СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Отечественные ценности духовности в образовании»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в борьбе за лучшие условия жизни многие люди часто забывают о главной её ценности, о том, что, собственно делает человека человеком. Среди нас нет таких, кто  не хотел, чтобы наши дети стали добрее и не были подвержены влиянию массовой культуры, которая порой агрессивно действует на ещё не сформировавшуюся личность.

И где, как не в библиотеке, говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Библиотека является нравственно-духовным учреждением, а работа библиотекаря по духовно – нравственному воспитанию – это воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к окружающим и любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, культуры поведения, чувства долга, чести и достоинства, уважения к старшим, сострадания, милосердия.

Просмотр содержимого документа
««Отечественные ценности духовности в образовании»»

Описание собственной системы работы

в номинации:


«Отечественные ценности духовности в образовании»


«Библиотеки важнее всего в культуре.

Может не быть университетов,

институтов, научных учреждений,

но, если есть библиотеки, -

культура не погибнет»


Дмитрий Сергеевич Лихачёв


Закон «Об образовании в Российской Федерации» отводит духовно-нравственному развитию, воспитанию личности обучающегося безусловный приоритет на всех уровнях образования. Сегодня в России воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач, начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания. Духовно - нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В настоящее время в борьбе за лучшие условия жизни многие люди часто забывают о главной её ценности, о том, что, собственно делает человека человеком. Среди нас нет таких, кто не хотел, чтобы наши дети стали добрее и не были подвержены влиянию массовой культуры, которая порой агрессивно действует на ещё не сформировавшуюся личность.


И где, как не в библиотеке, говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Библиотека является нравственно-духовным учреждением, а работа библиотекаря по духовно – нравственному воспитанию – это воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к окружающим и любви к ближнему, доброты, терпимости, гуманности, культуры поведения, чувства долга, чести и достоинства, уважения к старшим, сострадания, милосердия.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием пользователей библиотеки лицея, использую как можно больше направлений: это и формирование толерантного сознания у подрастающего поколения, и патриотическое воспитание, и содействие формированию здорового образа жизни, и работа с семьями обучающихся, и развитие интереса к ценностям православной культуры, и краеведческие аспекты в совместной работе библиотеки и музея на Пушкинской.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения делаю акцент на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Для выполнения работы ставлю перед собой задачи:

  • совершенствовать образовательное пространство для организации духовно-нравственного воспитания,

  • развивать профессиональное мастерство и компетенции библиотекаря в обрасти духовно-нравственного воспитания,

  • воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России:

- формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

Мероприятия, проводимые в библиотеке лицея в рамках духовно-нравственного воспитания, можно разделить на шесть основных направлений:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека направлено на ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению. Это направление даёт обучающимся элементарные представления об институтах гражданского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания ориентировано на начальные представления лицеистов о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. Это направление формирует нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к традиционным религиям; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к жизни нацелено на осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; на мотивацию общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни выражается в ценностном отношении к своему здоровью, здоровью окружающих людей; это направление даёт обучающимся элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека, первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, знания о возможном негативном влиянии вредных привычек на здоровье человека.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Его цель: первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях влияет на первоначальные умения детей видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Даёт первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России.

В своей работе использую разнообразные формы. Прежде всего – книжно-иллюстративные выставки, которые привлекают внимание читателей к литературе духовного содержания, классической литературе, к лучшим образцам народного творчества. Процесс духовно-нравственного воспитания в библиотеке предусматривает включение читателей в различные сферы библиотечной деятельности, такие как, просветительские, досуговые мероприятия, библиографическое обслуживание пользователей.

Классическая литература, имеющаяся в каждой библиотеке – это кладезь духовности и нравственности. В нашем обществе она снова становится востребованной, так как существенно перекликается с острыми проблемами современного мира, и как следствие - две крупнейшие библиотеки Российской Федерации – Российская государственная библиотека и Российская национальная библиотека, выполняя Правительственную программу, занимаются оцифровкой классики. Совместный проект двух ведущих российских библиотек по оцифровке классических литературных произведений позволит сделать их доступными любому пользователю сети Интернет. В библиотеке лицея имеется доступ к Национальной Электронной Библиотеке (НЭБ).

