СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности мордовского женского костюма» Исследовательская работа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа –  это исследование  национального костюма мордвы, особенностей его развития от древности до наших дней. -

Просмотр содержимого документа
««Особенности мордовского женского костюма» Исследовательская работа»

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа №1»













«Особенности мордовского женского костюма»

Исследовательская работа









Выполнила: ученица 7 класса

Волкова Мария

Руководитель: учитель мордовского языка

Рыскина Наталья Петровна



Темников, 2017 г.

Оглавление

1. Введение

2. Основная часть

2.1 Одежда и украшения древней мордвы

2.2 Основные элементы женского праздничного костюма конца 19 начала 20 века

2.3 Колорит и красочность мордовской вышивки

2.4 Современный национальный костюм женщин

3. Заключение

4.Библиографический список

5.Приложения









































Вижу в дымке сумеречной избы.

                                                       От колодца – кружево следов.

                                                   На заиндевелом коромысле

                                                      У мокшанки два ведра с водой.

                                                      Щамурвай – малиновое пламя.

                                                             А на поясе, - гляди, народ!

                                                    Погремушка с алыми кистями.

                                                       Снег хрустит. Красавица идет.

                 В. ГАДАЕВ

Введение

      Одежда всегда была и остается неотделимой частью материальной культуры общества. Поэтому костюм следует рассматривать в неразрывной связи с историческим и экономическим развитием народа

Мордовская народная одежда - наиболее яркая и полно сохранившая часть художественного наследия наших предков.

 Народный костюм мордвы сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши.

Самыми полнозвучными и в эстетическом, и в историческом смысле являются женские костюмы, особенно праздничные. В праздничных, свадебных костюмах отложились существенные черты вышивки и украшений. Вышивка придает народной одежде неповторимый колорит и красочность. Мотивы ее орнамента вобрали представления народа о мире, о социальных отношениях, магических и эстетических нормах.

       Традиционный костюм мордовского народа имеет ярко выраженную этническую направленность, которая проявляется в особенностях покроя, выборе материала, украшениях, расположении декора. Ему свойственны следующие черты: рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, согласованность конструктивных линий и распределения декора, цветовая гамма, включающая в себя определенное количество тонов, традиционность объединения различных вещей в ансамбль.

 Данная работа – это исследование  национального костюма мордвы, особенностей его развития от древности до наших дней.

-1-

Актуальность исследования: актуальность данного исследования заключается в том, что наши наблюдения в совокупности с другими подобными будут способствовать  расширению знаний о национальной культуре, воспитанию патриотизма.

Методы исследования: сравнительно-сопоставительный метод, синтез, анализ, опрос, обзор литературы и источников.

Основная гипотеза исследования: национальный костюм мордвы дает возможность раскрыть эстетические воззрения народа; у великого произведения декоративно-прикладного искусства нет возраста, народ его постоянно совершенствует, зная, что это и есть одна из основ развития человечества.

 Цель и задачи  работы:

-познакомить  с богатством вариаций мордовской народной одежды, ее эстетическими достоинствами, пластическими возможностями и своеобразием манер ношения, показать, как в  национальном костюме мордвы воплотилось понятие народа об идеальном облике людей своей нации во взаимосвязи с окружающей природой, жизнью, культурой.

Цель обусловила ряд конкретных задач:

1.Изучить литературу, написанную на данную тему.

2.Проследить историю развития мордовского народного костюма.

3.Выявить особенности костюма мордвы

4.Выяснить причины, повлиявшие на ход перемен в национальном костюме.

5.Рассмотреть колорит и красочность мордовской вышивки

6.Рассмотреть элементы современного национального костюма мордвы

Я решила провести опрос своих учащихся, где они видели мордовский национальный костюм. И вот какие результаты получились. Было опрошено 87 учеников 5-7 классов. Из них на картинке видели все -100%, на сцене-83 % опрошенных и в жизни (на праздниках, у соседей)-47%.

Тема моей работы «Особенности мордовского женского костюма» выбрана не случайно. И я объясню почему. На уроках мокшанского языка со второго класса мы говорим о красоте мордовского национального костюма. Многие входящие в его состав я уже узнала из учебников, журнала «Якстерь тяштеня», из походов в музей. Но мне хочется знать больше о мордовском женском костюме и рассказать своим одноклассникам и другим детям.

