СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа над этюдами в средних классах дмш

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа над этюдами в средних классах дмш»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ХОРОВАЯ ШКОЛА «РАДУГА» ГОРОДА РЕУТОВ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ














Методическое сообщение




«РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ»






Подготовила: Шокина С. В.





















Реутов 2022

РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ В СРЕДНИХ КЛАССАХ ДМШ.


За время обучения в школе надо подготовить учащихся к разнообразным видам техники, встречающимся в произведениях композиторов как старых, так и новых школ. Необходимо выработать навыки исполнения фактуры, основанной не только на мелкой пальцевой технике, но и на других видах изложения.

Этюд требует многократных проигрываний, в результате которых только

и можно по-настоящему преодолеть все его трудности и, главное, приобрести необходимую выдержку, научиться бороться с возникающим мышечным напряжением. Сознательная, умная тренировка здесь так же необходима, как в спорте. Приступая к работе над этюдом с длительным непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости в руке ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. И не только потому, что это может привести к болезни рук. Такая игра бессмысленна и даже вредна для преодоления трудностей этюда: играя напряженными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения и, таким образом, идем по пути регресса, а не совершенствовании своего исполнения. Поэтому, когда рука начинает уставать, следует либо остановиться, либо, - часто это целесообразнее, - продолжать играть тише или в более медленном темпе.

Советы для предохранения от усталости: не переходить к быстрому темпу, пока руки не привыкнут к исполнению фигурации в умеренном темпе, соблюдать постепенность в переходе к более быстрым темпам, не перегружать общую звучность, применять "объединяющие" движения, следить за гибкостью запястья. Важно также наметить построения, в которых можно изменить характер движения рук и сделать несколько "освобождающих" кистевых движений или смягчить звучность и тем самым дать отдых руке. Основной задачей обычно является сочетание отдельных звеньев в единое целое. Для разрешения этой задачи следует учить места соединений отдельных звеньев, проигрывая по несколько раз краткие, соприкасающиеся фигуры двух смежных звеньев. Необходимо также побольше играть в умеренном темпе более крупные разделы этюда, включающие различные типы фигур. Большое значение имеет хорошее исполнение партии руки, содержащей либо сопровождение, либо мелодию. Эти партии написаны таким образом, что они помогают исполнению фигурации.

Нельзя забывать о том, что хорошее исполнение сопровождения способствует большей музыкальной осмысленности, а это всегда благотворно отражается и на чисто техническом прогрессе. Поэтому над более легкой партией в этом, как и в других этюдах, надо работать столь же тщательно, как и над фигурацией. И еще немного об инструктивных этюдах. Ясно, что работа над ними не может вестись оторвано от музыкального восприятия и осмысливания и не должна превращаться в механическую муштру. Поэтому нельзя противопоставлять изучение этюдов работе над техническими трудностями в художественных произведениях: общие требования, которыми учащиеся руководствуются в работе над художественной литературой, остаются в силе и при изучении этюдов — пусть в более ограниченном размере. Вот основные принципы в работе: 1) понимание замысла автора и своих исполнительских задач; 2) умение видеть трудности и работать над ними. Конечно, художественное содержание инструктивных этюдов часто весьма скромно, но принципы работы от этого не меняются. Ее направленность также определяют характер произведения (этюда), заключающиеся в нем трудности. Что касается моментов двигательного порядка, то и здесь нет никаких противоречий между исполнением инструктивных и художественных произведений. В области собственно пианистических приемов каждому ученику необходимы свобода и незаторможенность движений, умения управлять ими, соответствие их тем слуховым представлениям и задачам, которые в этот момент стоят перед исполнителем. Существенная и весьма общая задача педагога — должным образом направить развитие двигательных навыков учащегося. Необходимо иметь налаженный (в соответствии с возрастом и подготовленностью ученика) пианистический аппарат, если и не обеспечивающий в данный момент большой беглости, то, во всяком случае, позволяющий идти к этой цели в будущем. Надо играть удобно для себя, то есть, свободно управляя своим пианистическим аппаратом, без лишних движений, с нужной опорой в кончиках пальцев. Такая свобода исключает как напряженность мышц кисти и пальцев, предплечья, плеча и спины, так и расслабленное состояние. Необходимо их организованность, обеспечивающая свободное выполнение пианистических движений, состояние готовности к ним. Целеустремленность движений, удобство для исполнителя и соответствие представляемым звуковым задачам являются критерием, позволяющим определить, на верном ли пути находится работа над развитием двигательных навыков учащихся. Мелкая техника - основа будущего технического мастерства учащихся. Существует также техника исполнения двойных нот, октавная и аккордовая техника. От ученика, как уже говорилось выше, требуется ровность и плавность ведения звуковой линии, а также надлежащее качество звука в ней. Иногда ученики превращают работу над этюдами в бессмысленное, довольно громкое проигрывание. Разумеется, часто этюды приходится учить подолгу, играть с большим звуком - это необходимо, но, как уже говорилось, ни что не должно выходить из-под контроля сознания и слуха.

