СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов»»

«Правовые аспекты социально-педагогического сопровождения выпускников детских домов»

Айгубова Анжела Магомедалиевна,

учитель трудового обучения

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Новоселицкий район, с. Падинское


В настоящее время считается, что семья является источником и основным звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, прежде всего, эмоциональных и деловых отношений между людьми. Потеря семьи -тяжелейшая трагедия в жизни ребенка, которая оставляет глубокий след в его судьбе.

Воспитание в государственных сиротских учреждениях, смена учреждений и опекунов ребенка, позднее усыновление - факторы, травмирующие психику ребенка, делающие затруднительной реализацию его потенциальных возможностей, кардинально меняющие его судьбу, надолго разрушающие его взаимоотношения с окружающим миром и влияющие на процесс социализации.

Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Каждой жизни присущ свой путь, своя дорога поиска, ошибок и утверждений. Каждый решает возникшие на этом пути препятствия, используя свой опыт. Выстраивая модель своей семейной жизни, молодые люди опираются на опыт своих родителей и свой собственный. Имея возможность ежедневно, ежеминутно наблюдать разные модели ролевого поведения в семье, семейных отношений, впитывая в себя семейные и общечеловеческие ценности, являющиеся базой формирования общей культуры личности, отражающейся в отношениях человека к самому себе и окружающим его людям, миру, семье. В повседневной жизни взрослым приходится принимать решения по возникающим проблемам. Ребенок видит и запоминает, кто выдвигает идеи в семье, обсуждаются ли они, как выбираются лучшие, учитывается ли мнения, пожелания всех членов семьи, в том числе, детей. Из этого следует – лучшей программой подготовки к семейной жизни является образ жизни собственной, родительской семьи.

Как быть в тех случаях, когда семьи нет, или образ ее жизни формирует негативные образцы семейного поведения? Тогда возникает необходимость и целесообразность в систематической, комплексной и последовательной деятельности специалистов по подготовке ребенка к семейной жизни. Находясь в детском доме, ребенок не имеет возможности самостоятельного выбора. За него всегда решают взрослые: воспитатели, учителя, администрация учреждения – когда вставать и ложится спать, чем заниматься после уроков, в какое время выполнять домашнее задание, в какой записаться кружок или секцию, в том числе, куда пойти учиться после школы.

В условиях жесткой регламентации и пошагового контроля у воспитанников детского дома нет возможности, а потом, зачастую, и пропадает интерес принимать ответственность за происходящее в его жизни. Выход в самостоятельную жизнь неминуемо заставит выстраивать всё самому– создавать свои семьи, устраиваться на работу, совершать покупки и т.д. Порой приходится жертвовать или делать выбор из нескольких вариантов. Воспитанники государственных учреждений привыкли к тому, что взрослые вокруг них постоянно меняются, что они живут в замкнутом мире своего воспитательного учреждения. Даже в каникулярное время они видят вокруг себя таких же детей – сирот. Сегодня, в современных социально-экономических условиях остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников детских домов.

Выпускники детских домов часто характеризуются заниженной или завышенной самооценкой, проблемами в общении, нежеланием самостоятельно решать финансовые проблемы, вопросы трудоустройства, неспособностью планировать семейные отношения. Поэтому проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей сложны и актуальны, и решать их нужно так, чтобы выпускники на пороге новой жизни не стали социальными иждивенцами, а могли самостоятельно решать свои жизненные сложности.

Существующая воспитательная система детских домов не всегда развивает у своих воспитанников способность к принятию личностных решений, способствует социальному иждивенчеству, не готовит их к самостоятельной жизни. Для воспитанников детских домов проблема социальной адаптации является ключевой. Продуктивное решение этой проблемы связано с поиском и апробацией новых педагогических средств психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников-выпускников.

Сопровождение выпускника предполагает веру в его силы и возможность принять самостоятельное оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Сопровождение ведет к позитивным результатам в том случае, если оно опирается на деятельность самого выпускника. Сопровождать – не значит вести за руку, решать всегда за него, «обкладывать подушками», оберегать от всех возможных опасностей. Сопровождать – значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, помогать преодолевать возникающие трудности. При сопровождении роль «родителя», устанавливающего для воспитанника правила и границы, переходит к социально значимому взрослому.

Реабилитационная работа на первом этапе невозможна без построения доверия, создания ситуации успеха, изменения негативной Я-концепции и т.д. Значимый взрослый, войдя в социальную сеть подростка, становится её ядром. Через освоение ролевых моделей поведения взрослого идёт изменение поведения ребёнка, через демонстрацию и практическое применение жизненных установок и моральных норм происходят становление и коррекция нормативности у ребёнка, что позволяет решить основную проблему – помочь работникам детских домов, интернатных учреждений в технологии сопровождения выпускников.

Не существует готовых рецептов успешной работы с выпускниками, с теми, кто только собирается «прикоснуться» к жизни за стенами детского дома, «попробовать жизнь на вкус», а есть фактический материал, конкретный опыт по сопровождению воспитанников, который помогает понять и осознать всю важность и глубину данной темы.

