СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План урока ЛПЗ: Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План урока ЛПЗ: Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя.»


План Урока ЛПЗ. Тема 23 «Проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива» 180мин.

Цель урока — изучить на примере устройства сборочных еди­ниц системы питания двигателя КамАЗ-740 систему питания ди­зеля. Приобрести навыки в проверке герметичности системы питания дизельного двигателя, удалении воздуха, проверке и регулировке форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива .

Оснащение урока. Иллюстративный материал — рис. 1.18—1.21, учебные плакаты системы питания двигателя КамАЗ-740.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты — ТНВД в сборе с муфтой опережения впрыска топлива, всережимным регулятором частоты вращения коленчатого вала, топливная форсунка, приспособление для отворачивания гайки крепления муфты опережения впрыска топлива; тиски, комплект рабочих инструментов, динамометрический ключ, комплект специальных приспособлений для разборки насосной секции.

Перечень работ при выполнении задания — приводится описа­ние в общем виде последовательности выполнения отдельных этапов задания с рассмотрением операций проверка герметичности системы питания дизельного двигателя, удаление воздуха. Проверка и регулировка форсунки при помощи прибора. Проверка и установка угла опережения впрыска топлива .

Рис. 1.18. Топливная система двигателя КамАЗ-740 (четырехтактного дизеля):

1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2, 14 — топливоподкачивающие насосы; 3, 7—9, 11— 13, 17—19 — топливопроводы; 4, 5 — тройники; 6 — топливный бак; 10 — фильтр грубой очистки топлива; 15 — форсунка; 16 — насос высокого давления; 20 — кран отбора топлива к подогревателю; - — направление движе­ния топлива

  1. Изучить схему питания двигателя КамАЗ-740 топливом, уст­ройство и работу его агрегатов. Для изучения использовать схему топливной системы двигателя КамАЗ-740 на рис. 1.18 и схему ТНВД на рис. 1.19.

  2. Частично разобрать ТНВД следующим образом:

  • снять муфту опережения впрыска топлива с кулачкового вала ТНВД, снять кожухи, пружинные и плоские шайбы;

  • снять крышку в сборе с рычагами, насос и уплотнительные прокладки, шайбы, заднюю крышку подшипника.

  1. Разобрать секцию ТНВД (см. рис. 1.20) в следующем по­рядке:

  • вывернуть штуцер секции ТНВД;

  • снять упор с регулировочными шайбами и пружиной;

  • снять нагнетательный клапан вместе с прокладкой и корпу­сом;

  • снять тарелку пружины толкателя, пружину, шайбу;

  • вынуть упорное кольцо, плунжер, втулку плунжера, уплот­нительное кольцо, поворотную втулку плунжера.

  1. Собрать секцию ТНВД и в целом ТНВД в последователь­ности, обратной их разборке, выполняя следующие рекомен­дации:

момент силы затягивания гайки крепления муфты опереже­ния впрыска топлива — 100... 120 Н м;

Рис. 1.19. Схема разборки топливного насоса высокого давления:

  1. 3 — винты с шайбами; 2— крышка подшипника задняя в сборе; 4, 12, 14, 19, 28 — шайбы плоские; 5 — ввертыш; 6 — фильтр в сборе; 7, 27 — прокладки; 8 — прокладка задней крышки; 9 — секция в сборе; 10 — шайба стопорная штуцера;

  2. 25 — гайки с шайбами; 13, 18 — болты с шайбами; 15 — крышка регулятора верхняя; 16— прокладка верхней крышки; 17 — шплинт-проволока; 20— муфта опережения впрыска топлива в сборе; 21 — гайка колпачковая с шайбой; 22 — винт; 23 — кожух защитный; 24 — корпус топливного насоса высокого давления в сборе; 26 — насос топливный низкого давления в сборе


Рис. 1.20. Схема разборки секции топливного насоса высокого

давления:

/ — корпус клапана; 2 — прокладка; 3 — клапан нагнетательный; 4, 19 — пру­жины; 5, 6, 11, 18 — шайбы; 7 — упор пружины клапана; 8 — штуцер топливно­го насоса; 9 — втулка плунжера поворотная с осью в сборе; 10, 12 — штифты; 13 — корпус секции с фланцем в сборе; 14 — кольцо уплотнительное; 15 — втулка плунжера; 16 — плунжер; 17 — кольцо упорное; 20 — тарелка пружины толкателя

• при сборке плунжерной пары совместить продольный паз поворотной втулки с установочным штифтом корпуса секции ТНВД;

  • затягивание штуцера секции ТНВД выполнять с моментом силы 100... 120 Н м;

  • плунжер установить меткой в сторону перепускного отвер­стия.

