Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
Рассмотрено на заседании Методического совета От «____»________20____г. Протокол №_____ | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ№18 ___________________ /М.С. Арсеньева/ Приказ №______«_____» __________ 20____г. |
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
интеллектуального направления
«Умники и умницы»
Возраст обучающихся: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель
учитель начальных классов: Какунина Е.А.
г.о. Серпухов 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык.
Актуальность и новизна данной программы предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметных результатов.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Направленность программы «Умники и умницы» теоретическая и практическая, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
Формы организации: конкурс, игра, путешествие, интеллектуальный марафон.
Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Совместно-распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).
Трудовая деятельность (самообслуживание).
На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут.
Рекомендуемая модель занятий такая:
1.«Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2.Разминка (3-5 минут)
3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4.Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5.Логически – поисковые задания (10 минут)
6.Веселая переменка (2-3 минуты)
7.Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Состав группы – постоянный. Максимальное количество детей в группе – 15 человек.
В зависимости от источника финансирования реализации программы (персонифицированное финансирование или финансирование в рамках муниципального задания) учебные планы каждого года могут быть разделены на модули. В 2023-2024 учебном году часть часов по программе 1 года обучения переводится на персонифицированное финансирование: 34 часа – модуль. Оставшиеся часы финансируются в рамках муниципального задания – отдельный модуль.
Учебный план.
№ | Тема | Всего часов | Теоретических | Практических | Формы аттестации, контроля |
1 | Задания на развитие внимания | 8 | 4 | 4 | Практические работы (викторина, лабиринты) |
2 | Задания, развивающие память | 8 | 2 | 6 | Конкурс эрудитов (загадки, ребусы) |
3 | Задания на развитие и совершенствование воображения | 8 | 4 | 4 | Творческие работы (конкурс, анаграммы) |
4 | Задания, развивающие мышление | 10 | 5 | 5 | Тестирование (конкурсы, викторина) |
| Итого | 34 | 15 | 19 | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Умники и умницы»
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
4 класс (34 ч.)
Сравнение (3ч.)
Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.
Комбинаторика (3ч.)
Решение задач с помощью таблиц и графов.
Элементы логики (11ч.)
Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.
Развитие творческого воображения (11ч.)
Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.
Практический материал (4ч.)
Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.
Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.
Мозговая гимнастика (2 минуты).
Разминка (3-5 минут).
Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).
Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Логически-поисковые задания (10 минут).
Весёлая переменка (2-3 минуты).
Решение нестандартных задач (10-15 минут).
Календарный учебный график
№ п/п | месяц | число | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия |
Раздел 1. Задания на развитие внимания (8 часов) |
| | | Тестирование | 1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие концентрации внимания. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка внимания. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка слуховой памяти. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка зрительной памяти. |
Раздел 2. Задания на развитие памяти (8 часов) |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие логического мышления. |
| | | Комбинированное | 1 | Обучение поиску закономерностей. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование воображения. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие быстроты реакции. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие концентрации внимания. |
Раздел 3. Задания на совершенствование воображения (8 часов) |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка внимания. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка слуховой памяти. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| | | Групповая | 1 | Тренировка зрительной памяти. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие логического мышления. |
Раздел 4. Задания на развитие логического мышления (10 часов) |
| | | Комбинированное | 1 | Обучение поиску закономерностей. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование воображения. |
| | | Комбинированное | 1 | Задание по перекладыванию спичек. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие быстроты реакции. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие концентрации внимания. |
| | | Интеллектуальная игра | 1 | Развитие умения решать нестандартные задачи. |
| | | Комбинированное | 1 | Тренировка внимания. |
| | | Тестирование | 1 | Совершенствование мыслительных операций. |
| | | Итоговое | 1 | Тренировка слуховой памяти. |
| | | ИТОГО | 34 ч. | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Занятия проводятся в кабинете начальных классов.
Кабинет рассчитан на 30 посадочных мест. Оборудование рабочего места учащегося подобрано с учетом возраста. Индивидуальные парты помогают учащимся сконцентрироваться на работе, позволяют с комфортом расположиться за партой и не мешать своему соседу. Стулья ученические, деревянные. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины.
Учебно – методический комплекс
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы имеется методический и раздаточный материал.
Демонстрационные тематические таблицы:
1. Изобразительные наглядные пособия.
2. Рисунки.
3. Схематические рисунки.
4. Схемы.
5. Таблицы.
Технические средства обучения:
1. Компьютер.
2. Медиапроектор.
3. Принтер.
4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Литература
Для учащихся:
1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.
Для учителя:
Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.
Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.
Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.
Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.
Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.
Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;
http://psychology.area7.ru/?m=1654 - Психолог в школе;
https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей;
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;
https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей;
http:// viki.rdf.ru - «Детские презентации» - ...по развитию познавательных способностей.