От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».

Для нормального развития личности необходимо удовлетворение не только биологических, но и социальных, духовных потребностей.

Если удалось воспитать личность с осознанным отношением к себе, другим, обществу, Родине и т.д., личность с активной жизненной позицией, умеющую строить жизненную перспективу, конструктивно решать конфликты, умеющую взаимодействовать с окружающими, – то можно смело прогнозировать успешную социальную адаптацию такой личности.

Мы знаем, что молодые люди из числа сирот не конкурентоспособны на современном рынке труда, а полученные профессии – невостребованные.

После получения профессии жилищная проблема приобретает новое качество: необходима работа, где обязательно обеспечат прописку. Но сегодня многие организации не имеют общежитий. Трудно воспользоваться и квотами, которые предусмотрены по трудоустройству. Сироты часто остаются без прописки, а центр занятости с такими людьми не работает. Жилищная проблема накладывает отпечаток, а иногда и определяет весь процесс социализации детей-сирот. Большинство из них получают опыт борьбы за жилье и прописку в возрасте 14–18 лет. Проходя все ступени «жилищной социализации»: знакомство с родителями, обращение в судебные органы, проходят комиссию по жилищным вопросам, в некоторых случаях проходят через суд. Получают негативный жизненный опыт: бездомность, бродяжничество, пьянство, воровство, проституция, болезни.

Многие не имеют важных адаптационных ресурсов: материальных (жилье, востребованная профессия, сбережения) и психологических (адекватное воспитание, поддержка родственников).

Социальная адаптация является одной из важнейших сторон процесса социализации. Огромное значение в успешной социальной адаптации выпускников детского дома является их социально - психолого - педагогическое (комплексное) сопровождение.

Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.

Уровень дезадаптированности у детей-сирот детского дома выше, чем у их сверстников, так как, чрезмерная опека и забота воспитателей лишает детей самостоятельности. Дети, которые с раннего возраста живут в закрытых детских учреждениях, растут в условиях дефицита общения. Казалось бы, что в подобных условиях, следует ожидать у воспитанников детских домов сравнительно высокого уровня умения организовать себя, планировать свое поведение.

У воспитанников нашей школы-интерната твердый режим дня, постоянные указания взрослых, что следует делать в тот или иной момент времени, контроль со стороны воспитателей – все это лишает детей необходимости самостоятельно планировать и контролировать свое поведение, формирует привычку к «пошаговому выполнению чужих указаний».

Социализация детей-сирот предусматривает усвоение ими социальных знаний, приобретение в обществе определенного статуса и социальной роли; умений вступать во взаимоотношения с другими членами общества, социальными группами, институтами, организациями и обществом в целом; реализация своих способностей в достижении индивидуальных и, в конечном счете, общественных целей.

То, что в семье дается ребенку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогического коллектива.

Черты, которые отличают детей-сирот от сверстников, имеющих нормальное семейное окружение:

– иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни;

– трудности в общении;

– инфантилизм, замедленное самоопределение, непринятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

– перегруженность отрицательным опытом, негативными образцами поведения.

Учитывая потребность у воспитанников детского дома в неформальном общении с взрослыми, искажением его форм, а также то, что общение – ведущая деятельность для подростков, неумение конструктивно общаться, ведет к значительным трудностям в социальной адаптации воспитанников, в повседневном общении с детьми воспитателям необходимо использовать технологии развивающего общения.

Проблема социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни является актуальной со дня появления приютов для беспризорных детей. В настоящее время даже на правительственном уровне эта проблема причисляется к приоритетным задачам, требующим немедленного решения. Выпускники детских домов, неадаптированные к современной действительности, пополняют ряды молодых людей, не имеющих постоянного места работы, проживания, употребляющих наркотические и алкогольные средства, совершивших преступления и суицидальные попытки.

Программа «Россия — без сирот», предполагающая передачу детей из детских домов в семьи, рассчитана на 2015–2025 годы. В соответствии с этой программой в детских домах осуществляется социально-педагогическая адаптация детей с целью помочь воспитанникам благоприятно устроиться в новой семейной обстановке. Сейчас в РФ наблюдается тенденция повсеместного закрытия детских домов, тщательно прорабатываются вопросы о дальнейшей реорганизации учреждений для детей-сирот. На базе реорганизуемых учреждений планируется открытие дошкольных образовательных учреждений, центров сопровождения замещающих семей, а также социальных гостиниц, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, которые позволят осуществлять профилактику социального неблагополучия в семьях.


Список использованной литературы:

1. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2019. – №4. – С. 47–57.

2. Слуцкий В.И. Феномен общественной собственности и его влияние на формирование личности воспитанников детских домов // Вопросы психологии. – 2020. – №5. – С. 133–136.

3. Цебулевская А.Г. Влияние среды на воспитание личности // Детский дом. – 2020. – №8. – С. 25–37.

4. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2021. – 272 с.

5. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М, 2019.

6. Ярулов А. Детский дом готовит к жизни // Народное образование. – 2015.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!