СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа экотропа

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа экотропа»

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

ГАОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»


Факультет Естествознания, географии и туризма

Кафедра Естествознания и географии







ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
по теме:

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДЛЯ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ











Учителя географии


«11» ноября 2023 г.


ПЕРСИДСКОЙ

Елизаветы Николаевны












Санкт-Петербург - г.Павловск

2023 г.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы проекта 5

ГЛАВА II. Практическая основа проекта 13

2.1 Информационная карта проекта 13

2.2 Паспорт учебной экологической тропы 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

ПРИЛОЖЕНИЯ 25


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время отношения между человеком и окружающей средой складываются не просто и не лучшим образом. Первый опыт исследования природы закладывается в детском саду на занятиях, в начальной школе при изучении дисциплины «Окружающий мир», затем комплекс научных базовых знаний школьник получает изучая разделы биологии – ботанику, зоологию, общую биологию. Но это теория, а для полного понимания природы, явлений, происходящих в ней, тех незначительных практических и лабораторных работ, экскурсий, определенных Программой недостаточно. Необходима трудовая, пропагандистская, художественная, экологически ориентированная деятельность учащихся. А эти виды деятельности не укладываются в рамки урока. Все это требует создания специально оборудованной территории – «кабинета» в природе. И таким кабинетом может выступать экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, организующих деятельность учащихся в природном окружении [4].

Актуальность работы: в век новых технологий человек перестаёт ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведёт к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведёт к её загрязнению. Именно поэтому столь важно формирование экологической культуры подрастающего поколения, и вовлечение его в активное участие по защите природы.

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Создание учебной экологической тропы важно и актуально. Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью [5].

Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.

Цель работы: создание экологической тропы в Старопольском сельском поселении Сланцевского района.

Создать учебную экологическую тропу в качестве образовательного, воспитательного, исследовательского, природоохранного, рекреационного и оздоровительного полигона силами педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров.

В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

– изучить методические рекомендации по организации экологической тропы;

− разработать экскурсионные маршруты;

– дать природоохранные знания и умения учащимся школы;

– воспитать любовь к природе, школе, городу, малой Родине;

– формировать личную ответственность у учащихся за сохранность природных объектов;

– привлекать учащихся к участию в экологических олимпиадах и конкурсах;

Методы исследования. В процессе написания проектной работы нами был проведен анализ научной литературы и интернет источников, сбор статистических материалов.


ГЛАВА I. Теоретические основы проекта

Для того что бы вести исследовательскую работу совсем не обязательно уезжать в дальние страны. Растения, животные, грибы, микроорганизмы, обитающие рядом не менее интересны. Попробуйте изучить то, что расположено рядом со школой, вашим домом. Это может быть школьный двор или двор дома в котором вы живёте, ближайший сквер, парк или лесопарк, луг, поле, пруд, река. Каждая из этих экосистем включает растения, грибы, животных с которыми вы сталкиваетесь ежедневно. Однако знаете ли вы их биологические или экологические особенности, свойства, возможности использования человеком, принадлежность к определённым таксонам, родовое и видовое название.

Исследования окружающего мира можно начать с разработки экологической тропы.

Экологическая тропа (далее экотропа, тропа) – разновидность маршрута на местности, во время прохождения которого можно познакомиться с различными природными объектами [3]. Он может быть специально оборудован информационными стендами, аншлагами, беседками, смотровыми площадками. Сам термин «экологическая тропа» появился более полувека назад. В национальных парках Северной Америки, а позднее в Европе стали разрабатываться специальные познавательные маршруты для экскурсантов. Первой экотропой в США считается пешеходный маршрут длиной 3 тысячи 300 метров, пролегавший по национальному парку через Аппалачи от штата Мэн до штата Джорджия. Первые туристы прошли его в 1922 году [8].

В России первая пешеходная тропа, путешествие по которой позволяло насладится красотами природы была проложена в 1916 году по указанию князя Л.С. Голицына в Крымских скалах, в семи километрах от Судака. Её длинна 5 тысяч 400 метров. Сегодня она носит название «Голицинской».

