СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок

Просмотр содержимого документа
«Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в.»

Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в.

Общественная мысль, публицистика, литература в XVIII в.

Вспомним 1. Магистром какого ордена стал император Павел I в 1797 г.? 2. Какие острова были освобождены в ходе морской экспедиции под командованием флотоводца Ф.Ф. Ушакова? 3. В каком году началась экспедиция в Индию под командованием атамана войска Донского генерала В.П. Орлова? 4. Как звали старшего сына императора Павла I? 5. Какого звания был удостоен А.В. Суворов за Швейцарский поход? Как изменился герб Российской империи в правление императора Павла I?  Кого император Павел I сменил на престоле? 3. Через какие горы прошел Русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова? 4. В каком году закончилось правление императора Павла I? 5. Одним из организаторов заговора против Павла I был петербургский генерал-губернатор (назовите его фамилию) Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Вспомним

1. Магистром какого ордена стал император Павел I в 1797 г.?

2. Какие острова были освобождены в ходе морской экспедиции под командованием флотоводца Ф.Ф. Ушакова?

3. В каком году началась экспедиция в Индию под командованием атамана войска Донского генерала В.П. Орлова?

4. Как звали старшего сына императора Павла I?

5. Какого звания был удостоен А.В. Суворов за Швейцарский поход?

  • Как изменился герб Российской империи в правление императора Павла I?
  • Кого император Павел I сменил на престоле?

3. Через какие горы прошел Русский экспедиционный корпус под командованием А.В. Суворова?

4. В каком году закончилось правление императора Павла I?

5. Одним из организаторов заговора против Павла I был петербургский генерал-губернатор (назовите его фамилию)

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние  на общественную мысль России.  Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России Начало эпохи Просвещения было положено научной революцией, начавшейся в Европе в конце XVII века. Открытия, сделанные Б. Паскалем, Р. Гуком, Г. Галилеем, И. Ньютоном, изменили картину мира. Они показали, что мир развивается по собственным законам. Б. Паскаль Г. Галилей Р. Гук И. Ньютон Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.

Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России

Начало эпохи Просвещения было положено научной революцией, начавшейся в Европе в конце XVII века. Открытия, сделанные Б. Паскалем, Р. Гуком, Г. Галилеем, И. Ньютоном, изменили картину мира. Они показали, что мир развивается по собственным законам.

Б. Паскаль

Г. Галилей

Р. Гук

И. Ньютон

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние  на общественную мысль России.  Философы и представители других наук обратили свой взор на изучение современного им общества. Это был критический взгляд, отвергавший традиционные представления о религии и церкви на общественные порядки. Т. Гоббс, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро в своих трудах заговорили о естественном праве человека и даже об изменении существующих общественных порядков в своих странах. Ж.-Ж. Руссо И. Кант Т. Гоббс Д. Дидро Вольтер Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.

Философы и представители других наук обратили свой взор на изучение современного им общества. Это был критический взгляд, отвергавший традиционные представления о религии и церкви на общественные порядки. Т. Гоббс, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Д. Дидро в своих трудах заговорили о естественном праве человека и даже об изменении существующих общественных порядков в своих странах.

Ж.-Ж. Руссо

И. Кант

Т. Гоббс

Д. Дидро

Вольтер

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние  на общественную мысль России. Вводятся такие понятия как: «естественное право», «разделение властей» . Эти взгляды нашли отклик  в просвещенном обществе. Екатерина II вела активную переписку с Вольтером и Дидро, считая при этом, что сами идеи хороши, но неприемлемы для России. После Пугачевского восстания, а затем Французской революции об идеях просвещения предпочтали не вспоминать. Однако идеи просвтителей были популярны в среде российских писателей, литераторов и издателей. Вольтер Екатерина II Д. Дидро Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Эпоха Просвещения в Европе и ее влияние на общественную мысль России.

Вводятся такие понятия как: «естественное право», «разделение властей» . Эти взгляды нашли отклик в просвещенном обществе.

Екатерина II вела активную переписку с Вольтером и Дидро, считая при этом, что сами идеи хороши, но неприемлемы для России.

После Пугачевского восстания, а затем Французской революции об идеях просвещения предпочтали не вспоминать. Однако идеи просвтителей были популярны в среде российских писателей, литераторов и издателей.

Вольтер

Екатерина II

Д. Дидро

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Особенности развития отечественной художественной культуры Прочитайте пункт 2  на стр.73 и выпишите в тетрадь особенности развития отечественной художественной культуры Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности развития отечественной художественной культуры

Прочитайте пункт 2 на стр.73 и выпишите в тетрадь особенности развития отечественной художественной культуры

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Особенности развития отечественной художественной культуры Главная особенность — соединение европейских черт с национальным своеобразием . Литературные произведения пользуются популярностью в среде зарождающейся интеллигенции. В моде: спектакли, коллекционирование книг, картин и фарфора. Основными направлениями художественной культуры были барокко и классицизм . В творчестве художников можно увидеть новые идеи: стремление к нравственным идеалам и свободомыслию . СПБ. Императорская Публичная библиотека. Зал Екатерины II Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Особенности развития отечественной художественной культуры

Главная особенность — соединение европейских черт с национальным своеобразием .

Литературные произведения пользуются популярностью в среде зарождающейся интеллигенции. В моде: спектакли, коллекционирование книг, картин и фарфора.

Основными направлениями художественной культуры были барокко и классицизм .

В творчестве художников можно увидеть новые идеи: стремление к нравственным идеалам и свободомыслию .

СПБ. Императорская Публичная библиотека. Зал Екатерины II

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

 Особенности развития отечественной художественной культуры Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в искусстве, для которого характерны грандиозность, пышность, пристрастие к эффектным зрелищам. Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) —стиль в искусстве, который опирался на античное искусство, взяв его за идеальный эстетический образец. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Особенности развития отечественной художественной культуры

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») – стиль в искусстве, для которого характерны грандиозность, пышность, пристрастие к эффектным зрелищам.

Классицизм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) —стиль в искусстве, который опирался на античное искусство, взяв его за идеальный эстетический образец.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература Заполните таблицу (стр. 73-75): Поэт, писатель Произведения Основные идеи Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Литература

Заполните таблицу (стр. 73-75):

Поэт, писатель

Произведения

Основные идеи

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Литература В середине XVIII в. жанровое разнообразие в литературе представлено множеством жанров. Складывается новый литературный язык. Среди поэтов наиболее выделялись А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский . А.П. Сумароков прославился как автор первых русских комедий и трагедий. Во времена Елизаветы свои оды писал М.В. Ломоносов.  Д.И. Фонвизин  сатирически изображал нравы дворянства в «Недоросле» и «Бригадире». Г.Р. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ идеального монарха. Н.М. Карамзин  своей повестью «Бедная Лиза» доказал «что и крестьянки любить умеют»... Н.М. Карамзин худ. А.Г. Венецианов. 1828 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Литература

В середине XVIII в. жанровое разнообразие в литературе представлено множеством жанров. Складывается новый литературный язык. Среди поэтов наиболее выделялись А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский .

А.П. Сумароков прославился как автор первых русских комедий и трагедий. Во времена Елизаветы свои оды писал М.В. Ломоносов. Д.И. Фонвизин сатирически изображал нравы дворянства в «Недоросле» и «Бригадире». Г.Р. Державин в оде «Фелица» пытался создать образ идеального монарха. Н.М. Карамзин своей повестью «Бедная Лиза» доказал «что и крестьянки любить умеют»...

Н.М. Карамзин

худ. А.Г. Венецианов. 1828

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. Общественная мысль, политическая литература, публицистика Одним из первых произведений политической литературы была записка В.Н. Татищева  подданная Сенату в 1730 г. В ней он оказывал поддержку самодержавию. А.П. Волынский  отстаивал стремление русских дворян участвовать в управлении государством. А.Н. Радищев  в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» обличал произвол и беззаконие, творившиеся в стране. За это произведение он и будет отправлен в ссылку. Н.Н. Новиков  был последовательным противником крепостного права, что отразилось в журнале «Трутень», «Живописец» и др. А.Н. Радищев

4. Общественная мысль, политическая литература, публицистика

Одним из первых произведений политической литературы была записка В.Н. Татищева подданная Сенату в 1730 г. В ней он оказывал поддержку самодержавию.

А.П. Волынский отстаивал стремление русских дворян участвовать в управлении государством. А.Н. Радищев в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» обличал произвол и беззаконие, творившиеся в стране. За это произведение он и будет отправлен в ссылку.

Н.Н. Новиков был последовательным противником крепостного права, что отразилось в журнале «Трутень», «Живописец» и др.

А.Н. Радищев

5. Мемуары Новым явлением российской публицистики XVIII в. стали мемуары. Наиболее яркими произведениями жанра стали Собственноручные записки императрицы Екатерины II , Записки Е.Р. Дашковой , Чисточердечное признание в делах моих и помышлениях Д.И. Фонвизина . А.Т. Болотов  в своих мемуарах подробно описал жизнь среднего дворянства России в екатерининскую эпоху. А. Т. Болотов. С автопортрета. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Мемуары

Новым явлением российской публицистики XVIII в. стали мемуары.

Наиболее яркими произведениями жанра стали Собственноручные записки императрицы Екатерины II , Записки Е.Р. Дашковой , Чисточердечное признание в делах моих и помышлениях Д.И. Фонвизина .

