СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовые игры как средство правового воспитания старших школьников (на примере игры «парламентские дебаты»)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье определяется место правовых игр в образовательном процессе, а также в системе средств правового воспитания. В рамках исследования анализируется правовоспитательное значение правовых игр на примере ролевой правовой игры «Парламентские дебаты».

Просмотр содержимого документа
«Правовые игры как средство правового воспитания старших школьников (на примере игры «парламентские дебаты»)»

УДК 340.132:37.018-057.87

ББК Ч426.6


ПРАВОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ИГРЫ «ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ»)


АДАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

учитель права, заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск, старший преподаватель кафедры правовых дисциплин ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва», г. Саранск, Россия, [email protected]


Ключевые слова: правовое воспитание, правовые игры, парламентские дебаты, правовая культура, правовое обучение, правовоспитательная деятельность

Аннотация: В данной статье определяется место правовых игр в образовательном процессе, а также в системе средств правового воспитания. В рамках исследования анализируется правовоспитательное значение правовых игр на примере ролевой правовой игры «Парламентские дебаты».


LEGAL GAMES AS A MEANS OF LEGAL EDUCATION OF SENIOR PUPILS (ON THE EXAMPLE OF THE GAME «PARLIAMENTARY DEBATE»)


ADAEVA OLGA VIKTOROVNA

law teacher, deputy director for scientific and methodological work of the MOU «Gymnasium No. 19» Saransk, Senior Lecturer of the Department of Legal Disciplines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Mordovia State University named after N.P. Ogareva», Saransk, Russia


Кey words: legal education, legal games, parliamentary debates, legal culture, legal training, legal educational activities

Аbstract: This article defines the place of legal games in the educational process, as well as in the system of legal education. The study analyzes the legal educational value of legal games on the example of the role-playing legal game «Parliamentary Debates».


В настоящее время в рамках образовательных отношений особое внимание уделяется воспитательному компоненту педагогического процесса. Законодательство Российской Федерации раскрывает сущность образования сквозь призму двух взаимосвязанных звеньев: обучения и воспитания. Под воспитанием Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» понимает деятельность, направленную на создание условий для развития, самоопределения ребенка. Одним из важнейших элементов социализации личности является правовое воспитание как вида воспитания в целом. Правовоспитательная деятельность общеобразовательных учреждений позволяет обеспечивать такие важные задачи, как профилактика детской преступности, повышение правовой культуры, грамотности и информированности, а также способна достигать профориентационные цели.

Следуя стремительно и динамично развивающимся общественным процессам, педагогическим сообществом интенсивно разрабатываются и применяются на практике различные активные методы. Особое место среди эффективных образовательных технологий занимают игровые формы обучения, выполняющие одновременно целый ряд функций: познавательную, коммуникативную, диагностическую, терапевтическую, воспитательную, коррекционную, развлекательную [1, c. 177]. Педагогическая игра в первую очередь направлена на активизацию творческо-поисковой деятельности школьника, а педагог при её организации ставит четкую учебно-познавательную цель. Игровые технологии, не претендуя на замену традиционных методов обучения и воспитания, имеют ряд несомненных преимуществ. Так, например, использование игровых форм обучения в большей степени позволяют развивать абстрактное, логическое мышление детей, способствуют интенсивному формированию ключевых компетенций личности ребенка. Кроме того, ролевые, деловые игры вызывают неподдельный интерес у школьников, поскольку представляют собой имитацию, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной практической ситуации [4, c. 250]. Полагаем, что организация игр в учебном процессе эффективно обеспечивает и поставленные цели воспитательного характера.

В педагогической науке игры могут быть дифференцированы в зависимости от тех или иных критериев. Так, по характеру игровой методики различают деловые, ролевые, сюжетно-ролевые, дидактические, имитационно-моделирующие игры [5, c. 194]. В системе игр также можно выделить по области научного знания правовые игры, направленные на формирование гражданско-правовой культуры учащихся. Примером правовой игры, широко применяемой в общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях, в рамках урочной и внеурочной деятельности, является игра «Парламентские дебаты», представляющая собой интеллектуальную ролевую игру, в основу которой положена имитация классических парламентских прений. По своей сути парламентские дебаты – это особая форма структурированной и регламентированной публичной дискуссии, в ходе которой излагаются аргументы и контраргументы по актуальным вопросам с целью формирования у независимой стороны высокой оценки своих выступлений.