Моя бабушка родом из деревни Малиновка. В этом мордовском селе прошло её детство и юность, но и сейчас она часто посещает свою родину. Приезжая в Малиновку, бабушка --2-

наряжается в современное мокшанское платье. А у её старшей сестры сохранился мокшанский костюм, доставшийся ей от матери. Мне нравится, когда на праздники тётя наряжается в него.

Интересны рассказы моей бабушки об обычаях мордвы, о свадебных обрядах, о праздниках, которые любят и встречают они очень весело с песнями, танцами и угощениями. Но об этом, наверное, в другой раз.

Сегодня я хочу рассказать все, что слышала, видела сама, и читала об удивительных мордовских костюмах, сделанных вручную мордовскими женщинами, украшенные вышивкой, многочисленными изделиями из металла, бисера и монет. Сколько же нужно иметь терпения, умения, чтобы создать один такой костюм.

2.Основная часть

2.1. Одежда и украшения древней мордвы.

Из книги «Мордовия в истории России» я узнала, что восстановить костюм мордвы конца 1 -начала 2 тысячелетия н. э. можно лишь приблизительно. При раскопках древних могильников учёные обнаружили отдельные куски тканей. По ним можно судить о том, что одежда наших предков изготавливалась из шерсти и льна. Лучше сохранились различные украшения. Обычно они были сделаны из серебра, бронзы, железа, реже из золота.

Самым главным элементом женского костюма был головной убор. Он изготавливался из ткани, меха, кожи. До наших времён дошёл не сам убор, а лишь его металлические украшения.

Также у мордвы были украшения - это нагрудные украшения – бляхи (бронзовые или серебряные, круглые диски размером с блюдце; нашейные украшения – это обручи из металла, которые называют гривнами.

На руках мордва носила браслеты и перстни, часто по нескольку штук. Браслеты изготавливались из серебряной и бронзовой проволоки или прутьев. Пальцы рук украшались перстнями. Существовали как простые кольца из свернутой проволоки или пластины, так и более сложные, ажурные.

Мордва украшала и свою обувь. При раскопках древних могил были обнаружены остатки обуви из лыка (лапти) и кожи. От лаптей сохранились только онучи и кожа­ные оборы, которые украшались бронзовыми бляшками. Обувь из кожи сохранилась плохо. Она имела вид кожаных чулок, которые натягивались на ноги, и тапочек на мягкой подошве.

2. 2 Основные элементы женского праздничного костюма конца 19 начала 20 века.

-3-

Работая с литературными источниками, я узнала, что до нашего времени дошёл костюм крестьянской среды. Он сложился, примерно, в 1850 году и передавался из рук в руки в течение шести поколений.

Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти была связана с различными обрядами, ритуалами и костюм играл огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах. Всей своей нарядностью, яркостью, народный праздничный костюм является своего рода компенсацией за монотонную обыденность повседневного быта. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты.

Мордовская народная одежда – наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Многосоставная, с обилием различных украшений, разнообразием вышивки одежда была неповторимо колоритна и красочна. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Основной частью женского костюма, как у эрзи, так и у мокши, являлась рубаха - панар туникообразного покроя без воротника.

Эрзянский панар шили из двух полотнищ холста, перегнутых пополам и сшитых по продольной нитке. В середине, по центральному шву оставлялись прореха для ворота, внизу спереди разрез на подоле для шага, в боковые швы сверху под прямым углом вшивались рукава. Эрзянская рубаха носилась с небольшим напуском у пояса, некоторую пышность форм создавал пулай. Главным украшением панара, более распространенного типа рубахи, была ковровая, рельефная вышивка.

Для мокшанской группы был характерен многослойный костюм, состоящий из нечетного количества туникообразных рубах и недлинной распашной одежды. Подолы рубах, поднятые один над другим, открывали широкий многоярусный ряд вышивки. Мокшанки носили рубахи значительно короче, чем эрзянки, до колена. Рубаха, подпоясанная на бедрах, образовывала большой напуск, благодаря которому силуэт костюма обретал мягкость, округлость форм.

