СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Агентство репетитор: Обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

подготовка к ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Программа "Агентство репетитор: Обществознание"»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Северный центр внешкольной работы"

Северного района Оренбургской области





Рассмотрена на заседании

методического совета

Протокол № ____________

от _____________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО «Северный ЦВР»

________________Т.Ю. Кочеткова

Приказ № _________ от__________







ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

социально-гуманитарной направленности

«Агентство репетитор: Обществознание»




Возраст обучающихся: 13-15 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: базовый



Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Нина Алексеевна Бухарцева











с. Северное, 2023 г.

Содержание


1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цель и задачи программы 6

1.3. Планируемые результаты освоения программы 6

1.4. Учебный план 7

1.5. Содержание учебного плана 10

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 17

2.1. Календарный учебный график 17

1.1. Формы аттестации/контроля 21

1.2. Оценочные материалы 21

1.3. Методическое обеспечение программы 21

1.4. Условия реализации программы 22

1.5. Воспитательный компонент 22

2. Список литературы 26




  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

    1. Пояснительная записка

Нормативно-правовое обеспечение программы:

Дополнительная общеразвивающая программа "Агенство репетитор: Обществознание" разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».


Локальные акты образовательной организации:

Устав образовательной организации МБУ ДО "Северный ЦВР";

Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в МБУ ДО "Северный ЦВР";

Положение о порядке проведения входного, текущего контроля, итогового контроля освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБУ ДО "Северный ЦВР";

Положение о реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме МБУ ДО "Северный ЦВР";

Договор о сетевой форме реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Положение о порядке зачета результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), дополнительных образовательных программ в других образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.


Уровень освоения программы: базовый

Направленность (профиль): социально-гуманитарная


Актуальность программы:

Актуальность программы обусловлена тем, что из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений.

Отличительные особенности программы:

Содержание программы направлено на развитие обществоведческого мышления как основы социальной-личностной компетентности, на формирование нравственных ценностей личности, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на развитие мотивации к проектно-исследовательской деятельности.

Обществоведческое мышление ориентирует учащихся на системный подход к познанию социальной реальности, дает возможность выявить сложную специфику социальных явлений и процессов. В процессе формирования обществоведческого мышления закладываются основы аксеологической оценки социальных процессов и явлений.

Программа предназначена для учащихся, интересы которых в области обществоведческих дисциплин выходят за рамки школьной программы. Материал в комплексе не повторяет школьную базовую программу. Программа сочетает в себе два аспекта: изучение материала и расширение полученных знаний на основе осуществления проектно-исследовательской и общественно-значимой деятельности. Проектно-исследовательская деятельность через всю программу проходит сквозным модулем.

Параллельно получению и углублению знаний в рамках курса обществоведческих дисциплин учащиеся развивают навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, доказательство, обобщение); расширяют свое мировоззрение как основу социально-значимой деятельности. Освоение программы позволит учащимся применять свои знания в разных сферах жизни.

Новизна программы:

Реализация программы базируется на коммуникативной технологии, основанной на включении учащихся в совместную учебную деятельность; на элементах проблемного обучения; ролевых играх и учебных дискуссиях; на технологии интерактивного обучения, на коллективной рефлексии и самооценке; на разработанной системе разно уровневых познавательных заданий, направленных на разрешение социальных задач и проблем.

Адресат программы:

Программа адресована учащимся общеобразовательных школ в возрасте 12-15 лет, которые проявляют интерес к обществоведческим наукам.

Наполняемость группы: 15

Объем программы: 72 часа

Срок освоения программы: 1 год

Форма(ы) обучения: Очная

Форма реализации: в структуре курса используются следующие виды учебных занятий: лекция, практикум, дискуссионная площадка, ролевая игра, свободная творческая дискуссия, публичное выступление.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа может быть реализована в следующих формах:

- очной (реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ при непосредственном взаимодействии с обучающимися);

- заочной (реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа

Каникулярный период: с 31 декабря по 8 января (в период школьных сезонных каникул обучение по программе предусматривает выполнение самостоятельной проектно-практической работы с последующей защитой проекта).

