СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка к занятию "Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин» как поэма о русском солдате".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта расчитана на занятие, посвященное поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка к занятию "Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин» как поэма о русском солдате".»

технологическая карта занятия № ______




Группа

Дата

Дисциплина

Литература

207-н

25.04.24



Тема занятия

Александр Трифонович Твардовский. Обзор жизни и творчества. «Василий Теркин» как поэма о русском солдате. Анализ стихотворений «Рассказ танкиста», «Я убит подо Ржевом».

Вид занятия

Урок изучения нового материала с элементами практикума

Цель занятия:

обучающая

раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь учащимся осознать истоки нашей победы;



развивающая

совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; составлять связный текст по заданным вопросам;

воспитательная

пробудить интерес к истории войны, истории своей семьи; вызвать эмоциональный отклик при беседе о войне; способствовать воспитанию патриотических чувств.


Результат

Должны знать:


Факты из жизни писателя

Смысл понятий

История создания произведений

Должны уметь:


Выражать свое мнение

Анализировать художественные произведения

Анализировать и сопоставлять факты из жизни писателя и его творчество, делать выводы.

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать в группе. Оценка «хорошо» ставиться за правильные ответы, но без обоснования. Оценка «удовлетворительно» ставиться за менее активную работу на занятии.

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Литература, русский язык, история


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства обучения

Произведение А.Т. Твардовского «Василий Теркин», учебник, раздаточный материал, презентация, звуковое сопровождение


Основная

литература

Михайлов О. Н., Шайтанов И.О. и др. под ред. Журавлева В. П., Литература 11 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях, изд.: «Просвещение», 2023




Дополнительная

литература

Произведение А.Т. Твардовского «Василий Теркин»






содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа


1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.




- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Садитесь.

В этом году наша страна отмечает 79-ю годовщину Великой победы. Четыре долгих года с июня 1941-го до победного мая 1945 года продолжалась эта война. Почти 34 миллиона человек были призваны в действующую армию или были привлечены к работам в прифронтовой полосе. А ведь это был каждый шестой житель нашей страны. Звучит песня «Дороги» (сл.Л.Ошанина) Сл.1

- Ребята, прошу обратить внимание на экран, что вы видите? (ответы студентов о солдате, войне и фотография А.Т. Твардовского), студенты выражают свои мысли о том, что будут работать с произведением А.Т. Твардовского. Сформулируйте тему нашего занятия.

- Да, вы правы сегодняшняя наша тема посвящена творчеству А.Т. Твардовского, а именно его произведению «Василий Теркин», запишите, пожалуйста, тему занятия: «Александр Трифонович Твардовский. Обзор жизни и творчества. «Василий Теркин» как поэма о русском солдате». Сл. 2.

Постановка цели и задач урока (1-2 мин)

- Какие цели вы бы поставили на нашем сегодняшнем занятии? А какие задачи для достижения этих целей?

(Примерные ответы: познакомиться с биографией и творчеством А.Т. Твардовского; проанализировать поэму «Василий Тёркин»)

- Обратимся к эпиграфу на доске, в раздаточном материале он также присутствует.

Сл. 3.

Эпиграф:

Память активна. Она не оставляет челове­ка равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противосто­ит уничтожающей силе времени. В этом вели­чайшее значение памяти.

Д. С. Лихачев

- Как вы понимаете это высказывание? И с чем у вас ассоциируется слово «память»? (тема предков, история, война).

- Война – это страшное слово. Война – это беда, горе для всех людей. Она началась внезапно, на рассвете.

- Расскажите, а что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- В какой день началась и закончилась Великая Отечественная война?

- При каком сражении Советский союз захватил стратегическую инициативу?

- Когда была битва под Сталинградом? (17 июля 1942- 2 февраля 1943)

(ответы студентов).

3-5


2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.




Прежде чем приступить к знакомству с жизнью и творческим путем А.Т. Твардовского, давайте послушаем стихотворение советского поэта Михаила Дудина «Памяти А.Т. Твардовского» (1988 г) в исполнении Латурнус Никиты (выходит обучающийся).

Он был на первом рубеже

Той полковой разведки боем,

Где нет возможности уже

Для отступления героям.

Поэзия особняком

Его прозрением дарила.

Его свободным языком

Стихия Жизни говорила.

Сочувствием обременен

И в песне верный своеволью,

Он сердцем принял боль времен

И сделал собственною болью.

Пусть память, словно сон, во сне

Хранит для чести и укора

Всю глубину в голубизне

Его младенческого взора.

(Выставление оценки)

Анализ данного стихотворения вам был задан на дом, прошу желающих выступить.

