СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа интеллектуального направления «Умники и умницы»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»‌‌




Рассмотрено на заседании

Методического совета

От «____»________20____г.

Протокол №_____

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ№18

___________________ /М.С. Арсеньева/

Приказ №______«_____» __________ 20____г.

 











Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

интеллектуального направления

«Умники и умницы»


Возраст обучающихся: 10 – 11 лет


Срок реализации: 1 год





Автор-составитель

учитель начальных классов: Какунина Е.А.






​г.о. Серпухов‌ 2023г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» на уровне начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Содержание курса построено на междисциплинарной (интегративной) основе обучения с такими предметами как математика, информатика, русский язык.


Актуальность и новизна данной программы предназначена для развития интеллектуальных способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.


Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность формирования

Личностных результатов:

  • развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;

  • формировать личностный смысл учения;

  • формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:

  • осваивать способы решения проблем поискового характера;

  • определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;

  • осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;

  • познавательные УУД;

  • осознанно строить речевое высказывание;

  • овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;

  • учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:

  • учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;

  • формировать мотивацию к работе на результат;

  • учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:

  • определять виды отношений между понятиями;

  • решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;

  • находить закономерность в окружающем мире и русском языке;

  • устанавливать ситуативную связь между понятиями;

  • рассуждать и делать выводы в рассуждениях;

  • решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».


Направленность программы «Умники и умницы» теоретическая и практическая, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше­ние детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируют­ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп­равлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре­шения задачи определенного вида. На этом этапе у детей форми­руется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возмож­ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви­ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара­тельностью,

В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.


Формы организации: конкурс, игра, путешествие, интеллектуальный марафон.

Виды внеурочной образовательной деятельности обучающихся

  • Игровая деятельность.

  • Познавательная деятельность.

  • Совместно-распределительная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).

  • Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование).

  • Трудовая деятельность (самообслуживание).


На занятия по РПС в 4 классе отводится 45 минут.

Рекомендуемая модель занятий такая:

1.«Мозговая гимнастика» (2 минуты)

2.Разминка (3-5 минут)

3.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)

4.Гимнастика для глаз (1-2 минуты)

5.Логически – поисковые задания (10 минут)

6.Веселая переменка (2-3 минуты)

7.Нестандартные задачи (10-15 минут)

Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.

Состав группы – постоянный. Максимальное количество детей в группе – 15 человек.

В зависимости от источника финансирования реализации программы (персонифицированное финансирование  или финансирование  в рамках муниципального задания) учебные планы каждого года могут быть разделены на модули. В 2023-2024 учебном году часть часов по программе 1 года обучения переводится на персонифицированное финансирование: 34 часа – модуль. Оставшиеся часы финансируются в рамках муниципального задания – отдельный модуль.


Учебный план.


Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Формы аттестации, контроля

1

Задания на развитие внимания

8

4

4

Практические работы (викторина, лабиринты)

2

Задания, развивающие память

8

2

6

Конкурс эрудитов (загадки, ребусы)

3

Задания на развитие и совершенствование воображения

8

4

4

Творческие работы (конкурс, анаграммы)

4

Задания, развивающие мышление

10

5

5

Тестирование (конкурсы, викторина)

 

Итого

34

15

19

 


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Умники и умницы»

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

    • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

    • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

    • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

    • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

    • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

    • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

    • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

4 класс (34 ч.)

  1. Сравнение (3ч.)

Ситуативная связь между понятиями. Образное сравнение.

  1. Комбинаторика (3ч.)

Решение задач с помощью таблиц и графов.

  1. Элементы логики (11ч.)

Виды отношений между понятиями. Рефлексивность и симметричность отношений. Причинно-следственные цепочки. Логические связки «или», «если …, то». Логические возможности. Рассуждения. Выводы.

  1. Развитие творческого воображения (11ч.)

Оценка ситуации с разных сторон. Многозначность. Рассмотрение законов логики с точки зрения русского языка и окружающего мира.

  1. Практический материал (4ч.)

Логические задачи. Задачи-смекалки. Логические игры. Житейские задачи.

Рекомендуемая модель занятия по РПС в 4 классе аналогична модели занятия в третьем классе.