Особенности организации образовательного процесса:

Содержание программы направлено на развитие обществоведческого мышления как основы социальной-личностной компетентности, на формирование нравственных ценностей личности, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, на развитие мотивации к проектно-исследовательской деятельности.

Обществоведческое мышление ориентирует учащихся на системный подход к познанию социальной реальности, дает возможность выявить сложную специфику социальных явлений и процессов. В процессе формирования обществоведческого мышления закладываются основы аксиологической оценки социальных процессов и явлений.


    1. Цель и задачи программы

Цель программы: углубление знаний, способствует лучшему усвоению школьной программы по обществознанию.

Задачи программы:

Образовательные:

- формировать правовую культуру и гражданскую грамотность через изучение норм общественной жизни, законов, ее регулирующих;

- формировать представление о роли человека в обществе. - формировать понятия о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности. - формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук. - способствовать освоению способов познавательной, практической деятельности учащихся в характерных социальных ролях;

Развивающие:

-развивать социальное мышление личности учащихся, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; - развить критическое мышление учащихся, позволяющее объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в её потоке

Воспитательные:

- воспитать уважение к закону, к статусу гражданина РФ, к большой и малой родине; - формирование активной гражданской позиции и осознание прав личности.

    1. Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

-учащийся будет знать: понятия о Родине, гражданине, семье, своей родословной, об отношениях в семье, человеке как личности; - представления о взаимодействии личности и власти, устройстве государства, политических партиях, отношения между человеком и законом, особая роль подростка в обществе; - представление о культуре, о духовных и нравственных ценностях, мировом и российском культурном достоянии; - понятие глобализации, экологической проблемы, экологического кризиса, представление о экологической ситуации в стране и мире.

Метапредметные результаты:

- выявление причинно-следственных связей; развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

- формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений; использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; определение целей и задач учебной деятельности;

- выбор средств реализации целей и задач в их применении на практике; самостоятельная оценка достигнутых результатов.

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной̆ деятельности, развивать мотивы и интересы своей̆ познавательной̆ деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей̆;

- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные результаты:

- гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности; подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;

- формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к познанию, профориентация; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и обычаям своей̆ страны и других стран; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей̆; формирование коммуникативной̆ компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной̆, учебно-исследовательской̆, творческой̆ и других видов деятельности.

    1. Учебный план

Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и формы промежуточной аттестации обучающихся. (ФЗ № 273, ст. 2, п. 22).


Учебный план



Название раздела, темы

Кол-во часов

Теория


Практика



Формы аттестации


1. Человек и его мир

34

22

12


1.1

Загадка и природа человека.

2

2



1.2

Человек в поисках смысла

2

1

1


1.3

Мировоззрение человека.

2

1

1


1.4

Потребности и возможности человека

2

1

1


1.5

Что такое современное общество?

2

1

1


1.6

Единство в разнообразии:

особые пути к новому мироустройству.

2

2



1.7

Культура: понятие, многообразие, формы.


2

1

1


1.8

Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать».


2

1

1


1.9

Личность среди сверстников.

2

1

1


1.10

Я и школьная семья.

2

1

1


1.11

Социальные регуляторы поведения Человека


2

2



1.12

Я - потребитель

2

2



1.13

Гражданин и государство.

2

2



1.14

Личность и власть. Я - будущий избиратель.


2

1

1


1.15

Роль политических партий в жизни общества



2

1

1


1.16

Личность, массы, лидеры в политике

2

1

1


1.17

В дружбе народов - единство России

2


1

1


1.18

Подведение итогов раздела «Человек и его мир»

2


2



2. Человек и закон

20

15

5


2.1

Государство и право.

2

2



2.2

Правовая культура и правовое поведение личности.


