СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Давайте дружить!"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В детском коллективе часто встречается такая проблема, как неумение общаться, поддерживать дружеские отношения. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Давайте дружить!"»

Участники проекта:

воспитанники 3 группы ГКУ СО КК «Усть-Лабинский СРЦН».


Руководители проекта:

социальный педагог Токарева Виктория Владимировна,


Сроки реализация проекта: с 04.06.2024 по 20.06.2024.


Актуальность проекта, описание проблемы.


В детском коллективе часто встречается такая проблема, как неумение общаться, поддерживать дружеские отношения. Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в любом возрасте. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес воспитанников.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке положительных эмоций.

Эмпатия у детей развивается довольно поздно — значительно позже, чем способности бить, кусать и обзываться. Детям часто кажется, что иногда достаточно просто извиниться для того, чтобы все прошло, однако им сложно понять, что извинения — не панацея, которая возвращает все как было. Некоторые слова ранят так сильно, что даже самые искренние извинения не могут исправить ситуацию.

Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко.

Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и т. д.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА


Цель: формирование у детей представления о друге и дружбе, воспитание доброжелательного отношения к людям, умения работать в коллективе.


Задачи:

1. Формировать представление о том, что такое дружба и каким должен быть друг.

2. Развивать у детей умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.

3. Воспитывать добрые взаимоотношения меду детьми в группе, нравственные качества, умение дружить, беречь дружбу.

4. Учить детей правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей, совершать благородные поступки, радоваться результату.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


Проект реализуется в 3 этапа:


1. Организационный этап:

В ходе данного этапа проводится предварительная работа:

1) Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реа-лизации цели проекта.

2) Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми и воспитателями.

3) Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

4) Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжет-но-ролевых, настольно-печатных.

5) Интервью с детьми на тему: «Что такое дружба?», выявление уровня знаний детей, заинтересованности темой.


2 .Основной этап:

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта. Мероприятия по работе с детьми: беседы, наблюдения, рисование, аппликации, дидактические и ситуативные игры.


Рабочий план


п/п

Название и содержание работы

Ожидаемые итоги

Срок реализации и планируемая работа

1

Вводная беседа: «О дружбе»

Дать воспитанникам представление о дружбе

04.06.2024

(прослушивание песен о дружбе, просмотр мультфильмов о дружбе)

2

Практическое занятие «У дружных дело спорится»

Учить детей участвовать в организованном труде коллектива, соотносить свою деятельность с трудом других

06.06.2024

(посадка растений)

3

Тренинг с элементами творчества «Дружба в сказках»

Формировать умение оценивать поступки сказочных героев проводя аналогию с поступками окружающих людей

11.06.2024

(творческое задание, работа с акварелью)

4

Командная игра «Секреты дружбы»

Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе

13.06.2024

(выполнение заданий по инструкции)

5

Беседа «Кто тебе на самом деле друг»

Показать какими качествами должен обладать настоящий друг

18.06.2024

(обсуждение категорий людей в окружении от «незнакомого» до «лучшего друга»)

6

Тренинг с элементами творчества «С детства научись дружить»

Подвести итоги и закрепить знания воспитанников о понятии «дружба» и нравственных её ценностях

20.06.2024

(творческое задание нарисовать себя )


3. Аналитический этап:

Подведение итогов проекта и анализа результатов деятельности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА


Для воспитанников:

Дети имеют представление о том, что такое дружба и кто такой друг, помогают друг другу, вместе играют, дорожат дружбой в коллективе. Детям интересна совместная деятельность, участие в мероприятиях где каждый может проявить себя. Дети не ищут выгоды в отношениях, признают и исправляют свои ошибки, не обижаются на справедливую критику.






















Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Усть-Лабинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»


УТВЕРЖДАЮ

директор ГКУ СО КК

«Усть-Лабинский СРЦН»


_________ Р.А. Савченко

«____» __________2024г.



Социальный проект

«Давайте дружить»





Автор составитель:

Социальный педагог

В.В. Токарева








Усть-Лабинск

2024

1 Тема: «О дружбе»


Цель: формировать умение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым; формировать умение слушать, понимать текст песен; вызывать радостные эмоции, формировать представление детей о дружбе.

