СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект на тему "Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему "Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г. Петровского г.Севска











Индивидуальный проект

Тема: Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков












Выполнила:

ученица 10 класса

Гончарова Софья Эдуардовна


Руководитель проекта:

Батталова Любовь Михайловна









Работа допущена к защите «_____»_______________ 2024 г.


Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)



Севск 2024 г.


Индивидуальный план выполнения проекта

Гончарова Софья Эдуардовна


Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы

25.09.23



Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ

12.10.23



Процесс проектирования

Самостоятельная работа

1.02.24



Оформления записки, плакатов и др.

10.03.24



Итог

Достигнутый результат

8.04.24



Оформление

15.04.24



Защита









Паспорт проекта

Название проекта: Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков

Руководитель проекта: Батталова Любовь Михайловна

Автор проекта: Гончарова Софья Эдуардовна 10 класс

Учебная дисциплина: Психология

Тип проекта: Информационно-исследовательский

Цель работы: Раннее выявление причин агрессивного поведения и особенности форм его коррекции.

Задачи работы:

  1. Изучить источники информации об агрессивном поведении подростков

  2. Провести анкетирование среди учащихся 10-го класса

  3. Подвести итоги по анкетированию

  4. Осуществить комплексный подход к профилактике агрессивного поведения

  5. Включить детей и родителей в совместную с педагогами деятельность, организация личностно-ориентированного взаимодействия

  6. Создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией


Вопрос проекта: заключается в том, чтобы познакомиться с видами агрессии, способами её профилактики и коррекции

Краткое содержание проекта: На данный момент проблема агрессии подростков очень актуальна и привлекает внимание многих. В СМИ почти каждый день говорят о девиантном поведении подростков, которые совершают плохие поступки. В школе часто проводят анкетирование на тему агрессии, чтобы вовремя помочь ребенку. Необходимо знать, из-за чего подросток агрессирует, и на кого это может быть направлено. Также выявить основные способы профилактики агрессивного поведения.

Результат проекта (продукт): Классный час на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения»





ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

Глава 1. Теоретическая часть 7

Понятие и виды агрессии 7

Причины агрессивного поведения подростков 7

ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ. 8

ИХ РАЗЛИЧИЕ 8

АГРЕССИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ 11

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ 15

Психологические особенности подросткового возраста 18

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 19

ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ: МЕТОДЫ БОРЬБЫ 21

АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ 23

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 24

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 24

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 32

ПРИЛОЖЕНИЯ 33





















Введение

Каждому из нас приходиться сталкиваться с агрессией, она возникает в взаимоотношениях между людьми и самим собой. Это может произойти в школе, на улице, в магазине, дома, то есть где угодно. Из-за нее человек может совершить множество ужасных поступков, даже не понимая этого. Или же он просто не видит другого выхода.

Многие считают, что самые агрессивные-это подростки и их невозможно исправить, приходится только это принять, возможно это так и есть, ведь их не хотят слушать взрослые так как они еще «дети», их проблемы не воспринимают в серьез и обесценивают, поэтому подросток не видит выхода из проблем и решает ее с помощью агрессии. Он направляет ее как на окружающих, так и на самого себя различными способами. Но исправить это можно, если «агрессор» и «жертва» пойдут на встречу друг к другу.

На данный момент проблема агрессии очень актуальна и привлекает внимание многих. В СМИ почти каждый день говорят о девиантом поведение подростков, которые совершают плохие поступки. В школе часто проводят анкетирование на тему агрессии, чтобы вовремя помочь ребенку. В социальных сетях выходят ролики как можно справляться с агрессией, но это не поможет, ведь это все индивидуально.

Необходимо знать, из-за чего человек агрессирует, и на кого это все направлено, а самое главное нужно уметь бороться с этим, ведь агрессивных подростков мы встречаем очень часто. И если мы будем знать, как помочь, то мы можем избежать многих невозвратимых последствий.

В этой работе я попробую разобраться с этим, чтобы людям было проще налаживать отношения друг с другом.

Актуальность: в последние годы значительно вырос уровень агрессии среди подростков. Они показывают жесткость, грубость, вандализм, неуважение, оскорбления и насилие. Проблема агрессивного поведения на сегодня актуальна, как никогда. Это проблема не только подростка, но и того, кто его окружает.

Гипотеза: мы предполагаем, что, зная преобладающий вид агрессии и способ его коррекции, подросткам станет легче контролировать свое поведение.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: профилактика и коррекция агрессивного поведения.

Цель: выявление агрессивного поведения и особенности формы его коррекции

Задачи:

  1. Изучить источники информации об агрессивном поведении подростков

  2. Провести анкетирование среди учащихся 10-го класса

  3. Сделать вывод по анкетированию

  4. Осуществить комплексный подход к профилактике агрессивного поведения

  5. Включить детей и родителей в совместную с педагогами деятельность, организация личностно-ориентированного взаимодействия

  6. Создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенной агрессией

Методы исследования: теоретический метод, анализ научной литературы; эмпирический метод: тестирование; метод количественного анализа.






