2

2



2.3

Конституция РФ - основной закон нашей страны


2

2



2.4

Права ребенка в РФ

2

1

1


2.5

Право на образование

2

2



2.6

Подросток и право на труд

2

2



2.7

Личность и защита Отечества

2

2



2.8

Подросток и закон

2

1

1


2.9

Правопорядок и полиция. Суд и

прокуратура.

2

1

1


2.10

Подведение итогов раздела «Человек и закон»

2


2



3. Современный человек перед проблемами глобализации

10

6

4


3.1

Сила оружия в современном мире.

2

2



3.2

Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?


2

1

1


3.3

XXI век и новые угрозы для

человечества.

2

1

1


3.4

Россия в мировом сообществе.

2

2



3.5

Подведение итогов раздела «Современный человек перед проблемами глобализации». Решение проблемных заданий.


2


2



4. Я и экономика

10

6

4


4.1

Экономика

2

2



4.2

Рынок и спрос

2

2



4.3

Деньги. Инфляция

2

1

1


4.4

Мое государство и мои кредиты.

2

1

1


4.5

Подведение итогов раздела «Я и экономика»


2


2



ИТОГО

72

36

36


    1. Содержание учебного плана



Раздел 1. Человек и его мир.

Тема 1.1. 3агадка и природа человека.

Мифы о сотворении человека. Человек - существо биосоциальное. Человек и животное. Основные виды деятельности. Потребности, возможности и способности человека. Сущность человеческого бытия. Взгляды мыслителей на природу человека. Личность как субъект и продукт социальных отношений. Человек его права и обязанности. Я и другие. Ответственность за судьбу и безопасность близких и друзей. Влияние человека на окружающую среду. Кто мы и какие мы? Что значит быть человеком? Человеческое познание. Чувственное и рациональное познание. Врожденные особенности - темперамент. Характер человека. Практические занятия. Проведение дискуссий о сущности человеческого бытия и о влиянии человека на окружающую среду.

Тема 1.2. Человек в поисках смысла жизни.

Жизненные цели и задачи. Мудрость веков о смысле жизни. Жизненная позиция человека. Идеалы, ценности, нормы. Фатализм, гедонизм, пессимизм, скептицизм, оптимизм. Практическое занятие. Работа в группах, обсуждение темы «Человек в поисках смысла жизни».

Тема 1.3. Мировоззрение человека.

Умение жить среди людей. Социализация. Мировоззрение: научное, ненаучное, религиозное, атеистическое, гуманистическое, революционное, консервативное. Толерантность, консенсус, компромисс. Связь поколений. Время человеческой жизни. Три вида восприятия времени: время, состоящее из коротких интервалов; время биографическое; время историческое. Место жительства и среда обитания. Влияние времени и пространства на человека. Патриотизм, патриот. Практическое занятие. Проведение дискуссии «Кого можно считать настоящим патриотом».

Тема 1.4. Потребности и возможности человека.

Наши потребности: биологические, потребность в безопасности, социальные и духовные. Классификация потребностей: материальные, духовные, низшие, высшие, повседневные, особенные. Реализация потребностей и выбор профессии. Способности человека и, от чего они зависят. Талант и гений. Позиции человека в отношении к окружающим - эгоцентризм, альтруизм. Практическое занятие. Анализ текстов.

Тема 1.5. Человек - существо общественное.

Что такое современное общество. Понятие «Общество» в узком и широком смысле. Основные характеристики традиционного, индустриального и постиндустриального обществ. Взаимодействие людей в обществе. Коллектив, конфликт, соперничество, сотрудничество. Общение, Как мы общаемся. Общественные группы. Неравенство людей в обществе. Социальные роли, статусы. Практическое занятие. Составление сравнительной таблицы «Типы обществ».

Тема 1.6. Единство в разнообразии: особые пути к новому мироустройству.