Материалы оборудование: ноутбук, видеоматериал.



Ход занятия.



Педагог: Здравствуйте ребятки. Сегодня хочу поговорить с вами кое о чём важном! Послушать песенку. (прослушивание песни о дружбе).

О чём эта песенка? (о дружбе)

Подумайте и скажите, что значит жить дружно, дружить?

А кому нужно уступать игрушки? (друзьям)

А у вас есть друзья? (обратиться к одному ребенку), у тебя есть друг?

А ты ему уступаешь игрушки? Значит он для тебя кто? (друг)

Так ребята, кто такие друзья? (педагог обобщает ответы детей)

Ребята, сколько друзей можно иметь?

А что лучше, когда один друг или много?

А ты ….., как думаешь? А ты как думаешь, ……?

А можно, чтобы все дети в группе были друзьями? Как вы думаете?

(педагог обобщает ответы детей)

Ребята, что мы можем делать в этой детской группе? (встречаться с друзьями, играть и т. д.)

А взрослые и дети могут быть друзьями? (я играю с вами, даю игрушки, гуляю, занимаюсь с вами, значит я ваш друг)

Раз я ваш друг, то хочу с вами поиграть.

Педагог: Когда вы встречаете друга, в первую очередь что нужно сделать? Конечно поздороваться!



Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания, развитие умения взаимодействовать с партнером, слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.

Дети по сигналу педагога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания).

Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок — здороваемся за руку; 2 хлопка — здороваемся плечиками; 3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Педагог: а сейчас посмотрим мультфильм о дружбе.


Итог занятия.

По итогу просмотра дети делятся впечатлениями.

Чтение стихов о дружбе:


Дружба – это тёплый ветер,
Дружба – это светлый мир,
Дружба – солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.

Дружба – это только счастье,
Дружба – у людей одна.
С дружбой
не страшны ненастья,
С дружбой –
жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом – даже злая слабость
В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба – это ценный дар!






























2 Тема: «У дружных – дело спорится»


Цель:

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместного труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;

- учить детей участвовать в организованном труде коллектива, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы является частью общего дела коллектива.

Материал: посадочный грунт, растения и горшочки по количеству детей.



Ход занятия.



Педагог: Здравствуйте. Мы с вами на прошлом занятии начали важный разговор о дружбе. Хотелось бы его продолжить.

Но сначала проведём маленький эксперимент. В моих руках белый, чистый, гладкий лист бумаги. Попробуйте сказать ему что-то обидное или злое.

(Дети будут обзывать лист белой бумаги, говорить ему что либо негативное. На каждое оскорбление педагог сминает лист, пока тот не превращается в ком)

А теперь вам нужно извиниться перед ним.

(Педагог постепенно расправляет лист, после каждого извинения, но он уже не выглядит так, как прежде)

Дети, посмотрите на этот лист, он стал таким же гладким как раньше? Извинения смогли исправить это? Ответы детей.

Вывод - некоторые слова ранят так сильно, что даже самые искренние извинения не могут исправить ситуацию.

Ребята, сегодня я принесла саженцы растений и ваша задача, дружно посадить их в горшочки. Я думаю, что в вашей группе ответственные ребята и вам можно доверить посадку растений.

Для чего люди выращивают цветы? (Для красоты, чтобы дарить людям).

Как называется профессия человека, который занимается выращиванием цветов? (садовник)

Дети, вы хотите побыть маленькими садоводами?

Раз, два, три, четыре, пять - начинаю колдовать!

Наши дети изменились, в садоводов превратились!

(дети подходят к педагогу и слушают его, сосредотачивают внимание, отвечают на вопросы.

Педагог: Ребята, вы помните, что нам нужно сделать? А что нам понадобится для посадки растений? (ответы детей). Правильно, нам нужны лопатки и лейки. А кто мне напомнит, зачем нам лопатка? А зачем лейка? Все верно.

