Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка-детский сад №9
Презентация для родителей:
«Использование элементов нейрофитнеса в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».
Разработчик:
инструктор по плаванию
Валиева Е.А.
г. Верхний Тагил
Актуальность
В последнее время отмечается увеличение количества дошкольников с нарушениями в физическом и психическом развитии.
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как отмечаются такие нарушениями в развитии детей, как:
- задержка речевого развития;
- нарушение координации движений;
- гиподинамия;
- дефицит внимания;
- гиперактивность;
- агрессия;
- общее снижение иммунитета.
Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности.
В связи, с этим перед педагогами ДОУ всё более востребованным становится поиск новых, эффективных психолого-педагогических методов и форм работы, направленных на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Одним из актуальных направлений внедрения инновационных методов в образовательный процесс является применение элементов нейрофитнеса.
Что такое нейрофитнес?
Нейрофитнес — это комплекс многофункциональных упражнений, направленных на разностороннюю тренировку мозга.
Нейрофитнес – это научно обоснованная гимнастика для тренировки мозга и наращивания нейронных связей.
Нейрофитнес позволяет развивать одновременно правое и левое полушария мозга, повышает нейропластичность.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных
упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на
мозговые структуры (гимнастика для мозга).
Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений
для развития мозга, которая относится к кинезиологическим упражнениям.
Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.
Головной мозг
Головной мозг — это сложная структура, состоящая из двух полушарий, отвечающий за конкретные виды деятельности.
Правое полушарие контролирует и регулирует координацию, творческие способности, пространственное восприятие и способности к гуманитарным наукам.
Левое полушарие контролирует и регулирует способности к точным наукам, анализу, а ещё отвечает за речь и логику.
Работу обоих полушарий мозга координирует мозолистое тело , представляющее собой разветвлённую систему нервных волокон. Задача мозолистого тела — связывать оба полушария, помогая мозгу работать как единое целое.
Возрастные особенности
Учёные определили, что укрепление связей между полушариями происходит в разном возрасте: до 7 лет у девочек и примерно до 8,5 лет у мальчиков. И чем раньше начать выполнять упражнения нейрогимнастики, тем быстрее полушария мозга гармонично разовьются и станут взаимодействовать между собой слаженно.
Начинать выполнение упражнений для мозга рекомендуется в дошкольном возрасте (4-5 лет). Постепенно тренировки можно усложнять, добавляя более специфичные и интересные движения.
В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
Значение В частности, нейрофитнес помогает детям:
- стимулировать развитие мыслительной деятельности;
- улучшить память и развить способности к быстрому воспроизведению информации;
- снизить утомляемость на занятиях, повысить работоспособность;
- улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;
- развить способность к выполнению симметричных и асимметричных движений;
- укрепить вестибулярный аппарат;
- развить подвижность плечевого пояса;
- снять стресс и напряжение;
- предотвратить нарушения, связанные
с восприятием пространства и времени.
4 группы упражнений нейрогимнастики
- Упражнения для повышения тонуса КГМ:
- Дыхательные
- Самомассаж ушей, пальцев, рук
- Массаж биологически активных точек
- Упражнения для улучшения возможностей приема и переработки информации для развития мозолистого тела:
- Перекрестно-латерального характера для восстановления межполушарных взаимодействия и функциональной ассиметрии мозга
- Упражнения для улучшения контроля и регуляции деятельности:
- Ритмичные изменения положения рук
- Упражнения на повышение позитивного мышления.
- Стабилизируют нервные процессы в организме.
Методические рекомендации
- Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.
- В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.
- Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу» , 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего похвалить ребенка за старание и попробовать ещё раз.
Упражнения нейрогимнастики
Упражнение: «Перекрёстные шаги»
Цель: активизация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли, развитие интегрированной работы двух полушарий.
Задачи: развитие межполушарной специализации, синхронизация работы полушарий.
Используем: в подвижных играх, зарядке, физ. минутке, на прогулке.
Исходное положение:
Упражнение лучше делать в медленном темпе, чувствуя, как работают мышцы живота. Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Локтем левой руки потянитесь к поднимающемуся навстречу колену правой ноги, слегка коснитесь его. Локтем правой руки потянитесь к поднимающемуся колену левой ноги, слегка коснись его. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Ребенок становится прямо, его голова находится по средней линии тела.
Упражнение: «Ухо – нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля).
Задачи: развитие скорости для медлительных детей, развитие управления движениями, саморегуляции, развитие концентрации внимания.
Используем: на занятиях, в режимных моментах.
Исходное положение:
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот»
Упражнение: «Ленивые восьмерки для глаз»
Цель: миелинизация нервных сетей, формированию умений, навыков.
Используем: на занятиях, в режимных моментах.
Исходное положение: Стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа налево и слева направо, сверху вниз. Повторить 8–10 раз.
Упражнение: «Слон»
Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Используем: в подвижных играх, зарядке, физ. минутке, на прогулке.
Исходное положение: Стоя. Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Упражнение: «Кулак-Ребро-Ладонь»
Цель: Улучшение мыслительной деятельности, синхронизация работы полушарий, повышение устойчивости внимания, активизация процессы письма и чтения.
Используем: на занятиях, в режимных моментах, физ. минутке.
Исходное положение:
Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга: 1. Сжатая в кулак ладонь. 2. Положение ладони ребром на плоскости стола. 3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.
Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.
Осьминоги
Цель:
- учить скользить на груди и на спине;
- развивать мелкую моторику рук, межполушарное взаимодействие.
Подготовительные упражнения на суше. Одна рука ребенка сжата в кулак, вторая ладонью на плоскости, пальцы рук разомкнуты, Поменять положение рук.
Ладонь правой руки медленно движется вверх, ладонь левой-вниз. Ладони переворачиваются в воздухе (левая ладонь вверх, правая ладонь вниз, затем положения рук меняются).
После разучивания движений упражнения выполняются в соответствии с текстом.
Осьминоги, осьминожки,
Тренируют ручки, ножки.
Могут плавать вверх и вниз.
Сальто сделают на «бис».
Далее дети выполняют упражнение в воде, затем скользят на груди с поворотом
на спину.
КИТ
Цели:
- упражнять в выдохе в воде;
- развивать чувство ритма, межполушарное взаимодействие.
Подготовительные упражнение на суше. Выполняются ритмично хлопки перед собой, затем одной рукой о плоскость, потом снова перед собой и другой рукой о плоскость. После разучивания движений упражнение выполняется с текстом. Для более старшего возраста можно упражнение усложнить.
Бьется сердце у кита –
Та - та –та. Та – та – та.
А из носа льет вода –
Да – да –да. Да – да –да.
Выполняют движения со словами в воде, затем приседают
и выдыхают в воду. Можно выполнить упражнение: «Поплавок»
Зарядка для плавников
Цели:
- закрепить умение скользить на груди;
- развивать межполушарное взаимодействие.
Подготовительные упражнение на суше. Руки лежат на плоскости (одна рука ладонью вверх, друга ладонь вниз). Затем дети меняют положение рук. Выполняют упражнение в воде.
Плавниками руки стали
И плескаться не устали.
Дети меняют положение рук.
В рыбок дружно превратились.
Складывают прямые руки над головой.
Сразу плавать научились.
Скользят в воде.
Спасибо за внимание!