Восемнадцатое апреля Классная работа
«Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».
Цели урока : в процессе работы вы должны:
получить знания о том, что такое наклонение глагола,
о видах наклонения глагола;
уметь определять глаголы в форме изъявительного наклонения;
отработать навык правописания глаголов в форме изъявительного наклонения.
1. Запишите дату и тему урока.
Работа в тетради самостоятельно
2. Закончите начатые утверждения:
Работайте самостоятельно. Взаимопроверка.
2)Глагол как часть речи обозначает …
3)Разноспрягаемые глаголы – это…
4)Переходные глаголы сочетаются с…
5)Непереходные глаголы – это…
6)Глаголы с суффиксом -ся (-сь) являются…
2. Закончите начатые утверждения:
- Глагол – это сам.часть речи.
Работайте самостоятельно Взаимопроверка.
2)Глагол как часть речи обозначает действие предмета.
3)Разноспрягаемые глаголы – это хотеть, бежать.
4)Переходные глаголы сочетаются с сущ., местоим., числит. в В.п. без предлога.
5)Непереходные глаголы – это все остальные.
6)Глаголы с суффиксом -ся (-сь) являются возвратными.
Цель: знакомство с новым материалом
1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом.
Прочитайте информацию в учебнике
2. Заполните таблицу.
Начните заполнять таблицу по материалу учебника (продолжать заполнять эту таблицу мы будем и на следующих уроках).
Наклонение глагола
Что обозначает
Как изменяется
Пример глагола
Цель: знакомство с новым материалом
1. Знакомство по учебнику с теоретическим материалом.
Прочитайте информацию в учебнике
2. Заполните таблицу.
Начните заполнять таблицу по материалу учебника (продолжать заполнять эту таблицу мы будем и на следующих уроках).
Наклонение глагола
изъявительное
Что обозначает
Как изменяется
действия, которые происходили, происходят, будут происходить
Пример глагола
по временам
создаю,
(прошедшее,настоящее, будущее)
создавал,буду создавать,
с о здал,
создам,
создал а
Цель: закрепление изученного материала
1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.
- Догорает холодный пасмурный день.
- Редко проглянет холодный луч солнца.
- Поставил задачу – выполни!
- Увидел, что обижают слабого, заступись!
- Ты решишь эту задачу?
- Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
- Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи !
Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка. За каждое правильное слово – 1 балл.
2. Упражнение 539 стр. 115.
Работайте устно. За правильное объяснение – 1 балл.
Цель: закрепление изученного материала
1. Выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении.
- Догорает холодный пасмурный день.
- Редко проглянет холодный луч солнца.
- Поставил задачу – выполни!
- Увидел , что обижают слабого, заступись!
- Ты решишь эту задачу?
- Ученики во время работы сосредоточили внимание на главном персонаже.
- Совершил проступок, оступился – сознайся, не трусь, не унижайся до лжи !
Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.
3. Выпишите из текста предложение с глаголами изъявительного наклонения будущего времени. Объяснить знаки препинания.
Сигналами животные многое сообщают друг другу. Вот, скажем, летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.
Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.
3. Выпишите из текста предложение с глаголами изъявительного наклонения будущего времени. Объяснить знаки препинания.
Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.
Работайте самостоятельно, письменно. Взаимопроверка.
(Повествовательное, невосклиц.,простое, двусостав.,распростр.,осложнено О.Ч.П.)
4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).
Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –
1 балл.
Ручеек лишь _ _ _ _ _ _.
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
2) А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, _ _ _ _ _ _ _ _ маленький
Серебряный ручей.
Справка: вьется, шепчет, клокочи, струится, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет, журчит.
4. Прочитайте фрагменты 2 стихотворений Есенина и вставьте пропущенное слово, используя для этого подходящее по смыслу и размеру слово из справки (глагол в изъявительном наклонении).
Работайте устно. За каждое правильно вставленное слово –
1 балл.
Ручеек лишь журчит.
Макс.-2б
Своим блеском луна
Все вокруг серебрит.
2) А рядом у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Справка: вьется, шепчет, клокочи, несся, протекает, играл бы, льется, журчал бы, клокочет.
Перекрёстная рифма(АБАБ)
ВЫХОДНОЙ КОНТРОЛЬ
Цель: проверить уровень усвоения нового материала.
Выполните тест самостоятельно в тетрадях. Самопроверка. За каждый верный ответ – 1 балл
1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?
- Спал, говорите, уходи, сказал бы;
- Ответил, смотрел, смотри, смотрю;
- Плакала, ответил, говорю, буду молчать;
- Ушел бы, повернись-ка, не слышу, ухожу. 1б
2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?
- Угостит, вышлите, решил бы, бегите;
- Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;
- Сознавайся, выйдите, выйдете, кусал;
- Привел бы, бейте, сознавайтесь, прочитал бы.
1б.
1. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?
2)Ответил, смотрел, смотри, смотрю;
2. В каком ряду все слова являются глаголами изъявительного наклонения?
1б.
2)Полюбил, произнес, прибьёшь, караулим;
1б.
3. Какие пословицы «лишние»?
- Слово жжет хуже огня.
- Слово не стрела, а пуще стрелы.
- Малое слово большую беду творит.
- Сначала подумай, потом говори.
- Доброе слово режет сталь. 1б.
4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
- Действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
- Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
- Действия, которые кто-то требует или просит выполнить.
1б.
3. Какие пословицы «лишние»?
- Слово жжет хуже огня.
- Слово не стрела, а пуще стрелы.
- Малое слово большую беду творит.
- Сначала подумай, потом говори.
- Доброе слово режет сталь.
4. Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
1б.
2)Действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле.
1б.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (2 мин.)
Цель: формирование навыка самооценки.
- Внимательно перечитайте цели урока.
- Всех ли целей вы достигли?
Ответьте на вопрос. Подсчитайте количество баллов.
Дифференцированное домашнее задание (2 мин.)
Цель: закрепление усвоенного материала.
- Всем – выучить правило на стр. 201.
- - упр. 483.
Запишите домашнее задание