Каждый из вас выберет чем будет заниматься: насыпать землю в горшочки, заниматься посадкой растений, поливать после посадки. Один вид деятельности можно выполнять в паре с кем нибудь. Вы согласны?

А кто мне напомнит, как мы обращаемся с водой? (не брызгаемся, не льем на пол)

А что может произойти, если мы будем брызгаться водой?

Верно, мы будем все мокрые.

Как мы еще должны вести себя при посадке цветов?

Давайте приготовим все необходимые вещи и приступим. Также не забываем, что мы должны трудиться дружно, каждый может помогать друг другу.

Дети приступают к посадке, оказывают другу помощь.


Итог занятия.

Завершение посадки растений, наведение порядка на рабочем пространстве, подведение итогов.

Педагог: Какие растения вы посадили сегодня? (Ответы детей).

В чём заключалась ваша работа? (Ответы детей).

Как вы думаете, что будет происходить с этими растениями?

Ну что, все справились?

- Для чего, мы садим растения?

Вы столкнулись с какой-нибудь трудностью? Все ли у вас получилось?

Понравилось ли вам трудиться вместе?

После труда изменилось ли ваше настроение?

Почему? Это потому что вы любите трудиться! А труд приносит радость. В совместном труде рождается дружба.


























3 Тема: «Дружба в сказках».

Цель:

- формировать умение детей доброжелательно относиться к детям и взрослым;

- формировать умение оценивать поступки сказочных героев;

- познакомить с пословицей о дружбе, продолжать формировать представление детей о дружбе;

- формировать умение оценивать поступки сказочных героев.

Материал: Аудиозаписи на флэш носителе, плоскостные фигурки и картинки из сказки «Кот, петух и лиса», «Золотой ключик, или приключения Буратино», «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Маугли», альбомные листы, акварельные краки, кисти, емкость для воды.


Ход занятия.


Педагог: Ребята, вы любите сказки? А ведь в сказках сказочные персонажи тоже умеют дружить. Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

1.Зеленый крокодил Гена и его друг… (Чебурашка )

2.Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

3.Смешной мишка Вини - Пух и его друг… (Пятачок)

4. Смелая девочка Герда и ее друг… (Кай)

Можно сделать вывод, что жить без друзей скучно.


Педагог демонстрирует бумажные фигурки сказочных героев.

Скажите, из какой сказки эти герои? Назовите их.

Кто спасал петуха от лисы?

Так кого из этих героев можно назвать друзьями?

А петуха и лису можно назвать друзьями?

Почему? Как ты думаешь? А ты как думаешь?

Правильно ребята, лиса всё время пыталась обмануть петуха, унести к себе в нору. А так друзья не поступают.

(обсуждаем другие сказки)

Вот даже среди животных есть друзья.

В народе есть пословица: «Друзья познаются в беде».

Что значит эта пословица? (педагог объясняет)

Вы хотели бы иметь таких друзей, как лиса? Почему?

А таких как кот? Почему?

Так вот ребята, будьте такими же хорошими и верными друзьями, как кот.

Педагог: А сейчас уделим время творчеству! У меня есть сказочные герои - вырезанные картинки. Только они бесцветные. Для начала нужно разделить их по сказкам, затем приклеить на альбомные листы и раскрасить красками.

(На альбомных листах необходимо разместить правильно соответственно сказкам вырезанные из раскрасок фигурки героев. Их необходимо приклеить и раскрасить красками, выполняя задание вместе, договариваясь между собой. Детям нужно самостоятельно решить как распределить героев сказок на листках и о том кто какую сказку будет оформлять).

(выполнение творческого задания сопровождается слушаньем песенок о дружбе: «Вместе весело шагать по просторам», «Улыбка», «Песенка о дружбе» и другие песенки из мультфильмов.

Итог занятия.

Педагог: Ну что скажете, ребята? У нас получилось дружно выполнить творческое задание? Полюбуемся на яркие, сказочные работы и ещё раз вспомним о дружбе героев этих сказок.





































4 Тема: «Командная игра – Секреты дружбы».