Экоторопы могут быть весьма разнообразны в зависимости от географических условий, в которых расположены исследуемые экосистемы, перечня природных объектов находящихся в пределах экосистемы и других параметров. Можно выделить следующие типы экоторп:

П о длине маршрута:







  • короткие, протяженностью до 500 м;

  • средние – от 500м до 1,5 км;

  • длинные – свыше 1,5 км.

От длины маршрута и насыщенности его природными объектами зависит время исследовательской работы на экологической тропе.

По форме маршрута:

  • линейные (от начальной станции А до конечной станции Б, расположенной на значительном удалении от станции А);

  • полукольцевые (от начальной станции А до конечной станции Б, расположенной недалеко от станции А);

  • кольцевые (замкнутые);

  • радиальные (от начальной станции А до конечных станций Б, В, Г и т.д. с возвратом в станцию А).

По трудности прохождения маршрута:

  • простые (не требуют специальной подготовки или хорошего физического развития);

  • средней сложности;

  • сложные (на маршруте имеются перепады высот, природные объекты, для преодоления которых требуется хорошая физическая форма, специальные приспособления, например, маршруты в горах, по болотистой местности).

По предмету исследований:

  • экологическая;

  • эколого – краеведческая;

  • эколого – историческая и другие.

По сложности предлагаемой информации, проводимых исследований и т.д.

В Москве существует несколько оборудованных экотроп: «Тропа следопытов» в Измайловском парке, природном заказнике «Воробьевы горы», природно – историческом парке Кузьминки – Люблино, природном парке Серебряный бор, комплексном заказнике Петровско-Разумовский, на территории природного парка «Долина реки Сходни» в Куркино [3].

Разрабатывая собственный маршрут учебной экотропы следует учитывать следующие факторы:

1. Экотропа должна быть привлекательна. Привлекательность маршрута складывается из трех компонентов:

своеобразия и разнообразия природных объектов;

количества исследуемых объектов на единицу протяженности маршрута; следует избегать длительных участков с однотипными природными сообществами;

красоты природы.

2. Объекты, избранные для изучения должны находиться на доступном расстоянии, то есть, расположены близко от школы, места проживания. К началу экологической тропы должны вести хорошие подъездные пути. Посетитель экотропы не должен ощущать физической и психологической усталости к тому моменту, когда он доберётся до тропы.

3. Трасса тропы не должна представлять большой опасности или сложности для прохождения (неоправданно длительный маршрут, слишком крутые склоны, длинные осыпи, скалы, большое число холодных бродов, труднопроходимость болота и т. п.), чтобы физическая усталость не мешала проводить запланированные исследования и наслаждаться пейзажем.

4. Маршрут должен быть информативным.

5. Экотропу желательно использовать в различные сезоны. Поэтому следует выявить объекты для изучения для каждого времени года.

6. Объектами исследований на экологической тропе могут быть как части биогеоценозов (фитоценозы, зооценозы, микробиоценозы) так и экосистемы в целом, а так же факторы антропогенного воздействия на компоненты экосистемы и весь биогеоценоз. Особую ценность представляют памятники природы, расположенные на маршруте. Это могут быть вековые деревья, специфические геологические образования.

7. Следует разработать информационное обеспечение маршрута (указатели, маркировочные знаки, стенды, аншлаги) [8].

Алгоритм подготовки и проведения занятий на экологической тропе включает пять этапов. Каждый этап имеет свою цель и задачи.

1. Подготовительный этап – изучение методики создания экологической тропы (какие бывают экологические тропы, этапы создания тропы, требования к экотропе, опыт создания экотроп в мире и России).

Далее следует выявление актуальности разработки конкретной экологической тропы, постановка цели и определение задач по созданию конкретной экотропы, определение объекта и предмета работы и составление плана работы по созданию тропы.

Этап разработки маршрута и осуществления эмпирических исследований на экологической тропе. Данный этап разбивается на несколько подэтапов.

1). Прокладывание и оборудование маршрута на местности включает поиск обзорных точек (станций) экологической тропы, нанесение на карту маршрута тропы и расположения обзорных точек, разработка моделей указателей, маркировочных знаков, стендов, аншлагов.

