СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ""Работа со словом" к городскому семинару-практикуму «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слово добродетель  состоит  из двух слов: добро  и  делать.   Делать добро. В этом-то и заключается смысл духовно-нравственного воспитания.

Доброде́тель есть определенный образ внутреннего расположения человека, влекущий его к деланию добра.

Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела.

Просмотр содержимого документа
«Презентация ""Работа со словом" к городскому семинару-практикуму «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»»

Программа городского семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание через урочную и внеурочную деятельность учащихся»

Время проведения:09.00-11.40

Участники

Барыкина Светлана Александровна, специалист-эксперт отдела общего образования управления образования Администрации города Когалым

Время

09.05 -09.20

Фокина Надежда Ивановна, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №7

Класс

Место проведения

 

09.20-09.30

Ивашкина Лариса Георгиевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

Тема

Актовый зал

Редька Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

 

09.50-10.30

Актовый зал

09.50-10.30

Муниципальная система работы по формированию духовно-нравственной культуры обучающихся

Пушкарь Татьяна Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

Работа со словом на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР

Каб. 210

Магомедова Муминат Хизбуллаевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

10.45-11.25

Урок окружающего мира

Каб. 213

Рогожкина Алевтина Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ №7

10.45-11.25

Тема «Где живут белые медведи?»

Урок математики. Тема «Число 7. Цифра 7»

Каб. 204

10.45-11.25

Обсуждение уроков и занятий внеурочной деятельности, актовый зал 11.25-11.40

Занятие внеурочной деятельности «Социокультурные истоки». Тема «Защитники Отечества»

Каб. 206

Занятие внеурочной деятельности «Шахматы». Тема «Шахматные фигуры. Король»

Каб. 217

Занятие внеурочной деятельности «Веселые приключтения». В.Сухомлинский «Мальчик и колокольчики ландышей»

Минпросвещения конкретизировало правила оформления в аттестатах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Приказом от 01.04.2022 № 196   ведомство предусмотрело все случаи, когда школам нужно выставлять итоговую отметку за ОДНКНР в аттестат. Итоговую отметку за ОДНКНР школы будут выставлять, если предмет: входил в обязательную часть учебного плана; входил в часть, формируемую участниками образовательных отношений, но на изучение за два учебных года отвели 64 часа и больше; закончился до 9-го класса. Программа курсов повышения квалификации рассчитана на 144 часа. Она включает базовый и профильно-модульный курсы. Содержание конфессиональных модулей разработано при участии представителей религиозных организаций и научного сообщества. Школа вправе самостоятельно определить, должен ли учитель пройти все модули курса или ему надо освоить только, например, конфессиональный модуль.

Минпросвещения конкретизировало правила оформления в аттестатах предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Приказом от 01.04.2022 № 196   ведомство предусмотрело все случаи, когда школам нужно выставлять итоговую отметку за ОДНКНР в аттестат.

Итоговую отметку за ОДНКНР школы будут выставлять, если предмет:

  • входил в обязательную часть учебного плана;
  • входил в часть, формируемую участниками образовательных отношений, но на изучение за два учебных года отвели 64 часа и больше;
  • закончился до 9-го класса.
  • Программа курсов повышения квалификации рассчитана на 144 часа. Она включает базовый и профильно-модульный курсы. Содержание конфессиональных модулей разработано при участии представителей религиозных организаций и научного сообщества. Школа вправе самостоятельно определить, должен ли учитель пройти все модули курса или ему надо освоить только, например, конфессиональный модуль.
Работа со словом Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И словно сердце кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.   Призывом стать и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад, И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют и славят, и чернят                                    Я. Козловский ПРОРОК  А.С.Пушкин Духовной жаждою томим,  В пустыне мрачной я влачился, —  И шестикрылый серафим [1]  На перепутье мне явился. Перстами [2]  легкими как сон  Моих зениц [3]  коснулся он.  Отверзлись вещие зеницы,  Как у испуганной орлицы. Моих ушей коснулся он, —  И их наполнил шум и звон:  И внял я неба содроганье,  И горний [4]  ангелов полет… [1] Серафи́мы — 1. название одного из высших чинов ангельской  иерархии ;  2. ангелы, обладатели этого чина. [2] Перст — (устар., поэт.) палец на руке. [3] Зеница — (книжн., устар.) то же, что зрачок, глаз. [4] Горний — находящийся в выси, в вышине или на возвышении.

Работа со словом

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И словно сердце кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

 

Призывом стать и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад,

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют и славят, и чернят

                                   Я. Козловский

ПРОРОК

А.С.Пушкин

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, — И шестикрылый серафим [1] На перепутье мне явился.

Перстами [2]  легкими как сон Моих зениц [3]  коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, — И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний [4]  ангелов полет…

[1] Серафи́мы — 1. название одного из высших чинов ангельской  иерархии ;

2. ангелы, обладатели этого чина.

[2] Перст — (устар., поэт.) палец на руке.

[3] Зеница — (книжн., устар.) то же, что зрачок, глаз.

[4] Горний — находящийся в выси, в вышине или на возвышении.

