ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЁТ О ВЫПОЛНЕНИИ ПЛАНА-ГРАФИКА РАБОТ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
по теме «Раннее изучение химии и углубленное обучение биологии как средство формирования естественнонаучной картины мира у одаренных детей»
в период с «30» декабря 2022 г. по «31» мая 2023 г.
№п/п | Мероприятия / действия | Сроки выполнения | Описание результата действия/мероприятия |
план | факт |
| Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность рабочей группы, в т.ч.: – приказ о создании рабочей группы; – положение о деятельности рабочей группы; – положение индивидуального отбора в 5 класс химико-биологического направления в рамках реализации инновационной площадки | Декабрь 2022 – май 2023 | Февраль 2023 Февраль 2023 Март 2023 | Подготовлен и утвержден комплект документов, регламентирующих деятельность рабочей группы. Сформирована рабочая группа |
| Изучение литературы по проблеме и путей её решения, анализ опыта инновационной работы педагогов, занимающихся данной проблематикой: посещение вебинаров, обучающих семинаров, конференций | Декабрь 2022 – май 2023 | Декабрь 2022 – май 2023 | Республиканский семинар-практикум учителей химии Точек роста по теме «Кислые соли» (оргпнизатор Зиязетдинова О.Х., ГБОУ УР «Лицей №14», проведён 16.12.2022 21 февраля 2023 - участие в Межрегиональном форуме «Образовательная деятельность школы: от инноваций к системной реализации обновлённых ФГОС» в качестве слушателя (С.В. Каткова, зам.директора по НМР), АОУ ДПО «ИРО» 31 марта 2023 - участие в Межрегиональном форуме «Функциональная грамотность – образование для будущего» с докладами: «Раннее изучение химии и углубленное обучение биологии как средство формирования естественнонаучной картины мира у одаренных детей» (Каткова С.В., Зиязетдинова О.Х., Бисерова Т.В. «Образовательные треки для ЧЕЛОВЕКА в мультипрофильной среде лицея» (ГБОУ УР «Лицей № 14»), Тарасенко Н. В., директор ГБОУ УР «Лицей № 14», Зиязетдинова О. Х. 31 марта 2023 - участие в семинаре «Формирование навыков осознанного потребления, или экопросвещение обучающихся, во внеурочной деятельности» |
| Обучение представителей проектной группы на курсах, соответствующих тематике инновационной площадки | Январь 2023 – май 2023 | Июнь 2023 | Планируется обучение члена рабочей группы на курсах ПК «Современные подходы к построению системы психолого-педагогического сопровождения одарённых детей» (заочная форма обучения) в АОУ ДПО УР ИРО в период с 12 по 23 июня 2023 г. |
| Встреча с выпускниками ГБОУ УР «Лицей №14» , студентами химического направления «Сделай свой выбор!» | Январь 2023 – май 2023 | | Январь 2023 - Встреча с выпускниками ГБОУ УР «Лицей №14» , студентами химического направления (Российский химико-технологический университет, г. Москва) 10 февраля 2023 - лекция «Моя профессия – ВРАЧ!»: докладчиками были наши выпускники, сейчас студенты ИГМА |
| Обеспечение информационного сопровождения деятельности РИП: создание интернет-страницы РИП на сайте ГБОУ УР «Лицей №14» | Январь 2023 – май 2023 | Январь 2023 – май 2023 | На сайте Лицея в разделе «Инновационная деятельность» выложен приказ о присвоении статуса РИП; В группе Лицея в ВК освещаются мероприятия, проводимые в рамках РИП. |