Станции намечаются в экосистемах различного типа. Например:

  1. Сосняк - (Pinetum)

  2. Ельник - кисличник (Picetum oxalidosum)

  3. Ельник – черничник (Picetum myrtilliosum)

  4. Туевая аллея (Thúja)

  5. Дубняк (Tilietum)

  6. Липняк снытевый (Сariceto-aegopodiosum)

  7. Сосняк пушицево - сфагновый (Pinetum vaccinioso-spharnosum)

  8. Щучник ивняковый (Deschampsietuum ranunculiosum)

  9. Земляничник - (Fragariosum)

  10. Водная экосистема тростника обыкновенного (Phargmetum sparganioso-scirpodiosum)

2). Выделение и изучение объектов на тропе начинается с изучения видового разнообразия растений и животных на обзорных точках. Объектами исследований школьников могут быть, например, растения, имеющие различные жизненные формы. В средней полосе России практически повсеместно распространены следующие растения:

  • дикорастущие и используемые для озеленения лиственные деревья: берёза (повислая, бородавчатая, пушистая), липа (крупнолистная, мелколистная), клён (приречный, ясенелистный, татарский, остролистный), тополь (белый, чёрный, серебристый, дрожащий (осина)), каштан конский, ясень (обыкновенный, пенсильванский), дуб (черешчатый, красный), ольха (серая, чёрная), вяз (гладкий (обыкновенный), приземистый, шершавый), рябина обыкновенная, робиния обыкновенная (или робиния псевдоакация), орех манчжурский, боярышник (кроваво - красный), черёмуха (обыкновенная, виргинская), карагана древовидная, ива (белая (ветла), ломкая (ракита), козья);

  • плодовые лиственные деревья: яблоня садовая, груша обыкновенная, вишня обыкновенная, слива домашняя, облепиха крушиновидная;

  • дикорастущие и используемые для озеленения хвойные деревья: ель (европейская, голубая (колючая)), сосна (обыкновенная, сибирская (кедр), веймутова), пихта, туя западная, можжевельник обыкновенный, лиственница;

  • дикорастущие, используемые для озеленения населённых пунктов и садовые кустарники: бересклет (бородавчатый, европейский), лещина обыкновенная, калина, кизильник черноплодный, сирень (обыкновенная, венгерская), чубушник, крушина ломкая, спирея, пузыреплодник калинолистный, барбарис обыкновенный, дёрн (кроваво – красный, белый), бузина обыкновенная, снежноягодник белый, смородина (чёрная, красная, белая), крыжовник отклонённый, жимолость (обыкновенная, татарская), шиповник, арония Мичурина (черноплодная рябина), ирга колосистая;

  • травянистые растения лесов: вербейник обыкновенный, зеленчук желтый, гравилат городской, недотрога обыкновенная, золотарник обыкновенный, чистотел большой, марьянник луговой, ястребинка постенная, земляника обыкновенная, купена душистая, звездчатки (жестколистная, средняя), яснотка белая, купырь лесной, сныть обыкновенная, будра плющевидная, вероники (дубравная, колосистая, лекарственная), гвоздика Фишера, живучка ползучая, герань лесная, колокольчик (персиколистный, сборный), копытень европейский, кошачья лапка двудомная, норичник шишковатый, фиалка (болотная, собачья, трёхцветная, удивительная), чина лесная и других экосистем.

3). Проведение исследований на тропе по выявлению качественных характеристик и количественных параметров наблюдаемых объектов и явлений.

4). Разработка паспорта на экотропу. В паспорте указываются:

  • Название тропы.

  • Местонахождение.

  • Маршрут проезда и прохода к экотропе.

  • Принадлежность территории землепользователю.

  • Краткое описание маршрута экотропы.

  • Краткие исторические сведения о территории, по которой проходит маршрут.

  • Описание экскурсионных объектов, комплексов и других элементов экотропы.

  • Режим пользования, антропогенное влияние.

  • Мероприятия, необходимые для оборудования тропы.

  • Режим охраны территории, по которой проходит маршрут, организации, осуществляющие охрану, шефствующие учреждения.

  • Дополнительная историко-краеведческая информация (памятники, музеи, памятные места, традиции жителей данной местности и другие особенности).

  • Авторы разработки маршрута.

