СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа учебного элективного курса «Основы экологии»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знание экологических законов развития природы и системы" человек-общество- природа" есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы "общество -природа"

Просмотр содержимого документа
«Программа учебного элективного курса «Основы экологии»»

Программа учебного элективного курса «Основы экологии»

10-11 класс



Пояснительная записка.

Данный курс составлен на основе программ А.Т.Зверева « Законы экологии» и «Экология человека». Так как учебным планом выделено 68 (10-11 класс) часов для изучения учебного элективного курса, считаю целесообразным их объединение. В 10 классе изучается курс «Законы экологии», в 11 классе – « Экология человека».

Основная концепция курса заключается в следующем. Знание экологических законов развития природы и системы «человек-общество-природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы « общество-природа».

Отдельные законы экологии, рассматриваемые в курсах биологии, географии, физики, химии изучаются разрозненно, в отрыве один от другого и не способствуют формированию у учащихся целостного представления о единстве организации, взаимозависимости, взаимообусловленности и закономерностях развития природных, природно-антропогенных и антропогенных процессов, формирующих облик современных экосистем и всей биосферы в целом.

Только при условии полного понимания и внутреннего осознания законов экологии возможно достижение гармонии человека и природы, к которой стремится современное человечество. Знание законов экологии необходимо для того, чтобы мудро пользоваться благами природы не во вред себе и будущим поколениям. Они позволяют убедительно аргументировать мотивации своих поступков и высказываний в защиту жизненно важной необходимости охраны природы и окружающей человека среды.


Цель курса

Изучить основные законы экологии, определяющие закономерности развития природных экосистем и системы « человек-общество-природа», научиться учитывать и использовать их в своей повседневной общественной и практической деятельности.


Задачи курса

Расширить и углубить знания о законах существования и развития окружающего мира, о единстве и многообразии его форм и зависимостей его отдельных частей. Обосновать практическую целесообразность изучения законов развития природы и системы « человек-общество-природа» как необходимых условий устойчивого развития и сохранения жизни на Земле для современных и будущих поколений.

Познакомить с основными методами оценки экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций с позиций экологических законов развития окружающего мира.

Научить мотивировать и научно обосновывать действия в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.

Обосновать необходимость перехода человека и общества на экологический ( ноосферный) путь развития.

Научить мотивировать свои дела и поступки в защиту сохранения и оздоровления окружающей среды.





Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать: Основные общесистемные законы, определяющие развитие окружающего мира во всем его разнообразии и единстве;

  • Основные законы биоэкологи, определяющие существование и развитие отдельных организмов, популяций, биоценозов, экосистем и биосферы;

  • Основные экологические законы функционирования и развития системы « человек-общество-природа»;

  • Основные законы охраны среды жизни и устойчивого развития системы « общество-природа».

  • Основные факторы, определяющие условия жизни человека;

  • Историю взаимоотношений человека и природы, основные законы развития системы «общество-природа»;

  • Основные антропогенные причины деградации природной окружающей среды, ее влияние на здоровье человека и пути ликвидации ее последствий;

  • Основные техногенные причины ухудшения искусственной окружающей среды; влияние среды на здоровье человека и пути ее оздоровления;

  • Основные причины деградации духовной среды, ее последствия для человека и пути духовного возрождения;

  • Основные проблемы социальной экологии( проблемы демографии, урбанизации, экологического образования и культуры, экологического права и т.д.);

  • Основные принципы ноосферного пути развития.

Учащиеся должны уметь: Оценивать экологическую обстановку и острые экологические ситуации с позиций соблюдения экологических законов;

  • Разработать комплекс природоохранных мероприятий по улучшению существующей экологической обстановки, исходя из экологических законов развития окружающего мира;

  • Прогнозировать развитие экологических ситуаций, исходя из реально существующих экологических законов и накопленного опыта, подтверждающих реальность их существования;

  • Использовать полученные данные в своей общественной и практической деятельности.

  • Оценивать условия жизни, прогнозировать изменение их в лучшую или худшую сторону, разрабатывать и осуществлять конкретные меры по их улучшению;

  • Исходя из исторического экологического опыта, прогнозировать развитие различных современных экологических ситуаций;

  • Организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоровлению природной и искусственной окружающей среды;

  • Принимать меры и проводить разъяснительную работу по улучшению духовной окружающей среды;

  • Использовать полученные знания в своей реальной общественной и практической деятельности

  • Развивать творческие ( исследовательские) взаимосвязи с товарищами

Поурочно-тематическое планирование. 10 класс

№ п/ п

Тема

Элементы содержания.