Наиболее эффективными формами работы считаю громкие чтения художественных произведений, читательские конференции и обсуждение книг и фильмов, дискуссии, беседы на темы нравственности, праздники народной культуры, интеллектуальные игры, вечера духовной поэзии и духовной музыки, тематические вечера по основам православной культуры, слайд - презентации и виртуальные экскурсии по святым местам. Аргументированность выбора перечисленных форм работы библиотекаря, считаю правильным, так как они отвечают всем возрастным критериям и позволяют разбираться в особенностях психологии детей, учитывают половозрастные характеристики обучающихся, позволяют чувствовать их потребности и интересы, расширять их круг интересов и умений. Проводимые мероприятия в библиотеке включают в себя игровые процессы, отличаются комфортной обстановкой и ощущением «домашней» обстановки, уюта и тепла, что является очень важным фактором для формирования положительного эмоционального настроя.

Библиотека и музей – это два подразделения, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются помощниками в учебно-воспитательном процессе, деятельность которых направлена, прежде всего, на развитие и воспитание разносторонней личности, на подготовку детей к жизни в современных условиях и в связи с этим в лицее реализуются различные проекты взаимодействия библиотеки и музея. Интересны в этом плане краеведческая и исследовательская работа, так как у музея и библиотеки много общих точек соприкосновения.

“Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности лицейской библиотеки в области краеведения.

Интерес к краеведению - это тенденция современности. В лицее сформировалась и постоянно совершенствуется целостная система музейно - библиотечной краеведческой работы. Одно из ведущих направлений в работе библиотеки лицея отводится литературному краеведению. В этом направлении используются разнообразные формы работы, рассчитанные на разные категории читателей:

  • литературно-краеведческие чтения, конференции;

  • тематические вечера;

  • литературные гостиные;

  • творческие проекты;

  • поэтические праздники;

  • презентации поэтических сборников местных авторов;

  • конкурсы стихов и сочинений;

  • совместная работа с Лицейским литературным театром;

  • проводятся экскурсии в рамках программы лицейского музея;

  • готовятся рукописные лицейские издания.

В течение нескольких лет актив библиотеки совместно с руководителем музея ведёт поиск материалов и документов о жизни потомков древнего рода русского поэта, основателя первой русской «Литературной газеты», создателя альманаха «Северные цветы», лицейского друга А.С.Пушкина барона Антона Антоновича Дельвига, о котором великий поэт сказал: «Он был лучший из нас».

Эта краеведческая и исследовательская работа ведется в рамках проекта «Пушкинские лицейские вечера». Уже стало традицией проводить ежегодную литературную конференцию по творчеству, жизни и деятельности А.А. Дельвига и викторины, посвященные, знаменательным датам: дню рождения и дню памяти, дню лицеиста.

Тульская земля тесно связана с историей древнего рода Дельвигов, которая переплетена с историей России и является свидетельством событий, происходивщих в те далекие годы. В Государственном архиве Тульской области (ГАТО) имеются документы, подтверждающие древнее дворянское происхождение рода Дельвигов.

Результатом краеведческой и исследовательской работы стала фотовыставка «Дельвиги в Туле: страницы жизни».

Символично, что эту выставку открывал потомок древнего рода Владимир Сергеевич Дельвиг- кандидат исторических наук, директор Московского Музея «Лефортово». Уникальность экспозиции состоит в том, что на ней представлены ранее не опубликованные материалы и документы.

В год 200-летия Царскосельского лицея представители нашего образовательного учреждения выступили с докладом «Дельвиги в Туле».

Два проекта исследовательской работы по краеведению «Страницы истории здания лицея на Пушкинской» и «Страницы истории Первой мировой и Великой Отечественной войн: 40-й сводный эвакуационный госпиталь и 79-й эвакоприемник в Туле на улице Пушкинской» являются совместной работой библиотеки и музея.

Патриотическое воспитание – одно из основных направлений воспитательной работы в лицее, где учат уважать историю нашей страны и родного города. И вот уже много лет лицеисты исследуют более чем двухвековую историю здания, в котором располагается образовательное учреждение. В связи с этим, на фасаде здания – мемориальные доски: одна из них открыта в мае 2015 года в память о 79-м эвакоприемнике, размещавшемся здесь в 1941 – 1943 г.г., а другая, появившаяся в сентябре 2014 года, напоминает о нахождении в здании во время Первой мировой войны 40-го сводного эвакуационного госпиталя и о посещении его Российским императором Николаем II 21 ноября 1914 года, а в музее и библиотеке лицея были открыты выставка и экспозиция, посвященные 40-му сводному эвакуационному госпиталю, размещавшемуся в 1914-1921 году в здании, где ныне находится наш лицей. В открытии экспозиции принял участие главный специалист Российского государственного военного архива Игорь Михайлович Нагаев, занимавшийся поиском архивных материалов по советскому периоду истории 40-го госпиталя. Этому мероприятию была посвящена статья «Здесь размещался госпиталь», опубликованная в газете «Тула», № 43, 2017 г.