  1. Изучить форсунку двигателя КамАЗ-740 (см. рис. 1.21).

  2. Разобрать форсунку двигателя КамАЗ-740 в следующем по­рядке:

  • зажать форсунку в тисках распылителем вверх;

  • отвернуть гайку распылителя;











Рис. 1.21. Форсунка двигателя КамАЗ-740:

/ — игла распылителя; 2 — кольцевая полость;
3 — распылитель; 4 — накидная гайка; 5 —
проставка; 6 — штифты; 7 — штанга; 8 — кор-
пус; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — штуцер;
11 — сетчатый фильтр; 12 — втулка; 13 — регу-
лировочные шайбы; 14 — опорная шайба; 15
пружина



• снять распылитель, проставку, штангу, пружину, регулиро­вочные прокладки;

  • вывернуть штуцер подвода топлива, вынуть сетчатый фильтр.

  1. Собрать форсунку двигателя КамАЗ-740 в последовательно­сти, обратной разборке. При сборке момент силы затягивания гайки распылителя 70...80 Н м.

Контрольные вопросы к заданию 4

  1. Какое назначение у ТНВД?

  2. Что произойдет, если нарушить регулировку болта ограниче­ния максимальной частоты вращения коленчатого вала?

  3. Чем регулируется давление подъема иглы форсунки и каково это давление?

  4. Можно ли устанавливать в форсунку двигателя КамАЗ распы­лители с форсунок других двигателей?




Инструкционно-технологическая карта № 5.1

Р азборка-сборка топливного насоса высокого давления и форсунки двигателя КамАЗ-740













Диагностирование системы питания дизеля. В системе питания дизеля диагностируются следующие параметры: герметичность системы; давление, создаваемое топливоподкачивающим насосом в системе топливоподачи низкого давления; дымность отработавших газов; герметичность системы воздухоподачи; степень засоренности воздушного фильтра; моменты начала подачи топлива секциями ТНВД; величина и равномерность подачи топлива секциями ТНВД; давление начала впрыскивания топлива и качество распыления топлива форсунками.

Герметичность системы питания дизеля оказывает значительное влияние на параметры работы двигателя. Впускную часть магистрали проверяют на герметичность с помощью специального прибора в виде бачка с ручным насосом для повышения давления. Часть магистрали между подкачивающим насосом и форсунками можно проверить опрессовкой топливным насосом с ручным приводом или визуально при работе дизеля на холостом ходу. Давление в системе топливоподачи измеряют специальным прибором (рис. 2а), который штуцерами соединяется с системой топливоподачи низкого давления. Проверку производят при работающем двигателе, установив частоту вращения 2100 об/мин (максимальная подача топлива). Давление измеряют до и после фильтра тонкой очистки топлива. По полученным значениям давления определяют работоспособность насоса и состояние фильтров.

Дымность отработавших газов определяют с помощью дымомеров (рис. 2б). Отбор газов для анализа осуществляется из выхлопной трубы с помощью газоотборника. Значение дымности (в процентах) фиксируется по шкале прибора.

а б

Рис. 2. Прибор для измерения давления в системе топливоподачи (а) и дымомер (б)

Герметичность системы подачи воздуха определяют двумя способами: с помощью устройства КИ-4870 и перекрытием впускной трубы двигателя, работающего с малой частотой вращения коленчатого вала (при герметичной системе двигатель должен остановиться через 5…10 с). Диагностирование герметичности прибором производят при работе двигателя в максимальном скоростном режиме. Прикладывая наконечник прибора к месту возможного нарушения герметичности воздушного тракта, следят за уровнем жидкости в приборе: если он начинает понижаться, то в этом месте происходит подсос воздуха. Для удобства пользования к устройству прилагается комплект различных наконечников.