7


3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.




Знакомство с биографией А.Т. Твардовского Сл. 4.

- А.Т. Твардовскому, как и многим другим писателям и поэтам того времени на себе довелось испытать вся тяготы войны. Сегодня мы познакомимся с его биографией и творчеством. Я просила вас заранее разделиться на группы и сейчас прошу выбрать капитана, который будет зачитывать ответ группы.

Задание: для каждой группы я подготовила материал, прошу вас с ним ознакомиться и через 7 минут выступить командирам от группы с тезисами (4-5 тезисов), которые выписала ваша группа. Остальные, прошу внимательно прослушать и записать главное.

1. Биография А. Т. Твардовского ( 1-ая группа).

А.Т. Твардовский родился 8 июня 1910 года на хуторе в глубине Смоленщины, в крестьянской семье. Поэт рассказывал, что тянулся к литературе и особенно к стихам с детских лет.

Для формирования личности будущего поэта имело большое зна­чение начитанность его отца, любовь к книге, которую отец воспиты­вал в детях. Он рано познакомился с произведениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Не­красова.

Отец мечтал дать детям хорошее образование. Подготовка к гим­назии началась заранее. Трифон Гордеич даже специально привез из Смоленска репетитора, и Александр сразу был записан во 2-ой класс. Учеба продолжалась до 1924 года в разных школах. Твардовский становится деятельным участником об­щественной жизни деревни. Писал о не­исправленных мостах, о комсомольских субботниках, о злоупотребле­нии местных властей». Он, «рядовой сельский комсомолец», по­сылал «небольшие заметки в редакции смоленских газет. А 19 июля 1925 года в газете «Смоленская де­ревня» было напечатано первое стихотворение «Новая изба» с подпи­сью «Александр Твардовский».

В 1932 — 1939 годы Твардовский учится в Смоленском педагогиче­ском институте на гуманитарном факультете, затем в Московском ин­ституте истории, философии и литературы, плодотворно пишет и печа­тается.

Жизнь внесла свои коррективы в творческие планы Твардовского. Началась война с Финляндией, и он стал корреспондентом фронтовой газеты «На страже Родины». Затем Великая Отечественная война...

2. Твардовский на войне. (2-ая группа.)

Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье в деревне Грязи Звенигородского района, в самом нача­ле отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя — на­правлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия».

Некоторый свет на жизнь поэта во время войны проливают его прозаические очерки «Родина и чужбина», а также воспоминания В. Лакшина и В. Дементьева, которым впо­следствии Александр Трифонович немало рассказывал о своей жизни. Так, В. Лакшину он рассказал, что «в 1941 году под Киевом... едва вы­шел из окружения. Приказано было не покидать город до последнего часа... Армейские части уже отошли за Днепр, а редак­ция все еще работала... Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения». В середине 1942 года Твардов­ский был перемещен с Юго-Западного фронта на Западный, и теперь до самого конца войны его родным домом стала редакция фронтовой газеты «красноармейская правда». Стала она родным домом и леген­дарного Теркина.

Это был человек недюжинной личной храбрости. По свидетельству А. Аборского, во время шестибального шторма Твардовский «бро­сался в мутные, ревущие волны, заплывал километра на полтора от бе­рега, тогда как другие, причем отличные пловцы, боялись даже при­близиться к воде».

Наряду с храбростью Александр Трифонович обладал также из­рядной физической силой (видно, не зря проводил он в детстве время в отцовской кузнице), твердостью руки и верностью взгляда.

В 1944 году вся редакция «Красноармейской правды» вошла в со­став 3-го Белорусского фронта. Вместе с бойцами и офицерами этого фронта Твардовской и встретил День Победы.

3. Творческий путь поэта. (3-я группа).

Творческий путь А. Т. Твардовского начался в 30-е годы. Он напи­сал стихи и поэмы, прославляющие социализм, несмотря на то, что необоснованным репрессиям подверглась его семья в Смоленщине.

В годы войны был фронтовым корреспондентом. Созданная в 1941-1945 гг. поэма «Василий Теркин» стала одним из популярнейших произведений о войне.

После войны А. Твардовский, возвращаясь к впечатлениям воен­ных лет и незатухающей скорби о погибших, пишет проникновенные стихотворения «Я убит под Ржевом» и «Я знаю, никакой моей вины, / в том, что другие не пришли с войны...». Первое стихотворение построе­но как монолог безымянного солдата, погибшего в первый же год вой­ны, защищая Москву. Во втором стихотворении, на­писанном в 1966 году, поэт говорит о том, как глубоко в его сердце ле­жит ответственность перед погибшими.