Дар напрасный, дар случайный,  Жизнь, зачем ты мне дана?  Иль зачем судьбою тайной  Ты на казнь осуждена? Не напрасно, не случайно  Жизнь от Бога нам дана,  Не без воли Бога тайной  И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью  Зло из темных бездн воззвал,  Сам наполнил душу страстью,  Ум сомненьем взволновал. Кто меня враждебной властью  Из ничтожества воззвал,  Душу мне наполнил страстью,  Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною:  Сердце пусто, празден ум,  И томит меня тоскою  Однозвучный жизни шум. Вспомнись мне, забвенный мною!  Просияй сквозь сумрак дум, –  И созиждется Тобою  Сердце чисто, светел ум.   А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.

А вот ответ митрополита

Московского и Коломенского Филарета

А.С.Пушкин и святитель Филарет Делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».

А.С.Пушкин и святитель Филарет

  • Делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».
Святитель Филарет и Серафим Саровский

Святитель Филарет и Серафим Саровский

«Бог сотворил человека бедным, слабым; но дал ему дар слова. Ум человеческий вознесся до такой высоты, что стал созерцать пределы всего мира, познал совершенство своего Творца…»( А.Шишков).  «Вначале было Слово, и это Слово было Бог».

«Бог сотворил человека бедным, слабым; но дал ему дар слова. Ум человеческий вознесся до такой высоты, что стал созерцать пределы всего мира, познал совершенство своего Творца…»( А.Шишков).

«Вначале было Слово, и это Слово было Бог».

ТЕМА УРОКА « ПОДВИГ » Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло ? Это слово пришло из старославянского языка. - Разберём слова по составу : По- двиг ( ) – по- движ -к(а) – по- движ -ник( ) – по- движ -нич-еств(о) – по- двиз -а(ть)-ся -Что общего в этих словах ? (корень двиг//движ//двиз) Из словаря: Подвиг: Доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях. Подвижник: 1.Тот, кто постоянно во внутреннем целеустремлённом движении. (святой подвижник) 2.Человек принимавший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (идеи). Сомоотверженный труженик (подвижник науки)

ТЕМА УРОКА « ПОДВИГ »

Что же означает слово «подвиг», как и откуда оно возникло ?

Это слово пришло из старославянского языка.

- Разберём слова по составу :

По- двиг ( ) – по- движ -к(а) – по- движ -ник( ) – по- движ -нич-еств(о) – по- двиз -а(ть)-ся

-Что общего в этих словах ? (корень двиг//движ//двиз)

Из словаря:

Подвиг: Доблестный героический поступок, важное по своему значению действие, совершённое в трудных условиях.

Подвижник:

1.Тот, кто постоянно во внутреннем целеустремлённом движении.

(святой подвижник)

2.Человек принимавший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (идеи). Сомоотверженный труженик (подвижник науки)

Подвиг Героический, самоотверженный поступок Подвижка Подвижничество Небольшое продвижение вперёд Подвизаться (не путать с «подвязаться») Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо Подвижник Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу
  • Подвиг

Героический, самоотверженный поступок

  • Подвижка
  • Подвижничество

Небольшое продвижение вперёд

  • Подвизаться (не путать с «подвязаться»)

Образ жизни, действия подвижника; поступки не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией

Устремляться, подвигаться куда-либо, собираться с силами, духом для совершения чего-либо

  • Подвижник

Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения для достижения высокой цели; тот, кто движется ко Христу

А.С.Хомяков Подвиг есть и в сраженьи, С верой бодрой и смелой Подвиг есть и в борьбе; Ты за подвиг берись. Высший подвиг в терпеньи, Есть у подвига крылья, Любви и мольбе… И взлетишь ты на них Без труда, без усилья Если сердце заныло Выше мраков земных, Перед злобой людской, Выше крыши темницы, Иль насилье схватило Выше злобы слепой, Тебя цепью стальной; Выше воплей и криков Если скорби земные Гордой черни людской. Жалом в душу впились,-      Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость

А.С.Хомяков

Подвиг есть и в сраженьи,

С верой бодрой и смелой

Подвиг есть и в борьбе;

Ты за подвиг берись.

Высший подвиг в терпеньи,

Есть у подвига крылья,

Любви и мольбе…

И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Если сердце заныло

Выше мраков земных,

Перед злобой людской,

Выше крыши темницы,

Иль насилье схватило

Выше злобы слепой,

Тебя цепью стальной;

Выше воплей и криков

Если скорби земные

Гордой черни людской.

Жалом в душу впились,-

 

  Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость

 Вывод : Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу. Это становится возможным, если человек умеет жертвовать мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма (отдавать без принуждения и сожаления) .  Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку… Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя. Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей. Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.

Вывод : Значит, подвиг помогает человеку приблизиться к добру, к Богу.

Это становится возможным, если человек умеет жертвовать мелкой радостью или удовольствием ради радости душевной, ради высшей цели, отказаться от эгоизма (отдавать без принуждения и сожаления) .

