Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана для обучающейся 4 класса с лёгкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ с изменениями и дополнениями;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 10.06.2015 г. №26;
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год;
Календарный учебный график МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год.
Индивидуальный учебный план обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Тетюшской средней школы на 2022-2023 учебный год.
Коррекционно-развивающие цели развитие речевого развития умственно отсталых школьников, как средства общения, и включение обучающейся в разнообразные формы коммуникации.
Цели:
- совершенствование речевого опыта учащихся;
- коррекция и обогащение языковой базы устных высказываний детей;
- формирование выразительной стороны речи;
- воспитание культуры речевого общения.
Задачи
• способствовать совершенствованию развития речевого опыта учащихся;
• корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний;
• формировать выразительную сторону речи;
• учить строить связные устные высказывания;
• воспитывать культуру речевого общения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
— уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации;
— участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
— правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
— принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
— уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
— выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
— участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; — слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; — выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
— участвовать в беседе;
— слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:
— расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
— закрепление представлений о различных социальных ролях — собственных и окружающих людей;
— укрепление соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
— закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
— закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Содержание изучаемого предмета
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи.
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни.
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Примерные темы речевых ситуаций.
«У телевизора», «Задушевный разговор», «Приглашение». «Я за порогом дома»:«Делимся новостями», «Подскажите, пожалуйста…», «Я — пассажир», «Знаки-помощники». «Я выбираю книгу», «Петушок — Золотой гребешок», «Сочиняем сказку», «Поздравляю!», «В гостях у леса».
Тематическое планирование
№п/п | Темы | К-во часов |
1 | Делимся новостями. | 1,5 |
2. | Я выбираю книгу. | 2 |
3. | Петушок - Золотой гребешок. | 2 |
4. | Сочиняем сказку. | 1 |
5. | У телевизора. | 1,5 |
6. | Знаки – помощники. | 2 |
7. | В гостях у леса. | 2 |
8. | Задушевный разговор. | 1,5 |
9. | Приглашение. | 2 |
10. | Поздравляю! | 1,5 |
| Итого | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| Делимся новостями (1,5 ч) | | | |
1 | Добро пожаловать! | 0,5 | | |
2 | «Прошлым летом». | 0,5 | | |
3 | Расскажи мне о своих летних каникулах. | 0,5 | | |
| Я выбираю книгу (2 ч) | | | |
4 | Книга – лучший собеседник. | 0,5 | | |
5 | Я выбираю книгу. | 0,5 | | |
6 | Моя любимая книга. | 0,5 | | |
7 | В библиотеке. | 0,5 | | |
| Петушок - Золотой гребешок (2 ч) | | | |
8-9 | Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок». | 1 | | |
10-11 | Инсценировка сказки «Петушок Золотой гребешок». | 1 | | |
| Сочиняем сказку (1 ч) | | | |
12 | Составляем сказку. | 0,5 | | |
13 | Я пишу свою сказку. | 0,5 | | |
| У телевизора (1,5 ч) | | | |
14 | Я у телевизора. | 0,5 | | |
15 | Полезные и вредные телепередачи. | 0,5 | | |
16 | Составь свою телевизионную программу. | 0,5 | | |
| Знаки – помощники (2 ч) | | | |
17-18 | Знаки-помощники. | 1 | | |
19-20 | Правила дорожного движения достойны уважения. | 1 | | |
| В гостях у леса (2 ч) | | | |
21-22 | Мы друзья или враги природы? | 1 | | |
23-24 | В гостях у леса. | 1 | | |
| Задушевный разговор (1,5 ч) | | | |
25 | Твой старший друг. Почему с ним интересно? | 0,5 | | |
26 | Задушевный разговор. | 0,5 | | |
27 | Вместе в беде и в радости. | 0,5 | | |
| Приглашение (2 ч) | 0,5 | | |
28-29 | Веселый праздник. | 1 | | |
30-31 | Приглашение. | 1 | | |
| Поздравляю! (1,5 ч) | | | |
32-33 | Поздравляю! | 1 | | |
34 | Поздравление ветеранам. | 0,5 | | |