3. На этапе коллатеральной обработки материала в лабораторных условиях проводится описание станций на маршрутах (описание объектов, исследуемых на каждой из станций в соответствии с темами маршрутов); описание исследований окружающей среды, проводимых на экотропе; изготовление гербариев, коллекций, создание компьютерной базы данных по видовому составу растений и животных в каждой обзорной точке и на всём протяжении маршрута, зарисовки иллюстраций к описанию экотропы, создание фотоархива природных объектов [11].

База данных растений встреченных на экологической тропе включает следующие данные:

  • название экосистемы, в которой встречено растение;

  • русское и латинское название вида;

  • таксономическая принадлежность;

  • экспертная оценка обилия в экосистеме в соответствии с общепринятыми шкалами обилия;

  • ранг охраны;

  • практическое использование растения человеком.

В базу данных животных встреченных на экологической тропе вносятся следующие данные:

  • название экосистемы, в которой встречено животное;

  • дата обнаружения;

  • русское и латинское название вида;

  • таксономическая принадлежность;

  • особенности питания;

  • экспертная оценка встречаемости в экосистеме;

  • ранг охраны.

По окончании исследовательской работы следует подведение итогов, обобщение и оформление результатов исследований в виде отчёта, доклада, презентации экотропы, стендовых или гербарных материалов.

Последний этап - представление результатов исследования, которое может проходить в виде обсуждения результатов работы на экотропе на круглых столах, конференциях, семинарах, обмен опытом по организации экотропы, исследовательской работы, обсуждение проблемы экологического образования, просвещения и воспитания.

ГЛАВА II. Практическая основа проекта 2.1 Информационная карта проекта

Творческая группа

Персидская Е. Н., обучающиеся 9-11 классов

Участники проекта

Педагоги, обучающиеся, родители

Идея проекта

Привлечение внимания детей к вопросам охраны окружающей среды, развитие чувства причастности к решению вопросов сохранения окружающей среды, приобщение к решению экологических проблем, воспитание бережного отношения к объектам живой природы, формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, ознакомление с экологической информацией и способами ее подачи.

Гипотеза

Если создать экологическую тропу, основанную на специфике природных условий, можно создать наиболее благоприятные условия, позволяющие повысить уровень экологической культуры обучающихся.

Актуальность проекта

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды становится актуальной проблема повышения экологической грамотности населения. Создание учебной экологической тропы важно и актуально. Экологическое образование сегодня – это часть общегосударственной экологической политики России, основной задачей которой является переход от пассивного, созерцательного экологического сознания к сознанию активному. Образование и воспитание обучающихся в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью.

Экологическая тропа – одна из самых современных, передовых, перспективных и творческих форм экологического просвещения и экологического образования обучающихся. Это своеобразный учебный «кабинет» в природных условиях, который поможет внести разнообразие и наглядность в учебный процесс.

Цель проекта

Создать учебную экологическую тропу в качестве образовательного, воспитательного, исследовательского, природоохранного, рекреационного и оздоровительного полигона силами педагогов, обучающихся, родителей, социальных партнеров.

Задачи проекта

  • Изучить методические рекомендации по организации экологической тропы;

  • определить этапы разработки проекта экологической тропы.

Методы достижения цели

Метод исследований, сотрудничества.

Тип проекта

Краткосрочный.

Этапы реализации проекта

  • Подготовительно-организационный (анализ проблемы по созданию экологической тропы, постановка общественно-значимой цели, определение задач и объема работ, порядка действий, создание бригад).

  • Проектировочный (изучение литературы по организации экологической тропы, составление общего плана работы по созданию тропы, поиск спонсоров).

  • Поисково-исследовательский (исследование местности, выбор маршрута тропы, выявление экскурсионных объектов и остановок, изучение видового состава растений и животных изучаемой территории).

  • Практический (прокладка маршрута, составление картосхемы, паспорта учебной экологической тропы, разработка программы мероприятий учебной экологической тропы, создание плана практического использования объектов, тематики и текстов экскурсий, правил поведения, подготовка экскурсоводов).

  • Оформление (подготовка лозунгов, создание информационных буклетов-путеводителей, изготовление и оформление информационных щитов, табличек, указателей).

  • Благоустройство экологической тропы (установление изготовленных информационных щитов, указателей, табличек).

  • Заключительный. Начало работы тропы (открытие экологической тропы, проведение экскурсии).

  • Перспективный (расширение тропы, создание новых объектов исследования).