Цель:

- уточнить и расширить знания воспитанников о понятии «дружба» и нравственных её ценностях;

- формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: карточки с буквами, сундучок с угощением, конверты с разрезными картинками гномов Весельчака и Ворчуна, веревка для паутины, изображения сказочных героев.



Ход занятия.


Педагог: Здравствуйте ребята! Продолжим разговоры о дружбе. Как вы думаете, есть ли какие либо секреты дружбы? А давайте мы разгадаем секреты дружбы. Вы согласны?

Кто такие друзья? (Друг - это тот, с кем играешь, кто никогда не обманывает, не выдает секреты, делится всем, что у него есть, с кем всегда интересно и не скучно, кто защитит и не оставит в беде.)

Что такое дружба? (когда дети играют вместе, делятся, не обижают друг друга. Другу можно доверить тайну. Можно поделиться секретом. На него можно положиться в трудную минуту)

Так с чего же начинается дружба, как вы догадались? (со знакомства)

Как можно познакомиться?

У нас дети в группе умеют дружить? (умеют)

Кого мы называем другом? (человека, который придет на помощь в трудную минуту, не бросит в беде, делится игрушками, может выручить, научить тому, что сам умеет, уступит другу)

Если хочешь, чтобы у тебя были хорошие друзья, ты сам должен быть каким? (хорошим другом, добрым, щедрым, честным, дружелюбным)

Конечно, я думаю, что все дети в нашей группе умеют дружить.

Чтобы познать секреты дружбы, я приглашаю вас в удивительное путешествие. Вы любите приключения? Не сбиться с пути вам поможет карта, на которой обозначены станции. Пройдя каждую станцию и выполнив задание, вы получите карточку - букву от секретного слова, которое поможет вам открыть сундук. Готовы? Тогда вперед!


Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.


Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.

Идут к первой станции, указанной на карте.


Первая станция: «Мозговой штурм».

Педагог: Посмотрите, у меня есть два конверта, в которых лежат разрезные картинки. Чтобы узнать первый секрет, необходимо собрать картинки. Работать нужно дружно, только тогда сможете быстро и правильно выполнить задание.

Как вы думаете, из какой сказки эти герои? (Это гномы Весельчак и Ворчун из сказки «Белоснежка и семь гномов».) Какой из гномов вам больше нравится? (Весельчак). Почему? С каким человеком приятней общаться и дружить? С тем, кто хмурый и злой, или с тем, кто улыбается? (Ответы детей.) Приятнее общаться с человеком, который веселый и часто улыбается. С такими людьми хочется дружить. Вот вы и раскрыли первый секрет дружбы – «Улыбка».

После выполнения задания дети получают карточку с буквой Д. На обратной стороне карточки цифра 1.


Вторая станция: «Паутина раздора».

Педагог: Злой паук сплел паутину раздора. В центре паутины лежит буква от волшебного слова. Добыть карточку с буквой можно, если пройти паутину всем вместе, взявшись за руки и при этом по очереди говорить слова - приветствия друг другу.

(дети встают вокруг «паутины», сплетенной из веревки, взявшись за руки; перешагивают через паутину, стараясь не расцеплять рук и помогая другим сохранить равновесие; при этом по очереди говорят слова - приветствие своему соседу справа: «Я так скучаю, когда тебя нет!», «Я рад, что ты сегодня здесь со мной!», «Мне так приятно видеть тебя!», «Я тебя ждал(а), чтобы поиграть!» и так далее пока не дойдут до середины паутины, где лежит карточка с буквой).

Педагог: Как много приветливых слов вы сказали друг другу! А еще можно сказать: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Здравствуй!». Или очень часто вы приветствуете друг друга вот так: «Привет!». Это и есть второй секрет дружбы - «Будь приветлив!»

Дети получают карточку с буквой Р. На обратной стороне карточки цифра 2.


Третья станция: «Дружба сказочных героев».

Педагог: Ребята вы любите сказки? А вы знаете, что сказочные герои тоже умеют дружить? Попробуйте угадать, кто с кем дружит.