Индийский путь к объединенному человечеству: Махатма Ганди - от идеи мирного сосуществования к практике ненасилия. Китайская традиция: опыт всемирного влияния через самодостаточность. Латинская Америка: к справедливому мироустройству. Идея единого человечества в исламской цивилизации.

Тема 1.7. Культура: понятие, многообразие, формы.

Социализация как фактор сохранения культуры. Из чего состоит культура? Практическое занятие. Анализ текстов.

Тема 1.8. Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать».

Право и мораль - регулятор отношений между людьми. Сходство и различие норма права и норм морали. Практическое занятие. Составление сравнительной таблицы.

Тема 1.9. Личность среди сверстников.

Общение. Неформальное общение. Официальное формальное общение. Причины стремления к неформальному общению. Роль общения в развитии личности. Особенности группового сознания. Психологические предпосылки в совершении правонарушений. Роль лидера в группе. Подражание. Особенности влияния преступной группы на личность. Практическое занятие. Деловая игра «Ты на улице».

Тема 1.10. Я и школьная семья.

Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа - место самоопределения личности. Деятельность «ученик - учитель». Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Закон «Об образовании». Устав школы. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника. Практическое занятие. Эссе «Я - директор школы».

Тема 1.11. Социальные регуляторы поведения человека.

Правомерное и неправомерное поведение. Виды отклоняющегося поведения. Социальные нормы, виды социальных норм.

Практическое занятие. Составление таблицы «Механизм контроля».

Тема 1.12. Я - потребитель.

Кого мы называем потребителем. Рациональное поведение потребителя. Закон о защите прав потребителя. Практическое занятие. Составление схемы «Права и обязанности потребителя».

Тема 1.13. Гражданин и государство.

Государство, его основные признаки и функции. Политическая жизнь. Человек в сферах общественной жизни. Теории возникновения государства и права. Практическое занятие. Составить схему «Современное государство».

Тема 1.14. Личность и власть. Я - будущий избиратель.

Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе.

Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан. Практическое занятие. Анализ текста.

Тема 1.15. Роль политических партий в жизни общества.

Создание политических партий. Программа и устав партии. Политическая идеология. Политический плюрализм. «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» - парламентские партии. Практическое занятие. Анализ документов.

Тема 1.16. Личность и власть. Я - будущий избиратель.

Власть. Элементы властных отношений. Условия возникновения власти. Средства осуществления власти. Должностная и высшая государственная власть. Диктатура и демократия. Избиратель. Избирательное право. Выборы в демократическом обществе. Закон «О выборах». Необходимость участия граждан в выборах. Опасность политической апатии граждан. Практическое занятие. Анализ текста.

Тема 1.17. В дружбе народов - единство России.

Россия - многонациональное федеративное демократическое государство. Понятие толерантности. Государство и нация. Патриотизм и национализм.

Тема 1.18. Подведение итогов раздела «Человек и его мир».

Практическое занятие. Решение проблемных заданий.

Раздел 2. Человек и закон.

Тема 2.1. Государство и право.

Понятие права. Роль права в жизни человека, общества, государства. Соотношение права и закона. Правовое государство. История возникновения государства и права. Закон как форма выражения права, его роль в жизни общества.

Тема 2.2. Правовая культура и правовое поведение личности.

От чего зависит правовая культура человека. Правовое воспитание. Правовое обучение. Систематизация правовых норм. Правомерные и противоправные действия и поступки. Субъект, объект правонарушения. Уголовная, дисциплинарная, административная, материальная гражданско- правовая ответственность. Практическое занятие. Работа с текстом. Ответственность несовершеннолетних.

Тема 2.3. Конституция РФ - основной закон нашей страны.

История российских конституций. 12 декабря 1993 г. - принятие Конституции РФ. Юридические признаки Конституции РФ как основного закона. Практическое занятие. Работа с текстом. Структура Конституции. Особенности Конституции РФ. Конституционные права и обязанности граждан РФ.

Тема 2.4. Права ребенка в РФ.