| Мероприятия для обучающихся 4 классов – участников РИП с 2023-2024 уч.года в целях повышения мотивации к предметам естественнонаучного направления: 1. Экскурсия «Юный фармацевт» в аптеку «Планета здоровья» для обучающихся 4 классов 2. Олимпиада по предмету «Окружающий мир» на УЧИ.РУ: участие приняли 74 % обучающихся 4 классов, средний балл 78 из 100 3. Открытое мероприятие- игра, приуроченная ко Дню Здоровья (8 апрекля), с участием телевидения 4. Открытая лекция «Осторожно, паразиты!» для обучающихся 4 классов (лектор – Юминова Н.А., к.м.н., ст. преподаватель кафедры биологии ГОУ ВПО «ИГМА» | Январь 2023 – май 2023 | Февраль, март 2023 20-27 февраля 2023 8 апреля 2023 Апрель 2023 21 апреля 2023 | Повышение мотивации обучающихся к предметам естественнонаучного направления: химии и биологии |
| Психолого - педагогическое сопровождение обучающихся 4 классов с целью выявления склонности детей к предметам естественно-научного цикла | Январь 2023 – май 2023 | | В феврале 2023 педагогом-психологом Калининым Олегом Сергеевичем проведены тесты «Числовые ряды» и «Карта интересов» (природа, естествознание). Результаты тестирования обучающихся 4 классов: 65 обучающихся: 34 человека – средний уровень, 52% 16 человек – высокий уровень, 25 %. |
| Проведение анкетирования для обучающихся 4 классов (участников проекта 2023-2024 уч.года); | Апрель 2023 | Апрель 2023 | Знакомство родителей с результатами анкетирования и тестирования. Проведение индивидуальных собеседований с родителями и учениками 4 классов |
| Публикация статей по теме РИП | | | Отправлены в печать в сборник статей базовых школ РАН тезисы статьи «Опыт решения управленческих задач в базовой школе РАН» (Приложение 1) |
| Совещания членов рабочей группы: Н.В. Тарасенко И.А. Караваева О.Х. Зиязетдинова Т.В. Бисерова С.В. Каткова | Ежемесячно (каждый второй вторник месяца) | Проводятся регулярно | Проведены: ПРОТОКОЛ № 1 заседания рабочей группы по Республиканской инновационной площадке от 07.02.2023 г. Тема: «Утверждение плана работы рабочей группы на первом подготовительном этапе с декабря 2022 по июнь 2023 года» ПРОТОКОЛ № 2 заседания рабочей группы по Республиканской инновационной площадке от 15.03.2023 г. Тема: «Презентация опыта по РИП: необходимость участия в форумах семинарах, публикациях» ПРОТОКОЛ № 3 заседания рабочей группы по Республиканской инновационной площадке от 11.04.2023 г. Тема: «Презентация опыта по РИП: необходимость участия в конкурсах, публикациях и т.п.» ПРОТОКОЛ № 4 заседания рабочей группы по Республиканской инновационной площадке от 1.06.2023 г. Тема: «Отчет по первому промежуточному этапу. Обсуждение задач следующего дидактического этапа» |
Директор ГБОУ УР «Лицей № 14» ___________/ Н.В. Тарасенко/
Научный руководитель ____________/И.А. Караваева/
«31» мая 2023 год
Приложение 1
Опыт решения управленческих задач в базовой школе РАН
Тарасенко Наталья Владимировна,
директор ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей №14»
Зиязетдинова Олеся Хаузировна,
учитель химии ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей №14»
Каткова Светлана Витальевна,
и.о. зам. директора по НМР ГБОУ Удмуртской Республики «Лицей №14»
Участие в проекте «Базовые школы РАН» обусловливает решение управленческих, методических, педагогических задач, создающих условия для ориентации выпускников на построение будущей карьеры в сфере науки и высоких технологий.
Одной из таких задач является реализация системы наставничества, позволяющей каждому педагогу повышать уровень профессионального мастерства на протяжении всей профессиональной деятельности.
Например, в 2022 году на базе ГБОУ УР «Лицей № 14» (базовой школы РАН) проведен семинар-практикум для учителей химии центров естественнонаучной направленности «Точка роста» Удмуртской Республики, в ходе которого его участникам были продемонстрированы некоторые модели наставничества: «лидер педагогического сообщества – педагогам-наставникам», «опытный предметник – молодому педагогу».