Женскую рубаху эрзянки носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением, которое называется пулай или пулагай. Носили пулай чуть ниже талии, на бёдрах. Первый раз девушки надевали его в день совершеннолетия, после чего он считался обязательным элементом женского костюма вплоть до глубокой старости.

Особенно богато украшался раковинами, медными пуговицами, бляшками, разноцветным бисером праздничный пулай.

В мокшанском костюме набедренные украшения представляли собой группу отдельных элементов в виде декоративных кистей-подвесок — цёкт, килькшт, каркспет,

-4-

изготовлявшиеся из бус, жетонов, шерсти или шёлка.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам. Украшение считалось оберегом в костюме девушек и молодых женщин. Пряжку с иглой, основу было принято скрывать от посторонних глаз под ожерельем или воротником из бисера. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником. На уши надевали серьги с подвеской-серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

По праву видное место в костюме девушки отводилось головным уборам. Несмотря на то, что красивая коса у многих народов была синонимом девичьей красы, ленты, налобные повязки, венки и шапочки в мордовской культуре были весьма самобытным и оригинальным явлением.(Слайд 9 )

Как и у других народов, у мордвы различались головные уборы девушек и молодых женщин. У девушек самым распространенным видом головного убора была налобная повязка в виде обруча из луба или картона, обтянутая тканью и украшенная вышивкой,

бисером (ашкоркс, пурдавкс м., паця коня, пря сюкс э.). Налобная повязка могла быть и мягкой. Головные уборы замужних женщин должны были полностью скрывать волосы. Их существовало несколько видов

Высокие головные уборы на твердой основе конической, прямоугольной и твердой формы - панга, были распространены в основном у эрзи. Основа из луба обтягивалась красным материалом и украшалась вышивкой, бисером и медными цепочками. На шею сзади спускалась небольшая вышитая лопасть бисерным шитьем.

Сложные головные уборы типа сороки бытовали на всей территории расселения мордвы. Сорока представляла собой чепец из холста. Её украшали вышивкой в форме колпака или чепца служил как бы подкладкой верхнего головного убора, но пожилые женщины носили их самостоятельно, покрывая сверху платком.

У мокши бытовали мягкие головные уборы типа полотенца или покрывала с вышитыми концами. Терюхане носили венец, но в отличии от девичьего головного убора он был закрыт сверху. С венцом женщины одевали плетни – длинные полоски холста или кожи с нашитыми серебряными монетами, они спускались на грудь спереди.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть м., карть э.) из липового или вязового лыка. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта. Из более широких лык плели ступни, которые служили для работы во дворе или около дома.



-5-

Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот м., кемть э.). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги имели массивный задник.

Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

Зимой носили черные, серые, иногда белые валенки.

2. 3. Колорит и красочность мордовской вышивки

Колорит и красочность мордовской вышивки очень разнообразен. Старинная мордовская вышивка украшала в основном народную одежду, особенно праздничную. Она по своему виду напоминает ковёр, ибо благодаря плотно положенным стежкам фон холста почти не просвечивает, выполнялась в основном шерстяными нитками, которые пряли сами мордовки из овечьей шерсти и красили их, пользуясь растительными красителями, дававшими ниткам глубокие тона.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: чёрный с синим оттенком и тёмно-красный, как основные тона, жёлтый и зелёный для расцвечивания узора.

Характер вышивки мордовской женской одежды отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм от обыденного.

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с шести – семи лет.

Владение сложным искусством вышивки считалось по праву одним из больших достоинств девушки .

Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство, как в технике исполнения, так и отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звездочки».

Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания.

На свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии.

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

-6-

Все виды вышивок осуществлялись по счету нитей холста. Его полотняная структура была своего рода канвой для точного расположения швов.

Применяя счетную технику, вышивальщицы полностью закрывали стежками холст, фон которого почти не принимал участия в композиционном построении орнамента

Разнообразие приемов мордовской вышивки веками подчинялось единой схеме расположения, которая зависела от покроя одежды, традиционно принятого силуэта, от формы шейных и набедренных украшений.

2.4. Современный национальный костюм женщин

Современный мордовский праздничный женский костюм выглядит совершенно по –другому.

