СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О. Генри. рассказ «Дары волхвов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с биографией писателя; отметить гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Просмотр содержимого документа
«О. Генри. рассказ «Дары волхвов»»

УРОК

Тема О. Генри. рассказ «Дары волхвов»

Цели: познакомить с биографией писателя; отметить гуманизм в рассказах писателя, легкий юмор; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с биографией писателя, его произведениями, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: владеть умениями работать индивидуально и участвовать в работе группы, класса; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих; строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методические приемы: устный рассказ, выразительное чтение по ролям, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Некоторые американские писатели уступают требованиям издательств, журналов, которые настаивали на непременно счастливых концах и описаниях радужных картин американской жизни. Один из таких писателей – О. Генри (псевдоним Вильяма Сиднея Портера). (Запись на доске.)

– Почти все его рассказы оканчиваются счастливо, а героев очень часто ждут нечаянные удачи. Развязки его произведений настолько неожиданны, что, как ни старается читатель предугадать конец и поступки героев, он всегда попадает впросак: автор поистине неистощим в своей изобретательности.

Помните веселый фильм «Вождь краснокожих»? Два жулика похитили 10-летнего сынишку у богатого гражданина, надеясь получить богатый выкуп. Мальчишка же ничуть не обеспокоен этим происшествием и с большим увлечением играет в индейцев; пещера, где его спрятали, очень подходит для игры. Своими выдумками и проделками озорной «вождь краснокожих» настолько замучил похитителей, что они в конце концов согласились сами заплатить большие деньги его отцу, чтобы как-нибудь избавиться от мучителя.

В рассказе «Родственные души» грабитель забирается в квартиру богача. Оба героя – и грабитель, и его жертва – страдают ревматизмом. Рассказ оканчивается самым неожиданным образом: забыв обо всем, вор затевает с богачом длинный дружеский разговор о том, как лучше избавиться от проклятой болезни, и тянет свою «жертву» в кабачок, чтобы угостить его за свой счет, потому что «только спиртное и может помочь».

Однако в произведениях О. Генри нельзя не заметить большой любви автора к простым людям Америки – фермерам, ковбоям, клеркам, продавцам, к тем, кого называют «маленькими людьми» в мире, где правит «большой бизнес». Именно в этой любви – источник теплого, мягкого юмора писателя.

Кто же он такой, Вильям Сидней Портер?

2. Работа по учебнику.

Чтение статьи Ф. Золотаревской (с. 255), составление плана и последующий пересказ.

ПЛАН (примерный)

1) Детские годы писателя.

2) Девять лет учебы и страсть к чтению.

3) Ранняя трудовая деятельность.

4) Тяга к иностранным языкам.

5) Творчество писателя – источник добра и человечности.

Аналитическая беседа по рассказу «Дары волхвов».

– С кем мы знакомимся в этом рассказе?

– Каковы условия их жизни? Доходы? Как понимаете: «Красноречиво молчащая бедность»? (Бедность не говорит, не заявляет, молчит, но стоит посмотреть вокруг, и она (бедность) сама заявит о себе.)

– Какой вопрос мучил женщину? (Вопрос о достойном подарке Джиму – мужу, который отличался скромностью и достоинством.)

Инсценированное чтение (I вариант).

– Зачитайте диалог Деллы с мадам (со слов «Не купите ли мои волосы...») в поисках подарка для Джима.

– Почему именно платиновая цепочка была куплена? (Как ни великолепны были его часы, а смотрел он на них часто украдкой, потому что они висели «на дрянном кожаном ремешке».)

– Что беспокоило Деллу? («Господи, сделай так, чтобы я ему не разонравилась!»)

Инсценированное чтение (II вариант).

– Зачитайте со слов «Его глаза остановились на Делле... странного выражения».

– Как бы вы объяснили этот взгляд? О чем он говорил? («Джим вышел из оцепенения».)

– Почему он оцепенел? («...на столе лежали гребни... Они стоили дорого».)

– Почему рассказ называется «Дары волхвов» (мудрецов, кудесников)? (Волхвы, потому что подарили самое нужное, лишившись самого дорого, что у них было.)

Задание.

– Прочитайте последний абзац. В рассказе автор использует юмор. Где? («Они были мудры... правом обмена в случае непригодности».)

Словарная работа.

Юмор – смех веселый и доброжелательный (с. 312).

Вывод. авторское повествование легкое, не лишенное интереса и легкого юмора; но автор смеется не над героями, а над сложившейся ситуацией; героями он восхищается и нас заставляет полюбить их: они легко расстаются с тем, что им дорого, они пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами.

Пересказ от лица одного из героев.

III. Итог урока.

– Понравился ли рассказ? Ждали ли вы такой развязки?

Рефлексия деятельности «Собери слово»

Интерес:

Что интересного для меня Интерес

Что интересного для меня было на уроке ?

Творчество:

Какие творческие работы я выполнил ?

Обучение:

Чему я научился?

Главное:

Что нового на уроке я узнал?

Слово «ИТОГ»

Оценивание

Домашнее задание: прочитать рассказ Рэя Брэдбери «Каникулы».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!