Кроме того, в мероприятии приняли участие обучающиеся лицея, которые рассказали о реализации схемы взаимодействия «ученик – ученику», позволяющей использовать идеи наставничества на уровне лицеистов.
В ходе семинара-практикума обсуждались вопросы ситуационного наставничества, которое реализуется в лицее в связке «студент – ученику»: наши выпускники во время зимних каникул проводят тренировочные сборы по подготовке обучающихся к олимпиадам высокого уровня.
Затем участники семинара включились в выполнение практических работ по темам: «Качественные реакции органических веществ в заданиях ЕГЭ по химии», «Распознавание органических веществ», «Одноосновное кислотно-основное титрование в олимпиадных заданиях ВСОШ по химии». Все участники отметили практическую ценность приобретённой информации и высказали пожелание продолжить такие встречи, ведь результатом работы опытных наставников становится высокий уровень включенности молодых специалистов в педагогическую работу, культурную жизнь образовательной организации, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала.
В качестве другого примера управленческих решений в базовой школе РАН назовем реализацию проекта «Медицинский класс».
Целью организации медицинского класса является развитие естественнонаучного предпрофильного и профильного обучения медицинской направленности для формирования у обучающихся мотивации к выбору профессиональной деятельности в медицинской отрасли и оказания помощи обучающимся в профессиональном самоопределении, становлении, социальной и психологической адаптации.
Обучение в 8-9 медицинских классах строится на основе программы профессионального обучения в соответствии с профессиональным стандартом «Младшая медицинская сестра (брат) по уходу за больными», разработанной Республиканским медицинским колледжем имени Героя Советского Союза Ф.А. Пушиной, где и проходят все практические занятия в рамках сетевого взаимодействия. После окончания 9 класса обучающиеся сдают экзамен и получают свидетельство о присвоении профессии.
Старшеклассникам предлагается программа «Человек и его здоровье», разработанная Ижевской государственной медицинской академией, включающая теоретическую и практическую подготовку. Например, в течение 2021/22 учебного года с целью популяризации профессии медицинского работника и расширения химико-биологических знаний учеными и опытными практиками региона проведены открытые лекции на тему: «Кардиологическая служба Удмуртской Республики», «Природно-очаговые гельминтозы Удмуртии», «Природно-очаговые инфекционные заболевания Удмуртии». С целью отработки практических навыков ребята выполняют манипуляции на муляжах, фантомах, манекенах (например, устанавливают датчики для проведения электроэнцефалографии).
Ежегодно проводятся экскурсии в медицинские учреждения г. Ижевска, тренинги, мастер-классы, организуется проектная и исследовательская деятельность.
Например, обучающиеся медицинских классов выполняют индивидуальные и групповые проектные и исследовательские работы на межпредметной основе на тему: «Способы снижения детского травматизма», «Причины ухудшения зрения, его мутации»; традицией стало участие ребят в различных конференциях и конкурсах: городской научно-практической конференции «Старт в медицину», «Медицинское поколение NEXT» и других.
В 2022 году в нашем лицее проведен семинар, на котором было продемонстрировано оборудование, полученное в рамках проекта «Базовые школы РАН», проведены мастер-классы с обучающимися и педагогами; а в декабре этого же года подготовлена и успешно защищена в Министерстве образования и науки УР проектная заявка на присвоение статуса Республиканской инновационной площадки по теме «Раннее изучение химии и расширенное обучение биологии как средство формирования естественнонаучной картины мира у одаренных детей».
Важным мероприятием проекта «Медицинский класс» является выездная образовательная программа специализированной медицинской смены для обучающихся медицинских классов школ Ижевска, в ходе которой ребята пополняют багаж знаний по оказанию первой помощи, изучают анатомию человека на специальном анатомическом столе, получают профессиональные рекомендации по некоторым вопросам личной гигиены. Кроме того, в рамках программы лицеисты работают в настоящих бригадах скорой помощи, к ним ежедневно приезжают педагоги и практикующие врачи Удмуртии, которые предоставляют самую актуальную информацию из мира медицины.
