СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шанс на успех» ( по направлению реабилитационная (абилитационная) деятельность) для 4класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье: правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков самообслуживания и самообеспечения, гигиены и культуры внешнего вида.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шанс на успех» ( по направлению реабилитационная (абилитационная) деятельность) для 4класса»





Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Шанс на успех»

( по направлению реабилитационная (абилитационная) деятельность)

для 4класса

на 2023-2024 учебный год.

Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2).











Составитель программы:

Аипова Рабия Мунировна



г.Ульяновск ,2023

















Содержание

1.Паспорт рабочей программы.

2.Пояснительная записка.

3.Планируемые предметные и личностные результаты.

4.Базовые учебные действия.

5.Содержание рабочей программы.

6.Учебно-тематическое планирование.

7. Материально-техническое обеспечение.

8. Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

9.Лист внесения изменений











































Паспорт рабочей программы.

Тип

программы

Рабочая программа

Статус

программы

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599);

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития( вариант2) 1(дополнительный) – 1 класс-4 класс на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ№39;

- Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития( вариант 2) 5 класс-9 классы на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ№39 .

- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года).

Назначение

программы

Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2.

Категория

обучающихся

Учащиеся 4 класса с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.

Сроки

Освоения

программы

1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года).

Объем

Учебного

времени

Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов а в год в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39.

Форма

обучения

Очная .

Режим уроков

2 часа в неделю.

Форма

контроля

Текущий контроль.






Пояснительная записка.

Рабочая программа «Шанс на успех»( по направлению реабилитационная (абилитационная) деятельность)предназначена для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.

Обучающиеся с тяжелой отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с тяжелой умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся, особенно при тяжелой недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с тяжелой умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.

Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.

Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.

Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.

К особым образовательным потребностям обучающихся с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:

раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;

научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;

доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

пролонгация сроков получения образования;

систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;

специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;

обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;

развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;

стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.

В основу данной программы был положена идея: представления

необходимых условий для формирования, укрепления и сохранения здоровья.

Цель: формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья мотивации на ведение здорового образа жизни.

Задачи:

Формирование представлений о факторах, оказывающих влияние на здоровье: правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья навыков самообслуживания и самообеспечения, гигиены и культуры внешнего вида.

3.Планируемые предметные и личностные результаты.

Планируемые личностные результаты .

1.Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";

2.Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3.Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4.Формирование уважительного отношения к окружающим;

5.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6.Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9.Развитие этических чувств, доброжелательности иэмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10.Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Планируемые предметные результаты .

Формирование у учащихся понятий о здоровом образе жизни; режиме дня; о пользе прогулки, ее роли в укреплении здоровья.

Формирование понятий о назначении санитарно – гигиенических предметов и средств, правилах их пользования.

Формирование правил поведения в столовой, за столом. Формирование представлений об элементарных нормах этикета.

Формирование представлений о полезной пище.

Формирование навыков самообслуживания и самообеспечения. Формирование правильных представлений о назначении и бережном использование одежды и обуви.

Формирование представлений об основных правилах здорового образа жизни; двигательной активности; о вопросах личной безопасности. Привлечение внимания детей к групповым подвижным играм.

4. Базовые учебные действия.

1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами 5.Содержание рабочей программы

Программа включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Я и мое здоровье.

Формирование у учащихся понятий о здоровом образе жизни; режиме дня; о пользе прогулки, ее роли в укреплении здоровья.

Раздел 2. Личная гигиена.

Привитие учащимся навыков личной гигиены.

Раздел 3. Этикет за столом.

Привитие навыков этикета.

Формирование представлений о полезной пище.

Раздел 4. Культура внешнего вида. Привлечение внимания детей к внешнему виду.

Раздел 5. Правила ЗОЖ

Формирование представлений об основных правилах здорового образа жизни; двигательной активности; о вопросах личной безопасности. Привлечение внимания детей к групповым подвижным играм.













6.Учебно-тематическое планирование.


№ урока

Название темы и урока

Кол-во часов


Раздел 1. Правила ЗОЖ- 16 часов.


1

Здоровье – что это такое?

2

2

Мой режим дня.

2

3

Глаза устали. Как помочь глазам?

2

4

У Мишки в гостях.

2

5

Прогулка. Ее роль в укреплении здоровья

2

6

Игра «Где мы гуляем?»

2

7

Курение и проблемы здоровья, поможет ли сигарета быстрее подрасти?

2

8

Культура моей страны и Я.

2


Раздел 2. Личная гигиена-14 часов.


1

Советы доктора Воды.

2

2

Как умываются животные?

2

3

Друзья: Вода и Мыло.

2

4

Уход за руками. Назначение мыла и щеток для мытья рук, полотенца для вытирания рук. Хранение и использование.

2

5

Мытье рук, лица в определенной последовательности. Подворачивание рукавов в определенной последовательности.

2

6

Кто охраняет мой рот?

2

7

Пользование индивидуальной расческой. Расчесывание волос перед зеркалом.

2


Раздел 3. Этикет за столом- 10 часов.


1

Учись правильно есть.

2

2

Поведение во время еды.

2

3

Моя любимая еда.

2

4

Как ведем мы себя в столовой.

2

5

Зачем быть вежливым?

2


Раздел 4. Культура внешнего вида- 12 часов.


1

Обрати внимание.

2

2

Что я знаю об одежде?

2

3

Я умею одеваться.

2

4

Я собираюсь на прогулку.

2

5

Одежда. Назначение и бережное использование.

2

6

Обувь. Назначение и бережное использование.

2


Раздел 5. Правила ЗОЖ-16 часов


1

Откуда берутся болезни?

2

2

Я не похож на других.

2

3

Будь осторожен дома.

2

4

Несчастный случай.

2

5

Роль спорта в укреплении физического здоровья.

2

6

Спорт – это здоровье.

2

7

Поведение и здоровье.

2

8

Профилактические беседы по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха.

2


Итого:

68






7. Материально-техническое обеспечение.

Наглядные пособия: плакаты, схемы, карточки, с описанием

комплексов упражнений, альбомы, фотографии;

спортивный инвентарь (мячи разного диаметра, веса, скакалки,

гимнастические палки, гантели, фитбол мячи, кубики, кегли);

Мультимедийное оборудование (экран, проектор, ноутбук);

Магнитофон, музыкальные диски.

Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.

Текущие, триместровые и годовые оценки по внеурочной деятельности не оценивается .

Лист внесения изменений.


Дата

Основание для

внесения изменений


листа

Содержание

Утверждено

















































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!