СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подвести учащихся к пониманию роли князя Владимира в истории Руси

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»



Технологическая карта урока истории 6 класс

Тип урока: комбинированный урок

Тема

«Правление князя Владимира и крещение Руси»

Цели

Подвести учащихся к пониманию роли князя Владимира в истории Руси, к причинам и последствиям крещения Руси.

Планируемые результаты

Личностные: развивать навыки общения в процессе совместной деятельности; помочь осмыслить изучаемые процессы и события; – Метапредметные: – уметь самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи; анализировать информацию, полученную из текста; уметь устанавливать логические связи; создать условия для коммуникативного взаимодействия. Предметные:учащиеся научатся понимать значение принятия христианства на Руси, определять основные события, давать оценку деятельности Владимира Святославовича; научатся сравнивать исторические источники; научатся составлять на основе полученной информации события крещения Руси; составлять хронологические события по карте, извлекать нужную информацию

Основные понятия

Язычество, христианство, крещение, православные, католики, ислам, митрополит.

Межпредметные связи

Математика- работа с лентой времени; литература –чтение текста, извлечение нужной информации

Ресурсы :

  • Основные


  • дополнительные


учебник «История России 6 класс» под редакцией А.В. Торкунова


мультимедийная презентация,

отрывки из «Повести временных лет». Карта «Древнерусское государство в 9 – начале 12 веков», проектор, компьютер, раздаточный материал по крещению Руси


Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая , индивидуальная, парная

Используемые педагогические технологии

Технология смыслового чтения



Дидактическая структура урока:

Этап, содержание, время

Деятельность учителя

Задания для обучающихся

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Актуализация знаний по теме «Первые князья»






































Формулировка темы урока, целеполагание 2 мин

Читает загадки, ребята должны узнать князя по описанию:

С именем какого князя связаны эти слова: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. А пойдите княжить и володети нами» (Рюрик)

Этот князь прибил свой щит к воротам Царьграда (Олег)

Назовите имя князя, сказавшего эти слова: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще» (Игорь)

Кому принадлежат эти слова: «Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» (Ольга)


Назовите имя князя «Иду на вас» он обращался к недругу всегда, при имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав)

А теперь посмотрите на слайд и попробуйте назвать тему урока.

Узнать князя по описанию

Дают ответы, называют имя князя

Предметные

Составляют хронологию правления первых князей и их деятельность

Метапредметные УУД:

Решают познавательные задачи(загадки)

Познавательные УУД

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

коммуникативные УУД

условия для коммуникативного взаимодействия, активно участвуют в обсуждениях, возникающих на уроке

Регулятивные УУД

Умение слушать, работать в группе

Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания









Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания.

К. Активно участвовать в обсуждениях.

П. Умение ориентироваться в своей системе знаний.


Личностные

Осмысливают значимость событий




































Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач


Ребята, сегодня мы попробуем выяснить роль князя Владимира в развитии государства, причины и последствия крещения Руси.

Подумаем и постараемся ответить на вопрос: Почему же было принято решение изменить религию?













Можем мы дать ответ на этот вопрос?


Так какова же цель нашего урока?

Дают ответы на вопрос

Славяне были язычниками, верили во многих богов. У них были боги: Перун – бог грома, Ярило – бог солнца, Макошь – богиня плодородия.

Славяне также верили в нечистую силу: домовых, леших, водяных.


Нет не знаем, но попытаемся выяснить.

Что заставило славян изменить религию и узнать как это происходило































2 этап

Изучение новой темы

2 мин

Мнения историков о князе Владимире были разные: одни положительно относились к его деятельности, другие его осуждали.

Зачитывает мнения историков

Ребята, вы прослушали мнения историков:

Можете ответить на вопрос, почему же мнения историков были столь противоречивы?

А когда вы сможете дать ответ на мой вопрос?


Хорошо, послушайте рассказ о князе Владимире, поработайте с текстом учебника, с источниками и тогда мы вернемся к нашему вопросу

Нет, не можем








После изучения темы


К. Участвовать в обсуждениях.

Работают в группе

П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию

Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом;



3 мин

Рассказ учителя о начале правления Владимира


Учащиеся слушают




Укрепление власти и обороны страны





Вопросы: - Что было сделано князем для укрепления своей власти? (https://fg.resh.edu.ru/) - открытый банк заданий по формированию функциональной грамотности.