Домашнее задание

дата

Тема 1. Введение(2 часа)

1.1.1.

Предмет экология

Определение науки. Основные объекты изучения современной экологии. Понятие об « экологизации» наук и экологической философии.

конспект


1.2.2.

Законы экологии и их классификация.

Понятия о частных, общих и универсальных законах развития природы и общества. Научная классификация законов экологии. Понятие об общесистемных законах экологии, о законах биоэкологиии и законах системы «человек-общество- природа». Значение естественно-исторической концепции экологии для правильного понимания ее законов.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


Тема 2. Общесистемные законы ( 8 часов)

2.1.3.

Законы единства живой природы.

Закон физико-химического единства В.И. Вернадского и вытекающее из него следствие: все, что вредно для одной части живого вещества, не может быть безразлично для другой его части. Закон единого генетического кода для всего живого на Земле. Законы направленности и необратимости эволюции, естественного отбора, необходимого разнообразия, неограниченности прогресса. Значение данных законов для живой природы и конкретные примеры их проявления.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.2.4.

Второе начало термодинамики в экологии.

Основные формулировки второго начала( Закона, принципа) термодинамики. Значение закона возрастания энтропии для самоорганизации и саморегулирования природных систем и их устойчивости. Антиэнтропийная деятельность живого вещества. Подчинение и адаптация живых систем к законам термодинамики.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.3.5.

Второе начало термодинамики в экологии.

Всеобщий закон биологии- принцип устойчивого термодинамического равновесия ( асимметрия) живых систем. Принцип Ле- Шателье – Брауна. Понятие об отрицательных обратных связях. Закон минимума диссипации энергии. Примеры использования второго начала термодинамики в экологии для определения эффективности и экологической безопасности источников энергии. ( в том числе альтернативных).

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.4.6.

Законы синергетики.

Понятие о синергетике. Законы синергетики. Формирование и перспективы науки нового типа – нелинейной науки. Понятие о теории катастроф. Понятие о точке бифуркации. Закон поливариантности путей развития систем в точке бифуркации.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.5.7.

Законы синергетики

Закон невозможности установления жесткого контроля за системой. Принцип устойчивости среды возможных форм развития системы. Закон Легасова. Принцип диссипации. Принцип максимального промедления. Значение законов синергетики для эволюции биосферы.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.6.8.

Законы иерархии систем.

Понятие о иерархии природных систем. Принципы эмерджентностии и иерархической организации. Закон оптимальности. Понятие о иерархии природных систем. Закон порядочности заполнения пространства и пространственно-временной определенности. Понятие о законе снижения энергетической эффективности природопользования.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.7.9.

Законы иерархии систем.

Закон периодичности строения системных совокупностей. Гомеостаз. Значение законов иерархии систем для понимания сложения и функционирования экосистем и их соподчиненности. Конкретные примеры проявления этих законов.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


2.8.10.

Законы отношения « система - среда».

Понятие о системном окружении. Правило замещения экологических условий В.В. Алехина. Закон развития природной среды за счет окружающей ее среды и вытекающие из него следствия. Ошибочность представлений о том, что биосфера работает по принципу безотходности. Принципы преломления действующего фактора в иерархии системы и внутри системы. Закон функционально- системной неравномерности. Значение законов отношения « система – среда» для прикладной ( инженерной) экологии.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


Тема 3.Законы биоэкологи (13 часов)

3.1.11.

Законы системы « организм-среда»

Законы единства организации среды ( В.И.Вернадского), минимума (Ю.Либиха), совокупности (совместного) действия факторов, толерантности ( В.Шелфорда), оптимальности, увеличения размеров ( роста), и Веса ( массы) организмов в филогенетической ветви( Копа и Денера). Принцип экологического соответствия. Правило соответствия условий среды жизни его генетической предопределенности организма. Значение законов системы « организм – среда» для рационального природопользования. Конкретные примеры их учета и нарушений.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.2.12.

Законы адаптации организмов.

Два принципа ( толерантны и резистентный). Правила двух уровней адаптации и экологической индивидуальности Л.Г. Раменского. аксиома адаптированности, или аксиома Ч.Дарвина. Принцип исключения Г.Ф. Гаузе. Экологическое правило С.С. Шварца. Закон относительной независимостей и правило Бергмана. Значение законов адаптации организмов для эволюции и конкретные примеры проявления в живой природе, их анализ с позиций второго начала термодинамики.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.3.13.

