СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка факультативного занятия по геометрии для 6 класса "Кратчайшие расстояния на кубе" (двухчасовое занятие)

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка факультативного занятия по геометрии для 6 класса "Кратчайшие расстояния на кубе" (двухчасовое занятие) с разбором формируемых компетенций

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка факультативного занятия по геометрии для 6 класса "Кратчайшие расстояния на кубе" (двухчасовое занятие)»

Тема урока: Нахождение кратчайших расстояний на поверхности куба

Предмет: факультатив по геометрии

Класс: 6

Тип урока: комбинированный: обобщающий + применения знаний на практике.

Цели:

Обучающая:

  • Применение знаний по теме «Куб», «Осевая симметрия»;

  • Формирование умения решения задач на нахождение наибольших и наименьших расстояний на кубе;

  • Применение информационных умений: процесс сбора, применения и преобразования информации при восприятии новой информации, соотнесение разных представлений информации (графическом и в виде модели).

Развивающая:

  • Развитие интереса к окружающему миру и конкретно к данной теме посредством показа прикладных возможностей предмета математики на практике и в смежных областях;

  • Развитие логических умений на упражнениях сравнения, сопоставления, обобщения;

  • Развитие пространственного воображения;

  • Развитие вариативности, гибкости, творческого мышления при решении задач с многовариантными решениями и решении задач с неполными данными.

Воспитывающая:

  • Формирование и укрепление мотивации на получение знаний;

  • Воспитание качеств регуляции и саморегуляции, оценки и самооценки при работе в сотрудничестве;

  • Формирование представления об окружающем мире как целостной системы и себя как участника системы;

  • Формирования осознания личностного роста при проведении рефлексии.



Оборудование к уроку:

  • средства мультимедиа,

  • модели кубиков (из детских наборов кубиков) по одному на парту,

  • две большие демонстрационные модели куба (каркасная и «непустая») и ее изображение-аналог на экране,

  • раздаточный материал, бумага.









Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение цели урока, мотивационный этап:

Пожалуй, трудно найти человека, которому бы не был знаком куб. Ведь кубики – любимая игра малышей. Кажется, что мы о кубе знаем всё. Но так ли это?

Сегодня мы попытаемся научиться находить расстояния на поверхности куба и даже внутри куба, не разрезая и не деформируя при этом саму модель (дети должны удивиться).

Может быть, вы узнаете и отметите для себя ещё что-то новое, интересное, или расскажете всем, что вам удалось дополнительно узнать о кубе во время ваших внешкольных занятий.

  1. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания: Вам было задано сделать ра звертки куба. Покажите ваши развертки. Я вижу, что ваши развертки отличаютсядруг от друга. А вы проверяли, действительно ли из вашей развертки можно сделать куб?Тогда попрошу вас на листочках выполните задание на развертку(карточка)



















2 . Поставьте отметку (подчеркните слово) на тех рисунках, где, по вашему мнению нарисована развертка куба.











а )

б в г д

а) да, нет; б) да, нет; в) да, нет; г) да, нет д) да, нет

3 . Постройте точку, симметричную относительно оси l.

B l



l



A D



H C



  1. Задача на изображение куба

Н а этот куб мы смотрим справа сверху, так правая и верхняя грани находятся в поле нашей видимости, как будто они освещены.











Н а рисунке проведите сплошные линии (видимые рёбра) так, чтобы куб был «виден»: а) слева снизу; б) справа сверху; в) справа снизу; г) слева сверху.









с лева снизу справа сверху справа снизу слева снизу

Ответы



справа снизу

слева снизу справа сверху слева сверху





  1. Самопроверка.

После сдачи работ ответы высвечиваются на экран.

  1. Дополнительная задача (текст и рисунок на экране)









Вам дома предлагалось подумать над следующей задачей: Задача о диагонали куба: Отрезок, соединяющий две противоположные вершины куба (наиболее удалённые друг от друга). Называется ДИАГОНАЛЬЮ куба. Сколько диагоналей имеет куб? Нарисуйте!

























Практическое задание:Как измерить диагональ напустого куба, пользуясь только линейкой и карандашом, если есть:

а) ещё два таких же кубика; б) ещё один такой кубик; в) всего один кубик?

О твет:

а ) б) в)








  1. Новая тема: Расстояния на поверхности куба. Мотивация:

Вступительное слово: В жизни человеку приходится измерять множество разных величин: время, массу, скорость, громкость звука, силу света и многое другое. Не так уж редки случаи, когда мы с помощью единицы одного вида измеряем не свойственную ей величину.

