СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Поем а капелла

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательное звучание в гармонии

Просмотр содержимого документа
«Проект Поем а капелла»

КГКП «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ Г.ЖЕЗКАЗГАНА»



Образовательная область: эстрадный вокал.









Тема педагогического проекта:

«Поем a cappella»









Руководитель проекта Ф.И.О.

Гуткнихт Эльмира Райнольдовна,

преподаватель по классу «Эстрадный вокал».







Подпись руководителя проекта ____________________(Гуткнихт Э.Р.)





г.Жезказган

2020 г.









Содержание:





Паспорт проекта……………………………………………………...….3

Пояснительная записка………………………………………………….4

Содержание проект «Поем a cappella»:

1) теоретическая часть……………….…….7

2) практическая часть…………………..…..8

Заключение………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………...14

Приложение……………………………………………………………...15

























Паспорт проекта

Название проекта: «Поем a cappella»

Руководитель проекта: Гуткнихт Эльмира Райнольдовна, преподаватель по классу «Эстрадный вокал».

Автор проекта: Гуткнихт Эльмира Райнольдовна

Учебная дисциплина: «Эстрадный вокал»

Тип проекта: Творческий

Цель работы: Включение стиля вокального исполнения а capella в академические занятия «Эстрадный вокал» и концертную деятельность учащихся школы искусств.

Задачи работы:

Образовательные:

 - формировать навыки вокального исполнения а капелла;

- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- выработать у учащихся умение чётко исполнять свою партию при одновременном звучании другой партии;

- закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.

Развивающие:

 - формировать вокально-хоровые навыки и умения;

- развивать музыкальную восприимчивость – умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

- расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар.

Воспитательные: 

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;

- воспитывать желание исполнять песни в a capella;

- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.


Гипотеза: Развитие гармонического слуха, вокальной культуры учащихся и слушателей через освоение многоголосного пения в a capella.

Актуальность: Исполнение в стиле a capella расширяет музыкальный кругозор учащихся и приобщает к мировой вокальной культуре.

Краткое содержание проекта: Обучение  a capella  - это довольно сложный и длительный процесс. Учащимся необходимо следить за своей интонацией, уметь петь в ансамбле - ритмическом, тембровом, динамическом и, конечно же, интонационном. Проект поможет активизировать творческий процесс обучения учащихся, повысить мотивацию в современном обучении вокального исполнительского искусства.

Результат проекта: Концертный номер для выступления или участия в вокальных конкурсах.

Реализация проекта: дополнительные занятия по классу «Эстрадный вокал» (10-15 лет).



Пояснительная записка

Педагогический творческий проект «Поем a cappella» предназначен для учащихся детской школы искусств. Возраст участников проекта 10-16 лет. Реализуемая образовательная программа - дополнительная предпрофессиональная программа в области вокала, учебный предмет «Эстрадный вокал». Данный материал будет полезен преподавателям детских школ искусств. Педагогический творческий проект «Поем a cappella» направлен на организацию современного обучения по классу вокального ансамбля. Интеграция образовательных областей: «Хоровое исполнительство», «Сольфеджио», «Музыкальная литература», «Слушание музыки».

Введение

А капелла – это пение без инструментального сопровождения. Пение a capella как стиль прочно закрепилось в конце средних веков в культовой полифонии. Главная сложность исполнения без сопровождения – удерживание заданной тональности от начала и до конца произведения.

Особенно красивым считается звучание а капелла в хоровом жанре, когда голоса гармонично переливаются и каждый певец держит свою партию. Музыкальные произведения а капелла разучиваются дольше по времени, т.к. певцы должны научиться слышать не только себя, но и всю группу. Ведь те недочеты, которые можно спрятать за аккомпанементом, в исполнении а капелла явно слышны. Потому в работе в этом стиле следует очень четко знать музыкальный материал. Вместе с тем также  необходимо:


- выполнять программные требования;
- осваивать современный и классический репертуар;
- осваивать новые приемы музицирования;
- готовить одаренных детей к участию в конкурсах различных уровней – областных, республиканских, международных;

- профессионально ориентировать одаренных учащихся к продолжению обучения в музыкальных колледжах и консерватории.

Обучение  a capella  - это довольно сложный и длительный процесс. Учащимся необходимо следить за своей интонацией, уметь петь в ансамбле - ритмическом, тембровом, динамическом и, конечно же, интонационном.
Проект поможет активизировать творческий процесс обучения учащихся, повысить мотивацию в современном обучении вокального исполнительского искусства и вызвать потребность в исполнении произведений данного стиля.