Популяционные законы

Принципы гомеостаза популяции и минимального размера популяции, стабильности половозрастной структуры популяции , популяционного максимума Ю. Одума максимального « давления жизни», максимальной рождаемости ( воспроизводства), сохранения видовой среды обитания, внутренней непротиворечивости. Теория лимитов популяционной численности. Конкретные примеры проявления популяционных законов и их значение для природоохранной и природопользовательской деятельности.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.4.14.

Законы организации пространственной структуры популяций.

Принцип территориальности, построения пространственной структуры, скопления (агрегации) особей В.Олли, воздействия факторов В.Тишлера, стабильности экологических ниш( принцип биоценотической коэволюции), конкурентного исключения ( закон Г.Ф. Гаузе), видо- родового представительства И. Иллиеса, сосуществования Дж. Хатчинсона. Правила топографического ( или популяционного) и географической изменчивости кружева арела Н.Ф. Реймерса. Правило географического оптимизма. Значение законов пространственной структуры популяций для организации особо охраняемых территорий, существования природоохранной и природопользовательской деятельности. Конкретные примеры их учета и нарушения в хозяйственной деятельности.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.5.15.

Законы функционирования биоценозов

Законы энергетической проводимости, пирамиды энергий (или закон десяти процентов)Р.Линдемана, однонаправленности потока энергии и удельной продуктивности. Правила биологического усиления, «метаболизм и размеры особей» (правило Ю.Одума), экологического дублирования. Принципы подвижного равновесия А.А.Елекина, продуктивной оптимизации Г. Реммерта, эквивалентности и биоценотической надежности. Практическое значение закономерностей функционирования биоценозов.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.6.16.

Законы формирования видового состава биоценозов.

Законы действия факторов и биоценотические принципы А.Тинемана. Принципы плавности изменения среды Г.Ранца, плотной упаковки Р.Макиртура, экологического высвобождения. Биоценотическое правило Г. Ф.Морозова.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.7.17.

Законы формирования видового состава биоценозов.

Правила взаимоприспособленности организмов в биоценозе К.Мебиуса-Г.Ф.Морозова, управляющего значения консументов В.Уини-Эдвардса, пищевой корреляции, стабилизации экологической ниши (принцип коэволюции),монокультуры. Законы системы « хищники –жертва»В.Волтерра. Прикладное(практическое) значение законов формирования видового состава биоценозов.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.8.18.

Законы функционирования экосистем.

Законы внутреннего динамического равновесия Н.Ф.Реймерса, экологической корреляции, неравномерности развития систем (или закон разновременности развития подсистем в больших системах). Принципы экологической комплементарности, экологической надежности, видового обеднения( замещения).

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.9.19.

Законы функционирования экосистем.

Правила « тришкина кафтана» и оптимальной компонентной дополнительности. Прикладное значение и примеры проявления законов функционирования экосистем.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.10.20.

Законы динамики экосистем.

Законы системогенетической последовательности прохождения фаз развития, сукцессионоого замедления, эволюционно-экологической необратимости, перехода количественных изменений в качественные. Принципы сукцессионного замещения и « нулевого максимума» ( или минимизации прироста в зрелой экосистеме).

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.11.21.

Законы динамики экосистем.

Правила максимума энергии поддержания зрелой системы (правило Г.Одума и Р. Пинкертона), увеличения замкнутости биогеохимического круговорота веществ в ходе сукцессии и сукцессионного мониторинга. Прикладное значение и конкретные примеры проявления законов динамики экосистем.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.12.22.

Общие закономерности организации и эволюции биосферы.

Закон биогенной миграции атомов и биогеохимические принципы В.И.Вернадского. Законы максимума биогенной энергии В.И.Вернадского – Э.С.Бауэра, максимизации энергии Г.Одума и Э.Одума, максимизации энергии и информации Н.Ф. Реймерса, экодинамики Ю.Голдсмита, упорядоченности Заполнения пространства и пространственно-временной определенности.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


3.13.23.

Общие закономерности организации и эволюции биосферы.

Правило автоматического поддержания глобальной среды обитания. Принцип системной дополнительности. Прикладное значение и конкретные примеры действия общих законов организации и эволюции биосферы.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


Тема 4. Законы системы « человек – общество-природа» (10 часов)

4.1.24.

Законы исторического развития взаимоотношений в системе « человек – общество- природа».

