ФИО педагога: Аммаева А.Ш.- МБОУ «Калкнинская СОШ»
Предмет: химия
Класс: 8 класс
Тема: Химические свойства оксидов
Основные задачи:
1.Образовательные- Рассмотреть химические свойства основных и кислотных оксидов. Формировать умение определять различие и сходства химических свойств оксидов.
2.Развивающие- Сформировать умение применять изученный алгоритм при проведении химического эксперимента. Способствовать формированию умений обобщать знания полученные из разных источников.
. Сформировать умение применять изученный алгоритм при решении цепочек превращений.
3. Воспитательные- Развивать умение самостоятельно строить новое знание. Воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать химические свойства оксидов, уметь составлять химические реакции.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
познавательные - уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждении
Методы- беседа, объяснение, сравнение ,постановка и решение учебных проблем.
Тип урока:- комбинированный.
Дидактические материалы: химические реактивы, «карта открытия нового знания».
Оборудование: презентация к уроку; набор реактивов, карты «открытия нового знания».
Краткая аннотация к работе: данный урок проводится при изучении темы «Основные классы неорганических соединений», согласно УМК О.С. Габриелян.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
- Доброе утро, ребята.
- Сегодня мы с вами продолжим изучать основные классы неорганических соединений.
- Наш урок сегодня – урок открытия нового знания. Как вы открываете новое знание? (Мы выясняем, какие знания у нас отсутствуют, и самостоятельно открываем эти знания.)
- Какой класс соединений вы начали изучать на прошлом уроке? (Мы начали изучать оксиды.)
- А к какому классу соединений относится вода? (Это оксид водорода.)
На экране появляются картинки природных минералов-оксидов, в том числе воды, широко используемых человеком.
- Посмотрите, не только вода, но и другие оксиды широко представлены в природе. Зачем изучать их? (Оксиды окружают нас повсюду, их свойства нужно изучать, чтобы грамотно использовать.)
- У вас достаточно знаний об оксидах? (Нет, мы только начали изучать этот класс соединений.)
- А вы сможете открыть сами новые знания о них? (Да, сможем на основе тех знаний, которые уже есть, с вашей помощью, а также других источников информации, например, учебника.)
- С чего надо начать работу, чтобы успешно открыть новые знания? (Надо повторить то, что будет необходимо для открытия.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Какие вещества называются оксидами? (Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.)
- На какие две группы классифицируют оксиды по свойствам? (Солеобразующие и несолеобразующие.)
- На какие группы делятся солеобразующие оксиды? (Основные, кислотные и амфотерные.)
- Какие оксиды называются основными? (Оксиды, которым соответствуют основания.)
- Какие оксиды называются кислотными? (Оксиды, которым соответствуют кислоты.)
На экране или на доске, как результат ответов учащихся, появляется схема классификации оксидов.
- Какие реакции называются реакциями обмена? (Реакции между двумя сложными веществами, в результате которой они обмениваются своими составными частями.)
- Молодцы, а теперь разделите нижеперечисленные оксиды на группы, результат оформите в виде таблицы.
CaO, SiO2, LiO2, CO2, CuO, HgO, N2O5, Р2O5, MgO.
- Молодцы, вы хорошо знаете классификацию оксидов. Теперь я прочитаю утверждение. Если вы с ним согласны, то на планшете вы пишете «+», если не согласны «–».
1. Оксиды активных металлов взаимодействуют с водой с образованием щелочей.
2. Все основные оксиды взаимодействуют с водой.
- Были ли у вас затруднения при ответе на эти вопросы, почему? (Нет, так как эти вопросы касались свойств воды, которые мы хорошо знаем.)
- Ребята, что вы повторили? Для чего понадобятся эти знания?
-А сейчас я предлагаю вам задание на пробное действие. Для чего вы выполняете такое задание? (Чтобы определить границы своего знания.)
Пробное действие
- Я опять читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то на планшете вы пишете «+», если не согласны «–», если сомневаетесь «?». Вы работаете индивидуально.
1. Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой.
2. Все основные оксиды взаимодействуют с кислотами.
- У кого эти вопросы вызвали затруднения? (…)
- Зафиксируйте затруднение (Мы пока не можем ответить на вопросы, касающиеся взаимодействия основных оксидов с кислотами и кислотными оксидами.)
3. Выявление места и причины затруднения
- Почему вы не смогли ответить на эти вопросы, в чем причина затруднения? (Мы не знаем, будут ли реагировать основные и кислотные оксиды между собой, реагируют ли основные оксиды с кислотами.)
- А если точнее, чего вы пока не знаете? (Химических свойств основных и кислотных оксидов оксидов.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте цель урока. (Узнать химические свойства основных и кислотных оксидов оксидов - закрепить навыки безопасного обращения с химическим оборудованием и реактивами.)
- Сформулируйте тему урока. (Химические свойства оксидов.)
- Предложите средства, с помощью которых вы сможете открыть новое знание. (Использовать уже имеющиеся знания, например, мы знаем, как оксиды взаимодействуют с водой (уравнения), можно использовать в качестве источника знания учебник.)
- А проведение химических опытов может помочь в открытии? (Да, опыты помогут проверить на практике химические свойства основных оксидов.)
- Предположите, какие реактивы вы будете использовать при проведении химических опытов? (Оксиды, дистиллированная вода, возможно, кислоты.)
- Молодцы, посмотрите на экран, все ли пункты плана указаны?
