Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме:
«Пелопоннесская война»
Автор: Чистова Алина Сергеевна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Костромы
Класс: 5
Тип урока: урок изучения нового материала
Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.
Тема урока: Пелопоннесская война
Цель урока: знакомство учащихся с ходом и особенностями Пелопоннесской войны.
Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:
предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины войны; уметь изучать и систематизировать информацию из исторических источников, раскрывая её познавательную ценность; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории человечества.
метапредметные: развивать читательскую грамотность; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желание больше узнать.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Организационный Цель этапа: проверить готовность к уроку, создать положительный эмоциональный настрой обучающихся, мотивация на учение, создание ситуации успеха. | Приветствие. | Приветствие. | 2 минуты |
Итог этапа: | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента. |
Постановка проблемы. Определение темы и цели урока. | Перед вам на слайде облако слов, в котором спрятаны битвы и войны, участие в которых принимали жители Древней Греции. В облаке слов найдите известные вам военные события и кратко охарактеризуйте их. Какое событие для вас незнакомо? Сформулируем тему урока. В течение урока мы будем работать в рабочем листе, который отражает основные направления изучения войны. Каких целей мы должны достичь при изучении этой темы? Цель урока. | Работают с облаком слов. Называют события: Марафонская битва Греко-персидские войны Битва в Фермопильском ущелье Саламинское сражение Пелопоннесская война – событие, не входящее в греко-персидские войны. Пелопоннесская война. Запись темы в рабочий лист. Выяснить причины войны, ход и её итоги. | 5 минут |
Итог этапа: | Определена тема урока, поставлена цель. Выявлены проблемы. |
Актуализация знаний | После победы над персами ведущими полисами Греции стали Афины и Спарта. Были созданы Афинский морской союз (Афины) и Пелопоннесский (Спарта). Вспомните, какие отношения складывались между Афинами и Спартой? К чему могло привести это противостояние? | Отношения. были напряжёнными, так как Афины наращивали военную мощь, чем подрывали лидирующее положение Спарты К войне | 5 минут. |
Итог этапа: | Определены ведущие полисы Греции. Актуализированы знания об отношениях между Афинами и Спартой. |
Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала | Д ля того, чтобы определить причины войны, нам нужно поработать с картой «Афинский морской союз». Определите, в какой части Греции находились основные владения Афинского морского союза? Кто преграждал путь союза в западном направлении? Мог ли случиться конфликт интересов в борьбе за новые территории и торговые пути? Обсудите с соседом по парте предложенные в приложении 1 причины войны, выберите верные и запишите их в рабочие листы. Большая часть сведений о Пелопоннесской войне сохранилась благодаря «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида, древнегреческого мыслителя и афинского военачальника в годы этой войны. Давайте вместе прочитаем текст данного источника и запишем в рабочий лист хронологические рамки войны. Объединитесь в группы по 3-4 человека, обсудите прочитанный материал и заполните в рабочем листе таблицу «События Пелопоннесской войны». Так развивались события Пелопоннесской войны, а о том, какие у этой войны были итоги, мы узнаем из видеофрагмента. Какие итоги мы можем зафиксировать в рабочих листах? | Владения Афинского морского союза находились в Восточной Греции. Путь на запад преграждал Пелопоннесский союз. Пелопоннесский союз стремился к господству в Восточной Греции, но ему мешали Афины. Записывают в рабочий лист причины войны. Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза; Борьба за власть над другими полисами; Борьба за новые торговые пути. Читают текст по цепочке Делают записи в рабочем листе (в теме) Обсуждают и заполняют таблицу в рабочем листе Просмотр видео «Итоги войны» Называют итоги, сверяют со слайдом, записывают в рабочий лист | 20 минут |
Итог этапа: | Определены причины, ход и итоги Пелопоннесской войны. |
Закрепление знаний. Цель: научить находить определенно-личные предложения и доказывать. | В наших рабочих листах осталось последнее задание. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю заполнить пропуски в тексте, используя облако слов. В облаке могут быть лишние слова, будьте внимательны. | Заполняют пропуски в тексте. Читают в слух, что получилось. | 3 минуты |
Итог этапа: | Учащиеся среди предложений слов нашли понятия, относящиеся к теме урока, верно использовали их для заполнения пропусков. |
Подведение итогов урока | Вернёмся к облаку слов, с которого мы начали наш урок. Сможете ли вы сейчас дать краткую характеристику Пелопоннесской войны? | Называют основные моменты и события Пелопоннесской войны | 3 минуты |
Итог этапа | Рефлексия деятельности, прошло обращение к проблемной ситуации урока. Решение этой ситуации. |
Домашнее задание | Для всех: выучить записи в рабочем листе. Творческое задание по желанию: составить рассказ от лица простого жителя Афин о последствиях Пелопоннесской войны, рассказать, как война повлияла на его жизнь. | Записывают домашнее задание | 2 минуты |
Приложение 1.