Законы увеличения идеальности Г.Б. Лейбница, « эффект чеширского кота» Л, Кэрролла, необратимости взаимодействия системы « человек – биосфера»; закон « свобода есть осознанная необходимость» Ф. Энгельса. Закон убывающей отдачи А.Тюрго- Т. Мальтуса. Правила ускорения исторического развития, исторического роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем, убывающей отдачи. А. Тюрго - Т. Мальтуса. Принцип естественности, или правило старого автомобиля. Значение знания законов исторического развития системы «человек-общество-природа» и построение на их основе сценариев будущего развития биосферы и отдельных природо-антропогенных экосистем.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.2.25.

Законы социальной экологии

Понятие об антропогенной, ресурсной и экологической экспансии. Законы исторической ( социально-экологической) необратимости развития, неизбежности формирования общечеловеческой экологической культуры. Правило социально-экологического равновесия. Правило социально-экологического замещения. Принцип культурного управления развитием. Принцип « думать глобально, действовать локально». Значение законов социальной экологии для внедрения в жизнь модели (концепции) устойчивого развития.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.3.26.

Законы природопользования

Законы ограниченности природных ресурсов, падения природно-ресурсного потенциала, снижения энергетической эффективности природопользования, предельной урожайности К. Пратта, убывающего (естественного ) плодородия, увеличения наукоемкости общественного развития, снижения природоемкости готовой продукции, увеличения темпов оборота вовлекаемых природных ресурсов.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.3.27.

Законы природопользования

Правило «мягкого» управления природой. Правило неизбежных цепных реакций «жесткого» управления природой. Правило одного процента. Положительные и отрицательные (негативные) примеры «мягкого» и «жесткого» управления природой.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.4.28.

Законы прикладной экологии

Законы (афоризмы) экологии Б.Коммонера. Законы бумеранга, шагреневой кожи, неустранимости отходов и (или) побочных воздействий производства (хозяйства), перехода в подсистему ( принцип кооперативности). Значение законов прикладной экологии для различных отраслей народного хозяйства: сельского, лесного, водного, промыслового, промышленности и транспорта Правило интегрального ресурса.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.5.29.

Принципы охраны среды жизни

Принципы, или « железные законы», охрана природы П.Р.Эрлиха. Принцип уникальности Н.Ф. Реймерса. Принцип разумной достаточности и допустимости риска. Правило « экологичное – экономично». Принцип обманчивого благополучия, или эйфории первых успехов. Принцип неполноты информации ( принцип неопределенности). Принцип инстинктивного отрицания – признания. Принцип удаленности событий. Практическое значение принципов охраны жизни для организации службы и мероприятий по охране природы на локальном, региональном и глобальном (международном ) уровнях.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.6.30.

Принципы устойчивого развития системы « человек – общество – природа»

Понятие о концепции устойчивого развития и его основных принципах: уважение изабота о всем сущем на Земле, повышение качества жизни человека, сохранение разнообразия всего живого на Земле, сведение до минимума использования невозобновимых ресурсов, развитие в пределах потенциальной емкости экологических систем Земли, изменение сознания человека и стериотипов его поведения; поощрение социальной заинтересованности общества в сохранении среды его обитания, достижение единства действий на мировом уровне, следование концепции интегрирования процессов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Значение данных принципов для претворения в жизнь моделей устойчивого развития района, региона, Российской Федерации, мира в целом.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.7.31.

Законы ноосферы

Исторические предпосылки возникновения ноосферы и законы ноосферы В.И. Вернадского. Фундаментальная константа ноосферы-нравственность. Законы необходимости победы экологического мировозрения, неизбежности увеличения роли экополитики, предопределенности развития системы « человек-общество-природа».Принцип нарастания целенаправленного воздействия людей на систему « человек-общество-природа». Место и значение законов ноосферы в развитии современной системы « человек-общество-природа»

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.8.32.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

Понятие об экологическом праве. Основные положения закона. Основные объекты охраны окружающей среды. Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды. Международное сотрудничество. Необходимость и оправданность основных положений Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», исходя из известных законов экологии ( общесистемных, законов биоэкологии и законов системы «человек- общество-природа». Конкретные примеры практического использования Федерального закона.

Лекция

Интернет-ресерсы.

Работа с научно-познавательной литературой


4.9.33

Защита проектных и исследовательских работ




4.10.34

Защита проектных и исследовательских работ






Литература

  1. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы. Что происходит, кто виноват и что делать. М.:МНЭПУ,1997.

