СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся:

Одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие творческих способностей школьников. Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально само реализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи, проекты. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное.

Задачи работы:

- поддерживать и развивать интерес к предмету;

- учитывать возможности учащегося (дифференцированный подход: дети с академическими трудностями);

- формировать приемы продуктивной деятельности;

- прививать навыки исследовательской и проектной работы;

- развивать логическое мышление, воображение учащихся; -учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет);

- показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках химии;

- учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место химии в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.

Одним из способов активизировать познавательную деятельность учащихся, развить интерес к химии, к самостоятельному ее изучению является использование следующих методов и форм:

- игра, коллективно-групповая форма работы на уроке. Цель таких уроков – повторить и систематизировать материал темы или ее части. Как показала практика, урок-игра отличается коллективистской атмосферой: каждый участник игры, независимо от успеваемости, занимает активную позицию на всех этапах, ибо он болеет за свою команду. Участники игры работают рядом, обсуждение поставленного вопроса происходит коллективно, все осознают, что от каждого члена команды зависит общий успех. Каждый пытается вместе с командой найти решение, его усилия дополняются усилиями других, возникает эффект сопричастности к делу. Игра вызывает положительные эмоции, радость познания. Конечно, и от учителя требуется быстрота реакции, эрудиция, объективность, доброжелательность.

Чтобы учение не превратилось для ребят в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке стараться вызывать у школьников приятное ощущение новизны познаваемого.

Использование на различных этапах урока всевозможных игровых ситуаций – одно из направлений поднятия интереса учащихся к учению, в частности к занятиям по химии.

В основе ряда игровых ситуаций лежат самодельные дидактические игры, имеющие конкретное учебно-информационное содержание. Это могут быть кроссворды, ребусы, загадки, физические сказки, дидактические кубики, таблицы, кластеры, тестовые задания, лото, «морской бой» и т.д. С помощью игры можно активизировать познавательную деятельность учеников, делать ее интересной.

Преимущества таких игр: сочетание умственной деятельности с движением, возможность индивидуализации опроса (сложные и простые вопросы), обеспечение самостоятельной работы учащихся, их творчества.

С помощью таких уроков ученик имеет возможность переосмыслить учебный материал с новых позиций, структурировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данного раздела курса и с другими разделами.

- проблемное обучение, под проблемным обучением понимается такая организация учебного занятия, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. К методам проблемного обучения относятся проблемное изложение, эвристический и исследовательские методы.

В отличие от традиционных форм сообщения информации проблемное изложение (проблемная лекция, рассказ) совершенно особая форма целенаправленно отобранной, выстроенной и в определенной логике преподносимой информации. Верно, избранная тема, продуманный сюжет и удачное исполнение этой композиции побуждают ребят внимательно слушать учителя, следить за логикой развертывания мысли, искать и обнаруживать противоречия в логике самого изложения, если оно недостаточно корректно или намеренно предусматривает такое обнаружение непоследовательности учителя учениками. Таким образом, проблемное изложение учебного материала создает почву для самостоятельных рассуждений ребят над услышанным, для сомнений в достаточности и убедительности приводимых аргументов, тем самым обостряя и активизируя процесс мышления. Они активно включаются в поиск ответа на вопросы, требующие теоретического обоснования. Таким образом, учитель подводит учащихся к установлению связей между новым материалом и их жизненными представлениями.

Эвристическая беседа это тоже интересная, живая форма проведения урока, предполагающая систему логически взаимосвязанных вопросов учителя и большей частью творческих ответов учащихся, конечной целью которой является решение целой проблемы или ее части. Участие в диалоге позволяет раскрыться как личности и учителю, и ученику. Логика вопросов и ответов, неожиданный поворот мысли активизирует познавательную деятельность и самостоятельность учащихся. Достаточно систематическое применение такой беседы на уроках побуждает учителя к поиску таких методических приемов, которые помогали бы ученику самостоятельно получать знания и осуществлять те или иные мыслительные операции в процессе поиска. Эвристическая беседа обладает целым рядом специфических особенностей, отличающих ее от репродуктивной: целевая направленность беседы на решение какой-либо новой для учащихся проблемы; логическая взаимосвязанность вопросов учителя и ответов учащихся, представляющих собой поэтапные шаги решения проблемы; в зависимости от ответов вопросы могут меняться и корректироваться; проблемный характер большей части вопросов, включенных в беседу; самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы, основанная на имеющимся багаже знаний, но приводящая к новым знаниям и новым способам деятельности; доказательное целостное решение поставленной в начале беседы проблемы. Применение эвристической беседы преследует несколько целей, среди которых можно выделить мотивационную, познавательную и методическую. С позиции мотивации эвристическая беседа стимулирует у ребят активный интерес к изучаемому материалу, стремление принять участие в поиске, В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения учеников в самостоятельный поиск новых знании и способов познавательной деятельности. В методическом отношении эвристическая беседа обучает последовательности шагов поиска решений, облегчает усвоение отдельных операций творческой деятельности.

- метод проектов. Что же такое учебный проект? С точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести устройство, прибор, плакат, альбом, проспект, буклет, фото, мультимедийную презентацию и пр., отражающие самое существенное содержание темы.

Метод проектов наиболее эффективно создаёт условия для формирования и развития творческих способностей учащихся. Через работу ума и рук учащиеся вовлекаются в совместную деятельность в группах, развивается сотрудничество. Проекты органично вписываются в учебный процесс. Следует отметить, что уроки с использованием метода проектов наиболее эффективны как средство активизации учебной деятельности детей, менее склонных к пониманию, запоминанию теоретических выкладок, формул, решению задач. У них проявляются способности к практической деятельности, а через практику идет обучение.