Поэмы «За далью — даль», и «По праву памяти» содержат лириче­скую исповедь поэта, пережившего потрясения в связи с переоценкой происшедшего со страной и с ним самим. Основой сюжета поэмы «За далью — даль» является путешествие поэта в поезде «Москва — Влади­восток». Это путешествие в пространстве и во вре­мени (10 лет и 10 тысяч верст). Поэма «По праву памяти», посвященная памяти отца, репрессированного в годы коллективизации.

С 1958 года Твардовский возглавляет журнал «Новый мир» и дела­ет его центром, вокруг которого группировались силы, стремящиеся к честному изображению действительности после Октября 1917 года. Твардовский - редактор поддерживает мно­гих начинающих писателей. «Новый мир» стал ведущим органом демократического обновле­ния общества.

В 1970-м году, в период начинающегося так называемого «застоя», был отстранен от руководства журналом, что ускорило его безвременную кончину.

-Хорошо, ребята, что вы узнали о Твардовском как о поэте и человеке?

-Скажите, с чем ассоциируется у вас А.Т. Твардовский?

12-15


4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

  1. История создания поэмы «Василий Тёркин». Сл. 5.

- Да, действительно, имя А.Т. Твардовского ассоциируется у читателей с его бессмертной поэмой «Василий Тёркин». А как она создавалась?

(Выступление обучающегося: Работу над поэмой и образом главного героя Твардовский начал в 1939—1940 году, когда он был военным корреспондентом газеты Ленинградского военного округа «На страже Родины» в ходе финской военной кампании. Имя героя и его образ родились как плод совместного творчества членов редколлегии газеты: художников Брискина и Фомичева, и поэтов, в числе которых были Н. Щербаков, Н. Тихонов, Ц. Солодарь и С. Маршак. Получившийся образ простого русского парня — сильного и добродушного, Твардовский считал удачным. Тёркин стал сатирическим героем небольших стихотворений-фельетонов, написанных для газеты. В 1940 году коллектив выпустил брошюру «Вася Тёркин на фронте», которую часто давали бойцам как своеобразную награду.

Красноармеец Тёркин уже тогда начал пользоваться определённой известностью у читателей окружной газеты, и Твардовский решил, что тема перспективна, и её необходимо развить в рамках произведения крупной формы.

22 июня 1941 года Твардовский сворачивает мирную литературную деятельность и на следующий день уезжает на фронт. Он становится военным корреспондентом Юго-Западного, а затем 3-го Белорусского фронта. В 1941—1942 годах вместе с редакцией Твардовский оказывается в самых горячих точках войны. Отступает, оказывается в окружении и выходит из него.

Весной 1942 года Твардовский возвращается в Москву. Собрав разрозненные записи и наброски, он снова садится за работу над поэмой. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез» — пишет он в своём дневнике. 4 сентября 1942 года началась публикация первых глав поэмы (вступительная «От автора» и «На привале») в газете Западного фронта «Красноармейская правда». Поэма получает известность, её перепечатывают центральные издания «Правда», «Известия», «Знамя». Отрывки из поэмы читают по радио Орлов и Левитан. Твардовский сам читает своё произведение, встречается с солдатами, посещает с творческими вечерами госпитали и трудовые коллективы.

Произведение имело большой успех у читателей. В итоге поэма была завершена в 1945 году вместе с окончанием войны. Последняя глава («В бане») была закончена в марте 1945 года. Ещё до окончания работы над произведением Твардовский был удостоен Сталинской премии).

- Константин Симонову говорил об этой поэме:

«Василий Тёркин – это лучшее из всего написанного о войне. И написать так, как написано это, никому из нас не дано».

-Как вы думаете, почему никому из нас с вами не дано? (нам не дано испытать на себе все тяготы войны. Твардовский – очевидец войны)

- А что такое поэма? (Поэма — это лиро-эпический жанр, крупное или среднее по объёму стихотворное произведение.)

10


5.



Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

- К сегодняшнему занятию вы прочитали Василий Теркин» поэму полностью. Расскажите, о чем она? Сл. 6

(В поэме показаны основные этапы Великой Отечественной войны, описана боевая жизнь советских воинов).

- И поэтому у меня первый к вам вопрос:

Без чего, как считает автор, нельзя прожить на войне?

(Проблемно-поисковый метод, метод выборки). Обучающиеся ищут ответы в тексте или отвечают устно по памяти своими словами.

(На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.)
Хорошо, теперь откройте главу «На привале». О каком сабантуе на войне Тёркин ведёт речь, неужели о празднике весны или здесь какой-то другой смыл? Зачитайте, пожалуйста, строчки о сабантуе, какой он бывает?