Причины Пелопоннесской войны
Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза;
Желание персов захватить новые территории в Греции;
Восстание рабов-должников в Древней Греции;
Борьба между Афинами и Спартой за власть над другими полисами;
Гражданские войны в Риме;
Борьба Афин и Спарты за новые торговые пути;
Нарушение перемирия;
Поражение Греции в греко-персидских войнах.
Приложение 1.
Причины Пелопоннесской войны
Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза;
Желание персов захватить новые территории в Греции;
Восстание рабов-должников в Древней Греции;
Борьба между Афинами и Спартой за власть над другими полисами;
Гражданские войны в Риме;
Борьба Афин и Спарты за новые торговые пути;
Нарушение перемирия;
Поражение Греции в греко-персидских войнах.
Приложение 2.
«История Пелопоннесской войны»
В 431 г. до н.э. Спарта и пелопоннессцы осадили Афины, сожгли посевы и оливковые рощи. Население спряталось за стенами. От скученности и грязи люди начали болеть чумой и тифом. Умер каждый четвёртый воин. Афинский флот, в свою очередь, опустошал прибрежные поселения Пелопоннесса.
Война шла с переменным успехом и в 421 году до н.э афинский аристократ и богатейший рабовладелец Никий заключил мир со Спартой, который продлился 6 лет.
В 415 г.до н.э.афиняне хотели захватить самую богатую колонию в Средиземном море – Сиракузы на о.Сицилия. Афинский главнокомандующий Алкивиад перешёл на сторону Спарты и выдал все секреты, какие знал, новый командующий медлил вместо того, чтобы наступать, что дало спартанцам время прислать подмогу. В решающем морском сражении афинский флот был уничтожен на две трети, погибла треть ополчения, а государственная казна истощилась. Спартанский флот был построен в основном на деньги Персии.
Одним из важнейших событий стал государственный переворот в Афинах в 411 г.до н.э. – демократия была свергнута, власть захватили сторонники олигархии, которые ограничили число полноправных граждан пятью тысячами, а новым органом власти сделали Совет четырёхсот. Спарте был предложен мир, но предложение было встречено отказом. Афинский флот вообще отказался признать новую власть, и в державе сложилось двоевластие. Это не могло не сказаться на стабильности, начались восстания и бунты, подавить которые было непросто. Олигархическое правительство продержалось недолго – афинский флот разгромил спартанцев и персов в 406 г.до н.э. в битве на Аргунусских островах, после чего новая власть пала, и была восстановлена демократия.
В Спарте появился талантливый флотоводец Лисандр. В 405 году до н.э он разгромил афинян и с моря блокировал Афины. С суши к городу подступило спартанское войско.
В 404 г. до н.э. афинские олигархи — противники демократии — совершили государственный переворот. Они лишили гражданских прав большую часть афинян и пригласили в Афины отряд спартанских воинов. Были казнены 1500 человек, преимущественно богатых граждан и метеков. Имущество убитых олигархи присваивали себе и использовали для содержания спартанских солдат. Демократия в Афинах сменилась олигархией.