1. Пользуясь «картой открытия нового знания» написать уравнения реакции, описывающие химические свойства основных и кислотных оксидов. Заполнить пропуск в алгоритме, опираясь на ранее открытые знания.
2. Используя «карту открытия нового знания» и предложенные реактивы, подтвердить химические свойства основных и кислотных оксидов опытным путем.
3. Сравнить полученный результат с материалом учебника.
4. Опираясь на полученный алгоритм, уточнить определение понятия «основные оксиды», «кислотные оксиды».
- Все согласны с таким планом открытия? (Да.)
- Всем успехов!
5. Реализация построенного проекта
На столах у учащихся – «карта открытия нового знания» и реактивы (оксид кальция, оксид меди (II), дистиллированная вода, раствор разбавленной соляной кислоты).
- Перед вами – «карта открытия нового знания». Открывать новое знание вы будете как обычно, работая в группах. У вас на столах находятся реактивы, необходимые вам для проведения химического эксперимента.
- Какие основные оксиды вы будете использовать для эксперимента? (Оксид кальция и оксид меди (II).)
- Верно, на их примере вы будете подтверждать алгоритм взаимодействия.
- Посмотрите на «карту открытия». Взаимодействие оксидов с какими веществами вы будете исследовать? (С водой, с кислотами, с кислотными оксидами.)
- Опыт с кислотными оксидами вы не проводите, в уравнениях реакции в качестве реагента рассматриваете оксид серы (VI).
- У вас обязательно все получится!
Карта открытия нового знания
а) взаимодействие с водой
основной оксид активного металла + вода
______________(щелочь)
Кислотный оксид+вода ____(кислота)
Заполните пропуск самостоятельно , опираясь на знания о свойствах воды
б) взаимодействие с кислотными оксидами
основной оксид+ кислотный оксидсоль
в) взаимодействие с кислотами
основной оксид +кислотасоль+ вода
После успешной реализации проекта результаты своей работы учащиеся сравнивают с эталоном, данным в учебнике. Затем представители разных групп у доски постепенно заполняют «карту открытия нового знания». В тетрадях у всех учащихся появляется эталон «Химические свойства основных оксидов». При написании уравнений реакций необходимо указать признаки их протекания.
- Опираясь на открытый эталон, какие уточнения, дополнения вы можете внести в определение понятия «основные оксиды»? (Основные оксиды – оксиды, которые при взаимодействии с кислотой образуют соль и воду.)
- Все пункты плана реализованы? (Да, все.)
- Что теперь необходимо сделать? (Закрепить полученные знания.)
6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи
- Теперь, открыв алгоритм «Химические свойства основных оксидов», мы можем вернуться к пробному действию, к вопросам, которые вызвали у вас затруднение. Ответьте на них снова.
- Основные и кислотные оксиды взаимодействуют между собой? (Да, образуя соль.)
- Напишите на планшетах уравнение взаимодействия между оксидом лития и оксидом серы (VI) (Li2O + SO3 Li2SO4.)
- Проверьте себя по эталону (эталон на экране).
- Все основные оксиды взаимодействуют с кислотами? (Да, это так, при этом образуется соль и вода.)
- Напишите на планшетах уравнение взаимодействия между оксидом натрия и серной кислотой (Na2O + H2SO4 Na2SO4 + H2O.)
- Снова проверьте себя по эталону.
- К какому типу относится данная реакция? (Реакция обмена.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- А теперь проверьте свои знания, выполнив самостоятельную работу с самопроверкой. Внимание на экран.
1. Формула основного оксида: А) Li2O; Б)CO2; В)SO3
2. Какой из основных оксидов не взаимодействует с водой: А)CuO; Б)CaO; В)BaO
3. Допишите уравнение реакции ВаО + Н2ОBa(OH)2
4. Допишите уравнение реакции: СаО + СО2CaCO3
5. Допишите уравнение реакции: FeO + 2HClFeCl2+H2O
6. Допишите уравнение реакции: SO3 + H2O
- Сверьтесь с эталоном для самопроверки.
- Поставьте себе отметку.
8. Включение в систему знаний
- Чтобы закрепить полученные знания и включить их в уже имеющуюся базу знаний, я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Осуществите схему превращений
CaCaOCa(OH)2 C CO2 H2CO3
CaCO3 CaCO3
Данное задание помогает учащимся закрепить понятие «генетическая связь». Подобные задания полезны и уместны на всех уроках по теме «Основные классы неорганических соединений».
9. Рефлексия учебной деятельности
- Достигли ли вы цели урока? (Да, мы узнали химические свойства основных оксидов.)
- Получилось ли открыть «новое знание» самостоятельно? (Да, получилось.)
- Пожалуйста, попробуйте продолжить следующие предложения:
На уроке мне было интересно…
На уроке мне было трудно…
На уроке у меня получилось…
На уроке меня удивило…
- А теперь попробуйте оценить себя при помощи «сигнальных карточек», которые у вы видите у себя на столах. Если вам все было понятно, вы успешно справились с самостоятельной работой, то поднимите зеленую карточку, если после урока остались неразрешенные вопросы, вы допустили 1 ошибку в самостоятельной работе - поднимите желтую карточку, если тема осталась непонятой, вы допустили более 2-х ошибок в самостоятельной работе - поднимите красную карточку.
- Спасибо за урок!
Домашнее задание: § 40, упр. 1-3