Цель: Включение стиля а capella в академические занятия «Эстрадный вокал» и концертную деятельность учащихся школы искусств.

Гипотеза: Развитие гармонического слуха, вокальной культуры учащихся и слушателей через освоение многоголосного пения в a capella.

Актуальность: Исполнение в стиле a capella расширяет музыкальный кругозор учащихся и приобщает к мировой вокальной культуре.

Задачи:

Образовательные:

- формировать навыки вокального исполнения а капелла;

- добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;

- выработать у учащихся умение чётко исполнять свою партию при одновременном звучании другой партии;

- закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.

Развивающие:

- формировать вокально-хоровые навыки и умения;

- развивать музыкальную восприимчивость – умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

- расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар.

Воспитательные: 

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;

- воспитывать желание исполнять песни в a capella;

- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.


Этапы работы:

1. Выбор произведения творческой работы, определение цели и задач исследования.

2. Изучение партитуры.

3. Распределения голосовых партий. Определение этапов работы.

4. Оформление титульного листа и абстракта.

5. Написание статьи по теме исследования.

6. Подбор иллюстративного материала/фрагментов и целых фоно- и видеозаписей, роликов/ к проекту.

7. Презентация проекта в педагогическом и ученическом коллективе.

8. Составление анкеты и анкетирование учащихся, преподавателей и др. слушателей.

9. Оформление работы ( печатание, запись на диск).

10. Подготовка к защите проекта на концерте. Публичное выступление.


Маршрутный лист

Тема

Участники

а капеллы

Сроки реализации

1

Выбор произведения творческой работы, определение цели и задач исследования

Гуткнихт Э.Р.

сентябрь

2

Изучение партитуры.

Все участники

Сентябрь

3

Распределения голосовых партий. Определение этапов работы.

Гуткнихт Э.Р.

Октябрь

4

Оформление титульного листа и абстракта.

Гуткнихт Э.Р.

Октябрь

5

Подбор иллюстративного материала/фрагментов и целых фоно- и видеозаписей, роликов/ к проекту.

Все участники

Сентябрь - май

6

Презентация проекта в педагогическом и ученическом коллективе.

Асылбекова Аяна

Апрель

7

Составление анкеты и анкетирование учащихся, преподавателей и др. слушателей.

Ерсейтова Жанель,

Асылбекова Аяна

Октябрь, март

8

Оформление работы ( печатание, запись на диск).

Гуткнихт Э.Р.

Май

9

Подготовка к защите проекта на концерте. Публичное выступление.

Гуткнихт Э.Р.

Май


Перспективы дальнейшего развития проекта.


Этот творческий проект имеет возможности для дальнейшего продолжения и развития за счет привлечения других участников из других классов, других специализаций.
Педагогический творческий проект «Поем a cappella» поможет преподавателю:
- повысить уровень музыкальной компетенции детей и родителей;
- повысить качество образования, повысить уровень предметных навыков;
- повысить уровень мотивации и самооценки и активного включения учащихся в творческую вокальную деятельность;
- реализовать творческий потенциал, активизировать профессиональную мотивацию коллег.





Содержание проекта «Поем a cappella»

1) Теоретическая часть

Для работы над произведением был выбран вокальный номер «White Winter Hymnal» в исполнении американской а капелла  группы «Pentatonix». Песня состоит из двух частей – куплета и вокализа. Украшением является ритмическое сопровождение с помощью рук в процессе пения, следует отметить, что ритмический рисунок в партии разный. Поэтому на этапе работы над хлопками придется придумать повторяющийся ритм, с помощью которого будет фиксироваться единство ритмического рисунка всех участников и поможет облегчить достижение результата в работе с детским коллективом. С учетом возрастных особенностей голосового аппарата, партитура была транспонирована в C-dur. В оригинальном исполнении поет квинтет взрослых исполнителей, я сделаю упрощённый вариант – 4 партии: I сопрано, II сопрано, I альт, II альт.

Процесс работы:

  • репетиции проводить в оборудованном кабинете с роялем (фортепиано), хорошей акустикой,

  • с партитурами для каждого участника, с адаптированным текстом русскими буквами,

  • 2 часа в неделю,

  • фотоотчет и видеоотчет на протяжении работы,

  • анкетирование в начале проекта и в конце.

    Сложные факторы в работе:

  • самостоятельность партитур,

  • исполнение хлопками ритмического рисунка в процессе пения,

  • диссонансное звучание голосовых партий в вокализе,

  • интонация,

  • произношение иностранного текста,

  • создание художественного образа.

