СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пелопоннесская война

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пелопоннесская война»

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме:

«Пелопоннесская война»

Автор: Чистова Алина Сергеевна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Костромы


Класс: 5

Тип урока: урок изучения нового материала

Основная технология: системно-деятельностный подход, предполагающий включение учеников в самостоятельную учебную деятельность.

Тема урокаПелопоннесская война

Цель урока: знакомство учащихся с ходом и особенностями Пелопоннесской войны.

Задачи: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:

  1. предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; объяснять причины войны; уметь изучать и систематизировать информацию из исторических источников, раскрывая её познавательную ценность; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории человечества.

  2. метапредметные: развивать читательскую грамотность; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; давать определение понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

  3. Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желание больше узнать. 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Организационный

Цель этапа:

проверить готовность

к уроку, создать

положительный

эмоциональный

настрой

обучающихся,

мотивация на учение,

создание ситуации

успеха.

Приветствие.

Приветствие.

2 минуты

Итог этапа:

Личностные: саморегуляция

Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента.

Постановка проблемы.

Определение темы и цели урока.

Перед вам на слайде облако слов, в котором спрятаны битвы и войны, участие в которых принимали жители Древней Греции.


В облаке слов найдите известные вам военные события и кратко охарактеризуйте их.













Какое событие для вас незнакомо?



Сформулируем тему урока.


В течение урока мы будем работать в рабочем листе, который отражает основные направления изучения войны.



Каких целей мы должны достичь при изучении этой темы?

Цель урока.

Работают с облаком слов.

Называют события:

Марафонская битва

Греко-персидские войны

Битва в Фермопильском ущелье

Саламинское сражение















Пелопоннесская война – событие, не входящее в греко-персидские войны.


Пелопоннесская война.


Запись темы в рабочий лист.



Выяснить причины войны, ход и её итоги.

5 минут

Итог этапа:

Определена тема урока, поставлена цель. Выявлены проблемы.

Актуализация знаний


После победы над персами ведущими полисами Греции стали Афины и Спарта. Были созданы Афинский морской союз (Афины) и Пелопоннесский (Спарта).

Вспомните, какие отношения складывались между Афинами и Спартой?


К чему могло привести это противостояние?





Отношения. были напряжёнными, так как Афины наращивали военную мощь, чем подрывали лидирующее положение Спарты

К войне



5 минут.

Итог этапа:

Определены ведущие полисы Греции. Актуализированы знания об отношениях между Афинами и Спартой.

Построение проекта – выхода из затруднения – освоение нового материала

Д ля того, чтобы определить причины войны, нам нужно поработать с картой «Афинский морской союз».


Определите, в какой части Греции находились основные владения Афинского морского союза? Кто преграждал путь союза в западном направлении? Мог ли случиться конфликт интересов в борьбе за новые территории и торговые пути?


Обсудите с соседом по парте предложенные в приложении 1 причины войны, выберите верные и запишите их в рабочие листы.


Большая часть сведений о Пелопоннесской войне сохранилась благодаря «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида, древнегреческого мыслителя и афинского военачальника в годы этой войны.

Давайте вместе прочитаем текст данного источника и запишем в рабочий лист хронологические рамки войны.


Объединитесь в группы по 3-4 человека, обсудите прочитанный материал и заполните в рабочем листе таблицу «События Пелопоннесской войны».


Так развивались события Пелопоннесской войны, а о том, какие у этой войны были итоги, мы узнаем из видеофрагмента.


Какие итоги мы можем зафиксировать в рабочих листах?

















Владения Афинского морского союза находились в Восточной Греции. Путь на запад преграждал Пелопоннесский союз.

Пелопоннесский союз стремился к господству в Восточной Греции, но ему мешали Афины.





Записывают в рабочий лист причины войны.

  1. Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза;

  2. Борьба за власть над другими полисами;

  3. Борьба за новые торговые пути.






Читают текст по цепочке

Делают записи в рабочем листе (в теме)




Обсуждают и заполняют таблицу в рабочем листе





Просмотр видео «Итоги войны»




Называют итоги, сверяют со слайдом, записывают в рабочий лист


20 минут

Итог этапа:

Определены причины, ход и итоги Пелопоннесской войны.

Закрепление знаний.

Цель: научить находить определенно-личные предложения и доказывать.