Глава 1. Теоретическая часть



Понятие и виды агрессии



Агрессия - это сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет на человека, проявляющего ее, и окружающих людей. С точки зрения психологии агрессия – это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда как окружающим, так и самому себе.

Агрессия личности проявляется раздражительностью, враждебностью, нанесением физических травм, причинением вреда себе и обществу.


Основные виды агрессии:


1. Физическая агрессия - предполагает применение агрессором физической силы по отношению к жертве с целью нанесения вреда или повреждений организму.

2. Вербальная - выражение агрессии через крик, визг, оскорбление, ссоры, угроз.

3. Прямая агрессия - когда ее цели очевидны и ясны, а сама она направлена на объект и имеет определенные намерения. При этом агрессивное поведение по отношению к объекту выражено отчетливо и не скрывается.

4. Косвенная агрессия - это форма агрессивного поведения, которая не имеет явной выраженности и направленности, она как будто не имеет объекта и направлена в никуда.

5. Инструментальная агрессия - не эмоциональная агрессия, для достижения своей цели.

6. Враждебная агрессия - цель такой агрессии, есть причинение вреда объекту агрессии.

7. Аутоагрессия - враждебные действия, направленные на себя

8. Предметная агрессия - это разрушение или повреждение окружающих тебя предметов.

9. Эмоциональная - при общении с другими людьми, человек чувствует подозрительность, враждебность или неприязнь







Причины агрессивного поведения подростков



Причины агрессии разнообразны - от эмоционального напряжения, до желания показать свою силу. Подростки часто причиняют вред себе или окружающим, потому что чувствуют себя беспомощно, то есть с помощью агрессии люди защищают себя. Ученые выделяют такие группы причин агрессии:

  • Биологические факторы - организм подростка быстро растет, играют гормоны, появляется повышенная раздражительность, импульсивность.

  • Личностные факторы - подросток специально агрессирует, чтобы скрыть обиду и неуверенность в себе. На склонность к агрессии влияет характер.

  • Внешне средовые факторы - на возникновение агрессии влияет температура воздуха, шум, неприятные запахи, то есть то, что может ухудшить его самочувствие и психологическое состояние.

  • Нужда защищаться - если подросток привык к непониманию с со всеми окружающими людьми, то он противостоит этому выбирая негативное поведение.

  • Приобретенная агрессия - подросток, наблюдая агрессию в жизни, перенимает эту привычку, думая, что это хорошо.

  • Обстановка в семье - негативное на подростка влияет недостаток любви и внимание родителей, гиперопека и необоснованная критика. Дети копируют поведение родителей, и в будущем будут поступать точно так же.



















ХАРАКТЕРИСТИКА АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ. ИХ РАЗЛИЧИЕ


В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению (Л. Бендер);

  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу (X. Дельгадо);

  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы (А. Бусс);

  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи (К. Уилсон);

  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение (Г. Паренс).

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

  1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия – та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.

  2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают такое определение: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

По мнению этих авторов:

  • агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

  • в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

  • жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой.

  • Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия – это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями – такими как злость; с мотивами – такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.

Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. В связи с этим А.А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен «тиражировать» удачные модели поведения, что впоследствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

  1. Врожденным побуждениям и задаткам;

  2. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

  3. Познавательным и эмоциональным процессам;

  4. Актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

















АГРЕССИВНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ


Чтобы выявить особенности проявления агрессивности, для начала нужно определить понятия «агрессия» и «агрессивность» и понять, для чего человек снабжен этим механизмом реагирования. Слово «агрессия» (aggression) происходит от слова adraddi (где ad- на, gradus- шаг), которое в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Ближайшими словами- родственниками этого понятия являются «прогресс» (движение вперед) и «регресс» (движение назад). В первоначальном смысле «быть агрессивным» означало нечто вроде «двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения» (Э. Фромм).

Исследователи агрессии имеют разные точки зрения на то, что она собой представляет, и следует ли ее расценивать как положительное или как отрицательное явление. Сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, нежелающему подобного обращения. По их мнению, агрессия имеет место тогда, когда результатом действий являются какие- либо негативные последствия. Другие с этим не согласны.

Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия: агрессию и насилие. Насилие - не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен: оно выходит за пределы целесообразности и является целевым, осознанным воздействием на других. Основной мотив насильственного поведения - самоутверждение за счет другого.

