«Общение педагогов с «трудными» подростками»
Цель: формирование у педагогов навыков продуктивного взаимодействия с
воспитанниками центра.
Задачи:
1. Актуализировать понятие «трудный» подросток.
2. Раскрыть словосочетание «конструктивное взаимодействие».
3. Закрепить навык «Я-высказывание».
4. Разработать правила, способы эффективного взаимодействия
педагогов и «трудных» подростков.
Форма организации: семинар.
Оборудование: проектор, монитор, мультимедийная презентация
«Эффективное общение с «трудным» подростком, видеоролик «Почему
быть подростком трудно», карточки с ситуациями, листы формата А4 и А3,
шариковые ручки, фломастеры, карандаши.
Ход:
1. Вступительное слово.
Сообщение темы семинара. Постановка задач. Зачитывание эпиграфа.
Как лекарство не достигает цели,
если доза слишком велика,
так и порицание и критика –
когда они переходят меру справедливости.
(А. Шопенгауэр)
2. Лекция
Трудный подросток – это ребенок, вступивший в стадию пубертата (полового созревания), поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам. Что, как правило, проявляется в непослушании родителям или другим взрослым, выработка своей модели поведения, которая не принимается его отцом и матерью, но которые не могут на неё повлиять.
К причинам появления такого поведения можно отнести физические факторы и психологические факторы.
Просмотр видеоролика «Почему быть подростком трудно».
Таким образом, мы видим, что возрастные физические изменения ребенка влекут за собой его психические перестройки. Подросток начинает комплексовать, ему становится тяжело адаптироваться к изменениям тела, справляться с его физиологическими потребностями. И как следствие замыкается в себе или, наоборот, становится слишком активным и агрессивным. Его реакции становятся неадекватными, он может обидеться на любую мелочь или начать сопротивляться простым просьбам. А может стать максималистом, воспринимать только позицию черное или белое, считать, что знает, как изменить этот мир и что он добьется этого. Считать себя уже полностью выросшим. Взрослые начинают пытаться активно и часто неправильно влиять на своего ребенка, что обычно только всё усугубляет. И не стоит списывать всё только на природу. Есть дети, которые переживают этот период с минимальными сложностями в семье и школе. Дело в том, что абсолютно подавляющее большинство случаев, когда подросток становится трудным связанно именно с воспитанием в семье или его отсутствием.
Родители закладывают поведение, свойственное трудным подросткам, в своих детях еще с дошкольного возраста. Так что ответственность практически всегда лежит на родителях или лицах, которые их заменяют.
Как ведет себя трудный подросток:
1. Напускная независимость
2. Нежелание учиться
3. Отсутствие уважительного отношения к педагогам, родителям
4. Авторитет завоевывается у сверстников с помощью физической силы
5. Грубость, цинизм, бесшабашность
6. Повышенная внушаемость
7. Неумение соотносить свои поступки с нормами поведения
8. Слабость логического мышления
9. Импульсивность
10.Позерство
11.Вспыльчивость
12.Жестокость
13.Злопамятность
14.Мстительность
15.Холодность
Наблюдая такое поведение, педагог начинает воспринимать подростка как проблему, испытывать негативные эмоции. В результате, его работа направлена на помощь себе, а не подростку.
Если говорить о воспитанниках социально-реабилитационного центра, то уже сам факт попадания их в учреждение является для детей серьезным психологическим стрессом. И задача педагога состоит в том, чтобы помочь
ребенку адаптироваться в новых условиях пребывания. Соответственно целесообразно образ «трудного» подростка перестроить в образ подростка, которому нужна защита, помощь, поддержка. Как это сделать?
В учреждении большинство воспитанников характеризуются как подростки с девиантным поведением, либо имеющие склонность к нему.
Педагоги вынуждены принять это как данность и научиться строить с ним конструктивные взаимоотношения.
Важно помнить, что при построении конструктивного взаимодействия
нужно смотреть не только на внешние проявления «трудного» подростка, но
и учитывать составляющие его внутреннего мира, личности.
Практическое задание
Участникам семинара предлагается выбрать карточки с ситуациями, ознакомиться и отреагировать на проблему, используя Я-высказывание.
Ситуации:
1. Воспитатель сообщает воспитанникам, что пора готовиться ко сну.
Один из подростков не реагирует на сообщение воспитателя,
продолжает смотреть телевизор.
2. Воспитатель делает обход по группе, и замечает, что у одного из
воспитанников в очередной раз не наведен порядок в личной тумбочке,
все вещи разбросаны. Воспитатель делает замечание подростку,
называет его тунеядцем. Ребенок бурно реагирует, в ответ оскорбляет
педагога.
5. Какие же правила или принципы эффективного взаимодействия с
подростком мы можем теперь назвать?
(Участники семинара перечисляют, предложения записываются на
доске, обсуждаются.)
Советы:
1. Не злоупотребляйте запретами и наказаниями
2. Найдите причину такого поведения
3. Помните, к каждому ребенку нужен индивидуальный подход
4. Усильте познавательный интерес. Вовлекайте ребенка в разные виды
деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
5. Говорите с ребенком тактично и избегайте резких выражений
6. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу
идеального поведения
7. Замечайте даже незначительные изменения сначала в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно, однако, позже отклонения происходят все чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
8. Найдите сильные стороны, качества ребенка и постарайтесь правильно их использовать, развивать, давая соответствующие посильные задания.
6. Завершение
Группам дается задание в течение 3 минут нарисовать портрет «трудного подростка». После завершения работы вывешиваются на доске. Группы представляют свои работы. Педагогам предлагается посмотреть на портрет «трудного» подростка, нарисованный воспитанниками.
Участники семинара делают вывод о том, насколько похожи или отличаются мнения педагогов и детей.