  2. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т.Зверева.М.:АСТ-ПРЕСС,2001.

  3. Баландин Р.К.,Кондырев Л.Г. Природа и цивилизация. М.:Мысль, 1988.

  4. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы.М.:НИА-природа,1999.

  5. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М.: Наука, 1975.

  6. ВиллиК., Детьё В.Биология (биологические процессы и законы). М.: Мир,1977.

  7. Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М.: МГУ, 1987.

  8. Глазачев С.Н.,Козлова О.Н.Экологическая культура. М.: Горизонт,1997.

  9. Глобальная экологическая перспектива. ЮНЕП,2000.

  10. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. М.: Школа-Пресс, 1996.

  11. Зверев А.Т. Экология: учеб.для 10-11 кл. М.: ОНИКС 21 век, 2004.

  12. Красная книга Российской Федерации. М.,1995.

  13. Котляков В.М. География в меняющемся мире. М.: Наука, 2001.

  14. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества. М.: Молодая гвардия, 1990.

  15. Моисеев Н.Н.Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия,19990.

  16. Одум Ю. Экология. М.: Мир, 1986.

  17. Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.: 1995.

  18. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.

  19. Реймерс Н.Ф. Экология. М.: Россия молодая,1994.

  20. Современное естествознание: энциклопедия. Т.1.М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.

  21. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: АСТ, 2002.

  22. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир,1990

  23. Яблоков А.В. Эволюционное учение (Дарвинизм). М.: Высшая школа,1998.



Интернет-сайты

www.edu.nsu.ru/noos/ecoioqy/- экологический раздел

www.informeco.ru- информационно-экологический портал

www.iufs.edu/mufo.ru/MSc-Ecoloqy-ru.html- Международный университет фундаментального обучения

www.ecoquild.narod/ru/- сайты Гильдии экологов

www.ecolofe.ru/index.shtml- журнал « Экология и жизнь»

www.qost.newmail.ru/ecos.htm- система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов

www.nature.ru- сайт Московского государственного университета по разделам биологии, географии и другим наукам ( статьи, рефераты, обзоры)

www.issep.rssi.ru- сайт Соровского образовательного журнала









Поурочно-тематическое планирование. 11 класс



п/п

Тема раздела

Тема занятия

Домашнее задание

дата

1.1.1.

Тема 1. Введение

(1ч)

Экология человека как наука; значение; основные цели и задачи; современное состояние и перспектива развития.

лекция



Тема 2. Условия жизни человека (6ч)




2.1.2.


Понятие о среде и качестве жизни. Потребности человека (биологические, этнические, психологические,социальные, трудовые, экономические, духовные.)

Лекция, работа с интернет- ресурсами


2.2.3.


Активное приспособление человека к природной окружающей среде.

Лекция, презентация, доклады, сообщения


2.3.4.


Миграции и расселение человека в пространстве и времени.

Лекция, работа с интернет-ресурсами


2.4.5.


Демография человека. Демографический взрыв, демографический кризис и их экологические последствия.

Лекция. Работа с научно-познавательной литературой.


2.5.6.


Болезни и эпидемии. Вредные привычки( курение, алкоголизм, наркомания).

Лекция. Презентации, доклады, сообщения


2.6.7.


Медицинская география.

лекция



Тема 3. История взаимоотношений человека и природы. (4 ч)




3.1.8.


Экологические последствия появления человека на Земле. История изменений взаимоотношений человека и природы.

Лекция. Презентации, доклады, сообщения.


3.2.9.


Экологические кризисы.

Лекция. Работа с интернет-ресурсами


3.3.10


Переход к современной искусственной модели окружающей среды.



3.4.11.


Медицинские аспекты исторически происходившей деградации и загрязнения окружающей среды.

Лекция. Работа с интернет - источниками



Тема 4. Негативные последствия деградации и загрязнения окружающей среды, пути их ликвидации.(5 ч)




4.1.12.


Основные антропогенные факторы деградации природной среды

Лекция. Работа с интернет - источниками


4.2.13.


Воздействие измененной и загрязненной природной среды на человека.

Лекция. Презентации, доклады, сообщения.


4.3.14.


Рекультивация природной среды. Рекреация и курортология.

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой.


4.4.15.


Особо охраняемые территории и их значение для человека.

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой.


4.5.16.


Экологические технологии. Основные законы развития системы « общество-природа».

