Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
Павлово-Посадского городского округа Московской области
ТЕМА РАБОТЫ:
«Увлекательный танграм»
Работу выполнили:
Будаева Дарья Олеговна
ученица 2 класса «Г» ,
Назаров Никита Александрович
ученик 2 класса «Г»
МОУ СОШ №9
Руководитель работы:
Еронова Анна Алексеевна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №9
г. Павловский Посад, 2023 год
1. Оглавление…………………………………………………………………….стр. 2
2. Введение………………………………………………………………………..стр. 3
2.1. Актуальность исследования………..………………………………………..стр. 3
2.2. Цели и задачи исследования………..………………………………………..стр. 3
3. Основная часть………………………………………………………………..стр. 4
3.1. Откуда игра пришла……………………………...…………………………..стр. 4
3.2. Основные правила и разновидности игры ……………..…………………..стр. 5
3.3. Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки……………………………………………………………..стр. 6
4. Заключение…………………………………………………………………….стр. 8
5. Литература……………….…………………………………………………….стр. 8
6. Приложения
2. Введение
Об игре мы узнали на уроках математики. Учитель предложил нам задание с головоломкой в конце урока. Нас заинтересовала эта игра и нам захотелось как можно больше узнать о «Танграме».
2.1. Актуальность исследования: сегодня многие наши одноклассники на переменах играют в телефон. Мы решили отвлечь их от телефонов с помощью игры Танграм. Это самая популярная игра из серии игр – «геометрических конструкторов», которую мы можем использовать во время уроков и на переменах.
Объект исследования: игра-головоломка «Танграм».
Предмет исследования: обучающие игры-головоломки.
Гипотеза исследования: возможно изготовить игру самостоятельно и подобрать новые задания головоломки.
2.2. Цели и задачи:
Задачи:
Изучить историю происхождения игры;
Собрать информацию о танграмах;
Рассмотреть различные виды танграмов;
Исследовать, какие фигуры можно составить, используя танграм;
Пробудить интерес у одноклассников и знакомых к этой игре;
Оформить исследовательскую работу и подготовить презентацию.
Цели:
3. Основная часть.
3.1. Откуда пришла игра Танграм?
Танграм (по-китайски «Пиньинь» - семь дощечек мастерства) – головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые можно складывать определенным образом для получения более сложной, составной фигуры.
История танграма насчитывает около 4000 лет. Мы начали изучать историю появления танграма и узнали, что она имеет различные версии, одна из них гласит, что головоломку придумали люди, живущие на берегах реки Танка в Китае. Моряки из стран Запада, научились играть в танграм, общаясь с местными жителями, а затем привезли головоломку на родину.
Легенда первая: версия про разбитую плитку.
Б олее 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждыйраз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.
Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».
П оявление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у императора Китая родился сын. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам, но он совсем не хотел учиться. Мальчику больше нравилось целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, математика, художника и философа и повелел им придумать игру, с помощью которой, его сын научился бы математике, стал смотреть на окружающий мир глазами художника и понял бы, что сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.
3 .2. Основные правила и разновидности игры.
Танграм - это геометрическая головоломка, состоящая из 7 танов
(геометрических фигур) полученных делением квадрата на семь частей – 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольники, 1 малый квадрат и параллелограмм.
Первоначально эта игра использовалась для обучения, но если немного изменить правила, можно использовать игру как занимательное развлечение. Из частей Танграма можно получить множество фигур.
Смысл игры заключается в том, что из танов на плоскости собирают разнообразные фигуры. Различная степень сложности игры интересна для играющих разных возрастов. Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов.
В игре «Танграм» существуют определенные правила:
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
При составлении фигур нельзя накладывать один танграм на другой, хотя кончиком.
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
В начале знакомства с игрой учимся выкладывать фигуры по предложенному контурному рисунку, а затем самостоятельно решаем задачи головоломки и пробуем придумать свои варианты.
Встречается множество различных задач, связанных с танграмом. Предлагаю рассмотреть следующую классификацию задач:
Изображение силуэтов животных, людей, цифр, предметов, используя все семь танов;
Составление более сложного двойного или тройного танграма (для этого используются два или три комплекта из семи "танов");
Поиск нескольких способов построения одной фигуры.
3.3. Самостоятельное изготовление игры «Танграм» и конструирование новых фигурок головоломки.
Переходим к практической части нашего исследования. Эта игра нам очень понравилась и мы решили изготовить сразу несколько комплектов для того, чтобы усложнить сборку фигур.
Процесс самостоятельного изготовления игры-головоломки достаточно прост и не требует больших затрат.
Для изготовления игры «Танграм» потребуется:
Цветной плотный картон
Карандаш или ручка
Ножницы
Линейка
Квадрат из плотного картона 15х15 см разрезать на семь частей, предварительно разлиновав его так, чтобы получилось 5 треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм.
Этапы изготовления танов:
Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров.
Разделим квадрат на 2 равных треугольника.
Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников и соединим их отрезком.
У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны. Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке. Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.
Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.
Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.
Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.
После того, как мы научились вырезать таны и складывать из них простые фигуры, нам захотелось решить задачу посложнее и собрать танграм, сотоящий из 14 танов. Для этого нам потребовалась помощь одноклассников.
Мы объяснили ребятам правила игры и начали готовить материалы.
Расчертили и вырезали детали танграма;
Скачали из интернета шаблон льва, состоящий их 14 танов;
Остались после уроков и сложили танграм.
4. Заключение.
Подведем итоги.
Цель нашего исследования достигнута, мы изучили игру «Танграм» и смогли самостоятельно ее изготовить.
В се поставленные задачи выполнены:
мы узнали, что танграм может состоять из 7, 14, 28 частей,
мы пробовали собрать различные фигуры и у нас получилось,
наши одноклассники с удовольствием нам помогали,
мы можем использовать танграмы на уроках математики и на переменах.
Танграм помог нам сблизиться с одноклассниками, теперь мы играем не в телефоны, а друг с другом.
5. Список литературы.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм
https://nasigra.ru/miniatury/tangram
https://naymenok.ru/razvivayushhaya-igra-tangram/