Относительно определения сущности дебатов как педагогической технологии среди исследователей нет единого понимания. Так, одни авторы полагают, что суть её кроется в соревновании с целью убеждения оппонентов; другие отрицают игровой характер дебатов, определяя их как прения, обмен мнениями; третьи квалифицируют дебаты, как прием, активизирующий творческие способности личности ребенка [2, с. 58]. Полагаем, что парламентские дебаты необходимо относить к категории правовых игр, поскольку в их основе лежит именно имитация классических парламентских прений. Применяя в педагогической практике данную технологию как средства воспитания, учитель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его свободную (игровую) деятельность в воображаемой ситуации, направляя ее на развитие положительных качеств личности.

Парламентские дебаты являются одной из разновидностей дебатов, наряду с индивидуальными дебатами (Линкольна-Дугласа), дебатами Карла Поппера, состязательными дебатами, судебными дебатами и ин. [2, с. 59] Отличительной особенностью парламентских дебатов является возможность использования участниками практических (эмпирических) и теоретических (философских) аргументов в защиту своей позиции.

В целом правовые игры и парламентские дебаты в частности необходимо рассматривать именно как средства правового воспитания школьников. Хотя в педагогической науке вопрос определения и соотношения форм и средств правового воспитания является спорным. Отмечается, что форм правовоспитательной работы существует неограниченное количество, однако необходимо отметить, что они тесно взаимосвязаны и часто пересекаются с методами и средствами правового воспитания. Среди средств правового воспитания, как и воспитания в целом, можно выделить виды деятельности (общение, учение, труд, игра); предметы, вещи (компьютерные игры); приборы, оборудование (инструментарий, учебно-наглядные пособия, компьютеры и т.д.) [3, с. 124].

Правовая игра «Парламентские дебаты» как учебная технология обладает следующими свойствами:

- наличие четко регламентированных правил проведения игры;

- ограниченность во времени (наличие четкого регламента);

- наличие спорного вопроса, выбор актуальной темы;

- ориентация участников на выявление объективной истины;

- использование участниками широкого круга фактов и сведений для аргументирования своей точки зрения;

- особенности судейства выступления участников (оценивается убедительность команд в своих аргументах без учета личного мнения по спорному вопросу судей).

Воспитательная роль данной игровой технологии связано с формированием навыков ведения цивилизованной дискуссии, демократического диалога, развитием эмпатии и терпимости к различным взглядам.

Правовоспитательное значение парламентских дебатов определяется через взаимосвязь с результатами осуществления правового обучения с использованием игровых технологий. Теоретическая подготовка учащихся позволяет сформировать знания о понимании правомерного и противоправного поведения, о содержании прав, свобод, обязанностей, определяющих содержание правового образования. Однако учащиеся не всегда способны оценить значимость правовой информации, понять особенности и возможности применения их на практике. Парламентские дебаты позволяют школьникам почувствовать себя в роле субъектов законодательной инициативы, предоставляют возможности оперировать конкретными правовыми фактами, имитировать применение правовых норм на практике. У учащихся в рамках ведения дискуссий формируется стойкая гражданская позиция, зачатки правового мышления, повышается социальная активность, развивается понятийная правовая культура.

Помимо прочего данная игра позволяет научиться анализировать проблемные ситуации, критически и нестандартно мыслить по поводу различных вопросов, развивает ораторские способности, эрудицию, кругозор. Школьники в рамках проведения парламентских дебатов учатся конструктивно и грамотно выражать и доказывать собственное мнение, четко аргументировать его и уметь доносить до общественности. Развиваются и исследовательские навыки, так как, приводя аргументы, участники подкрепляют их конкретными фактами и доказательствами, полученными из различных источников.

На уроках права в рамках предпрофильных и профильных классов социально-гуманитарного цикла в МОУ «Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия активно применяется широкий спектр учебных правовых игр, среди которых особое место занимают парламентские дебаты. Разработаны методические рекомендации по проведению различных правовых игр в процессе урочной и внеурочной деятельности.