Решаемая проблема

Потребительское отношение к природе.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать

Экологические тропы занимают значительное место в учебно-воспитательном процессе. Воспитательное значение экологических троп важно в связи с мощными антропогенными нагрузками на природу и нарушением правовых норм природопользования. На экологической тропе создаются условия для разностороннего воспитания – эстетического, этического, научного, а это главное условие для формирования экологической культуры.

Что даст участие в проекте

Руководитель проекта усовершенствует умения дифференцированно подходить к обучению ребят, включится в исследовательскую деятельность, откроет для себя новое, как в содержании преподавания предмета, так и в методике его преподавания.
Обучающиеся приобретут уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; у них сформируются информационные, коммуникативные и социальные компетенции; овладеют различными способами деятельности, приобретут активную жизненную позицию.

Взаимодействие с социальными партнерами

Администрация сельского поселения, волонтеры.

Требуемые ресурсы

Информационные, финансовые.

Ожидаемые результаты проекта

  • Создана учебная экологическая тропа.

  • Составлен паспорт на учебную экологическую тропу.

  • Оформлены и установлены на экологической тропе информационные стенды.

  • Составлен детальный маршрут прохождения тропы.

  • Разработана программа мероприятий учебной экологической тропы.

  • Создан план практического использования объектов маршрута.

  • Разработана методика и программа тематических занятий и экскурсий для посетителей учебной экологической тропы.

  • Разработана программа природоохранных мероприятий, проводимых на экологической тропе.

  • Обобщен и распространен опыт по созданию и оборудованию учебной экологической тропы на региональном и областном уровне (семинары, мастер-класс, методические рекомендации).

Критерии оценки результативности проекта (продукт)

Качественные: создана учебная экологическая тропа, оформлен маршрут, создан паспорт учебной экологической тропы.
Количественные: привлечение социальных партнеров, привлечение финансовых средств, разработка программы мероприятий учебной экологической тропы.



2.2 Паспорт учебной экологической тропы

Пояснительная записка

Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Организация экологической тропы – одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения [10]. Учебная экологическая тропа позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий. Ведь всем известно, насколько трудно организовать дальнюю экскурсию, требующую больших затрат времени, а иногда и денег. Школьные тропы безопасны, поскольку находятся рядом. Чтобы выйти на подобную тропу, не нужно, например, переходить автодороги. Эти экскурсии удобны для работы с детьми всех возрастов.

Цель учебной экологической тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать исследовательские навыки, творческие способности, формировать экологическую культуру личности, экологическое сознание через практический опыт природопользования.

Задачи учебной экологической тропы:

  • Обучающие: закрепление, углубление и расширение знаний по экологии и смежным дисциплинам (биологии, географии, химии); освоение обучающимися приемов и методов полевых и лабораторных исследований.

  • Воспитывающие: эстетическое воспитание, воспитание осознанной экологически правильной мотивации в поведении и деятельности.

  • Развивающие: освоение школьниками основ научного творчества (статистическая и математическая обработка данных, их анализ, интерпретация, собственное научное исследование, написание докладов и статей, работа с документами, с литературой, создание проектов, выступление на различных детских научных конференциях, слетах и т.д.).

Местонахождение: Ленинградская область, Сланцевский район, д. Старополье.

Землепользователь: МОУ «Старопольская средняя общеобразовательная школа»; администрация Старопольского сельского поселения.

Протяжённость: 1 км.

Назначение экологической тропы: просвещение, обучение, воспитание экологической культуры.

Краткое описание границ маршрута: начало маршрута – яблоневый сад, затем движение по территории дошкольного отделения школы– цветочно-декоративная клумба, выход за территорию дошкольного отделения школы в школьный фруктовый сад, школьная роща, затем в цветник, после чего завершаем маршрут в точке его начала (см. Приложение 1, рис. 1).

Количество экскурсионных объектов на маршруте: 5.

Направление маршрута: территория дошкольного отделения школы – территория села – территория дошкольного отделения школы.

Тип учебной тропы: кольцевой (см. Приложение 1, рис. 2).

Экскурсионные объекты: яблоневый сад, клумба, школьный сад, школьная роща.

