СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему"Бессоюзное сложное предложение"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по теме "Бессоюзное сложное предложение"»

ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.  1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются. 2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам. 3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью. 4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый. 5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит. 6) Ты уверен что все будет в порядке? 7) Я знаю чем ты увлечен.

ЗАДАНИЕ: выписать СПП, расставить знаки препинания, обозначить границы простых предложений.

1)Кто помогает людям у того свои желания сбываются.

2) Брат отказался от моей помощи и хотел все сделать сам.

3) Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье тесном и пахло гнилью.

4) Берег где остановилась машина был низкий и илистый.

5) Математику уже затем учить надо что она ум в порядок приводит.

6) Ты уверен что все будет в порядке?

7) Я знаю чем ты увлечен.

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.  (А.Плещеев) Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев)

Бессоюзное сложное предложение – это сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонации.

смысловые отношения между частями:   - последовательность;   - перечисление;   - одновременность. ( можно поставить союз И) и [  ] , [  ] последовательность

смысловые отношения между частями:

- последовательность;

- перечисление;

- одновременность.

( можно поставить союз И)

и

[ ] , [ ]

последовательность

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их. /и / [ , , ] ; [  ] последовательность

Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв голову, лежит уж и стережёт их.

/и /

[ , , ] ; [ ]

последовательность

Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения. Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами. Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.

Задание: расставить знаки препинания, начертить схему предложения.

Когда я вижу эти далёкие суровые неприступные горы мне хочется взобраться на них и посмотреть какой мир откроется моим глазам за горами.

Когда я вижу эти далёкие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на них и посмотреть, какой мир откроется моим глазам за горами.

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей. / потому что / [  ]  :  [  ] причина

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

/ потому что /

[ ] : [ ]

причина

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах. / а именно / [  ]  :  [  ] пояснение

Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времен наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает в книгах.

/ а именно /

[ ] : [ ]

пояснение

Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол. / что, как / [  ]  :  [  ] дополнение

Помню я : тени ложились косые на свежевымытый пол.

/ что, как /

[ ] : [ ]

дополнение

Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи. / и увидел, и услышал, и почувствовал / [  ]  :  [  ] дополнение

Проснулся: в широкие щели сарая глядятся весёлого солнца лучи.

/ и увидел, и услышал, и почувствовал /

[ ] : [ ]

дополнение

Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку. 1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.  2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.

Задание: расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1.Никогда не отказывайтесь от малого в работе из малого строится великое.

2.Темные ели о чём-то шепчутся между собой на пригорке расправив кроны стоят могуче дубы и кивают нам свысока.

Мы жизнь покидаем – слово остается и служит живым после нас. /а / [  ]  ─  [  ] противопоставление

Мы жизнь покидаем – слово остается и служит

живым после нас.

/а /

[ ] [ ]

противопоставление

Подули осенние ветры – конец лету. / когда, если / [  ]  ─  [  ] время / условие

Подули осенние ветры – конец лету.

/ когда, если /

[ ] [ ]

время / условие

Кукушка закуковала – наступила глубокая весна. / так что / [  ]  ─  [  ] вывод

Кукушка закуковала – наступила глубокая весна.

/ так что /

[ ] [ ]

вывод

Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания. 1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью. 3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси. 4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Задание: выпишите БСП, объясните постановку знаков препинания.

1) В Подмосковье есть у меня заветное место — лесная поляна вдали от дорог. 2) Особенно хорошо здесь ранней осенью.

3) На рябину прилетают кормиться дрозды, в сухих листьях ежевики шуршат ежи, осенью сюда приходят лоси.

4) Я не сразу догадался, почему под вечер почти всегда вижу тут двух-трех лосей. 5) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. 6) Поляна упирается в заполоненный рыжим бурьяном брошенный сад. 7) Деревья в нем выродились, и плоды дают только растущие от корней ветки. 8) Охотников до нестерпимо кислых яблок в лесу, кажется, не было. 9) Однажды, присев на краю сада, я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. 10) Я приподнялся и увидел: один лось, задирая голову, мягкой губой захватывал яблоки, другой собирал яблоки, лежащие на земле.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?  Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.  1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?  Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.  1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части. 2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены) Без росы и трава не растёт.  2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.  3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.  4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

Какое предложение является бессоюзным? (Знаки препинания не расставлены)

  • Без росы и трава не растёт.

2) В их сенях ветра шум и свежее дыханье и мглой волнистою покрыты небеса.

3) Куска лишь хлеба он просил и взор являл живую муку.

4) Пословица гласит и незаряженное ружьё однажды может выстрелить.

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? Любишь кататься – люби и саночки возить.  2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.  3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.  4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.

2) Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная: вся ряска к зиме спустилась на дно.

3) Наступал вечер: шел дождь, с севера порывисто дул ветер.

4) Только шагнули мы вперед – из-за куста раздался выстрел.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении. Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные. 1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.  2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.  3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.  4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Собака была славная: ушки торчком, хвост колечком, глаза умные-умные.

1)Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

2)Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородным членами предложения.

4) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении. Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.  1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.  2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.  3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.  4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.

Укажите правильное объяснение постановки тире в данном предложении.

Шестнадцать лет служу – такого со мной не бывало.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2) Тире ставится между подлежащим и сказуемым , выраженными одной частью речи.

3) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

4) Содержание второй части БСП противопоставляется содержанию первой части.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!