В канун празднования 60-летия полета первого искусственного спутника Земли в библиотеке лицея была развернута выставка «Дорога в космос» из фондов музея и представлены литература и документы, рассказывающие об этой яркой странице освоения космоса. Совместная работа библиотеки и музея так и называлась «Библиотечный час в музее».

Международный день музеев отмечается ежегодно в лицее совместными мероприятиями библиотеки и музея. К этому празднику причастен не только музей учебного заведения, но и лицейская библиотека. В библиотеке проходит выставка уникальных книг и альбомов «Любой музей есть память о веках». В лицейском музее проходят тематические экскурсии для обучающихся и их родителей, а в библиотеке - различные тематические мероприятия и книжные выставки, одна из которых вызвала особый интерес у читателей. Так, в канун празднования Международного дня музеев в библиотеке открылась удивительная выставка библиотечных раритетов «Шедевры классики», экспонатами которой являются книги 1891, 1894, 1912, 1929, 1935, 1945 – 1955 годов издания. Представленные на выставке издания уникальны, сохранились в ограниченном числе экземпляров из-за малых тиражей, стихийных бедствий и уничтожения в своё время по религиозным или идеологическим причинам. Некоторые экземпляры данной выставки можно отнести к категории настоящих музейных экспонатов, рассказывающих об эпохе и месте, в которых они были созданы, повествующих о многочисленных перипетиях своей судьбы.

Ежегодно в апреле лицей проводит цикл мероприятий, посвященных Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей – это тематические встречи с узниками концлагерей - выход обучающихся к ветеранам под девизом «Помоги узнику!», литературно-музыкальная постановка «Дети войны», книжная выставка "Маленькие дети большой войны". Но, пожалуй, самым значимым из цикла мероприятий, было издание сборника «Дети войны», приложения к научно-методическому и культурно-просветительскому журналу «Лицей на Пушкинской».

В этом сборнике собраны воспоминания малолетних узников фашистских лагерей, проживающих в городе Туле. Свои воспоминания о том тревожном времени оставил и директор лицея Сушков Николай Афанасьевич, родившийся в ноябре 1942 года в застенках концентрационного лагеря Пореффанвальд в округе Бад – Херсфельд города Эшвеге. Отрывок из его воспоминаний: «…однажды в одном из бараков немец бросил на пол для меня кусок колбасы. Я, двухлетний ребенок, потянулся за ней, и в тот же миг мне в лицо вцепилась немецкая овчарка. Шрам от ее зубов сохранился у меня до сих пор».

«Жестокая память» войны до сих пор не отпускает не только тех, кто с оружием в руках приближал день Победы, но и тех, кто хотя и не воевал сам в силу своего юного возраста, но познал все тяготы военных лет. Так появилась эта книга, представляющая собой сборник воспоминаний детей войны, историй и свидетельств тех, кто с самого рождения не знал мирной жизни. Важность этих рассказов, воспроизведенных в книге, несомненна, так как перед читателями предстает живая история человеческих судеб, переданная со всей непосредственностью и искренностью очевидцами тех страшных событий.

Хочу отметить, что велика ценность таких мероприятий, проводимых в библиотеке, так как, уходят в прошлое суровые годы Великой Отечественной войны, и чем дальше, тем важнее хранить память о ее героях, рассказывая детям правду о победителях. Поэтому, библиотечные – музейные часы «Книги, опаленные войной» очень любимы лицеистами. Проходят они в канун празднования Дня Победы. Такие сеансы вдумчивого чтения военной прозы для детей формируют умение обобщать, делать выводы с учетом собственных впечатлений, повышают интерес к истории Отечества, воспитывают чувство патриотизма и любви к Родине.

В 2018 году страна отмечала 100 лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына. Сегодня его знают во всем мире. Лауреат Нобелевской премии, автор книги «Архипелаг ГУЛАГ», выдающийся социальный мыслитель – одна из ключевых фигур в истории XX века.

Значение творчества Александра Солженицына, как и его вклад в литературу России, трудно переоценить, именно поэтому Президент России Владимир Владимирович Путин издал Указ о праздновании юбилея писателя в 2018 году.