Дядя Федор и его друг…(кот Матроскин)

Крокодил Гена и его друг…(Чебурашка)

Мальчик по имени Малыш и его друг …(Карлсон)

Мишка Вини - Пух и его друг… (Пяточек)

Девочка Маша и ее друг…(Медведь)

Буратино и его друзья…(Мальвина, Пьеро)

Незнайка и его друзья…(Знайка, Винтик, Шпунтик,)

Смелая девочка Герда и ее друг… (Кай)


Дети вспоминают сказки и называют друзей сказочных героев.


Педагог: Между друзьями иногда случаются ссоры. И от этого грустно обоим. Очень важно уметь мириться.

Послушайте мирилку:


Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

- Ты мне друг! - И ты мне друг!

Мы обиды все забудем!

И дружить как прежде будем!


Следующий секрет дружбы – мир!

После выполнения задания дети получают карточку с буквой У. На обратной стороне карточки цифра 3.

Четвертая станция: «Паровозик дружбы».

Педагог: Чтобы отгадать следующий секрет, нужно пройти через препятствия и в конце этого испытания вас ждет еще одна буква. Но есть одно условие – пройти нужно всем вместе, не отцепляясь друг от друга, как паровозик.

(дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия).

Звучит фонограмма «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

1. Пробраться через «дремучий лес». (Пройти через лабиринт)

2. Пройти по мосту. (Пройти по лавочке)

3. Обогнуть «широкое озеро». (Ходьба змейкой)

4. Пройти через пещеру. (Пройти под натянутой веревкой)


Друзья должны помогать друг другу и всегда приходить на помощь. Давайте с вами подумаем, как называется этот секрет дружбы? Четвертый секрет дружбы - «Помощь». Молодцы!

Дети получают карточку с буквой Ж. На обратной стороне карточки цифра 4.

Пятая станция: «Настоящий друг».

Педагог: Чтобы отгадать следующий секрет, послушайте стихотворение.

Жадина

Слезы капают на платье -

Это плачет наша Катя.

Разбежались все подружки,

Не давала им игрушки.

И обидно стало ей:

Есть игрушки - нет друзей.

(Т. Казырина)

Как вы думаете, какой пятый секрет дружбы? (Ответы детей). Настоящие друзья всегда поделятся. Чем можно поделиться с другом? (игрушками, сладостями, книгами и т. д.). Итак, пятый секрет дружбы – не жадничать, быть щедрым.

Дети получают карточку с буквой Б. На обратной стороне карточки цифра 5.

Шестая станция: «Подарок для друзей».

Педагог: Ребята, друзьям всегда приятно сделать подарок. Помогите выбрать подарок для друга.

Подарок в коробке. У коробки квадратная крышка. Подарок не красного цвета. Подарок не в синей коробке.

Дети выбирают коробку зеленого цвета и получают карточку с буквой А. На обратной стороне карточки цифра 6.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, чем можно порадовать друга? (Ответы: вместе поиграть, рассмешить, подарить подарок)

Последний секрет – доставить радость, сделать что – то хорошее для друзей.

Итак, испытания прошли и все буквы собраны. Осталось составить из них слово.

Дети составляют слово, располагая карточки от 1 до 6.


Педагог: Какое получилось слово? (ДРУЖБА) Молодцы, ребята! Вы раскрыли все секреты дружбы и составили ключевое слово. За это я даю вам ключ от волшебного сундучка, в котором вы найдете угощение.

(дети открывают сундук с угощением).

Итог занятия.

Педагог: Давайте, дети, Дружить друг с другом,

Как птица - с небом, Как травы с – лугом,

Как ветер - с морем, Поля - с дождями,

Как дружит солнце Со всеми нами !

(И. Мазнин)





















5 Тема: «Кто тебе на самом деле друг»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.


Ход занятия.


Педагог: Здравствуйте ребята. Давайте поговорим сегодня о том, кого на самом деле можно называть другом.

Для начала повторим законы дружбы:

1. Помогай другу в беде.

2. Умей с другом разделить радость.