Напротив, агрессивные тенденции заложены в самой природе человека, а радость, получаемая от разрушения и применения насилия, - его первозданное свойство. Страсть человека к разрушению научно описал еще 3. Фрейд: наряду с либидо она является одним из двигателей развития общества.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность обладает определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В основе многих научных представлений об агрессии и агрессивности лежит теория Джона Долларда, которая утверждает следующее: "Возникновение агрессивного поведения всегда обусловлено наличием фрустрации, и наоборот - наличие фрустрации всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности". Фрустрацию могут вызывать множество различных реакций и агрессивность лишь одна из них. Агрессивность наряду с тревогой, страхами, чувством вины, неполноценности и неудовлетворенности является проявлением психоэмоционального стресса. Эту точку зрения поддерживает и Розенцвейг, который считает, что фрустрация неизбежно вызывает агрессию.

Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как принуждают человека мобилизовать все свои способности и силы на их преодоление. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывающий у субъекта особое интенсивное переживание или состояние.

Чем ребенок моложе, тем скорее можно ожидать, что в фрустрационной ситуации он будет реагировать непосредственным аффектом злости, сопровождаемым тенденцией устранить предмет, вызывающий фрустрацию, или плачем, причем в обоих случаях неупорядоченной активностью. У подростков агрессивные тенденции могут находить свое удовлетворение в фантазийной продукции. Противоположностью агрессии по Мейеру является фиксация, т.е. привлечение к фрустратору, что проявляется в виде стереотипности апперцепции и мышления. Следующими возможными способами ответов на фрустационные ситуации является страх, депрессия, регрессия поведения.

Рассмотрим мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации исходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс, ситуация стресса. Например, ученик, который боится, что пострадает его престиж, постоянно фрустрирова. Фрустрация вообще является характерным состоянием детского возраста.

Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрации без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма обозначается как толерантность по отношению к фрустрации. Эта толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, то необходимо сказать о реакциях на фрустрацию.

Основные реакции:

  1. Агрессия является самой естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. С возрастом проявления прямой агрессии уменьшаются.

Регрессия является еще одной типичной формой реагирования на фрустрацию. Она предполагает, по сути, механизм, обеспечивающий удовлетворение потребности индивида более легким, доступным и простым путем - путем более простых уровней активности, характерных для предшествующих стадий. Некоторые авторы обращают внимание на то, что регрессия может представлять начало более важных нарушений личности.

  1. Подавление - это такая реакция на фрустрацию, в которой индивид пытается сохранить равновесие путем подавления тех чувств, переживаний и впечатлений, которые могли бы его ранить, так, как будто бы он хочет забыть про них.

  2. Компенсация является следующей очень важной формой реагирования на фрустрацию. Это естественный путь замены какого-то дефицита или дефекта другими возможностями, причем формы компенсации могут быть различными.

  3. Уход как форма реагирования на фрустрацию проявляется также довольно часто. Если человек не может справиться с какой-либо ситуацией, он треснет дверью, выругается, уйдет и т.д.

  4. В структурированном виде агрессия проявляется в виде агрессивного поведения или агрессивных действий. « Это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стрессовое и другие состояния. Психологически выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением».

Агрессивные действия выступают в качестве:

  • Средство достижения какой - либо значимой цели.

  • Способа психологической разрядки.

  • Способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждения.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснования мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Наконец, волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность и инициативность.

По форме агрессивные действия могут быть самыми разными. Сюда включаются детские шалости и игры, подростковые споры, драки и конфликты.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют следующие:

  • Недостаточное развитие интеллекта;

  • Снижение самооценки

  • Низкий уровень самоконтроля

  • Неразвитость коммуникативных навыков

  • Повышенная возбудимость нервной системы вследствие
    различных причин.


Агрессивность - свойство личности или показатель ее дезадаптации?


Сейчас можно считать установленным, что плохое обращение с
детьми способствует их агрессивному поведению во взрослом возрасте,
иначе говоря, жестокость порождает жестокость в ряду поколений, и
механизм этого воспроизводства в основном социальный.

В связи с этим разные варианты отклонения поведения,
алкоголизацию, наркоманию, невротизацию, а также многие
хронические болезни внутренних органов можно расценивать как
разные варианты (или разные этапы) одного и того же процесса -
процесса дезадаптации в социальном (отклонения в поведении) и
медицинском (болезни) понимании. В настоящее время предполагается,
что 80% пациентов с самой различной патологией (гипертоническая
болезнь, бронхиальная астма, обструктивный бронхит, язвенная болезнь
желудка и двенадцатиперстной кишки и проч.) в основе своей болезни
имеют ту или иную остро или длительно действующую
фрустрирующую ситуацию. Среди социальных дезадаптантов
(алкоголиков, наркоманов, лиц, совершающих противоправные
действия) этот процент еще выше и достигает своей верхней границы
(100%).

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью - наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.













ФОРМИРОВАНИЕ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ


В первые годы жизни ребенок всецело зависит от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия.

