СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 классы

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 классы»


ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«ПЕРСПЕКТИВА НОВА»




Рассмотрено

Руководитель МО

_____Михайлусова В.А.

Протокол № 1

28. 08. 2018 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____ Безнищенко Е.Н.

30. 08. 2018 г.


Утверждено

Директор

_______ Чаркина Е.Г.

Приказ № 84

29. 08. 2018 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

5-6 классы

на 2018/2019 учебный год




Составитель:

Джунь А.В.




г. Симферополь, 2018





1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.



Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

Данная программа является частью естественно-научного и интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Программа составлена в соответствии с содержанием УМК «Математика 5», «Математика 6».

Цель программы: способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений.

Программа кружка рассчитана на два года обучения по 34 занятия в течения учебного года, всего 68 часов. Итогом реализации программы являются: выступления кружковцев на олимпиадах, математических конкурсах, участие научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Личностные:

1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;

7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

Метапредметные:

1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

3) способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

5) умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

8) первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;

9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;

13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

Предметные:

1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;

3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

4) умения пользоваться изученными математическими формулами;

5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;

6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

2. Содержание курса «Занимательная математика» .


  1. Занимательная арифметика.

Запись цифр и чисел у других народов. Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская и арабская нумерация. Системы счисления. Числа - великаны и числа- малютки. Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Упражнения на быстрый счёт. Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001.

Признаки делимости на 2, на 5, на 3, на 9, на 11, на числа вида 3·2n·5m , 9·2n·5m . Числовые ребусы. Делимость и остатки. Последняя цифра степени. Проценты. Числовые неравенства и оценки. Арифметические конструкции.

Основная цель: Создать условия для развития интереса учащихся к математике.

  1. Математическая смесь.

Магические квадраты. Отгадывание и составление магических квадратов.

Математические фокусы. Математические фокусы с «угадыванием чисел». Примеры математических фокусов. Математические ребусы. Решение заданий на восстановление записей вычислений. Софизмы. Понятие софизма. Примеры софизмов. Запись числа с помощью знаков действий, скобок и определённым количеством одинаковых цифр.

Задачи – шутки. Решение  шуточных задач в форме загадок. Старинные задачи. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

  1. Логические задачи.

Задачи, решаемые с конца. Решение сюжетных, текстовых задач методом «с конца».

Круги Эйлера. Решение задач с использованием кругов Эйлера. Простейшие графы. Понятие графа. Решение простейших задач на графы. Текстовые задачи на переливания и взвешивания. Решение задач на определение фальшивых монет или предметов разного веса с помощью нескольких взвешиваний на чашечных весах без гирь. Отрицание – «не», конъюнкция – «и», дизъюнкция – «или». Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Комбинаторные задачи, решаемые перебором. Логические таблицы. Логические таблицы («лжецы» и «правдивые»). Переправы и разъезды. Популярные и классические логические задачи.

Принцип Дирихле: 1) принцип переполнения и не заполнения; 2) доказательство от противного; 3) конструирование «ящиков».

Раскраски: 1) шахматная раскраска; 2) замощения.

Игры: 1) игры-шутки; 2) выигрышные позиции; 3) симметрия и копирование действий противника.

Четность: 1) делимость на 2; 2) чередования; 3) парность.

Основная цель – развивать логическое мышление, формировать умение составлять таблицы, познакомить с некоторыми законами логики, научить использовать их при решении задач.

  1. Занимательная геометрия.

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамимо». Комбинаторная геометрия. Задачи на разрезание. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3х4 на две равные. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Фигуры домино, тримино, тетрамино, пентамимо. Веселая симметрия. Задачи на построение с идеей симметрии. Задачи со спичками. Геометрические головоломки. Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением. Неравенство треугольника.

Основная цель – развивать комбинаторные навыки (рассмотреть различные способы построения линии разреза фигур, правила, позволяющие при построении этой линии не терять решения), развивать представления о симметрии.

  1. Анализ.

Анализ данных. Решение текстовых задач на движение: на сближение, на удаление, движение в одном направлении, в противоположных направлениях, движение по реке. Решение задач на дроби. Проценты. Решение задач на совместную работу. Занимательные задачи на дроби. Решение занимательных старинных задач и задач-сказок.

Основная цель – развивать умение составлять «цепочку рассуждений», логически мыслить, составлять таблицы для решения задачи.

  1. Математические развлечения.

Викторины. Развлечения. Игры.

Основная цель - привитие интереса учащимся к математике, активизация познавательной деятельность.

Проектные работы.