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой



Тема 5. Негативные воздействия искусственной среды, пути их ликвидации и ослабления.(7ч)




5.1.17.


Основные экологические факторы негативного воздействия на здоровье человека искусственной окружающей среды.

Лекция. Работа с интернет-ресурсами.


5.2.18.


Влияние техногенных катастроф на здоровье и условия жизни человека.

Лекция. Работа с интернет - ресурсами


5.3.19.


Пути улучшения искусственной окружающей среды.

Творческая работа


5.4.20.


Коммунальная гигиена. Ограничение и культура потребления.

Лекция. Работа с интернет - ресурсами


5.5.21.


Проблемы урбанизации. Оздоровление окружающей среды городов.

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой


5.6.22.


Улучшение санитарно-гигиенического состояния городских территорий. Охрана природы в городах.

Сообщения, презентации


5.7.23.


Создание городских информационных банков и систем экологического мониторинга. Экополитика.

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой



Тема 6. Деградация духовной среды, ее последствия для человека, пути духовного возраждения. (11ч)




6.1.24.


Основные причины деградации духовной среды.

лекция


6.2.25.


Экологические последствия деградации духовной среды( бездуховность, безнравственность, социальная напряженность, самоубийства, войны, терроризм и т.д.)

Лекция. Работа с интернет-источниками. Научно-популярной литературой


6.3.26.


Миграционные процессы и связанные с ними проблемы демографии.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.4.27.


Пути духовного возраждения. Социальная гигиена.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.5.28.


Экологическое миропонимание. Экологическая культура.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.6.29.


Экологическое образование.

Творческая работа


6.7.30.


Экологические движения и международное экологическое сотрудничество.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.8.31.


Экологическое право.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.9.32.


Ноосферный путь развития.

Лекция. Работа с интернет-источниками.


6.10.33.


Защита проектных и исследовательских работ.



6.10.34.


Анализ проектных и исследовательских работ.



Литература

  1. Арский Ю.М.и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. -М.:МНЭПУ,1997.

  2. Экология для школьников: атлас/под ред. А.Т.Зверева.-М.:АСТ-ПРЕСС,2001.

  3. Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А.В. Взаимоотношения общества и природы. - М.:НИА-природа,1999.

  4. Вернадский В.И. Размышления натуралиста.- М.: Наука, 1975.

  5. Глазачев С.Н. Козлова О.Н. Экологическая культура.- М.: Горизонт,1997.

  6. Голубев С.Н.,Шаповалова Н.С. Человек в биосфере.- М.:ОНИКС 21 век,2004.

  7. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г.,Сивоглазов В.И.Биология. Общие закономерности.- М.:Школа-Пресс,1996

  8. Зверев А.Т. Экология: учеб. для 5-6 кл.- М.:ОНИКС 21 век,2005.

  9. Зверев А.Т. Экология :учеб. для 10-11 кл.-М.:ОНИКС 21 век,2004.

  10. Израэль Ю.А., Равинский Ф.Я. Берегите атмосферу.М.:Логос,2003.

  11. Кондратьев И.Я.,Крапивин В.Ф., Савиных В.П.Перспективы развития цивилизации. Многомерный анализ.- М.:Логос,2003

  12. Круть И.В., Забелин И.М .Очерки истории представлений и взаимоотношений природы и общества.-М.: Наука, 1998.

  13. Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. – М.: Наука,1992.

  14. Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука,1991.

  15. Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник.- М.: Мысль, 1990.

  16. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила,принципы и гипотезы). – М.: Россия молодая,1994.

  17. Концепции современного естествознания: лучшие рефераты.- Ростов н/Д: Феникс,2002.

  18. Тейяр Ш. Феномен человека.- М.: АСТ,2002.

  19. Тель Л.З. Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении.- М.: Астрель,2001.

  20. Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М.Гигиена и экология человека.- Ростов н/Д: Феникс,2003

  21. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека.- М.: Мир,1990.

  22. Хабарова Е.И.,Панова С.А. Экология в таблицах.-М.: Дрофа, 2001.

  23. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.- М.: Высшая школа,2004.





Интернет-сайты

www.ecolife.ru/index.shtml/ - журнал « Экология и жизнь».

www.edu.nsu.ru/noos/ecolohy/ - экологический раздел.

www.ecoguild.narod.ru/ - сайты Гильдии экологов.

www.gost.newmail.ru/ecos.htm - система нормативов охраны и рационального использования природных ресурсов.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!