Проявление агрессивности является одним из способов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессивности у ребенка видны уже на третьем месяце жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие предметы. Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики заговорили после романов Диккенса - сначала в плоскости литературы, причем дети представлялись сущими ангелами: кроткими, добрыми, несчастными. А используя научный подход, психологию детского возраста стали серьезно изучать в основном после работ З. Фрейда, доказавшего влияние событий, происшедших в детстве, на всю дальнейшую судьбу человека.

Довольно быстро стало понятно, что дети являются ангелами не больше, чем взрослые, и агрессивность им присуща в полной мере. Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым - родителям и специалистам.

Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость.

Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – Механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности
положиться на себя.

Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание
причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого
поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как
черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

Однако у некоторых детей она, вероятно,
запрограммирована биологически и проявляется с первых месяцев жизни, активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством
достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и
избавиться от чего - либо неприятного, мешающего.


Варианты проявления детской агрессивности:


Классифицировать варианты проявления детской агрессивности
можно по-разному - можно применить общие схемы, но удобнее
использовать специальные классификации, отражающие возрастные
особенности проявления агрессии.

И. А. Фурманов (1996), основываясь на проявлении агрессии, выделяет
четыре категории детей:


    1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии:

Это активные, деятельные, целеустремленные ребята, отличающиеся
решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и
авантюризмом.


    1. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии:

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные
тревожность сомнения и неуверенность в себе. Они активны и
работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к
сниженному фону настроения.


    1. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии:

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый
самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая
осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний.


    1. Дети, склонные к проявлению негативизма:

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера - эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.


И. А. Фурманов (1996) делит агрессивное поведение детей на две формы, сходные с поведенческой и психотической.


Социализированная форма агрессии:


Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляций поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию - для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). У этих детей агрессивные акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников - готовностью сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию, поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.


Несоциализированная форма агрессии:


Дети, обычно страдают какими - нибудь психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями

(тревога, страх). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на стрессовую ситуацию. Личными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего вербальной и косвенной агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.
























Психологические особенности подросткового возраста

Подростковым возрастом принято считать возраст от 12 до 17 лет. Он считается самым трудным периодом формирования личности. Подростковый период полон противоречий. Ребёнком он уже себя не ощущает, а взрослым пока тоже не может стать. Несколько особенностей этого возраста:

  • Восприятие многих ситуаций как угрожающих.

  • Сразу настроены на отрицательные восприятия себя со стороны окружающих.

  • Очень чувствительны к негативному отношению к себе.

  • Обвиняют других в своем отрицательном поведение.

  • Не считают свою агрессию, как агрессивное поведение.

  • Не берут на себя ответственность за свои действия.

  • Не контролируют свои эмоции.

  • В случае преднамеренной агрессии не чувствуют вину.

  • Имеют немного реакций на проблемы.

  • Опасаются непредвиденности в поведение родителей.

  • Плохо осознают свои эмоции, кроме гнева.

  • Имеют проблемы с нервной системой.

  • Не знают последствий своих действий, и зацикливаются на проблеме долгое время.

  • Относятся к агрессии положительно, ведь так они чувствуют силу.














СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА


Подростковый период - это переход из детства в зрелость. Это период от 11 до 18 лет и его часто упоминают как возраст тинейджеров. В отличие от латентного подростковый период обозначен значительными изменениями во всех сферах развития ребенка. От стадии конкретного действенного мышления ребенок переходит в стадию формального логического мышления. Однако самые интенсивные изменения происходят в эмоциональном и социальном аспектах. Основная характеристика этого возраста - это поиск своей личностной идентичности. Часто этот процесс является источником конфликта со взрослыми в жизни ребенка, когда взрослые часто рассматриваются как старомодные, ригидные и ограничивающие детей в поведении. Подростки ищут привязанности среди других тинейджеров, развивая и испытывая первую эмоционально значимую взаимосвязь вне семьи. Эмоциональный кризис, который сопровождает подростковый возраст, делает их более восприимчивыми к различным типам рискового поведения, таким как: алкоголизм, неразборчивость в отношениях, употребление наркотиков, вандализм, правонарушения и насилие, - все это может отразиться на их более позднем функционировании как взрослых.

Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, отличаются от тех, с которыми ребенок сталкивается в более ранний период. Подростковый период - это также период, когда от подростков ждут принятия большей ответственности признанием своих возможностей и слабостей и также принятия решения, которое отразится на их выборе профессии, сформирует их идентичность и способность мириться с законами общества.

Поскольку сложность задачи развития иногда подавляет способности молодых людей, в этих обстоятельствах важно выявить их потребности, общаться с ними в поддерживающей и открытой манере и предлагать им помощь, в которой они нуждаются.

Подростковый период также называют критическим. В этот период формирования личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов, отношений. Если изменения проходят быстро и интенсивно, то развитие приобретает скачкообразный и бурный характер. Эти изменения сопровождаются большими субъективными трудностями, возникающими у ребенка. Они вызывают у него сильные переживания, которые он не может объяснить. Психологи называют их фрустрациями.

