СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа индивидуальной работы с подростками с суицидальным риском

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для работы с учащимися с риском суицидального поведения

Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы с подростками с суицидальным риском»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ.

Кризисная психологическая помощь.

Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, мы связываем феномен суицида с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Например, учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку. Для него эта ситуация по многим причинам может быть непереносимой, и возможна аффективная реакция. Однако чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнообразные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3. Высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой степени риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоначальные задачи психолога при незначительном риске:

  1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

  2. Проработать с ним суицидальные чувства.

  3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

  4. Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.

  5. Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).

  6. После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

  1. Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку.

  2. Проработать суицидальные чувства.

  3. Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы).

  4. Обсудить альтернативы самоубийства.

  5. Заключить контракт.

  6. Срочно направить к психотерапевту (психиатру).

  7. Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.

  8. После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии высокого риска:

  1. Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.

  2. При необходимости удалить орудия самоубийства.

  3. Заключить контракт.

  4. Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

  5. Информировать семью.

  6. После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Перед включением в коррекционную группу подростка с низкой степенью суицидального риска не­обходимо провести серию консультативных бесед, с целью мини­мизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

1. Выслушивание. Подростка часто путают собственные наме­рения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать воз­можность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

2. Банализация — снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен кри­тически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсут­ствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результа­тивным способом профилактики суицида является описа­ние, как будет выглядеть их труп.

4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими, сле­дует искать в окружении подростка близкого человека, ко­торого он не хотел бы огорчить своим поступком.

5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует по­мочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку по­лезно показать примеры того, как люди мужаются и про­должают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Под­ростку следует напомнить его навыки в разрешении про­блем и привлечь его прошлый опыт для разрешения насто­ящей ситуации.

8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он бу­дет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации кото­рых подросток будет стремиться вперед.

10. Структурирование действий. Совместно с подростком вы­страивается план действий на ближайшее время, ему реко­мендуется придерживаться этого плана.

11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечь­ся, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Кризисная поддержка включает в себя следующие шаги:

  1. Установление контакта с суицидентом.

  2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

  3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно - решающего поведения (достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса).

  4. Заключение договора (соглашение с подростком о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).

В работе с подростками хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Сказка  — универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.

Основные методы работы с использованием сказки в ситуации оказания кризисной помощи:

  • рассказывание или чтение сказки;

  • сочинение сказки;

  • создание терапевтической метафоры, работа с обоюдными историями;

  • анализ любимой сказки (книг, фильма и т.п), любимого сказочного героя;

  • создание игр и упражнений на основе сказочных сюжетов;

  • работа со сказочными зачинами (начало сюжета, который необходимо продолжить);

  • решение сказочных задач; создание образов героя художественными средствами;

  • создание роликов на сюжет сказки;

  • подбор музыкальных композиций к сказкам;

  • драматизация (при групповой форме работы).

Тематическое планирование индивидуальных занятий с подростком «группы риска» с использованием сказкотерапии.

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

1

Коррекционный блок

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Беседа на темы: «Мои чувства, переживания». «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта. Арт-терапия.

2

Беседа на тему: «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы. Арт-терапия.

1

Выявление и коррекция неадаптивных психологических установок. Содействие переориентации поведенческих моделей. Сказкотерапия, притчи.

1

Составление карты ценностей.

Беседа на тему: «Ценность жизни». Сказкотерапия, притчи.

1

Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка. Сказкотерапия.

1

Актуализация эмоциональной привязанности. Сказкотерапия.

1

Родственные связи и обязанности. Сказкотерапия.

1

Чувство долга, понятие о чести. Сказкотерапия.

1

Принятие норм общественного поведения, осуждающих самоубийство. Сказкотерапия.

1

Развитие навыков постановки жизненных целей. Коллаж «Мое будущее».

1

Создание плана действий для достижения жизненных целей.

1

Приверженность здоровому образу жизни. Сказкотерапия.

1

Умение видеть ресурсные возможности. Сказкотерапия.

1

Позитивное восприятие жизни. Сказкотерапия.

1

Способность к экзистенциальному осмыслению проблем. Сказкотерапия.

1

Вера. Религиозная идентичность. Сказкотерапия.

1

Рефлексия.

1

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество

часов

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.

1




Итого - психодиагностический блок – 2 часа; коррекционный блок – 18 часов.

Всего - 20 часов.



Источник: книга Сакович Н.А. Диалоги на Аидовом пороге. Сказкотерапия в профилактике и коррекции суицидального поведения подростков. – М.: Генезис, 2012.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!