Как правило, в этюдах приходится обращать внимание на аппликатуру. Необходимо требовать выполнения поставленных в нотах аппликатурных указаний при согласии с ними педагога. В многочисленных этюдах Черни аппликатура большей частью вполне приемлема, а иногда и является единственно возможной. Учащиеся иной раз довольно долго не понимают, насколько важно найти наилучшую аппликатуру и освоиться с ней. Им неоднократно приходится разъяснять, что и в этюде надо привыкать к нужной в данном конкретном случае аппликатуре и не допускать случайных ее изменений. Конечно, и при изучении этюдов первостепенное значение имеет не только понимание того, в чем заключается трудность, но также ее вычленение, специальная работа над отдельными трудными оборотами, разделами произведения. Ученик, не привыкший вдумчиво, сознательно заниматься, и в этюде часто не понимает, что же именно у него не получается, а поэтому не может исправить недочеты своей игры. Длительное время приходиться уделять этому специальное внимание на уроках, прибегая к конкретным показам того, что и как надо учить, объясняя, почему это полезно. Нередко полезно поучить не самое трудное. Случается, что в этюде, где основная техническая задача сосредоточена, например, в партии правой руки, у ученика не выходит простейший гармонический аккомпанемент, исполняемый левой рукой. Причина заключается в том, что ученик не прислушался к сопровождению, не поучил его отдельно, тщательно следя за одновременностью звучания аккордов. Один из важных моментов при изучении этюда - выработка звуковой ровности. Умение вслушиваться в ровность звучания необходимо прививать. Даже маленькому ученику надо разъяснить, что суть ровности заключается не только в своевременном исполнении первого звука каждой четверти (если движение идет шестнадцатыми), но и в равномерном распределении всего времени, отводимого на эту длительность, между четырьмя звуками.

Иногда приходится слышать о том, что учащиеся неохотно работают над этюдами, так как их "скучно учить". Здесь нужно попробовать привить интерес ученика к этюдам - есть очень красивые этюды, с интересными оборотами. А для самых маленьких - придумать интересные названия.

Каждому педагогу приходится встречаться с учащимися, у которых имеются недостатки в подготовке, тормозящие развитие их техники. Чаще всего можно наблюдать заторможенность, скованность различных частей руки (включая плечо) и спины. Необходимость расслабления мышц плеча и спины заставляет прибегать к игре неглубоких по звуку аккордовых последовательностей. При этом надо следить, чтобы ученик хорошо опирался на свод кисти и пальцы и чувствовал всю руку от плеча и спины, как бы стоящую на пальцах. В ощущении пальцев и кисти должны быть устойчивость, упругость, сочетающиеся со свободой всей руки, плеча и спины. Одной из предпосылок, помогающих освобождению от напряженности, является удобная посадка за инструментом. Обычно принято обращать внимание на то, как сидит ученик, при работе с начинающими. Но и большие ученики бывают скованы, не умеют пользоваться плечом и всем корпусом. Сидит низко, близко к инструменту. Напряжение предплечья и кисти легче всего снять с помощью игры legato. Мелодическая линия этюда исполняется обязательно очень связно, полным, густым звуком. Еще один дефект - несобранность и вялость руки и пальцев, не опертый звук. Если дефект заключается только в этом, то педагог сможет сразу заняться исправлением недостатка. Он сравнит два характера звучания -нужное и получающееся у ученика, попросит прислушаться, заострит внимание на различии самого ощущения в конце пальцев, возможно, заставит немного "подобрать" их. Обобщая можно назвать основные трудности, тормозящие развитие беглости и четкости пальцев: 1) слабые, проваливающиеся в фалангах пальцы, неустойчивый свод руки; 2) зажатость, отсутствие гибкости, эластичности кисти; 3) плохое растяжение пальцев; 4) вялость артикуляции, вязкость пальцев. Укрепление слабых пальцев происходит постепенно, по мере роста учащегося.

Требовательность и терпение педагога, целенаправленность репертуара - только при этом можно добиться желаемых результатов. Укрепление слабого ввода рук требует несколько более продолжительной игры non legato, использование небольших аккордов.

В практике ученика постоянно должны быть этюды с разложенными интервалами, гармоническими фигурациями, арпеджио, аккордами. Октавная и аккордовая фактура также очень важна для развития учащегося. Основное, за чем приходится следить при исполнении аккордов - свобода крупных мышц плеча и спины, устойчивость пальцев, берущих аккордов, их глубокое погружение в клавиатуру, ощущение и второй опоры - всей руки в плече и спине. Необходимо, чтобы ученик умел взять так не один-два аккорда, а исполнить аккордовую последовательность. Важно, чтобы слышны были все звуки аккорда. Часто ведущим оказывается верхний голос. Редко к октавам можно приступать рано: препятствуют физические данные ученика - еще малы руки. Если ученик не может, опуская руку и кисть на клавиши, спокойно и удобно для себя брать октаву, то ни о каких октавных этюдах не может быть и речи, лучше начать с игры интервалами.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!