В наших рабочих листах осталось последнее задание. Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю заполнить пропуски в тексте, используя облако слов. В облаке могут быть лишние слова, будьте внимательны.


Заполняют пропуски в тексте.

Читают в слух, что получилось.

3 минуты

Итог этапа:

Учащиеся среди предложений слов нашли понятия, относящиеся к теме урока, верно использовали их для заполнения пропусков.

Подведение итогов урока

Вернёмся к облаку слов, с которого мы начали наш урок. Сможете ли вы сейчас дать краткую характеристику Пелопоннесской войны?

Называют основные моменты и события Пелопоннесской войны

3 минуты

Итог этапа

Рефлексия деятельности, прошло обращение к проблемной ситуации урока. Решение этой ситуации.

Домашнее задание

Для всех: выучить записи в рабочем листе.

Творческое задание по желанию: составить рассказ от лица простого жителя Афин о последствиях Пелопоннесской войны, рассказать, как война повлияла на его жизнь.


Записывают домашнее задание

2 минуты






Приложение 1.

Причины Пелопоннесской войны

  1. Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза;

  2. Желание персов захватить новые территории в Греции;

  3. Восстание рабов-должников в Древней Греции;

  4. Борьба между Афинами и Спартой за власть над другими полисами;

  5. Гражданские войны в Риме;

  6. Борьба Афин и Спарты за новые торговые пути;

  7. Нарушение перемирия;

  8. Поражение Греции в греко-персидских войнах.



Приложение 1.

Причины Пелопоннесской войны

  1. Создание Афинского морского союза и Пелопоннесского союза;

  2. Желание персов захватить новые территории в Греции;

  3. Восстание рабов-должников в Древней Греции;

  4. Борьба между Афинами и Спартой за власть над другими полисами;

  5. Гражданские войны в Риме;

  6. Борьба Афин и Спарты за новые торговые пути;

  7. Нарушение перемирия;

  8. Поражение Греции в греко-персидских войнах.



Приложение 2.

«История Пелопоннесской войны»

В 431 г. до н.э. Спарта и пелопоннессцы осадили Афины, сожгли посевы и оливковые рощи. Население спряталось за стенами. От скученности и грязи люди начали болеть чумой и тифом. Умер каждый четвёртый воин. Афинский флот, в свою очередь, опустошал прибрежные поселения Пелопоннесса.

Война шла с переменным успехом и в 421 году до н.э афинский аристократ и богатейший рабовладелец Никий заключил мир со Спартой, который продлился 6 лет.

В 415 г.до н.э.афиняне хотели захватить самую богатую колонию в Средиземном море – Сиракузы на о.Сицилия. Афинский главнокомандующий Алкивиад перешёл на сторону Спарты и выдал все секреты, какие знал, новый командующий медлил вместо того, чтобы наступать, что дало спартанцам время прислать подмогу. В решающем морском сражении афинский флот был уничтожен на две трети, погибла треть ополчения, а государственная казна истощилась. Спартанский флот был построен в основном на деньги Персии.

Одним из важнейших событий стал государственный переворот в Афинах в 411 г.до н.э. – демократия была свергнута, власть захватили сторонники олигархии, которые ограничили число полноправных граждан пятью тысячами, а новым органом власти сделали Совет четырёхсот. Спарте был предложен мир, но предложение было встречено отказом. Афинский флот вообще отказался признать новую власть, и в державе сложилось двоевластие. Это не могло не сказаться на стабильности, начались восстания и бунты, подавить которые было непросто. Олигархическое правительство продержалось недолго – афинский флот разгромил спартанцев и персов в 406 г.до н.э. в битве на Аргунусских островах, после чего новая власть пала, и была восстановлена демократия.

В Спарте появился талантливый флотоводец Лисандр. В 405 году до н.э он разгромил афинян и с моря блокировал Афины. С суши к городу подступило спартанское войско.

В 404 г. до н.э. афинские олигархи — противники демократии — совершили государственный переворот. Они лишили гражданских прав большую часть афинян и пригласили в Афины отряд спартанских воинов. Были казнены 1500 человек, преимущественно богатых граждан и метеков. Имущество убитых олигархи присваивали себе и использовали для содержания спартанских солдат. Демократия в Афинах сменилась олигархией.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!