Всеобщая декларация прав человека. Имущественные и неимущественные права детей. Детский омбудсмен и его обязанности. Практическое занятие. Работа с текстом. Конвенция о правах ребенка.

Тема 2.5. Право на образование.

Мотивы учения. Требования к уровню образованности. Что мне дает образование. Школа - место самоопределения личности. Деятельность ученик - учитель. Толерантное отношение. Психологический климат в классе. Поведение ученика в школе. Права и обязанности школьника. Практическое занятие. Анализ текстов: Закон «Об образовании», Устав школы. Составление плана.

Тема 2.6. Подросток и право на труд.

Трудовой кодекс РФ. Трудовые отношения. Трудовой договор. Права и обязанности работника. Ограничение на применение труда несовершеннолетних. Особенности регулирования труда детей, не достигших 18 лет. Рабочее время и время отдыха. Ответственность несовершеннолетних. Льготы несовершеннолетним работникам. Условия расторжения трудового договора. Практическое занятие. Особенности правового статуса несовершеннолетних по современному трудовому законодательству.

Тема 2.7. Личность и защита Отечества.

Назначение армии. Служба в армии как исполнение гражданского долга. Причины уклонения некоторых людей от службы в армии. Альтернативная гражданская служба. Основные направления подготовки к армейской службе. Основные требования морали в сфере отношений человека к службе в армии. Практическое занятие. Дебаты «Для чего нужна армия?»

Тема 2.8. Подросток и закон.

Правонарушение. Виды правонарушений. Преступление. Психология правонарушителя. Уголовный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях. Закон и порядок. Юридическая ответственность. Многообразие видов юридической ответственности. Если тебя задержала полиция, твои действия, Права задержанного несовершеннолетнего. Практическое занятие. Эссе «Для чего принимаются законы».

Тема 2.9. Правопорядок и полиция. Суд и прокуратура.

Понятие правопорядка. Факторы, влияющие на состояние правопорядка. Понятие общественного порядка. Участие граждан в укреплении правопорядка. Правоохранительные органы государства. Задачи полиции. Задачи полиции общественной безопасности. Патрульно-постовая служба. Задачи криминальной полиции. Назначение суда. Ответственность судей. Независимость суда. Суд присяжных заседателей. Полномочия присяжных. Задачи прокуратуры. Надзорная функция прокуратуры. Практическое занятие. Деловая игра «Суд присяжных заседателей».

Тема 2.10. Подведение итогов раздела «Человек и закон» Практическое занятие. Решение проблемных заданий.

Раздел 3.Современный человек перед проблемами глобализации.

Тема 3.1. Сила оружия в современном мире. Непрекращающаяся гонка вооружений. Опасный соблазн глобального доминирования. Ядерное оружие - так и не забытая угроза. Практическое занятие. Кому нужны войны?

Тема 3.2. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? Промышленность как угроза окружающей среде. Общая плата за экологические ошибки. Болезни нового века. Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа? Экология и бизнес. Природа - это храм или мастерская? Практическое занятие. Дискуссия «Могут ли быть другие альтернативы?».

Тема 3.3. XXI век и новые угрозы для человечества.

Зависимость от техники. Угроза глобального экологического коллапса. Хватит ли на всех ресурсов? Угроза международного терроризма. Практическое занятие. Решение проблемных заданий.

Тема 3.4. Россия в мировом сообществе.

Укрепление государственности и приоритет внутреннего развития страны. Суверенная демократия и участие в определении глобальной повестки дня. Внешняя политика.

Практическое занятие. Решение проблемных заданий.

Тема 3.5. Подведение итогов раздела «Современный человек перед проблемами глобализации». Практическое занятие. Решение проблемных заданий.

Раздел 4. Я и экономика

Тема 4.1. Экономика.

Что такое экономика. Предмет экономической науки, показ слайдов. Экономические законы и принципы. Основные экономические системы и законы их функционирования.

