СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-исследовательский проект: «Увлекательный танграм»,

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект: «Увлекательный танграм»,»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

Павлово-Посадского городского округа Московской области

ТЕМА РАБОТЫ:

«Увлекательный танграм»


Работу выполнили:

Будаева Дарья Олеговна

ученица 2 класса «Г» ,

Назаров Никита Александрович

ученик 2 класса «Г»

МОУ СОШ №9

Руководитель работы:

Еронова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №9


г. Павловский Посад, 2023 год

1. Оглавление…………………………………………………………………….стр. 2

2. Введение………………………………………………………………………..стр. 3

2.1. Актуальность исследования………..………………………………………..стр. 3

2.2. Цели и задачи исследования………..………………………………………..стр. 3

3. Основная часть………………………………………………………………..стр. 4

3.1. Откуда игра пришла……………………………...…………………………..стр. 4

3.2. Основные правила и разновидности игры ……………..…………………..стр. 5

3.3. Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки……………………………………………………………..стр. 6

4. Заключение…………………………………………………………………….стр. 8

5. Литература……………….…………………………………………………….стр. 8

6. Приложения



















2. Введение

Об игре мы узнали на уроках математики. Учитель предложил нам задание с головоломкой в конце урока. Нас заинтересовала эта игра и нам захотелось как можно больше узнать о «Танграме».


2.1. Актуальность исследования: сегодня многие наши одноклассники на переменах играют в телефон. Мы решили отвлечь их от телефонов с помощью игры Танграм. Это самая популярная игра из серии игр – «геометрических конструкторов», которую мы можем использовать во время уроков и на переменах.


Объект исследования: игра-головоломка «Танграм».

Предмет исследования: обучающие игры-головоломки.

Гипотеза исследования: возможно изготовить игру самостоятельно и подобрать новые задания головоломки.


2.2. Цели и задачи:

Задачи:

  • Изучить историю происхождения игры;

  • Собрать информацию о танграмах;

  • Рассмотреть различные виды танграмов;

  • Исследовать, какие фигуры можно составить, используя танграм;

  • Пробудить интерес у одноклассников и знакомых к этой игре;

  • Оформить исследовательскую работу и подготовить презентацию.


Цели:

  • Изучить игру-головоломку – танграм;

  • Изготовить танграмы.



3. Основная часть.

3.1. Откуда пришла игра Танграм?


Танграм (по-китайски «Пиньинь» - семь дощечек мастерства) – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые можно складывать определенным образом для получения более сложной, составной фигуры.

История танграма насчитывает около 4000 лет. Мы начали изучать историю появления танграма и узнали, что она имеет различные версии, одна из них гласит, что головоломку придумали люди, живущие на берегах реки Танка в Китае. Моряки из стран Запада, научились играть в танграм, общаясь с местными жителями, а затем привезли головоломку на родину.

Легенда первая: версия про разбитую плитку.

Б олее 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждыйраз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

П оявление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам, но он совсем не хотел учиться. Мальчику больше нравилось целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, математика, художника и философа и повелел им придумать игру, с помощью которой, его сын научился бы математике, стал смотреть на окружающий мир глазами художника и понял бы, что сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

3 .2. Основные правила и разновидности игры.

Танграм - это геометрическая головоломка, состоящая из 7 танов

(геометрических фигур) полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, 1 малый квадрат и параллелограмм.


Первоначально эта игра использовалась для обучения, но если немного изменить правила, можно использовать игру как занимательное развлечение. Из частей Танграма можно получить множество фигур.


Смысл игры заключается в том, что из танов на плоскости собирают разнообразные фигуры. Различная степень сложности игры интересна для играющих разных возрастов. Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов.


В игре «Танграм» существуют определенные правила:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

  • При составлении фигур нельзя накладывать один танграм на другой, хотя кончиком.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.


В начале знакомства с игрой учимся выкладывать фигуры по предложенному контурному рисунку, а затем самостоятельно решаем задачи головоломки и пробуем придумать свои варианты.


Встречается множество различных задач, связанных с танграмом. Предлагаю рассмотреть следующую классификацию задач:

  • Изображение силуэтов животных, людей, цифр, предметов, используя все семь танов;

  • Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов");

  • Поиск нескольких способов построения одной фигуры.


3.3. Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки.


Переходим к практической части нашего исследования. Эта игра нам очень понравилась и мы решили изготовить сразу несколько комплектов для того, чтобы усложнить сборку фигур.


Процесс самостоятельного изготовления игры-головоломки достаточно прост и не требует больших затрат.
Для изготовления игры «Танграм» потребуется:

  1. Цветной плотный картон

  2. Карандаш или ручка

  3. Ножницы

  4. Линейка

Квадрат из плотного картона 15х15 см разрезать на семь частей, предварительно разлиновав его так, чтобы получилось 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм.

Этапы изготовления танов:

  1. Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров.

  2. Разделим квадрат на 2 равных треугольника.

  3. Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников и соединим их отрезком.

  4. У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны. Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке. Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.

  5. Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.

  6. Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.

  7. Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.


После того, как мы научились вырезать таны и складывать из них простые фигуры, нам захотелось решить задачу посложнее и собрать танграм, сотоящий из 14 танов. Для этого нам потребовалась помощь одноклассников.


Мы объяснили ребятам правила игры и начали готовить материалы.

Расчертили и вырезали детали танграма;

Скачали из интернета шаблон льва, состоящий их 14 танов;

Остались после уроков и сложили танграм.

4. Заключение.

Подведем итоги.


Цель нашего исследования достигнута, мы изучили игру «Танграм» и смогли самостоятельно ее изготовить.


В се поставленные задачи выполнены:

  • мы узнали, что танграм может состоять из 7, 14, 28 частей,

  • мы пробовали собрать различные фигуры и у нас получилось,

  • наши одноклассники с удовольствием нам помогали,

  • мы можем использовать танграмы на уроках математики и на переменах.

  • Танграм помог нам сблизиться с одноклассниками, теперь мы играем не в телефоны, а друг с другом.


5. Список литературы.

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм

  • https://nasigra.ru/miniatury/tangram

  • https://naymenok.ru/razvivayushhaya-igra-tangram/






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!