СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2,4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ 2,4 классы»




1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы «Финансовая грамотность» Ю. Н. Корлюговой.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 34 часа, 1 час в неделю.

Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как мож­но более полно представить себе место, роль, значение и необ­ходимость применения экономических знаний в окружающей жизни.

Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение следующей целей:

  • развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого явля­ются экономические отношения;

  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нрав­ственные качества;

  • формировать знания, умения, навыки, необходимые уче­нику в жизни и для продолжения изучения курса в следую­щем звене школы;

  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Принцип построения программы:

Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;

- семейный бюджет.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства;

  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

  • развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

регулятивные:

  • понимание цели своих действий;

  • составление простых планов с помощью учителя;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей; коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;

  • умение слушать собеседника и вести диалог;

  • умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

  • умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание и правильное использование экономических терминов;

  • представление о роли денег в семье и обществе;

  • умение характеризовать виды и функции денег;

  • знание источников доходов и направлений расходов семьи;

  • умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов.

Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Тема

Содержание

1

Что такое деньги и откуда они взялись.

Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появ­ление первых денег — товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удоб­ными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.

3

Какие деньги были раньше в России.

Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги»,

«рубль», «копейка». Первые русские монеты.

4

Современные деньги России и других стран.

Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.

5

Откуда в семье деньги.

Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии.

Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, се­мьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.

6

На что тратятся деньги.

Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются

непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.

7

Как умно управлять своими деньгами.

Бюджет - план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

8

Как делать сбережения.

Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести доход.

Формы организации внеурочной деятельности:

  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

  • познавательные беседы;

  • интеллектуальные конкурсы;

  • творческая работа: постер, компьютерная презентация;

  • интеллектуальные игры;

  • наблюдения;

  • разработка проектов.

Виды внеурочной деятельности:

  • познавательная деятельность;

  • социальное творчество.


3. Тематическое планирование с определением основных видов

деятельности учащихся.

Тема занятий

Кол-во часов

Из них

Основные виды

деятельности учащихся

Теория

Практика

Обмен и деньги.

1

Что такое деньги и откуда они взялись

3

1

2

Личностные УУД мотивация учения. Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение умозаключения, делать выводы.

Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок

4

1

3

3

Какие деньги были раньше в России

3

1

2

4

Современные деньги России и других стран.

6

1

5

Семейный бюджет.

5

Откуда в семье деньги

6

1

5

Познавательные УУД умение определять понятие, строить логическое рассуждение умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД формирование основ художественно-эстетической личности

Коммуникатив. УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные УУД постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

6

На что тратятся деньги.

6

1

5

7

Как умно управлять своими деньгами.

3

1

2

8

Как делать сбережения

4

1

3


ИТОГО

34

10

24








4. Календарно-тематический план


п/п

Внеурочное занятие

(разделы, темы)

Дата

Факт

Обмен и деньги.

  1. Что такое деньги и откуда они взялись (3 часа)

1

Появление обмена товаров. Первые деньги.



2

Монеты. Бумажные деньги.



3

Вопросы и задачки



  1. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 часа)

4

Устройство монеты. Изобретение бумажных денег.



5

Защита монет от подделок. Современные монеты.



6

Номинал банкнот. Защита от подделок



7

Вопросы и задачки



  1. Какие деньги были раньше в России (3 часа)

8

Древнерусские товарные деньги.



9

Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка». Первые русские монеты.



10

Вопросы и задачки



  1. Современные деньги России и других стран. (6 часов)

11

Современные деньги России.



12

Современные деньги мира.



13

Появление безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.



14

Проведение безналичных расчётов. Функции банкоматов.



15

Викторина по теме «Деньги».



16

Проект по теме «Обмен и деньги»



Семейный бюджет.


  1. Откуда в семье деньги (5 часов)

17

Доходы. Клады. Лотерея. Наследство.



18

Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.



19

Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество.



20

Аренда. Проценты по вкладам. Кредиты.



21

Вопросы и задачки.



  1. На что тратятся деньги. (6 часов)

22

Расходы. Продукты. Коммунальные платежи.



23

Счёт. Одежда. Обувь. Образование.



24

Современные деньги России и других стран.



25

Непредвиденные расходы. Сбережения.



26

Долги. Вредные привычки. Хобби



27

Вопросы и задачки



  1. Как умно управлять своими деньгами. (3 часа)

28

Бюджет – план доходов и расходов.



29

Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.



30

Вопросы и задачки



  1. Как делать сбережения (4 часа)

31

Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость.



32

Ценные бумаги. Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.



33

Викторина по теме «Семейный бюджет».



34

Проект по теме «Семейный бюджет»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!