Задание. Разобрать текст: «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми — это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении» (как понимать слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми)?

Тема 4.2. Рынок и спрос.

Законы спроса и предложения. Что такое конкуренция? Сущность и современные ее формы. Собственность. Понятие собственности и ее формы. Разгосударствление и приватизация. Виды предпринимательской деятельности. Переходная экономика. Главные особенности переходной экономики. Характерные черты переходной экономики. Классификация процессов. Что послужила этому процессу?

Тема 4.3. Деньги. Инфляция

Причины инфляции. Типы инфляции. Последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Игра «Финансовая грамотность» (нужно будет разбиться по командам, есть вопросы и на них нужно ответить, заполнить кроссворд).

Тема 4.4. Мое государство и мои кредиты.

Рынок труда. Доходы населения. Факторы, определяющие спрос на труд. Особенности и виды рынка труда. Доходы. Термины и понятия. Классификация доходов. Заработная плата и ее формы, функции з/п. Распределение доходов. Поддержка бедных слоев населения. Понятие слова кредит. Функции кредита. Принципы и виды кредитования. Кто такой заемщик, кредитор? Тенденции развития систем кредитования. Страхование и функции. Принципы и виды.

Тема 4.4. Закрепление итогов. Самостоятельная работа.













  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

    1. Календарный учебный график

Календарный учебный график – это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс основных характеристик образования и определяющая даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.д.


Количество учебных недель: 35

Количество учебных дней: 105

Время проведения занятий: с 16:00 до 17:40 (понедельник)

Сроки учебных периодов: 1 полугодие – 15.09.2023г. – 30.12.2023г.

2 полугодие – 09.01.2024г. – 31.05.2024г.

Каникулярный период: 31.12.2023г. – 08.01.2024г.


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Режим работы обучающихся

Дата проведения занятия

Причины изменения даты

планируемая

фактическая

1

Загадка и природа человека.

2

Теоретическое занятие

Тест

режим групповой работы




2

Человек в поисках смысла

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




3

Мировоззрение человека.

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




4

Потребности и возможности человека

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




5

Что такое современное общество?

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




6

Единство в разнообразии:

особые пути к новому мироустройству.

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




7

Культура: понятие, многообразие, формы.

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




8

Право и мораль. «Лучше молчать, нежели лгать».

1

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




9

Личность среди сверстников.

1

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




10

Я и школьная семья.

1

Практическое занятие

Тест

режим групповой работы




11

Социальные регуляторы поведения человека

1

Практическое занятие

Тест

режим групповой работы




12

Я - потребитель

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




13

Гражданин и государство.

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




14

Личность и власть. Я - будущий избиратель.

2

Комплексное занятие

Тест

подгрупповая работа




15

Роль политических партий в жизни общества

2

Комплексное занятие

Тест

подгрупповая работа




16

Личность, массы, лидеры в политике

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




17

В дружбе народов - единство России

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




18

Подведение итогов раздела «Человек и его мир»

2

Самостоятельная работа

Тест

консультационный режим




19

Государство и право.

2

Самостоятельная работа

Тест

консультационный режим




20

Правовая культура и правовое

поведение личности.

2

Самостоятельная работа

Тест

консультационный режим




21

Конституция РФ - основной закон нашей страны

2

Теоретическое занятие

Беседа

режим групповой работы




22

Права ребенка в РФ

2

Комплексное занятие

Опрос

режим групповой работы




23

Право на образование

2

Самостоятельная работа

Тест

подгрупповая работа




24

Подросток и право на труд

2

Самостоятельная работа

Тест

подгрупповая работа




25

Личность и защита Отечества

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




26

Подросток и закон

2

Комплексное занятие

Беседа

режим групповой работы




27

Правопорядок и полиция.

Суд и прокуратура.

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы




28

Подведение итогов раздела «Человек и закон»

2

Тестирование

Тест

консультационный режим




29

Сила оружия в современном мире.