Лицей №1 отметил эту дату циклом мероприятий. Библиотечный урок, посвящённый творчеству Александра Солженицына «Жизнь не по лжи» прошел в музее на Пушкинской. Литературную экскурсию в музее заведующая библиотекой посвятила русскому писателю, публицисту, общественному и политическому деятелю, лауреату Нобелевской премии, одному из первых писателей хрущевской «оттепели», чья мужественная критическая позиция в отношении к советскому режиму привела сначала к диссидентству, а затем - и к многолетней эмиграции. Также обучающиеся узнали о том, что кроме художественных произведений, затрагивающих острые общественно-политические вопросы, Солженицын был автором историко-публицистических текстов об истории России XIX - XX веков, а мировую известность ему принесла художественно-документальная книга «Архипелаг ГУЛАГ».

В 2000 году лицеисты медицинского класса принимали участие в Российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» с научно-исследовательской работой «Л.Н. Толстой и А.И.Солженицын: деонтологический диалог». Работа была опубликована в научно-методическом и культурно – просветительском журнале «Лицей на Пушкинской», №15-17, 2002 г. Их выступление на конференции было успешным. И как, оказалось, Александр Исаевич познакомился с их работой, и в январе 2001 года в лицей приходит письмо… из Москвы… с Тверской… от Солженицына. Более 17 лет письмо с пожеланиями лицеистам и автографом А.И.Солженицына хранилось в музее лицея. И вот , 3 декабря 2018 года, состоялась передача письма с автографом А.И.Солженицына на государственное хранение в Государственный архив Тульской области. Для совместной работы библиотеки и музея это было значимое мероприятие.

Так же совместной работой библиотеки и музея отмечен издательский проект «Память». Вышла в свет брошюра «Бессмертный полк. Страницы истории.1941-1945» - очередной, третий выпуск, подготовленный в 2017 – 2018 годах. На страницах издания обучающиеся лицея и их учителя рассказывают о своих дедах и прадедах – участниках Великой Отечественной войны, делятся воспоминаниями и документальными материалами. Брошюры эти хорошо иллюстрированы, содержат много фотографий, фотокопий подлинных документов, изображений военных наград.

Библиотека и музей являются постоянными участниками мероприятий, проводимых музеем – заповедником «Куликово поле» и презентаций новых изданий.

В рамках проведения месячника школьных библиотек в лицее проходят громкие чтения сказок Александра Сергеевича Пушкина. Я знакомлю обучающихся начальной школы с таким жанром литературы, как сказка. В результате таких занятий дети получают навыки ориентироваться в жанровом литературном разнообразии, анализировать информацию и соотносить ее с практическим применением в жизни, знакомятся с правилами общения с книгой и поведения в библиотеке.

Не менее популярен у обучающихся и творческий проект «Что за прелесть эти сказки», цель которого - активизация мотивации и любви детей к чтению, мотивация детей к учебной деятельности через проект.

Задачи творческого проекта: закрепление знаний о сказке как особом жанре, знакомство с приёмами сюжетосложения и литературоведческими понятиями, развитие связной речи, умения выступать перед публикой, грамотно и красиво излагать мысли, расставлять смысловые акценты (выделять главное) творческого потенциала обучающихся лицея, воспитание культуры общения и совместного творчества, формирование проектной деятельности через предметное содержание (т. е. погружаем, знакомим через содержание учебника).

После завершения проекта обучающиеся приобретают следующие умения: освоение и систематизация знаний по литературе, умение применять методы исследования; формируются навыки самостоятельной творческой, исследовательской деятельности, умение систематизировать полученный материал, выделять в нём главные и дополнительные, существенные и несущественные сведения; умение планировать, работать в малых группах; чувствовать ответственность за результаты своего труда; приобретение опыта исследовательской деятельности, коллективной реализации творческих проектов, продуцирования речевых высказываний по заданной теме, сочинения, изобразительного оформления, преодоления трудностей в процессе творческого проектирования.

Тема волонтерства в советской классике - любимая тема пользователей библиотеки лицея. «Добрые книги» - интерактивный час по книге А.Гайдара «Тимур и его команда» знакомит с морально – нравственным компонентом в литературе для детей, концептом «дружба», «совесть», «порядочность». По окончании интерактивного часа обучающиеся научились сравнивать реалии быта детей в XX веке и в настоящее время, познакомились с творчеством А.Гайдара, получили развитие таких качеств, как участие, внимательность и сострадание к близким и братьям нашим меньшим.