ответ:

Вот под первою бомбёжкой

Полежишь с охоты в лёжку,

Жив остался - не горюй:

Это малый сабантуй.

Хуже, брат, как миномётный

Вдруг начнётся сабантуй.

Тот проймёт тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.

Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков...

Лежишь в канаве,

А на сердце маята:

Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.

Повторить согласен снова:

Что не знаешь - не толкуй.

Сабантуй - одно лишь слово -

Сабантуй!..

- Итак, сабантуй у Василия Теркина – это вражеский налет, обстрел, танковая атака.

- Откроем главу «Переправа», Андреев Вадим подготовил для нас выразительное чтение отрывка наизусть. (обучающийся выходит и читает отрывок наизусть).

Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,
Кому темная вода, -
Ни приметы, ни следа.

Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.

Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.

И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу — будто не они,

Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.

- О чём в ней говорится? Что делают солдаты?

- Послушайте, пожалуйста:

И столбом поставил воду вдруг снаряд.

Понтоны - в ряд.

Густо было там народу –

Наших стриженых ребят…

И увиделось впервые,
Не забудется оно:
Люди теплые, живые
Шли на дно, на дно, на дно...

- Скажите, о чем эти строки? Что делает война?

    - Да, поэма правдиво рассказывает и о том, какие героические усилия потребовались Советской армии, чтобы остановить врага, какой большой кровью доставался каждый шаг на пути к победе.

15


6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.




- Поэма «Василий Теркин» — это произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особен­ностям.

- В связи с этим предлагаю вам письменно решить небольшую задачу: вам необходимо сформулировать композицию и указать каким способом связи она построена. Теория литературы в раздаточном материале будет вам в помощь. (3-5 мин)

- Хорошо, сейчас я бы хотела немного прокомментировать ваши ответы.

Во время ВОВ жизнь как бы сама подсказывала темы «беседы» автора с фронто­вым читателем - солдатом. Фронтовой читателей мог не знать предшествующей главы или не дождаться последующей. Но целостное представление о рассказанном он все равно получал. Поэма состоит из 26 внутренне законченных глав и 4 «от автора».

- Твардовский говорил: «Это книга про бойца без начала и конца». Кто или что объединяло главы поэмы? (Проблемный вопрос).

(Каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

-Как вы думаете, Василий Тёркин – это реальное лицо? (Василий Тёркин – это собирательный образ. Такого человека на самом деле не было. Но были бойцы, чем-то похожие на него). У него «говорящая» фамилия?

-Каким, по-вашему, он должен быть? Давайте подберем прилагатель­ные, характеризующие Васю Тёркина, на каждую букву его имени и фамилии. Запишите в тетради по образцу в раздаточном материале (1-2 мин) Сл. 7.

В — веселый

А — активный

С — смелый

Я — ясный

Т — терпеливый

Е — единственный

Р — расторопный, — решительный

К — крепкий

И — интересный

Н — находчивый

- Таким образом, мы приходим к выводу, что Василий Тёркин – это весельчак, балагур, но одновременно смелый и решительный солдат. Патриот своей страны. В общем, собирательный образ русского солдата военного времени.

10


7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.




- Завершая наше занятие, я бы хотела вас спросить: «Задумывались ли вы когда-нибудь над словом “герой”?».

 - Запишите это слово и подберите ассоциации, связанные с ним. Какие слова к нему притягиваются? (3-4 ассоциации)

 - Прочитайте свои варианты (доблесть, воин, подвиг, самопожертвование, отвага, защитник, решительность, необычный).

- Сегодня герои нужны как никогда и ситуации в России, Оренбургской области подтверждают, что они есть, поэтому я прошу вас продолжить предложения, включив в них это замечательное слово (Сл. 8.):

  • В слове ГЕРОЙ я чувствую…

  • В слове ГЕРОЙ я слышу…

  • Услышав слово ГЕРОЙ, я представляю…

  • Быть ГЕРОЕМ – значит…

- Сегодня вы все были молодцы, но особенно активным студентам (озвучивание обучающихся) я хотела бы вручить медали за отличную работу на занятии.

- Ребята, скажите, какая форма работы вам понравилась больше всего?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

5-7


8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Сл. 9.

Проанализировать стихотворения А.Т. Твардовского для первого варианта «Рассказ танкиста», для 2 варианта «Я убит подо ржевом» (по схеме).

Письменно ответить на вопрос: Актуальна ли поэма «Василий Теркин» в 21 веке, почему?



3






70 минут


Преподаватель







(И.О. Фамилия)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!