Выбор тем и выполнение проектных работ. Обучение использованию литературы и других источников информации по предмету. Самостоятельное (сопровождающееся консультациями учителя), подробное изучение отдельных вопросов математики, не относящихся напрямую к школьной программе, или углубленное изучение отдельных вопросов школьной программы по математике. Приобретение умения устно и письменно излагать изученный материал, наглядно представлять результаты работы, отвечать на вопросы по изученной теме. Примерные темы проектов:

  • Системы счисления. Мифы, сказки, легенды.

  • Как люди научились считать.

  • История календаря.

  • Математика и искусство.

  • Математика и музыка.

  • Палиндромы.

  • Четыре действия математики.

  • Древние меры длины.

  • Возникновение чисел.

  • Счёты.

  • Старинные русские меры.


Математическая викторина.. Выпуск газеты “Занимательная математика”.

.












5 класс. Тематическое планирование.


Тема

Кол-во

часов

1

Занимательная арифметика .


5

2

Математическая смесь.


9

3

Логические задачи.


11

4

Геометрические задачи.


3

5

Анализ.


6


Всего :

34



6 класс. Тематическое планирование.


Тема

Кол-во

часов

1

Занимательная арифметика .


9

2

Математическая смесь.


6

3

Логические задачи.


9

4

Геометрические задачи.


7

5

Решение задач по всему курсу.


3


Всего :

34











Календарно тематическое планирование.


5 класс.

п/п

Название темы, тема урока

К-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Занимательная арифметика .

Запись цифр и чисел у других народов.

1

5.09



Числа-великаны.

1

12.09



Числа-малютки.

1

19.09



Приемы быстрого счета

1

26.09



Приемы быстрого счета

1

3.10



Математическая смесь.

Магические квадраты.

9ч.

1

10.10



Математические фокусы.

1

17.10



Математические фокусы.

1

24.10



Математические ребусы.

1

09.11



Математические ребусы.

1

14.11



Софизмы.

1

21.11



Задачи с числами.

1

28.11



Задачи шутки.

1

05.12



Старинные задачи.

1

19.12



Логические задачи.

Задачи, решаемые с конца.

11ч.

1

26.12



Круги Эйлера.

1

09.01



Круги Эйлера.

1

16.01



Простейшие графы.

1

23.01



Простейшие графы.

1

30.01



Задачи на переливания

1

06.02



Задачи на переливания

1

13.02



Задачи на взвешивания.

1

20.02



Задачи на взвешивания.

1

06.03



Переправы и разъезды.

1

13.03



Переправы и разъезды.

1

20.03



Геометрические задачи.

Задачи на разрезание.

3ч.

1

18.03



Задачи со спичками

1

03.04



Геометрические головоломки.

1

10.04



Анализ.

Гонки.

6ч.

1

17.04



Гонки.

1

24.04



Совместная трапеза.

1

08.05



Совместная работа

1

15.05



Совместная трапеза, совместная работа

1

20.05



Игра «Математическая карусель»

1

22.05





34





6 класс.

п/п

Название темы, тема урока

К-во часов

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Занимательная арифметика

Приемы быстрого счета.

9ч.

1

0609



Приемы быстрого счета.

1

13.09



В мире чисел (системы счислений).

1

20.09



Признаки делимости.

1

27.09



Признаки делимости.

1

04.10



Делимость и остатки.

1

11.10



Делимость и остатки.

1

18.10



Знаете ли Вы проценты?

1

25.10



Знаете ли Вы проценты?

1

08.11



Математическая смесь.

Магические квадраты.

1

15.11



Математические фокусы

1

22.11



Математические ребусы.

1

29.11



Игры с числами и предметами.

1

06.12



Задачи шутки.

1

13.12



Старинные задачи.

1

20.12



Логические задачи.

Логические задачи

9 ч.

1

27.12



Переливания.

1

10.01



Взвешивания.

1

17.01



Принцип Дирихле.

1

24.01



Принцип Дирихле.

1

31.01



Принцип Дирихле.

1

07.02



Игры.

1

14.02



Игры.

1

21.02



Четность.

1

28.02



Геометрические задачи.

Задачи на разрезание.

7ч.

1

07.03



Задачи на разрезание.

1

14.03



Геометрические головоломки

1

21.03



Задачи на построения.

1

04.04



Задачи на построения.

1

11.04



Площади.

1

18.04



Геометрия путешествий.

1

25.04



Решение задач по всему курсу.

Задачи на совместную работу.

3ч.

1

16.05



Занимательные задачи на дроби.

1

21.05



Игра «Математическая карусель»

1

23.05





34










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!