Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий торгово-экономический техникум»
Утверждаю:
________________
Зам. директора по ВР
ГАПОУ НТЭТ
Грибанова К.С.
«___»_________2022 г.
Программа
работы вокальной студии «Соло»
на 2022-2023 учебный год
руководитель коллектива
Грибанова К.С.
2022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.
В техникуме обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться красиво петь.
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа вокальной студии, направленная на духовное развитие обучающихся.
Данная программа относится к художественно-эстетической направленности.
В ГАПОУ НТЭТ создана вокальная студия, в которой занимаются учащиеся 1-4 курсов в возрасте от 15 до 18 лет. Особенность программы в том, что она разработана для обучающихся техникума, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Программа отличается тем, что:
- позволяет в условиях техникума через дополнительное образование расширить возможности образовательной области;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей обучающихся разных возрастных групп в вокальной студии соразмерно личной индивидуальности;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы.
Цель программы – сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению через активную музыкально-творческую деятельность.
Задачи:
Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;
Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;
Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;
Программа рассчитана на год обучения.
Занятия проводятся: 1 раз в неделю по 2 часа.
В основу разработки программы вокальной студии положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Занятия по дисциплине ориентированы, прежде всего, на практические виды деятельности и проходят в форме групповых уроков. Основными формами проведения занятий являются:
беседы;
урок;
праздники;
концерты;
конкурсы.
План работы вокальной студии «Соло»
№ | Тема занятия | Дата |
1 | Инструктаж по ТБ. Знакомство с голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков. Прослушивание обучающихся. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Распевание. Дыхание. Распевание. | сентябрь |
| Дикция. Артикуляция. Гигиена певческого голоса. Сценическая культура и сценический образ. Сценическая культура и сценический образ. Основы нотной грамоты. | октябрь |
2 | Основы нотной грамоты. Основы нотной грамоты. Движения вокалистов под музыку. Вокальный ансамбль. | ноябрь |
3 | Вокальный ансамбль. Вокальный ансамбль. Вокальный ансамбль. Вокальный ансамбль. | декабрь |
4 | Импровизация. Собственная манера исполнения. Импровизация. Собственная манера исполнения. | январь |
5 | Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. | февраль |
6 | Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. | март |
7 | 1. Работа над репертуаром. 2. Работа над репертуаром. 3. Работа над репертуаром. 4. Работа над репертуаром. | апрель |
8 | 1. Работа над репертуаром. 2. Работа над репертуаром. 3. Работа над репертуаром. 4. Работа над репертуаром. | май |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
В конце года обучения в вокальной студии обучающийся должен:
знать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно.