СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».»

«Основные приёмы постановки и автоматизации свистящих звуков у детей с дизартрией. Трудности и пути решения».

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дизартрия является следствием органического поражения центральной нервной системы, при котором расстраивается двигательный механизм речи. При дизартрии нарушена моторная реализация речи.

У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате:

- Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции: у таких детей лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за слабости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены;

- Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребёнка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

- Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

- Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях

- Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках.

- Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи.

Характер речевых расстройств находится в тесной зависимости от состояния нервно-мышечного аппарата органов артикуляции. Фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает:

- межзубное, боковое произношение свистящих;

-дефект смягчения свистящих, в связи со спастическим напряжением средней спинки языка;

- дефект озвончения (при спастичности голосовых связок), а при их паретичности — дефект оглушения

Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребёнок говорит на вдохе.

Особенностями логопедической работы над коррекцией звукопроизношения при дизартрии являются:

- значительно более длительные сроки работы над каждый звуком;

- необходимость одновременной работы над несколькими звуками, принадлежащими к разным артикуляционным группам;

- опора на компенсаторные возможности ребенка (сохранные анализаторы, правильно произносимые звуки, непроизвольные движения, звукосочетания);

- соблюдение определенной последовательности в работе над звуками.

Логопедическая работа по постановке свистящих звуков у детей с дизартрией.

Работа над звуком ведётся в следующей последовательности:
1. Подготовительный этап.
2. Постановка звука, формирование первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

 Подготовительный этап:

  • уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата, нормализация мышечного тонуса (массаж);

  • обязательно развитие речевого дыхания и голоса, так как самая интенсивная выдыхаемая струя воздуха требуется для произношения свистящих звуков)

Сначала учим выдыхать на кончик языка. (Язык лежит на нижней губе, на его кончик «клеим» квадратик бумаги – улыбнуться и сдуть «снежинку, листочек и т.д.»).

Затем сдуваем лёгкие предметы с ладони. При этом следить, чтобы щёки не надувались. Постепенно отодвигаем ладонь с предметом до расстояния вытянутой руки.
 Когда ребёнок научится сдувать с кончика языка, то учим его, опускать язык ниже. 

  • формирования артикуляционного праксиса ( А.Г для свистящих). индивидуальный подбор и непрерывное, постоянное выполнение артикуляционных упражнений во время всего коррекционного периода.

  • Развитие фонематического восприятия, звукового анализа

  • Развитие общей и мелкой моторики.

На этапе постановки у дизартриков, в первую очередь учитываются компенсаторные (сохранные) и индивидуальные возможности ребенка. Работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, целесообразно вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. У многих детей с речедвигательными расстройствами сначала лучше осуществляется постановка и дальнейшая автоматизация более «сложных» звуков, например шипящих или сонорных. При этом свистящие звуки будут корригироваться позже, после «созревания» дорсальной позиции, являющейся часто для детей с дизартрией одной из самых трудных.

Логопедическую работу по преодолению нарушения свистящих звуков начинают с постановки и автоматизации звука [с]. После автоматизации этого звука ведется аналогичная работа по постановке и автоматизации звука [с'], затем со звуками [з, з'], а затем со звуком [ц]. 

Способы постановки звука [C]:

  1. По подражанию.

  2. Механический способ.

  3. Смешанный способ.

Одним из приёмов постановки звуков при дизартрии является метод фонетической локализации. У ребёнка вызывается «аналог» звука, не совпадающий полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но вместе с тем четко противопоставленный всем остальным звукам речи.

 

1. Объяснение правильной артикуляции звука перед зеркалом (улыбнуться, поставить зубки заборчиком, кончик языка спрятать за нижние зубы, боковые края прижаты к коренным зубам, передняя часть спинки языка приподнимается. Необходимо посвистеть, или подуть на кончик языка (не говорить, что произносим звук [с], иначе воспользуется своим старым произношением.) Автоматизируем в слогах СА-СЭ-СЫ (СО-СУ не брать, т.к губы вперед)

2.Ребё1нку предлагается просунуть язык между зубами и подуть на него: ф-ф-ф, затем убрать язык за нижние зубы, растянуть губы в улыбке, сжать зубы и произнести звук [с], используем специальные упражнения на имитацию некоторых действий:

      - игра «Насос», песенка воды, свисток чайника

      - легкий ветер

- воздушный шарик сдувается (с-с-с-с).  

3."Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук [и] про себя. Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук [c]. Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

  1. от «Горочки» - дуем на горку, сначала с открытыми зубами, потом в упр. «заборчик». Помогаем зондом, удерживая кончик внизу.

  2. От звука Т. Просим ребенка сказать звук Т как обычно, а потом протянуть его дольше ТССССССССССС, получается что-то похожее на свист. Чтобы звук стал чётким, просим широко улыбнуться и подровнять зубки заборчиком (или поправить с помощью зонда)

  1. От слога Та (при его произнесении спинка приподнимается как при С), ребенок произносит несколько раз ТА-ТА, а мы палочкой опускаем кончик языка вниз, получается СА

  2. От звука Ш

Шипит, просим подвинуть язык к зубам и опускаем кончик вниз

  1. От звука Ц

Ц состоит из двух звуков Т и С, нужно отделить эти два звука. Просим ребенка протянуть долго звук ЦССССССССССС, а второй раз просим его произносить звук с прерыванием выдоха ЦССС –СС-СС, и к последнему звуку добавить гласную ЦС –ССА. ЦС –ССЭ.

  1. Губно-зубной ФФФФФФ

Ребёнок произносит ФФФФФ, оттягиваем рукой нижнюю губу вниз и просим ребенка поставить зубы заборчиком. Помогаем зондом

8. Исправление межзубного произношения.

Просим ребенка сказать его обычный звук С, предложить зажать зубы, поставить их друг на дружку и сказать его обычный звук С. Несколько раз поиграть в игру «Кто дольше сможет разговаривать с зажатыми зубами»

Или помогаем убрать кончик зондом за зубы.

Звук З

Те же способы

Если поставлен звук С, то просим посвистеть громко и звонко ССС_ЗЗЗ, положить ладошку на горлышко и проверить работу голосовых связок

Звук Ц

-по подражанию. Пальчик к носу тихо! ЦСС

- от звука Т. Сказать, что при произнесении звука Т кончик языка наверху, а ты попробуй сказать звук Т с опущенным за нижние зубы кончиком. Или держать кончик палочкой и говорить звук Т

-многократное и быстрое произнесение звуков ТС

Автоматизация свистящих звуков у детей с дизартрией.

Автоматизация (закрепление вызванного звука) является самым сложным и длительным этапом логопедической работы при дизартрии.
Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, но в потоке речи звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Нужно уделять тщательное внимание автоматизации звуков в слогах разной структуры (где все звуки произносятся утрированно, ДОЛГО СИДИМ НА СЛОГАХ), далее — в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Очень важно, чтобы из лексического материала были исключены звуки, которые у ребенка произносятся искаженно или еще не закреплены.

Игры на автоматизацию свистящих и [Ц]

  • «Ленты».

  •  «Сундучок с драгоценностями». Берем сундучок или шкатулочку, отдельно много украшений и безделушек. Задание непростое: найти «драгоценности», в названиях которых есть свистящие, проговаривая Я  КЛАДУ В СУНДУК  золотой или серебряный браслет, золотой шарик, серебряное кольцо.

  • «Угости Зою сладостями» – нужна иллюстрация с изображением девочки (да кого угодно: мальчика, котика, рыбки), из картона вырезаем заготовки в виде конфет. На одну сторону «конфеты» наклеиваем изображение предмета, название которого начинается на тот звук, который необходимо автоматизировать, например [С]. Предыстория: Зоя очень любит сладости. Давай ее угостим! Ребенок должен выбрать те «конфеты», на которых изображен предмет на букву С. Произнес правильно слово, можно угостить Зою, нет – конфетку забирает взрослый.

  • Игра «Сказочные животные»

Задания на добавление деталей к заготовке рисунка: чудесная игра, которую можно использовать не только на логопедических занятиях. Итак, на бумагу ставим отпечатки пальцев, измазанных негусто краской, в произвольном порядке. Предлагаем дальше дорисовать такие детали к отпечаткам, чтобы получились предметы или живые существа, в названиях которых есть нужные для автоматизации звуки.


Трудности в работе учителя – логопеда при коррекции свистящих звуков у детей с дизартрией

  1. В связи с тем, что дизартрия - это органическое поражение центральной нервной системы, при коррекции свистящих звуков требуется обязательное медикаментозное лечение для обеспечения питания ЦНС, которое назначает невролог. Но в большинстве случаев,  родители не понимают необходимости обращения к неврологу.  В результате чего значительно удлиняются  сроки коррекции,  которая в свою очередь, требует больших усилий от логопеда и ребенка.
    А еще медикаментозным лечением снимается отрицательное отношение ребенка к логопедическим воздействиям. 
    2.  Длительные сроки отработки каждого звука и соблюдение определенной последовательности в работе над звуками. Это связано с наличием ММД (минимальная мозговая дисфункция) у детей с дизартрией, которая выражается в нарушении деятельности мозга (плохое кровообращение и вследствии, - плохое питание мозга): снижении работоспособности, памяти, устойчивости внимания и т.п. А процесс автоматизации – выработка условно-рефлекторных связей.
    3.«Кабинетный эффект». Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок при контакте с логопедом в условиях кабинета демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному (искаженному) произношению.

4. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартрией

Пути решения проблем в процессе постановки и автоматизации свистящих звуков:

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса, всю работу с такими детьми, необходимо проводить комплексно, на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения.

 Тесная работа с родителями ребёнка с неврологом и со всеми специалистами.

Большое внимание следует уделять выработке кинестетических ощущений от движения и тонуса артикуляционной мускулатуры. Эти ощущения усиливаются при выполнении упражнений с закрытыми глазами.
 Формирование активной позиции ребёнка, его мотивация к улучшению речи.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!