В качестве простейшего примера выполнения исследовательского проекта можно привести рефераты, которые активно используются в учебном процессе. Сначала ребята пишут рефераты для использования на конкретном уроке, затем наиболее интересные исследования выходят на общешкольные внеклассные мероприятия (например, в рамках предметных недель), а затем – на научно-практические конференции.

- химический эксперимент на уроках химии. Эксперимент является одним из ведущих методов школьного курса химии. Он успешно моделирует явления, которые невозможно наблюдать непосредственно, позволяет дать заключения о степени справедливости тех или иных гипотез. Нередко эксперимент становится источником противоречий, создает на занятиях проблемные ситуации. Это случается, когда данные, полученные опытным путем, вступают в противоречие с известными химическими закономерностями. Ясно, что изучение химии может быть полноценным только при систематическом и хорошо продуманном использовании учебного химического эксперимента, т.е. когда наблюдения и опыты станут в число ведущих методов обучения.

В экспериментальных исследованиях по химии интуиция ученого проявляется, прежде всего, в предугадывании конечного результата. Поэтому, прежде чем приступить к демонстрационному или фронтальному эксперименту, лабораторной работе с учащимися необходимо обсудить – какой результат может получиться и, только потом, проводить эксперимент, в ходе которого проверяется правильность проведённых предварительных рассуждений. Немало интуиции проявляет исследователь (а в данном случае учащийся школы) и при анализе результатов эксперимента. Сущность исследовательского метода обучения - обеспечение организации поисковой творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем. При проведении исследования самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы становятся выводы, полученные ребятами, как ответы на поставленные вопросы.

Экспериментально-исследовательские задания являются основным видом творческих заданий, используемых на уроке и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. Многие исследования, которые в классе по разным причинам выполнить нельзя, могут быть предложены в качестве домашнего задания. Домашние опыты и наблюдения дают возможность расширять область связи теории с практикой, развивать интерес к химии, рождают творческую мысль и развивают склонность к научным исследованиям, приучают к самостоятельной исследовательской работе, вырабатывают наблюдательность, развивают внимание, настойчивость и аккуратность.

- учебный мозговой штурм - одна из технологий решения учебных задач - также имеет своей целью развитие творческого стиля мышления у школьников. Дидактические ценности данного метода следующие: это активная форма работы учащихся; учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли; участники мозгового штурма учатся слушать и слышать друг друга; признание за другими права иметь свою точку зрения; учитель может поддержать слабого ученика, обратив внимание на его идею; наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы; на основе мозгового штурма можно легко организовать деловую игру.

Динамику развития творческих способностей у учащихся удобно проследить по оригинальной методике ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Учащимся предлагается решить творческие задачи (исследовательского и лабораторного типов) по химии в качестве: домашнего задания; самостоятельной индивидуальной работы на уроке; самостоятельной работы в малых группах. Форма предлагаемых заданий для учащихся самая разнообразная: график, кластер, проспект, составление схемы, проблемная ситуация, исследовательская задача. Полученные варианты решений анализируются по следующим показателям: отношение числа ответов к количеству заданий; быстрота и легкость ориентации в поставленном вопросе и проникновения в проблему; точная, полная аргументация ответов, обоснованность решений; знание и использование физической терминологии, фактов, теорий, законов; оригинальность оформления (таблиц, схем, графиков и т.д.); оригинальность стиля изложения; интегрированность знаний; анализ и оценка собственных идей и решений.

В процессе данной работы полученные результаты позволяют выявить четыре группы детей с разным уровнем развития интеллекта и креативности, отличающиеся способами адаптации к внешним условиям и решения проблем. 1. Учащиеся, обладающие достаточно высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью, они уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки. Они обладают внутренней свободой и вместе с тем высоким самоконтролем. Проявляя большой интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям своего социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий.

2. Учащиеся с высоким уровнем интеллекта и низким уровнем креативности стремятся к школьным успехам, которые должны выразиться в форме отличной оценки. Они крайне тяжело воспринимают неудачу, избегают риска, не любят публично высказывать свои мысли.

3. Учащиеся, обладающие низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности. Они с трудом приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют увлечения вне школы (кружки, консультации и т.д.). Они наиболее тревожны, страдают от неверия в себя.

4. Учащиеся с низким уровнем интеллекта и творческих способностей внешне хорошо адаптируются, держатся в "середняках" и довольны своим положением. Они имеют адекватную самооценку, низкий уровень предметных способностей компенсируется развитием социального интеллекта, общительностью, пассивностью в учебе. Основной формой работы с обучающимися был и остаётся урок. Но для развития способностей одарённых детей этого недостаточно, поэтому я посвящаю индивидуальной работе с такими учениками большую часть внеурочного времени. Одной из форм организации внеурочной деятельности, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются эвристические, интеллектуальные, дистанционные олимпиады, викторины с метапредметным содержанием, решение нестандартных задач, практические работы, лабораторные работы, конкурсы творческих работ, работа по поиску дополнительной литературы, составление проектов, участие в НПК с исследовательскими работами. А также это могут быть разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: викторины, различные игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

В итоге можно сказать, что в нашей школе постоянно ведется работа в данном направлении, прежде всего это педагогическая диагностика (мониторинг), педагогическое наблюдение, анализ и изучение проведенной работы, опираясь на который учитель может планировать и корректировать свою работу с учащимися, классным коллективом. Ежегодно в нашей школе проводятся разные общешкольные мероприятия в которых участвует и мой класс: ежегодная благотворительная акция «Школьный набат», «День Здоровья», «Золотая осень», «День матери», декада ЗОЖ, НПК «Лучики надежды», краеведческая конференция, конкурсы песни и др. Кроме этого мной проводится постоянная внеурочная работа, как кружковая с классом, так и индивидуальная (консультации по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ), участвую предметных неделях «Естественные науки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!