Причины кризиса и противоречий подростка являются предметом изучения психологии развития. Философы определяют противоречия как взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта, которые одновременно находятся в единстве и взаимопроникновении. Они могут быть основные и неосновные, внутренние и внешние, существенные и несущественные.

В психологической литературе противоречия подростка рассматриваются как возрастные кризисы. Лев Толстой назвал их «пустынями отрочества», суть которых - в огромной энергии, рвущейся наружу для того, чтобы заявить о себе. Но многое непонятно во взрослом мире. Как им вписаться в него, овладеть им, если еще нет необходимых жизненных навыков?

Есть несколько типов противоречий в формировании личности подростка. Перечислим основные: противоречие между требованиями, предъявляемыми новой деятельностью, и уже известными способами ее выполнения; противоречия между типом образования и возможностями подростка; противоречие между особенностями обучения в начальной школе и средней; противоречие между массовым характером обучения и индивидуальными познавательными маршрутами; противоречие между старым и новым; противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения; потребности проявить себя в среде сверстников, желание показаться интересным и привлекательным, особенно противоположному полу, и переживания по поводу внешности.






























ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ: МЕТОДЫ БОРЬБЫ


Об агрессии среди подростков слышали многие. Психологи уверены: она связана она с тем, что формирование внутреннего эмоционального мира молодой девушки или молодого человека происходит с определенным отставанием от нормального физиологического развития организма. Про другие причины развития этого явления – поговорим в статье дальше.

Причин подростковой агрессии — много! С проявлением агрессии у подростков можно столкнуться абсолютно неожиданно. Даже простое замечание по поводу курения или других вредных привычек у тринадцатилетнего парня в подъезде может спровоцировать настоящий эмоциональный взрыв с его стороны.

отличается таким агрессивным поведением, как в школе, так и в домашних условиях. Что же является главной причиной растущей агрессии у подростков и так называемого девиантного поведения?

Психологи знают ответ на этот вопрос. Так, если раньше существовала определенная общая система ценностей, придерживаться которой старались девушки и парни в возрасте от 13 до 18 лет, следуя рекомендациям взрослых, то сейчас такой единой системы просто не существует. В обществе уже очень давно произошло так называемое расслоение, повлиявшее на взаимоотношение девушек и парней к окружающей действительности, родителям, педагогам, сверстникам.

В мире подростков формируются законы, которые нацелены на дальнейшее углубление неравенства в социуме, неадекватную эксплуатацию принципов дружбы, семьи, равноправия. Эти процессы порождают у подростка неверие в то, что окружающий мир готов принять все его личные идеалы и ценности. Подросток включает телевизор или компьютер и видит то, как одни люди могут управлять другими, как появляются общественные конгломераты, которые построенные на власти денег.

И так сам подросток начинает культивировать внутри себя опасный стереотип о том, что действительность сегодня – это эксплуатация одних людей другими. Такие взгляды могут подкреплять и извне. Могут быть проявления функционирования различных обособленных групп: молодежных движений, сект, фанатских формирований. Каждое из таких группирований действует ради выгоды своих собственных создателей и без труда манипулирует психологией подростков, которая, к тому же, еще  не устоялась.

В этой связи агрессивность у подростков будет расти и дальше, если в скором времени не появится новая формула, которая позволит подросткам понять, что все вокруг не так уже плохо, как это пытаются показать по ТВ. И именно взрослые: родители, педагоги, друзья должны попытаться доказать взрослеющему человеку все светлые стороны современной жизни.

Психологи проводят тесты, дающие специалисту много информации о человеке. Порой, ребят просят нарисовать какое-нибудь фантастическое животное. Один мальчик изобразил многорукого монстра с острыми клыками и длинным чешуйчатым хвостом, у другого получился дракон, третий нарисовал парящего в межпланетном пространстве демона. Картинки вышли воинственные, с ярко выраженной агрессией. Эти дети по характеру дерзкие, вспыльчивые. Очевидно, у них нет проблем со сверстниками, но они ощущают зависимость от старших. Подростки часто не доверяют взрослым, потому как не ждут от них понимания и думают, что те могут только наказывать.

Психологи считают агрессию в первую очередь способом самозащиты. Нежеланием давать себя в обиду объясняются некоторые конфликты подростков с учителями. Но ведь обидеть человека проще всего! Гораздо сложнее помочь, посочувствовать. Ребята выплескивают свои отрицательные эмоции несколько иначе, нежели девочки. Мальчик сломал бы лифт, написал бы на стене гадость. Все это - способы выразить свое внутреннее напряжение. Агрессивному поведению человек учится. И, конечно, большую роль здесь играют наследственность и воспитание. Если в семье любой спор решается с помощью кулаков, громкого окрика или скандала, то ребенок не знает, как можно по-другому погасить конфликт.