3. Не смейся над недостатками друга.

4. Останови друга, если он делает что-то плохое.

5. Умей принять помощь или совет.

6. Не обманывай друга.

7. Не предавай друга.

8. Относись к другу как к себе.

9. Умей признавать свои ошибки.


Педагог: Кто за то, чтобы принять эти законы и соблюдать их в нашей группе, поднимите руки? Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению дружеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит спорить по пустякам и зазнаваться. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

(Я в тот день забыл пенал),

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка:

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечет.

Как вы думаете, почему мальчик больше не желает дружить с этим другом? (Потому, что другой мальчик за сделанные добрые дела требует что-то взамен. А настоящие друзья делают все бескорыстно, не требуя что-либо взамен).

Также в дружбе важна взаимная симпатия и общность интересов. Как вы понимаете эти слова? (Это когда люди нравятся друг другу, им приятно общаться и у них есть какие-либо общие интересы).

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место, прийти на помощь нуждающемуся человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь. Я думаю, у каждого человека и каждого из вас есть друг, а если нет, то каждый мечтает, чтобы он у него появился. Самый верный, самый надежный, самый настоящий друг. Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом.

Люди, с которыми мы контактируем, делятся на следующие категории: неизвестные, знакомые, хорошие знакомые, приятели, друзья, лучшие друзья.

1. Неизвестный - мы практически ничего не знаем об этом человеке. Мы видим его, вероятно, первый раз в жизни. Ну или мы периодически с ним общаемся, но мы абсолютно ничего о нём не знаем. Может быть мы даже не знаем его имени: ведь постоянно делая покупки в каком-то магазине и видя одну и ту же продавщицу, улыбаясь ей и здороваясь с ней, мы можем даже не знать, как её зовут. Мы можем и знать его имя, но на этом, в общем-то и всё.

2. Знакомый - мы знаем, как этого человека зовут. Мы знаем с его слов, некоторые подробности о его жизни или семье. Мы можем даже участвовать в каких-то совместных развлечениях. Но на этом, собственно, тоже всё.

3. Хороший знакомый - это «хорошо известный» Вам человек. То есть, Вы знаете о нём гораздо больше, чем о просто «знакомом» и общаетесь с ним намного больше. Вы много о нём занаете: о семье, братьях, сёстрах, родителях, увлечениях, что нравится, а что не нравится, и так далее. Мы можем «передавать привет его семье», хоть никогда её в глаза и не видели. Мы обмениваемся с таким человеком разными новостями из личной жизни. Мы можем вместе устраивать какие-то развлечения, причём, иногда даже семьями. То есть Вам приятнее общаться с ним, чем просто со «знакомым».

4. Приятель – с этим человеком Вам приятно вместе работать, вместе развлекаться, вообще приятно проводить вместе время. Именно это «приятно быть вместе» и делает человека нашим приятелем. Мы можем общаться или только друг с другом, или даже семьями - главное, что нам приятно быть вместе. Поможет ли Вам такой человек в трудных для Вас обстоятельствах, совершенно не имеет тут большого значения.

Во-первых, потому что помочь в беде Вам могут даже совершенно неизвестные Вам люди.

Во-вторых, ни «неизвестный», ни «знакомый», ни «хороший знакомый», ни «приятель» не обязаны Вам помогать, если у Вас возникли проблемы. Это важно понимать для того, чтобы не предъявлять людям бессмысленных претензий и не отравлять жизнь самим себе.

То есть, совершенно нормально понимать, что хотя Вы получаете удовольствие от совместных прогулок, поездок или, скажем, от совместных игр, Вы не можете рассчитывать на помощь этого человека, если у Вас возникнут проблемы: поскольку это - приятель, а не друг. Но получать удовольствие от общения Вам это ничуть не мешает (и не должно мешать).

Может ли приятель быть тем, кто поможет Вам в беде? Да, может, и ценить такого приятеля, вероятно, следует гораздо выше, чем тех приятелей, которые в беде не помогут, поскольку тот приятель, что поможет Вам в беде, он уже гораздо ближе к тому, кого Вы можете называть своим другом.

