение понятия «основные оксиды», «кислотные оксиды».

- Все согласны с таким планом открытия? (Да.)

- Всем успехов!

5. Реализация построенного проекта

  • На столах у учащихся – «карта открытия нового знания» и реактивы (оксид кальция, оксид меди (II), дистиллированная вода, раствор разбавленной соляной кислоты).

- Перед вами – «карта открытия нового знания». Открывать новое знание вы будете как обычно, работая в группах. У вас на столах находятся реактивы, необходимые вам для проведения химического эксперимента.

- Какие основные оксиды вы будете использовать для эксперимента? (Оксид кальция и оксид меди (II).)

- Верно, на их примере вы будете подтверждать алгоритм взаимодействия.

- Посмотрите на «карту открытия». Взаимодействие оксидов с какими веществами вы будете исследовать? (С водой, с кислотами, с кислотными оксидами.)

- Опыт с кислотными оксидами вы не проводите, в уравнениях реакции в качестве реагента рассматриваете оксид серы (VI).

- У вас обязательно все получится!

Карта открытия нового знания

а) взаимодействие с водой

основной оксид активного металла + вода

______________(щелочь)

Кислотный оксид+вода ____(кислота)


Заполните пропуск самостоятельно , опираясь на знания о свойствах воды


б) взаимодействие с кислотными оксидами

основной оксид+ кислотный оксидсоль



в) взаимодействие с кислотами

основной оксид +кислотасоль+ вода



  • После успешной реализации проекта результаты своей работы учащиеся сравнивают с эталоном, данным в учебнике. Затем представители разных групп у доски постепенно заполняют «карту открытия нового знания». В тетрадях у всех учащихся появляется эталон «Химические свойства основных оксидов». При написании уравнений реакций необходимо указать признаки их протекания.

- Опираясь на открытый эталон, какие уточнения, дополнения вы можете внести в определение понятия «основные оксиды»? (Основные оксиды – оксиды, которые при взаимодействии с кислотой образуют соль и воду.)

- Все пункты плана реализованы? (Да, все.)

- Что теперь необходимо сделать? (Закрепить полученные знания.)

6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

- Теперь, открыв алгоритм «Химические свойства основных оксидов», мы можем вернуться к пробному действию, к вопросам, которые вызвали у вас затруднение. Ответьте на них снова.

- Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой? (Да, образуя соль.)

- Напишите на планшетах уравнение взаимодействия между оксидом лития и оксидом серы (VI) (Li2O + SO Li2SO4.)

- Проверьте себя по эталону (эталон на экране).

- Все основные оксиды взаимодействуют с кислотами? (Да, это так, при этом образуется соль и вода.)

- Напишите на планшетах уравнение взаимодействия между оксидом натрия и серной кислотой (Na2O + H2SO Na2SO+ H2O.)

- Снова проверьте себя по эталону.

- К какому типу относится данная реакция? (Реакция обмена.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А теперь проверьте свои знания, выполнив самостоятельную работу с самопроверкой. Внимание на экран.

1. Формула основного оксида: А) Li2O; Б)CO2; В)SO3

2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с водой: А)CuO; Б)CaO; В)BaO

3. Допишите уравнение реакции ВаО + Н2ОBa(OH)2

4. Допишите уравнение реакции: СаО + СО2CaCO3

5. Допишите уравнение реакции: FeO + 2HClFeCl2+H2O

6. Допишите уравнение реакции: SO3 + H2O

- Сверьтесь с эталоном для самопроверки.

  • Эталон для самопроверки появляется на экране.

- Поставьте себе отметку.

8. Включение в систему знаний

- Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний, я предлагаю вам выполнить следующее задание:

Осуществите схему превращений


CaCaOCa(OH)C CO2 H2CO3

CaCO3 CaCO3

  • Данное задание помогает учащимся закрепить понятие «генетическая связь». Подобные задания полезны и уместны на всех уроках по теме «Основные классы неорганических соединений».

9. Рефлексия учебной деятельности

- Достигли ли вы цели урока? (Да, мы узнали химические свойства основных оксидов.)

- Получилось ли открыть «новое знание» самостоятельно? (Да, получилось.)

- Пожалуйста, попробуйте продолжить следующие предложения:

  • На уроке мне было интересно…

  • На уроке мне было трудно…

  • На уроке у меня получилось…

  • На уроке меня удивило…

- А теперь попробуйте оценить себя при помощи «сигнальных карточек», которые у вы видите у себя на столах. Если вам все было понятно, вы успешно справились с самостоятельной работой, то поднимите зеленую карточку, если после урока остались неразрешенные вопросы, вы допустили 1 ошибку в самостоятельной работе - поднимите желтую карточку, если тема осталась непонятой, вы допустили более 2-х ошибок в самостоятельной работе - поднимите красную карточку.

- Спасибо за урок!

Домашнее задание: § 40, упр. 1-3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!