Подростковая агрессия с возрастом, как правило, проходит. Главное, чтобы она еще в школьные годы не стала доминирующей чертой характера. А профилактика ее довольно простая и в то же время сложная: не копить в душе негативные эмоции и не срывать злость на других.


















Я решила провести анкетирование (Приложение 3) среди учащихся 10-го класса МБОУ «Севская средняя школа №2», чтобы понять насколько они информированы об агрессии подростков. И вот что мне удалось узнать об их уровне информированности:



АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ

Обработка результатов: положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 2 балла, отрицательный – 0.

Высокий показатель агрессивности от 12 до 14 баллов.

Средний показатель агрессивности от 6 до 10 баллов.

Низкий показатель агрессивности от 2 до 4 баллов.





Опрошено 20 учащихся «МБОУ Севская средняя школа №2». Из них 2 человека (10%) имеют высокий показатель агрессии, 10 человек (50%) имеют средний показатель агрессии и 8 человек (40%) имеют низкий показатель агрессии.

Можно сделать вывод, что половина опрошенных мною учеников, имеют средний показатель агрессии, что говорит о неустойчивом поведении агрессии у подростков. Данное анкетирование следует проводить как можно чаще, чтобы не усугублять ситуацию и понимать, как помогать подросткам.








ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ


Диагностика Л.Г. Почебут. Тест Агрессивности.( Приложение 1)

В 10 классе было проведено тестирование «агрессивность». Разработчики теста: Б.Басс и Р.Дарки

Цель: выяснить уровень и вид агрессии.

В исследование приняли участие 20 учащихся в возрасте 15-16 лет. Все участники являются учащимися 10 класса МБОУ «Севская средняя школа №2»

Участникам были даны бланки и зачитана инструкция: если вы согласны с утверждением, то поставьте «+». А если не согласны, то «-».

Результаты изображены в таблице №1.

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.

Результаты диагностики 10-а класса

Таблица №1

№ респондента

Результат

1

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-18 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

2

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-4 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

3

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 7 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-23 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

4

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 1 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-6 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

5

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности

Предметная агрессия 2 средняя степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 3 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-11 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

6

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

7

Вербальная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 8 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-23 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

8

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 6 высокая степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-20 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

9

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

10

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

11

Вербальная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-17 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

12

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 3 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 4 средняя степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-19 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

13

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 5 высокая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 6 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-20 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

14

Вербальная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-13 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

15

Вербальная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-15 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

16

Вербальная агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

17

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 1 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности.

Самоагрессия 2 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-13 средняя степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

18

Вербальная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Физическая агрессия 6 высокая степень агрессивности

Предметная агрессия 3 средняя степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-10 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.

19

Вербальная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Физическая агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Предметная агрессия 2 низкая степень агрессивности.

Эмоциональная агрессия 4 средняя степень агрессивности

Самоагрессия 5 высокая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-17 средний уровень агрессивности и адаптированного поведения.

20

Вербальная агрессия 3 средняя степень агрессивности.

Физическая агрессия 5 высокая степень агрессивности

Предметная агрессия 0 низкая степень агрессивности

Эмоциональная агрессия 0 низкая степень агрессивности.

Самоагрессия 0 низкая степень агрессивности.

Общий уровень агрессивности и адаптивности: ОАА-9 низкая степень агрессивности и высокая степень адаптированного поведения.












































АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



Вербальная агрессия:

  • высокая – 2 человека

  • средняя – 8 человек

  • низкая – 10 человек

Можно сделать вывод, что 10 учащихся выражают свою агрессию через крики и оскорбле6ния, хоть это не ярко выраженно.



Физическая агрессия:

  • высокая – 4 человека

  • средняя – 3 человека

  • низкая – 13 человек

Делаем вывод, что 7 подростков могут нанести вред другому человеку, если его вывести из себя. Это может понести серьезные последствия, если не уметь с этим бороться.



Предметная агрессия:

  • высокая – 1 человек

  • средняя – 10 человек

  • низкая – 9 человек

11 учащихся привыкли выплескивать свой гнев, путём разрушения окружающих себя предметов. Ломая их, они выплескивают свой адреналин и им становится легче.



Эмоциональная агрессия:

  • высокая – 1 человек

  • средняя – 12 человек

  • низкая – 7 человек

Делая вывод мы можем сказать, что 13 подростков могут дать выход злобным чувствам, чтобы навредить другому, например, кинуть в него какую-нибудь вещь.



Самоагрессия:

  • высокая – 7 человек

  • средняя – 5 человек

  • низкая – 8 человек

Делаем вывод, что 12 человек могут причинить себе физический или психический вред, и это очень опасно.