2

Самостоятельная работа

Тест

подгрупповая работа




30

Ждет ли нас глобальная экологическая катастрофа?

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




31

XXI век и новые угрозы для человечества

2

Самостоятельная работа

Тест





32

Россия в мировом сообществе.

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы




33

Подведение итогов раздела

«Современный человек перед

проблемами глобализации». Решение проблемных заданий.

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы




34

Экономика

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы




35

Рынок и спрос

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы




36

Деньги. Инфляция

2

Комплексное занятие

Тест

режим групповой работы




37

Мое государство и мои кредиты.

2

Практическое занятие

Тест

режим групповой работы




38

Подведение итогов раздела «Я и экономика»

2

Самостоятельная работа

Тест

режим групповой работы





Итого

72








    1. Формы аттестации/контроля

Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов:

  • тестирование

  • практическая работа

  • творческая работа

  • олимпиада

  • дискуссия

Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств:

  • Наблюдение

  • Беседа

  • Опросы

  • Анкетирование

  • Портфолио

Особенности организации аттестации/контроля:

В начале обучения с обучающими проводится беседа, для установления уровня подготовки в области изучения обществознания. После каждой изученной темы обучающиеся выполняют определенные задания (творческие/ практические работы, тестирования) для определения уровня усвоенного материала. Обучающимся с высокими результатами рекомендуется принимать участие в областных, региональных и всероссийских конкурсах и олимпиадах.

По окончании учебного года проводится итоговое тестирование.


    1. Оценочные материалы

В качестве оценочных материалов используются тесты, онлайн-тесты.


    1. Методическое обеспечение программы

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Информационное обеспечение: специальная и популярная литература для

педагога и для обучающихся, фото и видеоматериалы по соответствующим темам программы.

  1. Контрольно-измерительные материалы: тесты, тренировочные упражнения,

тексты документов.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проходят в учебном кабинете, оснащенным всем необходимым.

Для освоения программы необходимо мультимедийное оборудование:

персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран; либо интерактивная доска, ноутбук.

Краткое описание работы с методическими материалами:

На занятиях обучающиеся работают с рабочей тетрадью, также в зависимости от темы обращаются за помощью к видео-презентациям, для визуализации изучаемой темы.


    1. Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

  • ученический кабинет;

  • ученические столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям обучающихся;


наличие необходимого оборудования согласно списку:

  • компьютер – 1 шт.

  • проектор – 1 шт.

  • экран – 1 шт.

  • колонки – 1 шт.

  • USB-накопитель (с учебным материалом) – 1 шт.


Информационное обеспечение программы:


Актуальные аудио-, видео -, фото -, интернет-источники, которые обеспечивают достижение планируемых результатов.



Кадровое обеспечение программы:

Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».


    1. Воспитательный компонент

Цель воспитательной работы

Создание условий для развития, саморазвития и самореализации личности, обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи. Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося.

Задачи воспитательной работы

- воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение;

- формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Приоритетные направления воспитательной деятельности

  • здоровьесберегающее воспитание

  • социокультурное и медиакультурное воспитание

  • правовое воспитание и культура безопасности учащихся

  • профориентационное воспитание


Формы воспитательной работы

  • беседа

  • дискуссия

  • экскурсия

Методы воспитательной работы

  • рассказ

  • беседа

  • дискуссия

  • пример

  • поручение

  • создание воспитывающих ситуаций

  • соревнование

  • игра

  • поощрение

  • наблюдение

  • анализ результатов деятельности

Планируемые результаты воспитательной работы

  • сформировать правильное поведение


Календарный план воспитательной работы


Направление ВР

Название мероприятия

Цель мероприятия

Краткое описание

Примерные даты

Гражданско- патриотическое

День солидарности в

борьбе с терроризмом

Привить стойкую нетерпимость к любим проявлением экстремизма

Воспитание патриотизма и государственны х ценностей.