А.Т. Болотов в своих мемуарах подробно описал жизнь среднего дворянства России в екатерининскую эпоху.

А. Т. Болотов. С автопортрета.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пресса В 1783 г. был обнародован указ, разрешающий создавать вольные, т.е. частные, типографии. Новые типографии открываются в 17 губерниях: Астрахань, Воронеж, Калуга, Кострома, Смоленск и т.д. За время правления Екатерины II в свет вышло 7500 книг. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Пресса

В 1783 г. был обнародован указ, разрешающий создавать вольные, т.е. частные, типографии.

Новые типографии открываются в 17 губерниях: Астрахань, Воронеж, Калуга, Кострома, Смоленск и т.д. За время правления Екатерины II в свет вышло 7500 книг.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Пресса В XVIII в. в периодической печать стали писать о политический событиях, что повлияло на повышенный интерес к ней и сделало газеты и журналы ареной политической борьбы . А.П. Сумароков  в 1759 г. начал издавать журнал «Трудолюбивую пчелу», но в том же году журнал закрыли. Наряду с ним выходил «Трутень» Н.И. Новикова , который выпускал критические статьи. «Московский журнал» издавал Н.М. Карамзин . В нем печатались путевые заметки самого издателя и др. авторов. Н.И. Новиков. худ. Д.Г. Левицкий. 1797 Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Пресса

В XVIII в. в периодической печать стали писать о политический событиях, что повлияло на повышенный интерес к ней и сделало газеты и журналы ареной политической борьбы .

А.П. Сумароков в 1759 г. начал издавать журнал «Трудолюбивую пчелу», но в том же году журнал закрыли.

Наряду с ним выходил «Трутень» Н.И. Новикова , который выпускал критические статьи.

«Московский журнал» издавал Н.М. Карамзин . В нем печатались путевые заметки самого издателя и др. авторов.

Н.И. Новиков.

худ. Д.Г. Левицкий. 1797

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Пресса В 1769 г. начинает издаваться сатирический журнал «Всякая всячина», настоящим редактором и автором которого стала Екатерина II . На страницах журнала императрица просила россиян смотреть на жизнь легко и весело. Осмеянию подвергались лишь человеческие пороки. Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Пресса

В 1769 г. начинает издаваться сатирический журнал «Всякая всячина», настоящим редактором и автором которого стала Екатерина II . На страницах журнала императрица просила россиян смотреть на жизнь легко и весело. Осмеянию подвергались лишь человеческие пороки.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление изученного 1. Какое стилистическое направление было господствующим в художественном творчестве середины XVIII в.?  1. романтизм  2. классицизм  3. барокко  4. модерн Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Закрепление изученного

1. Какое стилистическое направление было господствующим в художественном творчестве середины XVIII в.?

1. романтизм

2. классицизм

3. барокко

4. модерн

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Назовите автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».  1. Н.М. Карамзин  2. Д.И. Фонвизин  3. А.Н. Радищев  4. Г.Р. Державин Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

2. Назовите автора комедий «Бригадир» и «Недоросль».

1. Н.М. Карамзин

2. Д.И. Фонвизин

3. А.Н. Радищев

4. Г.Р. Державин

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Назовите издателя журналов «Трутень» и «Живописец». 1. А.Т. Болотов  2. А.Н. Радищев  3. А.П. Сумароков  4. Н.И. Новиков Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Назовите издателя журналов «Трутень» и «Живописец».

1. А.Т. Болотов

2. А.Н. Радищев

3. А.П. Сумароков

4. Н.И. Новиков

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. К представителям сентиментализма в русской литературе можно отнести  1. М.В. Ломоносова 2. Д.И. Фонвизина  3. Н.М. Карамзина  4. А.Н. Радищева Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

4. К представителям сентиментализма в русской литературе можно отнести

1. М.В. Ломоносова

2. Д.И. Фонвизина

3. Н.М. Карамзина

4. А.Н. Радищева

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Как называются произведения, в которых авторы излагают собственные воспоминания и размышления о событиях, очевидцами которых они были?  1. Интервью  2. Мемуары  3. Оды  4. Притчи Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Как называются произведения, в которых авторы излагают собственные воспоминания и размышления о событиях, очевидцами которых они были?

1. Интервью

2. Мемуары

3. Оды

4. Притчи

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Соотнесите портреты и с фамилиями  1 2 3 4 5 А. Вольтер Б. Радищев В. Новиков Г. Карамзин Д. Болотов Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

6. Соотнесите портреты и с фамилиями

1 2 3 4 5

А. Вольтер

Б. Радищев

В. Новиков

Г. Карамзин

Д. Болотов

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание § стр. 72-77 Задание №2 на стр. 76

Домашнее задание

§ стр. 72-77

  • Задание №2 на стр. 76


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!