В рамках празднования 500-летия Тульского кремля в МАОУ “Лицей № 1» в 6 классе прошел библиотечный – музейный урок «Тульский кремль - 500 лет».был представлен краеведческий сборник «Тульский кремль и города Большой засечной черты», который был издан к 500-летию Тульского кремля. В этом сборнике впервые собраны научно-исследовательские статьи о важнейших городах Большой засечной черты. Огромное значение среди этих городов имела Тула. Тула была военным и политическим форпостом южных рубежей государства и особый статус имел Тульский кремль, который играл первостепенную роль в обороне южной границы. За свою историю Тульский кремль ни разу не сдавался неприятелю! Большой интерес вызвала статья тульского писателя В.И. Ксенофонтова «Тайны Тульского кремля». В книге содержатся статьи об 11-ти городах Большой засечной черты. Книга издана тиражом 1500 экземпляров в Красногорском полиграфическом комбинате. Один из этих экземпляров представлен на выставке «Тульский кремль 500 лет» в музее нашего учебного заведения.

2021 год - это и год 100 летия музея – усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная поляна. Совместная работа библиотеки и музея нашла свое отражение в исследованиях обучающихся 8а класса, которые они провели, чтобы рассказать об освобождении Ясной поляны в 1941 году. Обучающиеся активно изучали документы и материалы тех лет.

Эффективность совместной работы библиотеки и музея с обучающимися очевидна и подтверждается следующими показателями: работа Бурыкиной Дианы обучающейся 10 класса «Страницы истории здания лицея на Пушкинской» была опубликована в журнале «Юный краевед» № 6, 2016 г.

9 сентября 2021 года в музее - усадьбе Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" состоялось важное культурное событие, посвященное 192 годовщине со Дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Среди выступающих обучающаяся 8А класса МАОУ «Лицей № 1» Анастасия Моренко, которая в своем выступлении затронула тему войны в творчестве писателя.

Участие в региональном творческом конкурсе «Неизвестные герои Великой Отечественной войны» обучающейся 6А класса Илюхиной Виктории, рассказавшей на страницах своего эссе о Великой Отечественной войне, которая явилась труднейшим испытанием для всей нашей страны, и связана с ее прапрадедушкой по материнской линии – Воронковым Владимиром Романовичем. Девочке было пять лет, когда умер ее прапрадедушка – подполковник, участник Великой Отечественной войны, лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, но по рассказам и воспоминаниям его детей, внуков и племянников, она многое о нем узнала и теперь хранит память о своем героическом прапрадедушке в своем сердце.

Обучающиеся МАОУ «Лицей № 1» постоянные участники и докладчики Яснополянских детских чтений «Юность думает о будущем» и Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее» в Москве.

Обобщенный результат работы по духовно-нравственному воспитанию лицеистов фиксируется в портрете каждого обучающегося лицея, который:

  • умеет учиться, пользоваться информационными источниками, самостоятельно организовать свою деятельность;

  • владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах муниципального, регионального и международного уровней;

  • обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • любознателен, активно познает мир;

  • любит свой край и свою Родину;

  • уважает и принимает ценности семьи и общества;

  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • чувствует свою связь со своим народом, страной, культурой.


Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания лицеистов:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

  • элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего Тульского края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

  • опыт реализации гражданской, патриотической позиции;

  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

  • уважительное отношение к традиционным религиям;

  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;

  • элементарные представления о различных профессиях;

  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4) Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;

  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Опыт работы библиотеки «Краеведческий аспект в совместной работе библиотеки и музея лицея» был представлен на Всероссийском библиотечном конгрессе «Концепция развития и стратегические задачи библиотечного дела в России» в 2019 году.

Публикации в периодических изданиях:

Журнале – сборнике сценариев для школ и библиотек

«Читаем, учимся, играем»:

Гимонова Е.М. «Жить по мудрости народной»// № 12 , 2015;

Газете МКУ «ЦНППМ г. Тулы» «Тульский Школьный Библиотекарь»:

Гимонова Е.М. «Лицей на Пушкинской. Страницы истории»

//ТШБ № 4, 2015;

Гимонова Е.М. « Читаем? Читаем. Читаем!»//ТШБ № 14, 2017;

Гимонова Е.М. «Это у меня получается лучше всего»//ТШБ № 14, 2017;

Гимонова Е.М. «Трудный и удивительный 2018 год»//ТШБ № 23, 2018;

Гимонова Е.М. «Краеведческий аспект в совместной работе библиотеки

и музея лицея» //ТШБ № 28, 2019;

Гимонова Е.М. «Библиотечный час в музее»// ТШБ № 30, 2019;

Гимонова Е.М. «Юность думает о будущем»// ТШБ № 37, 2020.

Готовых рецептов воспитания духовно-нравственной культуры личности не существует. Результаты любого воздействия отсрочены во времени и их трудно отследить в полной мере. Тем не менее, работники школьной библиотеки постоянно и целенаправленно осуществляют мероприятия, призванные пробудить в наших читателях то «разумное, доброе, вечное», что и составляет сущность нравственности и духовности.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!