Основные объекты на тропе:

  • остановка №1 – «Начало тропы»;

  • остановка №2 – «Яблоневый сад»;

  • остановка №3 – «Цветочно-декоративная клумба»;

  • остановка №4 – «Школьный фруктовый сад»;

  • остановка №5 – «Школьная роща»;

  • остановка №6 – «Цветник»;

  • остановка №7 – «Конец тропы».

Состояние учебной экологической тропы: в стадии разработки.

Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, практическая деятельность, внеклассные мероприятия, отдых, свободное посещение
а) виды и характер пользования: для проведения занятий с обучающимися разных возрастных групп: 1-4 классы – для уроков окружающего мира (первичное ознакомление с природой родного края).

  • 5-9 классы – для закрепления знаний школьной программы по биологии, географии; практические и лабораторные работы; для внеклассных мероприятий; внепрограммных занятий в кружках и секциях естественного цикла.

  • 10-11 классы – для уроков общей биологии, географии, индивидуальной исследовательской деятельности, научно-практической деятельности, разработки проектов по географии и биологии.

Учебная экологическая тропа может использоваться воспитателями и школьными учителями для проведения экскурсий. Экскурсии также рассчитаны на разные возрастные категории обучающихся. В зависимости от времени года состояние живой природы меняется, поэтому разработанная экологическая тропа учитывает фенологические изменения в природе

б) запрещается: загрязнение, заезд автомашин, выпас скота, распашка, сенокошение, уничтожение природных объектов.

Необходимые мероприятия: благоустройство территории, установка щитов и знаков.

Маршрут разработан – Персидской Е. Н.– учителем географии.

Экскурсоводы: педагоги школы, обучающиеся 9- 11 классов.

Маршрут тропы утвержден: директором школы.

Режим использования: весна, лето, осень.

Руководитель экологической тропы: Персидская Е. Н.

Дата планируемого открытия тропы: 2024 г.

Ответственный за охрану тропы: воспитанники, руководитель проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня школьного образования. Знания, которые учащиеся получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на уроках. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека. На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Школьники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у школьника трудолюбие и уважение к труду. Школьники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится участие школьников в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых главные задач нашего времени – бережное отношение человека к природе.

Наша работа не закончена, еще многое предстоит сделать. В мае будут проведены первые экскурсии. После чего можно будет провести корректировку выбранных маршрутов и экскурсий, подумать об оформлении экологической тропы и провести анкетирование с целью выявления эффективности проделанной работы. Мы надеемся, что после нашей первой экскурсии дети, побывавшие на тропе, захотят еще сюда вернуться – чтобы любоваться, изучать и защищать. От каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

Ещё в школьном возрасте у учеников должно сложиться особое представление об экологии и природе. Он должен ощущать себя частью чего-то большего, а не просто потребителя, который только берет, не отдавая ничего взамен. Так что помимо родителей учитель объясняет на протяжении нескольких лет такие важные вещи, как чувство того, что человек вовсе не хозяин природы, которому дозволено делать все что захочется, а он является такой же ее частью. Поэтому очень важно беречь экологию, т.к. от этого зависит будущее. Каждый человек должен быть заинтересован в экологических преобразованиях.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. – М., «МДС», 1996.

2. Высоцкая М.В. Биология и экология 10-11 классы. – Издательство «Учитель», г. Волгоград, 2008.

3. Колбовский Е.Ю. Учебная экологическая тропа. – Минск, 1984.

4. Комова Г.А. «Экологические тропы как форма экологического образования», № 4, 2000.

5. Литвинова Л. С., Жиренко О. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. – М.: ВАКО., 2005, с. 208

6. Организация работы по созданию экологической тропы. –Благовещенск. 2005.

7. Пасечник В.В. Экология. – М.: Дрофа, 1995.

8. Тропа в гармонии с природой: сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. – Москва: Р. Валент, 2007

Официальные источники сети Интернет:

9. Официальный портал Муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области (http://www.slanmo.ru/district/common)

10. Официальная образовательная онлайн-платформа Инфоурок (https://infourok.ru/ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov-113848.htm)

11. Сайт учебно-методического центра «Экосистема» (http://www.ecosystema.ru).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Рис. 1. Карта-схема маршрута

Приложение 2.

Рис. 2. Схема маршрута

27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!