Сентябрь

Интеллектуальное воспитание

Всемирный день бездомных

Обучить теме

девиация

Изучение и профилактика маргинальных наклонностей

Октябрь

Гражданско- патриотическое

День народного единства

Изучить историю праздника

Классный час день народного единства

Ноябрь

Гражданско- патриотическое

Международный день добровольца в

России

Узнать, что

такое быть

волонтером

Узнать кто

такой волонтер

Декабрь

Социокультурное и

медиакультурное воспитание

День Мартина

Лютера Кинга

Воспитание толерантности

Мини-лекция

Кто такой Мартин Лютер Кинг и другие борцы за свободу

Январь

Воспитание семейных ценностей

День всех

влюбленных

Важность проявлять чувства и

эмоции

Мини-лекция о важности говорить о любви к родным и

близким

Февраль

Правовое воспитание

и культура безопасности

День гражданской обороны

Основа безопасной жизнедеятельно сти

Рассказы о мерах защиты от опасностей; акции в

поддержку мира

Март

Здоровьесберегающее воспитание

Всемирный день здоровья

Цель -

формирование духовно и

физически здорового человека

Профилактика здорового образа жизни

Апрель

Воспитание семейных

ценностей

Международный день семьи

Привлечение внимания к

трудностям института семьи, поиск оптимальных путей решения

выхода из кризисных ситуаций.

Беседа на тему семейных ценностей

Май


3. Список литературы

Для педагога:

  1. Анишина В.И., Засорин С.А. Обществознание без шпаргалки. Учебное пособие для школьников и абитуриентов. М.: Материк-Альфа, 2008.

  2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 60 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 91 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. - 80 с. - (Государственная итоговая аттестация - экзамен в новой форме).

  5. Брандт М. Ю. Обществознание: понятия и термины: толковый словарь. - М.: Экзамен, 2014. - 125 с.

  6. Домашек, Е.В. Обществознание в таблицах и схемах: Учебное пособие / Е.В. Домашек, О.В. Вильчинская, А.В. Чагина. - Рн/Д: Феникс, 2013.

  7. Кишенкова, О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В. Кишенкова. - М.: Эксмо, 2008. - 592 с. - (ЕГЭ. Справочники).

  8. Мельник, В.А. Современный словарь по политологии. - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 640 с.

  9. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. - М.: Дрофа, 2008.- 224 с.

  10. Никитин, А.Ф. Большой школьный словарь: Обществознание, экономика, право / А.Ф. Никитин. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2006. - 400 с.

  11. Сычев, А.А. Обществознание: Учебное пособие / А.А. Сычев. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013.

  12. Шевченко, С.В. Обществознание: полный справочник / П.А. Баранов, А.В.

  13. Воронцов, С.В. Шевченко; Под ред. П.А. Баранов. - М.: Астрель, 2013.

Список литературы для учащихся:

  1. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ.

  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М. Логос, 2006 год -376 с.

  3. Никитин А. Ф. Школьный юридический словарь: около 800 терминов и понятий. -М.: Дрофа, 2008,- 224 с.

  4. Сыров В.Н. Обществознание. Старшая школа. Раздел " Человек как творение и творец культуры" - М.: Интеллект-Центр, 2014 г. -240 с.



Интернет-ресурсы

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]

  2. URL:http://www.constitution.ru/ (Дата обращения: 03.05.2018).

  3. Университетская библиотека ONLINE. Правоведенье. [Электронный ресурс]URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=razdel_red&sel_node=1371 (Дата обращения: 03.05.2018).

Информация для карточки в Навигаторе


Полное название: Дополнительная общеразвивающая программа "Агентство репетитор: Обществознание"

Публичное название: ДООП «Агентство репетитор: Обществознание»

Краткое описание:
Данная программа призвана помочь осуществлению учащимися осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Обществознание играет ведущую роль в интеграции молодежи в современное общество, позволяет последовательно раскрывать обучающимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующими эти отношения.



6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!