Общий уровень агрессивности у 11 из 20 учащихся средний, то есть это умеренная агрессия. Она характеризуется частой злобой на окружающих, непродуманными поступками, разрушающими действиями. Но когда они успокаиваются, то чувствуют вину за свою поступки, и чаще всего извиняются. У 5 из 20 учеников низкий уровень агрессии, то есть они большую часть времени добры и вежливы, а если даже и могут начать испытывать агрессию, то они понимают, что можно делать, а что нельзя. Никто из опрошенных не имеет высокий уровень агрессии. В основном преобладают такие виды агрессии как вербальная агрессия, физическая агрессия, самоагрессия.

Исходя из результатов исследования, мною разработана памятка «как справляться с агрессией» (Приложение 2). Также проведен тренинг в ходе которого учащиеся узнали какой вид агрессии у них преобладает и на практике попробовали способы контроля агрессии.


Способы контроля агрессии:

1.Установите признаки агрессии и посчитайте до десяти.

Интенсивное сердцебиение и учащенное дыхание — верные признаки того, что скоро вы взорветесь. Однако есть и другие: напряженность в плечах и стремление сжать кулаки. Когда вы понимаете, что уже на грани, сделайте несколько медленных глубоких вдохов и сосчитайте до десяти. Это поможет вам сначала подумать, прежде чем действовать под влиянием гнева.

2. Поговорите об этом с тем, кому доверяете.

У вас есть друзья или родственники, которые смогут вас выслушать. Не бойтесь говорить, ведь это поможет вам отпустить злобу. Но если агрессия не дает вам нормально жить, лучше обратиться к школьному психологу, он научит вас справляться с отрицательными эмоциями.

3. Заведите свой личный дневник.

Если тебе не к кому обратиться за помощью, то ты можешь записывать все свои чувства и переживания на листок, чтобы не держать все в себе. После ты сможешь перечитать и понять, что из-за какой-то ситуации не стояло так нервничать.

4. Займитесь физической нагрузкой.

Любая форма физической активности – например, ходьба, бег, посещение тренажерного зала– может регулировать проблемы гнева. Физические упражнения высвобождают эндорфины - гормон “хорошего самочувствия”. Это может улучшить ваше настроение и успокоить вас.

Также доказано, что медитация и йога способствуют принятию, развивают самосознание-все это в конечном счете помогает вам преодолеть токсичный гнев.

5. Займитесь тем, что приносит тебе радость.

Подумай о том, что может тебя успокоить или порадовать. Это может быть прогулка с друзьями, вкусная еда, музыка, игра. Если ты будешь заниматься любимым делом, то плохие эмоции тебя отпустят.

6. Используйте утверждения "Я”.

Когда вы злитесь, используйте утверждение “я” вместо того, чтобы обвинять в этом других. Например: “Я злюсь, когда вы не предлагаете мне помочь с уборкой” более эффективна, чем фраза “Вы никогда не помогаете по дому".

Психологи говорят, что эта техника помогает вам справиться со своим гневом, который не причиняет вреда другим. Цель состоит в том, чтобы поделиться своими проблемами и выразить свое разочарование в спокойной и уважительной манере.


После занятия был проведен опрос, в ходе которого учащиеся подчеркнули, что данное занятие было интересное, а полученный материал полезен и в дальнейшем будет применятся в различных ситуациях.




















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе мы изучили что, агрессия — это сложная и разрушающая эмоция, которая пагубно влияет на человека. А в психологии — это качество личности, которое выражается в действиях и поступках, направленных на причинение вреда окружающим, и самому себе. Узнали про особенности подросткового возраста. Также мы узнали какие есть виды агрессии: физическая, вербальная, прямая, косвенная, инструментальная, враждебная, аутоагрессия, предметная и эмоциональная. И причины её проявления: биологические факторы, личностные, внешне средовые, нужда защищаться, приобретенная агрессия и обстановка в семье.

Провели тестирование учащихся 10 класса. В котором мы выяснили, что в основном они имеют средний и низкий уровень агрессии. После мы разработали рекомендации по способу снятия агрессии, которые помогут ученикам справиться со злобой.

Агрессивное поведение всегда вызвано какими-либо факторами, нужно уметь правильно реагировать в таких ситуациях. Ведь навредив себе, или окружающим себя людям, подросток делает хуже только себе. Ничего не бывает без последствий. Поэтому сначала нужно понять, что тебя так разозлило, и попытаться привести себя в чувство.

В ходе работы поставленные цели достигнуты, гипотеза о том, что, зная вид преобладающей агрессии и способ его коррекции, подросткам станет легче контролировать свое поведение подтверждена.