Результаты диагностики показывают большую заинтересованность ребят в проекте «Медицинский класс».
Большинство ребят высказывается, что хотели бы продолжить обучение по выбранному профилю, сдать экзамены и защитить выпускную работу. В качестве пожеланий отмечают, что хотели бы получать больше практических занятий и экскурсий в лечебно-профилактические учреждения г. Ижевска.
Для кураторов проекта «Медицинский класс» проводятся семинары и круглые столы по обмену опытом, координации взаимодействия, разработке и согласованию механизмов и технологий совместной деятельности (например, положений о проведении открытой междисциплинарной олимпиады и медицинской эстафеты «Первая помощь»). С целью сопровождения проекта проведены следующие консультации «Летние лагеря по химии как средство развития способностей обучающихся», «Особенности изучения вводного курса химии в 7 классе», «Реализация содержания химического образования в контексте ФГОС и примерной программы», «Всероссийский химический диктант», «Химическая олимпиада имени Германа Гесса».
Все вышеперечисленные образовательные события положительным образом повлияли на результативность проекта «Медицинский класс» и его участников. В 2022 году пять участников из Удмуртии стали призерами заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии и экологии, из них два школьника – из нашего лицея.
Таким образом, управленческие решения по реализации проекта «Базовые школы РАН» связаны с повышением эффективности работы педагогов, поддержкой и профессиональной ориентацией обучающихся, укреплением материально-технической базы.
Наш лицей организовал сетевое взаимодействие с медицинским колледжем, ИГМА, УдГУ и медицинскими учреждениями. В свою очередь, учреждения высшего и среднего профессионального образования Удмуртской Республики и всей нашей страны могут рассчитывать на будущих студентов, которые придут с высокими баллами на экзаменах, желанием учиться и получить диплом, а медицинские учреждения – на молодых специалистов, которые со школьных лет определились с будущей профессией.
Подтверждение публикации статьи
Уважаемые коллеги, авторы материалов в сборник РАН-2023!
Мы завершили рассмотрение материалов для подготовки третьего сборника,
включающего опыт реализации проекта «Базовые школы РАН».
Всего в РАН было представлено около 150 интересных авторских статей, и
мы благодарны участникам проекта за активное участие в описании опыта
работы (кстати, материалов оказалось больше, чем в прошлом году).
После детального изучения материалов принято решение о включении в
сборник 88 статей.
Поздравляем: Ваши материалы рекомендованы для публикации в сборнике.
В соответствии с договоренностью, мы провели определенную коррекцию
(незначительную или существенную) ваших материалов.
Это было сделано в связи с необходимостью:
- выстроить материалы в единой логике описания опыта участия в проекте и
оформления сборника;
- уменьшения объема некоторых материалов (в связи с этим, как и в
прошлом году, пришлось отказаться от общих фраз, эпиграфов, приложений,
а также таблиц, графиков и фотографий).
В связи с тем, что мы договорились о согласовании с авторами возможных
правок, просим вас познакомиться с вариантом скорректированных
материалов.
Также посмотрите, пожалуйста, теперь уже наши общие ошибки, опечатки
(корректор еще не работал со статьями, включенными в сборник).
Если возникнет необходимость уточнения, дополнения направленного Вам
варианта, то обращаемся с просьбой направить изменения до 10 февраля
Соломатину Александру Михайловичу по адресу: [email protected]
с пометкой «Базовые школы РАН – сборник».
В тексте статьи цветом просим выделить Ваши правки.
В случае, если у Вас не будет возражений по поводу внесенных нами
изменений, то по умолчанию будем считать, что материалы с авторами
согласованы.
Планируемое время выхода сборника – апрель 2023.
С уважением, А.М. Соломатин