    Облегченные факторы в работе:

  • песня имеет форму рондо,

  • движение голосовых партий в куплете параллельное,

  • ритмический рисунок в куплете единый,

  • гармония основана на T,S,D.

    Учащимся необходимо следить за своей интонацией, уметь петь в ансамбле - ритмическом, тембровом, динамическом и, конечно же, интонационном.

    Работа по изучению музыкально материала необходимо начать с просмотра видеоролики американской группы «Pentatonix»:

  • определить литературный текст, его смысловые акценты,

  • прохлопать и прочувствовать ритм, темп,

  • определить структуру музыкального материала, определить повторяющие части,

  • пропеть отдельно каждую партию, пропеть отдельно с участниками а капеллы на слог «па».

  • работать отдельно с каждым певческим голосом в медленном темпе,

  • после 4-х занятий собрать детские голоса в единое звучание в медленном темпе,

  • каждое занятия учить следующие 4 такта с закреплением выученного материала на предыдущих занятиях,

  • отдельно придумать ритмический рисунок для каждой вокальной партии, уделить этой работе 1 академический час,

  • исполнять отдельно куплет, отдельно вокализ и отдельно ритмическую часть песни,

  • объединить куплет и вокализ,

  • объединить ритмическое похлопывание с исполнением куплета в медленном темпе,

  • исполнять 1 куплет в медленном темпе,

  • исполнять 1 куплет, 2 куплет в медленном темпе,

  • исполнять 1,2,3 куплет в медленном темпе,

  • исполнить песню в умеренном темпе,

  • исполнить песню в темпе con moto.



    1) Практическая часть

    Пению без сопровождения следует уделять специальное внимание, так как сама суть а капелльного пения особенно ярко выступает именно в пении без сопровождения, когда голоса не прикрываются звучанием инструмента и содержание передается исключительно разнообразием вокально-тембровых красок. Все необходимые элементы звучания a’capella, а так же способности детей развиваются в пении гораздо интенсивнее. На основе такого пения развивается одна из важнейших музыкальных способностей – внутренний слух. Главным наглядным пособием на занятии является акапельная партия. Так в партиях они могут увидеть различные типы движения мелодии: поступенное движение вверх, вниз, скачками и т. д.

    Необходимо очень тщательно работать над ансамблем в ритмическом, интонационном, динамическом и тембровом направлении. В распевках использовать аккорды на звук «па», опевание аккорда по полутонам вверх. Желательно петь без сопровождения, используя фортепиано только для настройки, с введением звучания фортепиано необходимо тщательно анализировать аккомпанемент. На первых порах лучше использовать аккомпанемент, точно следующий за пением.

    Одним из существенных компонентов процесса обучения являются формы его организации. Организационные формы обучения должны надежно обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечная цель которого — содействие всестороннему раскрытию творческих способностей детей. Занятия организуются как групповые, так и индивидуальные (по голосовым партиям). Индивидуальная форма обучения заключается и том, что ребенок приобретает знания, выполняет различные задания, имея возможность получения при этом непосредственной или косвенной помощи со стороны учителя. Положительным следует считать тот факт, что индивидуальное обучение обеспечивает накопление личного опыта, развитие самостоятельности и активности вокалиста. При коллективной форме обучения один педагог работает одновременно с целой группой. Здесь налицо взаимная помощь и взаимное обучение.  Таким способом можно добиться чистоты звучания и индивидуального и коллективного исполнения.

    Всегда следует помнить, что главной особенностью с работой с детским ансамблем является умелое сочетание обучения (развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности), музыкального воспитания (сознательного отношения к искусству, любовь к музыке, пению, расширения кругозора) и непосредственно исполнительства. Такой подход позволяет полноценно развиваться ансамблю а’capella и максимально раскрываться способностям каждого ученика.

    Первыми вступают II сопрано с терции тонического аккорда. Вторыми вступают I альты с основного звука тонического аккорда, затем вступают I сопрано с квинты тонического аккорда и вот вступают II альты, партия которых имеет самостоятельный ритмический рисунок. В работе с партией II альта следует организовать несколько индивидуальных занятий......................................



















































    Заключение


    Проектная деятельность имела положительные результаты, благодаря систематической работе:

    повысился уровень мотивации учащихся к творческой деятельности;

    повысился уровень развития творческой активности учащихся;

    отмечена высокая результативность участия учеников в творческих конкурсах различного уровня;

    отмечена положительная динамика уровня освоения акапельного пения;

    увеличение запросов на участие в концертно-просветительской деятельности. Полученные результаты вносят позитивный вклад в учебновоспитательный процесс ДШИ, подтверждают эффективность и успешность внедрения педагогического проекта.