Основой костюма остаётся - панар. Но он отличается от прежнего. Появились рукава со сборками из ситца. Ушла из костюма многослойность рубах. Теперь женщины одевают одну рубаху. Но низ её украшают до бёдер многоярусной каймой - петькст. Меняются материалы, из которых они выполнены. Здесь присутствуют нашивки из кумача, тканевой тесьмы, паетки. По всей рубахе вышивки становится меньше, меняется её цветовая гамма. Она стала ярче, насыщеннее.

На рубаху надевается передник с грудкой - сапоня. Праздничные передники отличаются яркостью расцветки. Их часто делают двухцветными. Шьют передники из различного материала: сатина, шёлка, атласа. Грудка имеет квадратную форму с прямоугольными лямками, к которым пришиваются идущие от пояса оборки -гофре. Подол украшается кружевом, цветной бейкой, сутажом. Центр грудки также украшается тесьмой. Кроме того, на передник подпоясывается кушак из тонкого шерстяного полотна с кистями на концах. Кушак обычно бывает ярких цветов контрастных переднику: зелёного, розового, голубого цвета.

Основным головным убором женщины в настоящее время являются платки и шали. Обычно женщины надевают два платка: нижний -хлопчатобумажный белый и верхний -по размерам больше нижнего, шёлковый или шерстяной. В праздники поверх платка повязывается налобная лента -коняфкс, украшенную бусами, паетками, пуговицами. Некоторые женщины украшают головной убор перьями селезня.

Сквозь до середины 20 века мордовские женщины как праздничную обувь носили сапоги со сборками –срмафкс мархта кямот из коровьей или телячьей кожи. Верх голенища украшали красным сафьяном, строчкой. Сейчас одевают современные кожаные сапожки. С сапогами надевают полосатые наколенники, связанные из чёрной и белой шерсти -цюлкат. Их длина колеблется от десяти до двадцати сантиметров.

Праздничный костюм женщин-мордовок изобилует различными украшениями: ожерелья на шею, поясные подвески, парные подвески, бубенцы и т.д.

-7-

3. Заключение

В процессе исследования я узнала, что мордовский костюм менялся во времени. Панар раньше шили из домотканого полотна из шерсти или льна. Теперь его шьют из тонкой фабричной ткани. Меньше стало вышивки на полотне, но она стала более яркой насыщенной. Раньше рубахи носили в три слоя, теперь одна рубаха по подолу которой расположена нашивка - петькс. В костюме появилась новая деталь-передник. Поменялась обувь: от лаптей, сапог со сборками до современной обуви. Большие изменения произошли в украшениях. В древности это были изделия из серебра, меди, бронзы, железа реже из золота. В современном наряде присутствуют элементы старины. Но большинство нагрудных украшений современные - бусы из стекла, фарфора, пластмассы.

Я узнала, что женские костюмы разных районов Мордовии отличаются друг от друга передниками, вышивкой, украшениями.

К сожелению, женщины в национальной одежде встречаются ещё реже. Да и носят повседневно не национальный костюм, который я описала. В 20 веке в обиход мокшан вошло платье -нула. Праздничный национальный костюм можно увидеть разве что на сцене или на дне города. Современные девушки и женщины не занимаются составлением таких костюмов. И более старшее поколение мокрдовок очень бережно относятся к своим нарядам. Одевают их на большие праздники, на свадьбы близких родственников или для выступления на сцене.

























-8-

4. Библиографический список



1. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.

2. Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982

3. Корнишина Г.А.Знаковые функции народной одежды мордвы. Саранск: Мордовское книжное издательство, 2002. – 259 с.

4. Прокина Т.П. Мордовский народный костюм/Т.П.Прокина, .Смирнова М.И. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1990. – 428 с.

5. В.Н. Мартынов. Мордовская народная вышивка/В.Н. Мартынов.– Чебоксары, 1991. – 274 с.

6. А.И.Сухарев -Мордовия- Саранск: Мордовское книжное издательство,2003-2004.

7. В.Н.Мартьянова. Мордовская народная вышивка/В.Н.Мартьянова. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 1991.,293с.

8.      Интернет-источники  http://www.mrkm.ru , http://www.itogi.ru , http://zubova-poliana.narod.ru























-9-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!