Что было сделано для укрепления обороны страны? Работа с текстом учебника (читательская грамотность)

Ищут ответ в тексте, делают записи в тетрадь







Работают с текстом учебника стр 50



Л. Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; быть толерантным

Л .Способность к самооценке

Причины принятия христианства

Предлагает поработать с текстом учебника

(смысловое чтение)

Ребята, сейчас мы поработаем с текстом учебника п.2 § 6.

Начинаем читать с остановками

- Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?

2 и 3-й абзацы Достиг ли он поставленной цели? Почему?

Я предлагаю вам поработать еще с одним текстом из банка заданий

https://fg.resh.edu.ru/ и ответить на вопрос после текста

К какому выводу пришел Владимир.




Работаем дальше:


1 ряд: работает с текстом из «Повести временных лет» стр.55 и отвечает на вопросы, которые у вас в карточке №3

- Кто автор этого документа? - О чем рассказывается в документе? - Где происходило событие, о котором идет речь в документе? - Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным









2 и 3 ряд работают с текстом учебника на стр.51 и отвечают на вопрос:

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?

Читают 1 абзац- стоп

Отвечают на вопросы:



Объединение земель всех восточных славян при помощи единой веры, но многие племена были недовольны, потому что их божества были принижены, а Перун был возвышен.




Отвечают на вопросы: Владимир пришел к принятию религии, основанной на вере в существование единого Бога




Отвечают на вопросы


1-ряд.

Автор –монах Нестор.

Владимиру не понравился ислам, потому что был запрет на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру; католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе. Это скорее легенда, чем правда.






2-й и 3-й ряд- Христиане не посягали на славянские территории; - существовали давние торговые связи с Византией: - княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой; - греческая церковь способствовала укреплению императорской власти; - стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси



К. Участвовать в обсуждениях.

Работают в группе

П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию

Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом


Принятие христианства

Рассказ учителя

Из всех религий, которые были предложены, было принято Православное христианство. События, которые предшествовали крещению были следующие: В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт, и он обратился к Владимиру с просьбой о помощи. Князь согласился послать войско в Византию, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет киевского князя. Император потребовал в ответ, чтобы Владимир принял христианство и крестил свою страну. Был подписан соответствующий договор, и русский отряд разгромил мятежников. Однако император не спешил выполнять свои обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму - Херсонес, получив удобную базу для последующих нападений на империю с моря. Император был вынужден уступить. Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе, вернув Карсунь в качестве выкупа за невесту.


Слушают рассказ учителя




10 мин

Выдает задания из открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности (читательская)

Ребята вам выданы тексты из банка заданий

https://fg.resh.edu.ru/

1 ряд Текст №1 «Повесть временных лет» о крещении Руси. «Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор». Вопросы: - Когда и где происходили описанные события? - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему? - Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение. 2 ряд Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян «….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! 88г. Киев. Наказание было следующим: привязать к хвосту коня и волочить с горы, колотить его палками для поругания беса, который обманывал людей в этом образе. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам». Вопрос: Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»? Как восприняли крещение киевляне?

3 ряд Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода «Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал: Крещение Руси. Киевляне восприняли крещение с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Но, возможно они и боялись противиться воле князя. – Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание! Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им: – Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них? Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»». Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» - Как новгородцы отнеслись к крещению? Какая поговорка сложилась о новгородцах? - Подумайте, почему в южных землях, люди чаще крестились добровольно, новая религия распространялась мирно, без сильного сопротивления, а на севере, в Новгороде, люди чаще оказывали сопротивление? (Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником)

Читают тексты. Отвечают на вопросы





Значение принятия христианства 5 мин


Работаем с текстом учебника стр.54.Выписываем в тетрадь «Значение принятия христианства»

- Как вы ответите на вопрос, поставленный в начале урока? Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире

Работают с текстом учебника, сверяют записи по слайдам презентации






Князь Владимир под влиянием новой религии сам сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.




Закрепление тест 5 мин

Выводит тест на слайде презентации

Ребята , сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы усвоили тему и сделаем тест

Делают тест, взаимопроверка


К. взаимодействие, кооперация.

Р. целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.


Л. коллективное взаимодействие, смыслообразование

Рефлексия 2 мин


- Ребята, как вы считаете , достигли ли мы поставленной в начале урока цели?





д\з


Ребята , запишите домашнее задание § 6, вопросы стр.55

Записывают д\з













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!