  1. Мозговая гимнастика (2 минуты).

  2. Разминка (3-5 минут).

  3. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения (10 минут).

  4. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты).

  5. Логически-поисковые задания (10 минут).

  6. Весёлая переменка (2-3 минуты).

  7. Решение нестандартных задач (10-15 минут).


Календарный учебный график


п/п

месяц

число

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Раздел 1. Задания на развитие внимания (8 часов)



Тестирование

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.



Интеллектуальная игра

1

Развитие концентрации внимания.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Комбинированное

1

Тренировка внимания.



Интеллектуальная игра

1

Развитие умения решать нестандартные задачи.



Комбинированное

1

Тренировка слуховой памяти.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Комбинированное

1

Тренировка зрительной памяти.

Раздел 2. Задания на развитие памяти (8 часов)



Интеллектуальная игра

1

Развитие умения решать нестандартные задачи.



Интеллектуальная игра

1

Развитие логического мышления.



Комбинированное

1

Обучение поиску закономерностей.



Тестирование

1

Совершенствование воображения.



Интеллектуальная игра

1

Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы.



Интеллектуальная игра

1

Развитие быстроты реакции.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Интеллектуальная игра

1

Развитие концентрации внимания.

Раздел 3. Задания на совершенствование воображения (8 часов)



Интеллектуальная игра

1

Развитие умения решать нестандартные задачи.



Комбинированное

1

Тренировка внимания.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Комбинированное

1

Тренировка слуховой памяти.



Интеллектуальная игра

1

Развитие умения решать нестандартные задачи.



Групповая

1

Тренировка зрительной памяти.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Интеллектуальная игра

1

Развитие логического мышления.

Раздел 4. Задания на развитие логического мышления (10 часов)



Комбинированное

1

Обучение поиску закономерностей.



Тестирование

1

Совершенствование воображения.



Комбинированное

1

Задание по перекладыванию спичек.



Интеллектуальная игра

1

Развитие быстроты реакции.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Интеллектуальная игра

1

Развитие концентрации внимания.



Интеллектуальная игра

1

Развитие умения решать нестандартные задачи.



Комбинированное

1

Тренировка внимания.



Тестирование

1

Совершенствование мыслительных операций.



Итоговое

1

Тренировка слуховой памяти.




ИТОГО

34 ч.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Занятия проводятся в кабинете начальных классов.

Кабинет рассчитан на 30 посадочных мест. Оборудование рабочего места учащегося подобрано с учетом возраста. Индивидуальные парты помогают учащимся сконцентрироваться на работе, позволяют с комфортом расположиться за партой и не мешать своему соседу. Стулья ученические, деревянные. Формы и размеры сиденья и спинки стула обеспечивают правильную посадку, опору для спины.

Учебно – методический комплекс

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы имеется методический и раздаточный материал.

Демонстрационные тематические таблицы:

1. Изобразительные наглядные пособия.

2. Рисунки.

3. Схематические рисунки.

4. Схемы.

5. Таблицы.

Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Медиапроектор.

3. Принтер.

4. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Литература

Для учащихся:

1. Холодова О. Юным умникам и умницам. Рабочая тетрадь, 2 класс.- М., Росткнига, 2012.

Для учителя:

  1. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.

  2. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.

  3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. - Москва: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999 г.

  4. Левитас .Г.Г. "Нестандартные задачи по математике в (1-4)классе."- М., Илекса, 2005.

  5. Родионова Е.А., Нерадо А.В., Корниенко А.В., Леонова Е.А. "Олимпиада "Интеллект" (сборник заданий для самостоятельной подготовки).- М., "Образование", 2002 г.

  6. Тихомирова Л.Ф. "Логика. Дети 7-10 лет". - Ярославль, "Академия развития", 2001 г.

  7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. в. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 г.

  8. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012.

  9. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция ЦОР;

  10. http://psychology.area7.ru/?m=1654 - Психолог в школе;

  11. https://pedsovet.su - Сообщество взаимопомощи учителей;

  12. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil - Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов;

  13. https://proshkolu.ru - Список файлов - Клуб классных руководителей;

  14. http:// viki.rdf.ru - «Детские презентации» - ...по развитию познавательных способностей.




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!