Степень засоренности воздушных фильтров определяется двумя способами: 1) с помощью сигнализаторов (ОР 9928 и др.), устанавливаемых на впускном тракте двигателя (некоторые двигатели, например КамАЗ-740, имеют встроенные штатные сигнализаторы); 2) с помощью V-образного мановакуумметра по разрежению после фильтра.

Момент начала подачи топлива секциями ТНВД определяется с помощью моментоскопов (например КИ-4941) (рис. 3). Для этого от первой секции ТНВД отсоединяют топливопровод высокого давления и на его место устанавливают моментоскоп. Вращая кулачковый вал насоса, стеклянную трубку моментоскопа заполняют топливом до половины объема. Затем, медленно вращая вал привода насоса по часовой стрелке, наблюдают за уровнем топлива в трубке. Начало движения топлива в трубке моментоскопа соответствует началу цикла подачи топлива. По этому моменту определяют угол опережения впрыска топлива (в градусах поворота коленчатого вала). Затем аналогичным способом проверяют моменты начала подачи топлива остальными секциями ТНВД (в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя). У восьмицилиндрового двигателя момент начала подачи топлива каждой следующей секцией должен наступать через 45º(± 0,5º) угла поворота кулачкового вала насоса после предыдущей. В случае большего отклонения угла подачи топлива какойлибо из секций следует отрегулировать момент начала подачи топлива этой секцией.

Рис. 3. Моментоскоп: 1 – стеклянная трубка; 2 – переходная трубка; 3 – отрезок топливопровода высокого давления; 4 – шайба; 5 – накидная гайка

Проверка и регулировка форсунок производится на специальных приборах, позволяющих определить герметичность, давление начала впрыскивания (начала подъема иглы) и качество распыления топлива (рис. 4).

а б

Рис. 4. Прибор для проверки и регулировки форсунок: а – внешний вид; б – устройство; 1 – рычаг; 2 – корпус прибора; 3 – гайка корпуса; 4 – кран отключения манометра; 5 – корпус распределителя; в – манометр; 7 – бачок; 8 – маховик крепления форсунки; 9 – испытываемая форсунка; 10 – защитный колпачок; 11 – лоток прибора


Форсунку снимают с двигателя, разбирают, очищают и устанавливают на прибор. Рычагом прибора нагнетают топливо в форсунку и по манометру определяют давление начала впрыскивания. Качество распыления определяют визуально, наблюдая за впрыскиваемым топливом: оно должно быть туманообразным, без заметных на глаз капелек (или струй) и распыляться с характерным звуком отсечки.

Количество и равномерность подачи топлива определяют на специальных стендах. Испытание проводят, используя комплект исправных и отрегулированных форсунок, которые соединяются с секциями ТНВД трубопроводами высокого давления одинаковой длины. Для определения количества топлива, подаваемого каждой секцией ТНВД, пользуются мензурками, в которые из форсунок впрыскивается топливо. Мензурками измеряют подачу топлива каждой секцией ТНВД за определенное количество циклов подачи. Затем сравнивают значения подачи топлива секциями ТНВД. Неравномерность подачи не должна превышать 5 %.

Рис.5. Стенды для испытания и регулировки ТНВД

Для комплексной диагностики и регулировки ТНВД и форсунок применяются специальные стенды (рис. 5)

В зависимости от угла поворота плунжера изменяется расстояние, проходимое плунжером от момента перекрытия впускного отверстия до момента открытия винтовой кромкой выпускного отверстия. В результате изменяется продолжительность впрыскивания соответствующих порций топлива, подаваемых в цилиндры двигателя.

Рис.6 . Этапы регулировки количества подаваемого топлива

Количество топлива, подаваемого в форсунку, регулируется поворотом плунжера (рис.6 ) с помощью зубчатой рейки, втулки и связывающего поводка.













































12


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!