Примеры из жизни: когда не хочется, а нужно; когда сдерживаешь себя и не отвечаешь грубостью на грубость; укрепляешь силу воли, обливаясь по утрам холодной водой, или делаешь зарядку…

Всё это тоже можно назвать подвигом ради себя.

Но этого мало – человек должен научиться жертвовать своей гордостью, тщеславием, уметь признавать свои ошибки… ради людей.

Стремление человека жить по заповедям Божиим, исполнять волю Бога, жертвуя своими капризами и прихотями – это жертва ради Бога.

Стяжание   -Произнесите это слово несколько раз.  Длинное слово, тянется, медленно произносится. -Подумайте, что оно означает? В основе корень тяж – тянуть. Представьте тяжёлую ношу, непосильную. Добавьте приставку с - она имеет значение: собирания, стягивания чего-либо. Возник вопрос: чего? - Божьей благодати . Значит, постижение Божьей благодати постигается только трудом . Стяжание - это труд, тяжёлая ноша. И чтоб это осуществить, нужна целая жизнь - длинная, долгая. Удивителен русский язык! А если в слове стяжание поменять суффикс – получится - стяжательство . И слово приобрело другой, отрицательный смысл..

Стяжание

 

-Произнесите это слово несколько раз.

Длинное слово, тянется, медленно произносится.

-Подумайте, что оно означает?

В основе корень тяж – тянуть. Представьте тяжёлую ношу, непосильную. Добавьте приставку с - она имеет значение: собирания, стягивания чего-либо. Возник вопрос: чего? - Божьей благодати .

Значит, постижение Божьей благодати постигается только трудом . Стяжание - это труд, тяжёлая ноша. И чтоб это осуществить, нужна целая жизнь - длинная, долгая.

Удивителен русский язык! А если в слове стяжание поменять суффикс – получится - стяжательство . И слово приобрело другой, отрицательный смысл..

П реображение   - Выделите в слове морфемы, подберите однокоренные слова. В основе слова – корень - образ. Образ Божий или образ человека? А ведь человек – это подобие образа Божьего. Приставка пере - близка к слову - очень, означает очень высокий образ . Преображаться - значит принять другой образ. Более высокий. А какой?  -Где искать этот пример? Эту высоту?  В вере. К сожалению, не в жизни. Преображение – это движение вверх, восхождение, приближение к чему-то очень важному, значимому. Каждый человек должен стремиться к преображению. Может быть, это и есть смысл человеческой жизни: постигая Бога, стяжая его дух, стремиться к нравственному совершенствованию.  Но идти вверх всегда трудно, поэтому и слово «преображение» произносится так, как будто мы поднимаемся по крутой лестнице. Его нельзя произнести на одном дыхании. Преображение души – это трудный путь. Не всем он по плечу. Но преобразиться, стать как Он, можно только, стяжая его дух.

П реображение

 

- Выделите в слове морфемы, подберите однокоренные слова.

В основе слова – корень - образ. Образ Божий или образ человека? А ведь человек – это подобие образа Божьего. Приставка пере - близка к слову - очень, означает очень высокий образ . Преображаться - значит принять другой образ. Более высокий. А какой?

-Где искать этот пример? Эту высоту?

В вере. К сожалению, не в жизни.

Преображение – это движение вверх, восхождение, приближение к чему-то очень важному, значимому.

Каждый человек должен стремиться к преображению. Может быть, это и есть смысл человеческой жизни: постигая Бога, стяжая его дух, стремиться к нравственному совершенствованию.

Но идти вверх всегда трудно, поэтому и слово «преображение» произносится так, как будто мы поднимаемся по крутой лестнице.

Его нельзя произнести на одном дыхании. Преображение души – это трудный путь. Не всем он по плечу. Но преобразиться, стать как Он, можно только, стяжая его дух.

Добродетель   -Что вы представляете, когда произносите слово? Мягкое, ласковое слово. Само слово словно лучится, несёт свет, радость.  -Выделите корни слова Слов о добродетель  состоит из двух слов: добро и делать. Делать добро. В этом-то и заключается смысл духовно-нравственного воспитания. Доброде́тель есть определенный образ внутреннего расположения  человека , влекущий его к деланию  добра . Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

Добродетель

  -Что вы представляете, когда произносите слово?

Мягкое, ласковое слово. Само слово словно лучится, несёт свет, радость.

-Выделите корни слова

Слов о добродетель состоит из двух слов: добро и делать. Делать добро. В этом-то и заключается смысл духовно-нравственного воспитания.

Доброде́тель есть определенный образ внутреннего расположения  человека , влекущий его к деланию  добра .

Добродетели проявляются как в добрых делах человека, так и в добром расположении его души, которым обусловлены добрые дела. Кратко можно сказать, что добродетель – это добро, вошедшее в привычку.

В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом  К.Ушинский Преподавание ОДНКНР имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей. Святейший Патриарх Кирилл

В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом

К.Ушинский

Преподавание ОДНКНР имеет в значительной мере решающее значение для судьбы отечественного образования и напрямую затрагивает интересы миллионов родителей и их детей.

Святейший Патриарх Кирилл


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!