    Задачи проекта

    Результаты проекта

    1

    формировать навыки вокального исполнения а капелла;


    данные задачи реализованы на организационно-подготовительном этапе, позволившие определить концепцию проекта, теоретическую и практическую значимость; структура и план содержания методических рекомендаций по теме «Поем ’capella» показатели оценки эффективности реализации проекта.

    2

    добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха;


    3

    выработать у учащихся умение чётко исполнять свою партию при одновременном звучании другой партии;

    4

    закреплять навык сольфеджирования, для сознательного усвоения музыкального материала.

    Созданы условия: подобраны вокально-хоровые упражнения для развития навыков акапельного пения, учебный и концертный репертуар; сформированы вокальные группы; определено время и место для проведений занятий а’capella , сводных репетиций; создано необходимое материально-техническое сопровождение.

    5

     формировать вокально-хоровые навыки и умения;

    6

    развивать музыкальную восприимчивость – умения слышать и слушать, анализировать и сопоставлять;

    7

    расширять музыкальный кругозор учащихся через репертуар.

    За период работы над проектом участники а капеллы приняли участие в следующих концертных и конкурсных программах:

    8

    воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;

    9

    воспитывать желание исполнять песни в a capella;

    10

    воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.


    Список литературы:



    1. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка»
      1965г. Статьи: 1) Ю.Самойлов «О пении без сопровождения», 2) Ю.Алиев
      «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

    2. В.Попов «Русская народная песня в детском хоре», Москва «Музыка» 1985г.
      З. И.Кочнева, А.Яковлева «Вокальный словарь», г. Ленинград «Музыка» 1988г.

    3. «Музыкальное воспитание в школе» в.4, Москва издательство «Музыка» 1965г. / Статьи: 1) Ю.Самойлов «О пении без сопровождения»,  2) Ю.Алиев «Пути формирования многоголосных навыков в детском хоре».

    4. В.Попов «Русская народная песня в детском хоре», Москва «Музыка» 1985г.

    5. И.Кочнева, А.Яковлева «Вокальный словарь», г. Ленинград «Музыка» 1988г.

    6. Охрана певческого голоса при вокально-хоровой работе на уроках музыки в период сезонной заболеваемости гриппом и ОРВ.



    Интернетресурсы:


    1. А капелла – это пение? Что такое a capella

    https://easyvoice5.ru/articles/a-kapella-eto-penie-chto-takoe-a-capella


    1. Транскрипция песни «White winter hymnal» - Pentatonix

    https://transkriptsiya-pesni.com/white-winter-hymnal/


    1. Выступление группы Pentatonix с песней «White winter hymnal» 

    https://www.youtube.com/watch?v=7oxSjw83u5E

    1. Калинина О. «Этапы обучения многоголосному пению». Статья на сайте Фестиваль педагогического мастерства «Дистанционная волна»: http://festival.nic-snail.ru/index.php?option=com_zoo&task=item&item_id=331



















    Начальная анкета участника проекта


    1 ФИО участника поекта_________________________________________________________________

    2 В начале работы над проектом я испытывал (-а) чувства:_____________________

    _______________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3 При первом прослушивании своей партии я испытывал (-а):_ _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4 В начале работы над проектом я была уверенна(н) в том,что: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 Мне хочется заниматься или не хочется творческой деятельностью, потому что_____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 Это произведение произвело на меня впечатление сильное/ не сильное: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7 Во время творческой работы я хочу научиться: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8 Если некоторые задания мне покажутся сложными, тогда я _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9 Участие в данном проекте поможет тебе в дальнейшей учебной деятельности? «да» или «нет» и почему?________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    10 Мои родители заинтересованы / не заинтересованы в данном проекте? Почему?________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________









    Итоговая анкета участника проекта


    1 ФИО участника поекта_________________________________________________________________

    2 Во время работы над проектом я испытывал (-а) чувства:_____________________________________________________________

    _______________________________________________________________________

    3 Во время изучения своей партии я испытывал (-а) трудности:_ _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4 Во время работы над проектом я обращался за помощью: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    5 Мне понравилось заниматься творческой деятельностью, потому что_____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    6 Мне не понравилось работать над проектом: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7 Во время творческой работы я научился(лась): _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    8 Некоторые задания мне показались сложными, так как _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    9 Участие в данном проекте поможет в моей дальнейшей учебной деятельности следующим образом: _____________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    10 В будущем я планирую/не планирую заниматься творческой деятельностью___________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________





  • Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!