5. Друг. Надо сказать, что друг обладает всеми качествами приятеля, то есть друг - это тот, с кем приятно проводить время, но вдобавок к этому, есть ещё три важных обстоятельства:

1) Друг - это тот, кто искренне посочувствует нашим проблемам и всегда поможет нам в беде в меру своих сил (важно понимать, что даже от друзей нельзя требовать невозможного).

2) Друг это тот, кто всегда искренне порадуется Вашему успеху. Друзья не завидуют (это очень важно понимать). Если Вы более успешный человек, чем Ваш друг, то тот, кто на самом деле является Вашим другом, будет только рад за Вас и счастлив, что у Вас всё хорошо.

Приятель, кстати, вполне может позавидовать при виде Вашей большей, чем у него успешности. Ну и ничего страшного: это же просто приятель, а никакой не друг.

3) Друг - это тот человек, который никогда Вас не предаст. Друг - это тот, с кем Вы можете быть максимально откровенны, поскольку он Вас не выдаст. Друг — это человек, в присутствии которого можно думать вслух. (Ральф Уолдо Эмерсон)

То есть, собственно, другом Вам является только тот, о ком можно сказать: 1. Вам приятно проводить с ним время.

2. Он всегда поможет Вам в беде.

3. Он всегда искренне порадуется Вашему успеху.

4. Вы можете с ним быть максимально откровенны, зная, что он Вас не предаст.

Если о человеке нельзя сказать хотя бы чего то одного из перечисленног, значит это никакой не друг, а «приятель» или «хороший знакомый», ну или кто-то ещё.

Кстати, всегда неплохо задать себе вопрос: Вот этот человек мой друг, поскольку он соответствует всему, что я могу сказать о друге, а я ему кто? Я сам, в своём отношении к нему, соответствую этим критериям?

6. Лучший друг. Тот, кто попадает в эту категорию, обладает всеми качествами друга. Но при этом, у него есть кое-что намного-намного большее и значимое. А именно, из всех Ваших друзей, только лучший друг готов пожертвовать ради Вас самым дорогим, чтобы Вам помочь. И только это делает из друга именно «лучшего друга». Только лучший друг - это тот, кто не предаст Вас никогда.

Итог занятия.

Ну вот, собственно, и всё. Ещё скажу, что есть хорошее упражнение. Вы делаете список или вспоминаете всех людей, кого Вы считаете своми друзьями и пытаетесь понять, кем они для вас по настоящему являются на самом деле от категории «хороший знакомый» до категории «лучший друг» они.

Это может быть очень не просто, поскольку иногда оказывается, что многие, кого человек называет «друзьями» на самом-то деле, друзьями не являются. Становится понятно что это люди только в маске «друга». Манипуляторы - те, кто любит одевать маску «друга», чтобы нами попользоваться, получить выгоду.

Не бойтесь называть людей своими «друзьями» и говорить «мы дружим» даже про отношения с приятелями и хорошими знакомыми. В этом нет никакого лицемерия. Ведь говорим же мы «здравствуйте» даже совершенно назнакомым нам людям, и даже тем, кто нам неприятны. А ведь наше «здравствуйте», это ни много ни мало, а пожелание здоровья («желаю Вам здравствовать» - «желаю Вам быть здоровым»), тому, кому мы это говорим.

Правила этикета и культуры требуют, чтобы мы были дружелюбны в отношении к другим людям, здоровались с ними и называли многих людей из числа тех, с кем у нас хорошие отношения, своими друзьями. Однако чётко понимать для себя, кем на самом деле Вам является тот или иной человек, который Вам симпатичен (другом? приятелем? хорошим знакомым? лучшим другом? просто знакомым?), это очень полезный навык.

Более того, называя человека своим "другом" и говоря "мы дружим", даже если Вы являетесь просто хорошими знакомыми или приятелями, Вы как бы показываете и этому человеку и всем остальным, что Вы готовы на более глубокие по уровню доверия отношения, как бы делаете шаги со своей стороны к этим отношениям. И кто его знает - может быть приятельские отношения и перерастут в настоящую дружбу?




























