СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Применение технологии критического мышления на занятиях по изучению ПДД"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология развития критического мышления развивает у учащихся ум, индивидуальность, помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий. Применяется при изучении различных тем, а также может использоваться во внеурочной работе и при подготовке к соревнованиям.   

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Применение технологии критического мышления на занятиях по изучению ПДД"»

Денисова Марина Викторовна,

педагог дополнительного образования, педагог-организатор

МБУ ДО "Дворец пионеров и школьников г.Курска"


Применение технологии развития критического мышления

на занятиях по изучению ПДД


Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году, ее авторы - американские ученые Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит. В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др., т.е. коммуникативные и рефлексивные умения и действия учащихся). Технология развития критического мышления помогает обучать школьников решать различные проблемы, с которыми им придётся столкнуться в жизни, что особенно важно в изучении правил дорожного движения.

Технология развития критического мышления служит эффективному формированию навыков и умений безопасной жизнедеятельности, позволяет обучающимся не только осваивать алгоритм действий в дорожных и экстремальных ситуациях, но и учиться предвидеть, предупреждать и избегать их, т.е. применять формулу безопасности в повседневной жизни. Практически на любом уроке можно обращаться к ТРКМ и работать с учениками любого возраста.


Характеристика приемов технологии

Прием "Корзина идей"

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

  1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

  2. Обмен информацией в парах или группах.

  3. Каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

  4. Все сведения кратко записываются на доске, даже если они ошибочны.

  5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Прием "Составление кластера"

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом "Корзина идей".

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда - это наша тема. Вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать на различных стадиях занятия.

Прием "Верные и неверные утверждения"

Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают "верные" утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Прием "Знаю - хочу узнать - узнал"

Прием "Знаю - хочу узнать - узнал" - это работа с таблицей.

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю о теме урока). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Прием "Написание синквейна"

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму.

В переводе "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

  1. На первой строчке записывается 1 слово - существительное. Это тема синквейна.

  2. На второй строчке надо написать 2 прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

  3. На третьей строчке записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

  4. На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

  5. Пятая строчка - это слово - резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны. Например:

Знаки
Треугольные, круглые.
Запрещают, предупреждают, указывают.
Необходимы на дорогах.
Ориентир.

Прием "Толстые и тонкие вопросы"

Прием "Толстые и тонкие вопросы" может быть использован на любой стадии урока- это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - вопросы по ходу занятия, слушания; на стадии рефлексии (размышления) - демонстрация понимания пройденного.

Тонкие вопросы - вопросы, требующие простого, односложного ответа. Можно ли переходить дорогу на мигающий зеленый сигнал светофора?

Толстые - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. (Например: Для чего нужны ПДД?)

Прием "Лови ошибку"

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

  • явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

  • скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Прием "Нарисуйте счастье"

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать безопасность, вождение, отвлечение внимания, опасность, внимательность и затем объяснить свои рисунки.

Прием "Письмо по кругу"

Прием "Письмо по кругу" предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием "Пометки на полях"

Прием "Пометки на полях" работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки.

Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

  • Знаком "галочка" отмечают информацию, которая известна ученику.

  • Знаком "плюс" отмечают новую информацию, новые знания.

  • Знаком "вопрос" отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Прием "Написание эссе"

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии - эссе. Это свободное письмо на заданную тему. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.

Технология развития критического мышления развивает у учащихся ум, индивидуальность, помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий. Применяется при изучении различных тем, а также может использоваться во внеурочной работе и при подготовке к соревнованиям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!