СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психология личности спортсмена в футболе

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад о характеристики личности спортсмена в избранном виде спорта

Просмотр содержимого документа
«Психология личности спортсмена в футболе»

ДОКЛАД

«Психология личности спортсмена в футболе»

Выполнил:

Фомин Петр Анатольевич


«Футбол – игра миллионов!». Эта, казалось бы, избитая фраза напрямую отражает значимость и влияние такого явления как «ФУТБОЛ». Безусловно, институт, который на протяжении десятка лет собирает под своей вывеской планетарную аудиторию разных возрастных категорий и социальных слоев, показывает стабильный рост человеческого интереса, открывает новые грани спорта и обслуживающих его субъектов, заслуживает пристального внимания научного сообщества. Что должно быть интересно науке в футболе? Если не всё, то очень многое. Эта игра и её компоненты давно стали предметом исследовательских работ, статей, публикаций, квестов в области физической культуры, истории, химии, биологии и даже математических дисциплин. В этом ряду многие специалисты особую роль отводят психологии. Согласитесь, что футбол вызывает различные психологические реакции, состояния, эффекты у каждого, кто соприкасается с этой игрой: тренер, болельщик, редактор телетрансляции, рекламодатель – их перечень нескончаем. Однако, всегда в зоне наивысшей ответственности находится тот, кто выражает суть и дух футбола – футболист или, как пишут в их трудовых книжках – «спортсмен-профессионал по футболу». Мы, как зрители, становимся фактическими свидетелями действий футболиста, видим его технические решения на зеленом газоне, манеру поведения с партнерами по команде, соперниками, судьями, оцениваем эмоциональность или сдержанность игрока. Открытый современный информационный мир позволил нам увидеть футболиста вне театра стадиона: какой он дома – в семье, каков его быт, как ведет себя наш кумир в обществе и многое другое. Обладая, где-то даже избытком сведений о том или ином футболисте, составляем невольно его психологический портрет, смело говорим о его личности. «Каков в жизни – таков на поле» - это, часто, болельщицкая оценка личности спортсмена. Психология не может себе позволить столь обывательского вывода, а потому досконально изучает психологию личности спортсмена, в том числе футбольного героя. Попробую выделить несколько психологических особенностей футболиста в контексте его личности. Опираюсь на книгу Е.П. Ильина «Психология спорта», «Психологию физической культуры и спорта» под редакцией профессора А.В. Родионова, открытые Интернет-источник и собственный опыт футболиста-профессионала и футбольного тренера-преподавателя детско-юношеских команд первой квалификационной категории.

Каждый футболист может проявить свои личные качества: самостоятельность, инициативу, творчество, настойчивость, упорство. Вместе с тем, игра требует подчинения личных стремлений интересам команды. В процессе игровой деятельности необходимо овладеть сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным внешним факторам. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества.

Игра в футбол предъявляет существенные требования к личности игроков, влияет на процесс её становления. Результатом спортивной деятельности являются не только физическая, техническая, тактическая подготовленность и спортивный результат, но и психологические изменения, к которым, прежде всего, относится сфера личности. Игра в футбол предъявляет существенные требования к личности игроков

Психологи, например профессор Касаткин В.Н., убежден, что психологическая подготовленность высококлассного спортсмена - это решающий аспект победы.

А.В. Родионов говорит о многогранности психологии в спорте, где важны все этапы: и психология отбора спортсменов, и его формирование как личности, роль тренера, психологические базисы всей тренировочной работы, командная психология. Что касается структуры личности спортсмена, автор выделяет три важнейших компонента, которые, безусловно, свойственны и футболисту:

  • направленность личности;

  • темперамент и характер;

  • способности и саморегуляция.

Цитируем автора: «Направленность личности во многом предопределяется мотивацией высших достижений». Трудно поспорить, что футболист, каждый раз выходя на тренировку или игру, должен быть мотивирован на результат. Понятно, что ожидаемые результаты и достижения в зависимости от возраста, таланта, амбиций футболиста должны быть разными. Ветеран футбола, выходя на газон, предельно мотивирован на то, чтобы продлить свой футбольный век. Малыш, делающий первые шаги в футболе, желает победить здесь и сейчас. Мотивировать Лионеля Месси в каждодневных тренировках может, вероятно, только мечта об очередном Кубке Чемпионов или мировом триумфе. Объединяет все категории футболистов – регулярное волнение или, как говорит Е.П. Ильин «предстартовая лихорадка», которая появляется «при большом желании добиться успеха». Те спортсмены, кто умеет подавить в себе эту эмоцию, как правило, добиваются наивысших достижений. Для себя чувства «тревожности», «волнения», «дрожи» я определил как показатель того, что спортсмен живет спортом, игрой, дорожит ей. Отсутствие этих эмоциональных ноток – приговор футболисту и его карьерному росту.

Второй компонент структуры личности по Родионову – темперамент и характер. «Наиболее типичными для спортсменов чертами характера являются: эмоциональная устойчивость, стремление к лидерству, склонность к риску, расчетливость, новаторство, самоконтроль, общительность», - А.В. Родионов. Под каждым словом готов подписаться и не представляю себе мотивированного на первенство высококлассного футболиста вспыльчивым, безответственным, неспособным в сложный момент стать лидером и принять сложное решение. Убежден, что футболиста-лидера невозможно вырастить, он им должен родиться. А вот наделить ребенка (со взрослыми это сложнее) отдельными лидерскими качествами, считаю, реально. Вот почему, занимаясь со своими командами, я сделал себе установку, буквально заставлять каждого принимать свои, пусть и неправильные решения, брать ответственность на себя, ошибаться и исправлять ошибки. Лидер… По мнению Ильина, пути выдвижения лидера различны. Первый, - ситуативный, когда человек в одной ситуации может проявить лидерские качества, а в другой – нет. Второй, врожденный, эти свойства позволяют личности быть лидером всегда. По мне, лидер появится в процессе сам собой, мне важнее подготовит ему помощников, близких ему по духу, спортивному характеру партнеров. Об этом говорит и Ильин: «В группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу». Для реализации этих целей мне нужны темпераментные футболисты, флегматики и меланхолики не для футбола. «Темперамент непосредственным образом влияет на формирование и индивидуального стиля деятельности спортсмена». А вот это утверждение – важно для футбола как зрелища. Моему знакомому, далекому от футбола, случайно удалось попасть в компании друзей на матч «Барселоны» на «Камп Ноу». Я не ожидал, что у него может быть столько впечатлений от игры, которую он, скажем мягко, никогда не понимал. Резюмировать его оценку можно фразой – «Это театр!». Согласитесь, что настоящий театрал, оценивая постановку в целом, возьмет за основу игру отдельных актеров. Так и футбол. Испытать наслаждение от действий магистров футбола Зидана, Марадоны, Месси, Яшина возможно только учитывая их особенный стиль, индивидуальность. Мне повезло, что из тех мальчишек 7-8 лет, с кем я работаю сейчас, больше половины одарены природой своей изюминкой, почерком. Задача тренера развить особенности их личности футболиста, дать им кислород, дать им возможность насладиться в первую очередь своей игрой.

Третий компонент структуры личности – способности. Это качество во много зависит от совокупности двух предыдущих – направленности личности, ее характеру темперамента. Способности – итог психологических качеств футболиста.

Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности. Талант тренера, спортивного психолога и заключается в умении бережно сохранить личностные особенности футболиста, в какой-то момент не мешать ему, вовремя отойти в сторону, а в иной ситуации незамедлительно включиться в процесс, помочь спортсмену найти себя и свой путь.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!