СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Общение педагогов с «трудными» подростками»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудный подросток – это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам.

Просмотр содержимого документа
««Общение педагогов с «трудными» подростками»»

«Общение педагогов с «трудными» подростками»


Цель: формирование у педагогов навыков продуктивного взаимодействия с

воспитанниками центра.

Задачи:

1. Актуализировать понятие «трудный» подросток.

2. Раскрыть словосочетание «конструктивное взаимодействие».

3. Закрепить навык «Я-высказывание».

4. Разработать правила, способы эффективного взаимодействия

педагогов и «трудных» подростков.

Форма организации: семинар.

Оборудование: проектор, монитор, мультимедийная презентация

«Эффективное общение с «трудным» подростком, видеоролик «Почему

быть подростком трудно», карточки с ситуациями, листы формата А4 и А3,

шариковые ручки, фломастеры, карандаши.

Ход:

1. Вступительное слово.

Сообщение темы семинара. Постановка задач. Зачитывание эпиграфа.


Как лекарство не достигает цели,

если доза слишком велика,

так и порицание и критика –

когда они переходят меру справедливости.

(А. Шопенгауэр)


2. Лекция


Трудный подросток – это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам. Что, как правило, проявляется в непослушании родителям или другим взрослым, выработка своей модели поведения, которая не принимается его отцом и матерью, но которые не могут на неё повлиять.

К причинам появления такого поведения можно отнести физические факторы и психологические факторы.

Просмотр видеоролика «Почему быть подростком трудно».

Таким образом, мы видим, что возрастные физические изменения ребенка влекут за собой его психические перестройки. Подросток начинает комплексовать, ему становится тяжело адаптироваться к изменениям тела, справляться с его физиологическими потребностями. И как следствие замыкается в себе или, наоборот, становится слишком активным и агрессивным. Его реакции становятся неадекватными, он может обидеться на любую мелочь или начать сопротивляться простым просьбам. А может стать максималистом, воспринимать только позицию черное или белое, считать, что знает, как изменить этот мир и что он добьется этого. Считать себя уже полностью выросшим. Взрослые начинают пытаться активно и часто неправильно влиять на своего ребенка, что обычно только всё усугубляет. И не стоит списывать всё только на природу. Есть дети, которые переживают этот период с минимальными сложностями в семье и школе. Дело в том, что абсолютно подавляющее большинство случаев, когда подросток становится трудным связанно именно с воспитанием в семье или его отсутствием.

Родители закладывают поведение, свойственное трудным подросткам, в своих детях еще с дошкольного возраста. Так что ответственность практически всегда лежит на родителях или лицах, которые их заменяют.

Как ведет себя трудный подросток:

1. Напускная независимость

2. Нежелание учиться

3. Отсутствие уважительного отношения к педагогам, родителям

4. Авторитет завоевывается у сверстников с помощью физической силы

5. Грубость, цинизм, бесшабашность

6. Повышенная внушаемость

7. Неумение соотносить свои поступки с нормами поведения

8. Слабость логического мышления

9. Импульсивность

10.Позерство

11.Вспыльчивость

12.Жестокость

13.Злопамятность

14.Мстительность

15.Холодность

Наблюдая такое поведение, педагог начинает воспринимать подростка как проблему, испытывать негативные эмоции. В результате, его работа направлена на помощь себе, а не подростку.

Если говорить о воспитанниках социально-реабилитационного центра, то уже сам факт попадания их в учреждение является для детей серьезным психологическим стрессом. И задача педагога состоит в том, чтобы помочь

ребенку адаптироваться в новых условиях пребывания. Соответственно целесообразно образ «трудного» подростка перестроить в образ подростка, которому нужна защита, помощь, поддержка. Как это сделать?

В учреждении большинство воспитанников характеризуются как подростки с девиантным поведением, либо имеющие склонность к нему.

Педагоги вынуждены принять это как данность и научиться строить с ним конструктивные взаимоотношения.

Важно помнить, что при построении конструктивного взаимодействия

нужно смотреть не только на внешние проявления «трудного» подростка, но

и учитывать составляющие его внутреннего мира, личности.

Практическое задание

Участникам семинара предлагается выбрать карточки с ситуациями, ознакомиться и отреагировать на проблему, используя Я-высказывание.

Ситуации:

1. Воспитатель сообщает воспитанникам, что пора готовиться ко сну.

Один из подростков не реагирует на сообщение воспитателя,

продолжает смотреть телевизор.

2. Воспитатель делает обход по группе, и замечает, что у одного из

воспитанников в очередной раз не наведен порядок в личной тумбочке,

все вещи разбросаны. Воспитатель делает замечание подростку,

называет его тунеядцем. Ребенок бурно реагирует, в ответ оскорбляет

педагога.

5. Какие же правила или принципы эффективного взаимодействия с

подростком мы можем теперь назвать?

(Участники семинара перечисляют, предложения записываются на

доске, обсуждаются.)

Советы:

1. Не злоупотребляйте запретами и наказаниями

2. Найдите причину такого поведения

3. Помните, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход

4. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды

деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.

5. Говорите с ребенком тактично и избегайте резких выражений

6. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу

идеального поведения

7. Замечайте даже незначительные изменения сначала в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, однако, позже отклонения происходят все чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.

8. Найдите сильные стороны, качества ребенка и постарайтесь правильно их использовать, развивать, давая соответствующие посильные задания.

6. Завершение

Группам дается задание в течение 3 минут нарисовать портрет «трудного подростка». После завершения работы вывешиваются на доске. Группы представляют свои работы. Педагогам предлагается посмотреть на портрет «трудного» подростка, нарисованный воспитанниками.

Участники семинара делают вывод о том, насколько похожи или отличаются мнения педагогов и детей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!