Объяснительная записка по программе курса "Русская литература"
1. Цели и задачи изучения предмета "Русская литература":
Цель:
Формирование у обучающихся целостного представления о развитии русской литературы как части мировой художественной культуры;
Воспитание духовно-нравственной личности, гражданского самосознания, любви к своему народу, его языку и истории;
Развитие речи, творческих способностей, эстетического вкуса.
Задачи:
Ознакомить обучающихся с основными произведениями русской литературы разных эпох и жанров;
Научить анализировать литературные произведения, определять их идейно-художественное своеобразие;
Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной речи;
Воспитывать интерес к чтению, потребность в постоянном общении с художественным словом.
2. Место курса "Русская литература" в учебном плане:
Курс "Русская литература" является обязательным предметом для изучения в 5-11 классах общеобразовательных учреждений. Он реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования.
3. Основные подходы к изучению предмета "Русская литература":
Системно-деятельностный подход: предполагает организацию учебной деятельности, направленной на формирование у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), необходимых для самостоятельного изучения литературы.
Культурологический подход: ориентирует на восприятие литературы как части отечественной культуры, как отражения духовной жизни общества.
Личностно-ориентированный подход: предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, их интересов и потребностей.
4. Содержание курса "Русская литература":
Содержание курса "Русская литература" определяется Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего и среднего общего образования.
5. Ожидаемые результаты изучения предмета "Русская литература":
В результате изучения курса "Русская литература" обучающиеся должны:
Знать:
Основные произведения русской литературы разных эпох и жанров;
Идейно-художественное своеобразие произведений русской литературы;
Биографические сведения о жизни и творчестве выдающихся русских писателей;
Литературные термины и понятия.
Уметь:
Анализировать литературные произведения, определять их идейно-художественное своеобразие;
Выразительно читать литературные произведения;
Писать сочинения, рецензии, отзывы на литературные произведения;
Использовать знания о русской литературе в своей речи;
Аргументировать свою точку зрения на литературные произведения.
6. Учебная литература:
Учебник: [Указать название учебника, автора, издательство, год издания]
Дополнительная литература:
7. Материально-техническое обеспечение:
Учебный кабинет, оснащенный мебелью, дидактическими материалами, техническими средствами обучения.
Доступ к библиотечному фонду, содержащему произведения русской литературы и литературоведческую литературу.
8. Методы и формы обучения:
Лекции, беседы, семинары, практические занятия;
Анализ литературных произведений;
Выразительное чтение;
Написание сочинений, рецензий, отзывов;
Литературные викторины, конкурсы, игры;
Использование ИКТ.
9. Система оценки знаний, умений и навыков:
Текущий контроль: опросы, устные и письменные работы, тесты;
Промежуточный контроль: зачеты;
Итоговый контроль: экзамены.
10. Контрольно-измерительные материалы:
Тесты;
Задания для письменных работ;
Вопросы для устного опроса.
11. Календарно-тематическое планирование:
12. Методические рекомендации:
13. Ресурсы для учителя:
14. Ресурсы для обучающихся
Календарно-тематический план по литературе 5-8 класс (68 часов)
С применением инновационных технологий
Цель:
Формирование целостного представления о русской и зарубежной литературе;
Развитие навыков анализа литературных произведений;
Воспитание духовно-нравственных ценностей;
Формирование творческой личности.
Задачи:
Ознакомить учащихся с основными произведениями русской и зарубежной литературы разных эпох и жанров;
Научить учащихся анализировать литературные произведения, определять их идейно-художественное своеобразие;
Развивать навыки выразительного чтения, устной и письменной речи;
Воспитывать любовь к чтению, к родному языку и литературе.
Инновационные технологии:
Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках: презентации, видеофрагменты, электронные учебники, интерактивные упражнения;
Проектная деятельность;
Групповая работа;
Использование игровых методов обучения;
Проблемное обучение;
Личностно-ориентированный подход.
Условные обозначения:
ИКТ: информационно-коммуникационные технологии;
ПД: проектная деятельность;
ГР: групповая работа;
ИМ: игровые методы обучения;
ПО: проблемное обучение;
ЛО: личностно-ориентированный подход.
5 -8 класс (68 часов)
№ | Тема | Кол-во часов | Вид урока | Используемые технологии | Содержание урока | Домашнее задание | 1 | Введение | 1 | Лекция | ИКТ | Знакомство с предметом "Литература", его целями и задачами. | Прочитать учебник, с. 3-5. | 2 | Устный народный творчество | 6 | Комбинированный | ИКТ, ИМ | Сказки, былины, пословицы и поговорки. | Подготовить выразительное чтение сказки или былины. | 3 | А.С. Пушкин | 12 | Комбинированный | ИКТ, ПД | Сказки ("Сказка о царе Салтане", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о золотом петушке"), "Борис Годунов", "Капитанская дочка". | Написать эссе по одному из произведений А.С. Пушкина. | 4 | М.Ю. Лермонтов | 4 | Комбинированный | ИКТ, ГР | "Бородино", "Мцыри", "Герой нашего времени". | Подготовить презентацию по одному из произведений М.Ю. Лермонтова. | 5 | Н.В. Гоголь | 4 | Комбинированный | ИКТ, ПО | "Ревизор", "Мертвые души". | Написать отзыв на одно из произведений Н.В. Гоголя. | 6 | И.А. Крылов | 2 | Комбинированный | ИКТ, ИМ | Басни. | Составить кроссворд по басням И.А. Крылова. | 7 | А.П. Чехов | 4 | Комбинированный | ИКТ, ЛО | "Каштанка", "Человек в футляре", "Вишневый сад". | Написать рассказ по мотивам одного из произведений А.П. Чехова. | 8 | М.М. Пришвин | 2 | Комбинированный | ИКТ, ПО | "Кладовая солнца", "Гаситель фонарей". | Написать эссе по одному из произведений М.М. Пришвина. | 9 | К.Г. Паустовский | 2 | Комбинированный | ИКТ, ГР | "Теплый хлеб", "Сияющие нити". | Подготовить инсценировку по одному из произведений К.Г. Паустовского. | 10 | В.В. Бианки | 2 | Комбинированный | ИКТ, ИМ | "Первая охота", "Лесные домишки". | Нарисовать комикс по одному из произведений В.В. Бианки. | | | | | | | | | | | | |
|