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ



Что такое агрессия https://rehabfamily.com/articles/agressiya/

Особенности подросткового возраста https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2018/07/11/istoki-agressivnogo-povedeniya/

Причины возникновения агрессии https://nadpo.ru/academy/blog/osobennosti-i-prichiny-podrostkovoy-agressii/

Виды агрессии https://studfile.net/preview/1741809/page:3/

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007. Тест был разработан психологами Б.Басс и Р.Дарки в 1957 году (опросник Л.Г.Почебут) Сайт: https://studfile.net/preview/16487056/

Коррекция агрессивного поведения http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/13290/2/2020kozlova.pdf/

Агрессивность человека / А. Налчаджян. – Санкт – Петербург [и др.]: Питер, 2007 [т.е. 2006]. – 734 с.





























ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Тест агрессивности

Инструкция: если вы согласны с утверждением, то поставьте «+» рядом с номером утверждения. Если не согласны, то поставьте «-».

Вопросы:

  • Во время спора я часто повышаю голос.

  • Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.

  • Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.

  • Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

  • Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.

  • Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

  • Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.

  • Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.

  • Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

  • В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.

  • Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

  • Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.

  • У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

  • В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.

  • Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.

  • Когда я сердит, то обычно мрачнею.

  • В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.

  • В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.

  • Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.

  • Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

  • Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

  • Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.

  • Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.

  • Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.

  • Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.

  • Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.

  • В детстве я избегал драться.

  • Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

  • Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.

  • Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

  • Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.

  • Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

  • Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

  • Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

  • Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.

  • Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.

  • Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.

  • Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

  • Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

  • Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Обработка и интерпретация результатов теста:

Агрессивное поведение по форме проявления подразделяется на 5 шкал.

Вербальная агрессия (ВА) – человек вербально выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, использует словесные оскорбления.

Физическая агрессия (ФА) – человек выражает свою агрессию по отношению к другому человеку с применением физической силы.

Предметная агрессия (ПА) – человек срывает свою агрессию на окружающих его предметах.

Эмоциональная агрессия (ЭА) – у человека возникает эмоциональное отчуждение при общении с другим человеком, сопровождаемое подозрительностью, враждебностью, неприязнью или недоброжелательностью по отношению к нему.

Самоагрессия (СА) – человек не находится в мире и согласии с собой; у него отсутствуют или ослаблены механизмы психологической защиты; он оказывается беззащитным в агрессивной среде.


Ключ для обработки теста:



Тип агрессии

номер утверждения

да

нет

ВА

1, 2, 9, 10, 25, 26, 33

17

ФА

3, 4, 11,1 8, 19, 28, 34

27

ПА

5, 12, 13, 21, 29, 35, 36

20

ЭА

6, 14, 15, 22, 30, 37, 38

23

СА

7, 8, 16, 24, 32, 39, 40

31

Математическая обработка. Вначале суммируются баллы по каждой из пяти шкал.

Если сумма баллов выше 5, это означает высокую степень агрессивности и низкую степень адаптивности по шкале.

Сумма баллов от 3 до 4 соответствует средней степени агрессии и адаптированности. Сумма баллов от 0 до 2 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированности по данному типу поведения. Затем суммируются баллы по всем шкалам.

Если сумма превышает 25 баллов, это означает высокую степень агрессивности человека, его низкие адаптационные возможности.

Сумма баллов от 11 до 24 соответствует среднему уровню агрессивности и адаптированности.

Сумма баллов от 0 до 10 означает низкую степень агрессивности и высокую степень адаптированного поведения.













Приложение 2. Памятка «Как справляться с агрессией»







Приложение 3. Анкета

Анкета

«Что знают подростки о своей агрессии?»

Опрос проводится в целях выявления уровня информированности об агрессии у подростков

Часть 1

Укажите свой возраст_________, свой пол________

Часть 2

Ответьте на предложенные вопросы «да» или «нет». Около выбранного варианта поставьте «+».



Вопрос

Да

Нет

  1. Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен(а)



  1. Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же




  1. Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю



  1. Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.



  1. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых




  1. Легко ссорюсь, могу вступать в драку





  1. Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает





Ваш ответ очень важен!



Приложение 4. Продукт проекта:

Классный час на тему «Профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков»

Цель урока: Понять, что такое агрессивное поведение, какие бывают виды и причины агрессии, а также узнать причины такого поведения

Ход урока:

1.Введение

  • Приветствие учеников и объяснение цели классного часа

  • Постановка вопроса для обсуждения: что такое агрессия и почему она возникает?

  • Объяснение актуальности темы

2. Объяснение понятия «агрессия» и виды ее проявления

3. Причины и виды агрессии

4. Последствия агрессивного поведения подростков

5. Методы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков

6. Практическая часть

  • Анкета «Что знают подростки о своей агрессии?»

7. Заключение

  • Подведение итогов

  • Подчеркивание важности преодоления агрессивного поведения

8. Домашнее задание

  • Индивидуальная работа над собой

  • Анализ собственного поведения в конфликтных ситуациях





Данный классный час поможет выделить значимость агрессии у подростков, обсудить и понять причины ее возникновения, а также предложить конкретные методы преодоления и предупреждения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!