В рамках исследования нами проводился эксперимент по определению влияния использования цикла игр «Парламентские дебаты» в учебном процессе на качество усвоения теоретического материала по дисциплине «Право». В эксперименте приняли участие две группы: 1 группа – ученики 11 класса социально-гуманитарного профиля 2018-2019 учебного года; 2 группа – ученики 11 класса социально-гуманитарного профиля 2019-2020 учебного года. Обе группы изучали на протяжении учебного года дисциплину «Право». В 2019-2020 учебном году был разработан и внедрен для второй экспериментальной группы цикл игр «Парламентские дебаты». Так, учащиеся дебатировали в рамках изучаемых тем курса «Право», например, по следующим проблемам: «Снижение возраста уголовной ответственности: за и против», «Смертная казнь: за и против» (темы главы VI «Уголовное право и уголовный процесс» учебника «Право. Основы правовой культуры», авт. Е.А. Певцова); «Повышение пенсионного возраста: за и против»» (темы параграфа 31 «Пенсионная система и страхование»); «Отмена заочного высшего образования: за и против»» (темы параграфа 34 «Правовое регулирование отношений в области образования»); «Установление адвокатской монополии на ведение дел в суде: за и против»» (тема параграфа 36 «Юридические профессии: судьи и адвокаты»); «Изъятие единственного жилья за долги: за и против» (тема параграфа 36 «Жилищное право»); «Ужесточение ответственности за экологические правонарушения: за и против» (темы главы V «Административное право», параграфа 33 «Экологическое право»); «Брачный договор: за и против» (тема главы «Семейное право»); «Ограничение трудовой иммиграции в Россию: за и против» (тема главы «Трудовое право»); «Создание мирового правительства: за и против» (тема главы «Международное право») и ин.

Наблюдения показали, что при использовании игровых методов работы, в частности посредством игры парламентские дебаты учащиеся, во-первых, с большим интересом осваивают теоретический материал, а во-вторых, приобретенные знания забываются в меньшей степени, чем информация, полученная без применения правовых игр. Данный вывод основан также на сочетании тех функций, которые выполняет педагогическая игра в целом, как средство воспитания и обучения. По итогам проведенных в старших классах парламентских дебатов по правовым темам наблюдается высокая степень овладения основами правовых знаний, формируется способность давать собственную правовую оценку различным событиям и фактам, закладываются в поведение учащихся правомерные установки и стереотипы, правовые чувства.

Таким образом, подводя итог исследованию, необходимо отметить, что применение игровой технологии «Парламентские дебаты» в учебной деятельности позволяет решать правовоспитательные задачи в школе, способствуют развитию коммуникативных навыков, умений критически обрабатывать информацию, развитию ораторского мастерства.


Список использованных источников


  1. Гаджиева П.Д. Дидактические возможности игры в правовом обучении
    учащихся // Инновационная наука. 2017. №3. Т.2. С. 176-178.

  2. Лэй С. Интеллектуальная игра дебаты: формы организации и особенности проведения // Наука и школа. Педагогические исследования. 2012. №5. С. 58-61.

  3. Лоос Е.В. Правовое воспитание: формы, средства и элементы // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2017. № 1 (32). С. 123-125.

  4. Круглова М.А. Использование деловых игр в процессе изучения правовых дисциплин // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции: Компетентностный подход, инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС. 2016. С. 250-251.

  5. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 400 с.


References


1. Gadzhieva P.D. Didactic possibilities of playing in legal education students // Innovative Science. 2017. No. 3. T.2. S. 176-178.

2. Lei S. Intellectual game of debates: forms of organization and features of the conduct // Science and school. Educational research. 2012. No. 5. S. 58-61.

3. Loos E.V. Legal education: forms, means and elements // Bulletin of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. No. 1 (32). S. 123-125.

4. Kruglova M.A. The use of business games in the process of studying legal disciplines // Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference: Competence approach, innovative practice of educational organizations in the implementation of the Federal State Educational Standard. 2016.S. 250-251.

5. Pevtsova E.A. Theory and methodology of teaching law. M .: Humanit. Ed. Center VLADOS, 2003.400 p.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!