6 Тема: «С детства научись дружить»

Цель:

- подвести итоги и закрепить знания воспитанников о понятии «дружба» и нравственных её ценностях;

- развивать у детей умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения;

- воспитывать добрые взаимоотношения между детьми в группе, нравственные качества, умение дружить, беречь дружбу.

Материал и оборудование: цветные карандаши, бумага, ножницы.



Ход занятия.


Педагог: Здравствуйте ребята. Вы много узнали о дружбе из наших занятий и надеюсь эти знания навсегда останутся с вами, а так же будут применяться вами в жизни.

Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства. Нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.

Послушайте стихотворение о дружбе:


Если есть друзья на свете –

Всё прекрасно, всё цветёт.

Даже самый сильный ветер,

Даже буря не согнёт.

Мы и в дождь, и в снег, и в стужу.

Будем весело шагать.

При любой погоде дружим –

Дружбы этой не порвать.

И любой из нас ответит,

Скажут все, кто юн и смел:

Мы с тобой живём на свете

Для хороших, славных дел.

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадёт,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг

Ему протянет руку.

Раздаются порой голоса,

Что чудес никаких не имеется,

Есть на нашей Земле чудеса,

Но их надо найти, разумеется,

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящее.

И любая беда не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Друг не будет смотреть свысока,

Наизусть он характер твой выучит.

Нужно верить, что друга рука

В трудный час обязательно выручит.



Рассказ о друге.

Педагог: Да, ребята, человеку всегда необходим друг. Я думаю, что у вас у каждого есть друзья. Может кто-то желает рассказать о своем друге: (предлагается план рассказа: как зовут вашего друга; в какие игры вы с ним играете; какой он ваш друг; почему вы с ним дружите (заслушиваем рассказы 1-2 детей).

Очень много написано и придумано пословиц о дружбе. Я прочитаю, а вы дополните их.

Не имей сто рублей ,а имей...а) миллион рублей; б) один доллар; в) сто друзей.

Друга ищи, а найдешь………а) беги; б) береги; в) попроси взаймы.

Дерево живет корнями, а человек........а) разумом; б) друзьями; в) заботами.

Человек без друзей, что дерево………..а) без листьев; б) ствола; в) без корней.


Педагог: А сейчас давайте встанем в круг.

Физкультминутка «Если есть хороший друг».

Настроение упало, (опускают руки вниз)

Дело валится из рук…(качание головой, встряхивание кистями)

Но еще не все пропало (разводят руками)

Если есть хороший друг (разворачиваются лицами друг к другу)

С делом справимся вдвоем, (пожимают друг другу руки)

С облегчением вздохнем (делают глубокий вдох, выдох)

Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются

И от пыли отряхнем! (отряхиваются).

Молодцы, ребята! Посмотрите какой у нас получился хоровод дружбы.


Рисование: «Нарисую я себя».

Педагог: Ребята, я хочу предложить Вам нарисовать себя в полный рост. После этого раскрасить и вырезать. Каждая ваша фигура будет размещена в «Хороводе дружбы», который мы вместе с Вами заведем. (задания выполняется под музыку о дружбе: «Все вместе» (музыка Б.Савельева, слова Л.Рубальской), «Дружба начинается с улыбки» (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского), «Если с другом вышел в путь» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича), «Дружба крепкая» (музыка В.Шаинского, слова М.Танича).


Итог занятия.

Педагог: Замечательная получилась выставка рисунков! Скажите, что нужно сделать, чтобы дружба была крепче?

Давайте будем уважать друг друга, помогать друг другу, не будем ссориться и обижаться. Давайте в нашей группе сделаем жизнь хорошей, дружной. Будем помогать друг другу в трудную минуту. Наша группа - это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой, всегда старайтесь помогать друг другу, будьте верными и добрыми друзьями, помните данное вами слово.

И на последок хочу прочитать для вас стихотворение С.Я. Маршака.

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего,

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!