Например, говоря о расстоянии между двумя городами, мы указываем время, в течение которого можно доехать от одного города до другого. И это гораздо удобнее, чем указывать расстояние. При помощи песочных часов время измеряется в единицах объёма – объёма пересыпавшегося песка. Попытайтесь привести примеры такого рода.

Во многих случаях, чтобы измерить какую-то величину, приходится проявлять большую изобретательность. Ведь нельзя так просто взять и измерить радиус земного шара, площадь океана и многое другое. А это необходимо знать человеку.

Предлагаю вам такие задачи. Предложите способ, спомощью которого можно измерить: толщину бумажного листа; объём булыжника; вместимость чайной ложки. Придумайте свои задачи на измерение каких-то величин, требующие изобретательности.

Сегодня речь пойдёт об измерении расстояний на поверхности куба, причём не просто расстояний, а наибольших или кратчайших. Почему нас интересуют кратчайшие расстояния? Ученики приводят примеры: когда мы опаздываем, нам нужно двигаться по кратчайшему пути.

На экране: Дозаправка самолета в воздухе по кратчайшему расстоянию.

Учитель дополняет примерами экономического характера: чтобы нерасточительно тратить природные ресурсы, мы должны выбирать наиболее выгодные, кратчайшие пути. Например, ошибка в расчетах дорого обойдётся для государства при отправлении космических экспедиций. Можно задать вопрос: почему при запуске летательных аппаратов на соседние планеты (Марс, Венеру, Сатурн и т.д.) ученые тщательно выбирают день отправки? Они ждут благоприятного расположения планет, когда они выстраиваются таким образом, что расстояние между ними наименьшее. И это выгоднее, чем отправлять «в никуда», бездумно тратя ресурсы и финансы.

Ещё пример: Вы слышали, что ученые американской космической организация НАСА получают снимки с Марса или с других планет в определенный момент, когда наступает благоприятное расположение. Как вы думаете, что при этом учитывается? Наша земля и спутники летят по разным орбитам, которые скрещиваются.



Кратчайшее расстояние











А теперь я вам задам задачу.

  1. Решение задач

В спомогательная задача: Г рибник выходит из леса в заданной точке. Ему необходимо дойти до шоссе, которое представляет собой прямую линию, где у него собранные грибы заберет сын, приехавший на машине; а далее зайти в лес в другой точке, в которой ожидает его жена. Как ему это сделать, пройдя по самому короткому пути?







?

Решение. Покажем на рисунке решение этой задачи:

Пусть грибник выходит из леса в точке А, а должен зайти в лес в точке В. Для решения задачи симметрично прямой — шоссе отобразим точку В, получив точку В1. Далее, проведя прямую АВ1, получим точку D, которая и является искомой в задаче точкой. BD = B'D, ВС = В'С, тогда ясно, что для любой другой точки F AF + FB’ AD + DB'.

Расстояние AD + BD является наименьшим для выхода на шоссе из леса и захода в лес в заданной точке (D).

П одобная задача: Эта задача имеет много видоизменений: например, нужно найти точку, в которой ворона, сидящая на дереве, может подобрать рассыпанное на земле зерно и приземлиться на заборе, если по двору бегает кошка.













Задание: проведите рассуждение и сделайте чертёж, на котором обозначьте буквами положение вороны, зерна, и птицы, на котором изобразите оптимально короткий путь вороны.

В каком случае кошка всё равно настигнет ворону? Каких данных не хватает в задаче?







Переходим к решению задач на кубе



Задача о пауке и мухе 1:

В противоположных (наиболее удалённых друг от друга) вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук может доползти до мухи, если он может ползти только по рёбрам и по диагоналям граней куба? (6 вариантов ответа)

Ответ



3 маршрута: диагональ грани – ребро; 3 маршрута:ребро-диагональ грани.

Так как у каждой вершины сходятся по 3 ребра и по 3 грани, то других вариантов нет.



Задача о пауке и мухе 2: Неправильный (неголодный) паук

Пусть ребро куба равно 1 дм. Проложите и вычислите наибольшее расстояние по рёбрам куба от паука к мухе, при прохождении которого нельзя по одному и тому же ребру бывать дважды. Можно ли обойти все рёбра куба? Почему?Сколько способов прохода паука вы нашли? На рисунке показан один из вариантов обхода.

Решение: 1дм х 7 = 7 (дм) – длина наибольшего пути паука.















Задача о пауке и мухе 3: В противоположных (наиболее удалённых друг от друга) вершинах куба сидят паук и муха. Каким кратчайшим путём паук может доползти до мухи?

Наводящий вопрос: Чем эта задача отличается от предыдущей?

Разбор:

  • Что является кратчайшим расстоянием между двумя точками?

  • Как бы вы решали задачу, если бы объекты находились на одной плоскости, в данном случае на одной грани?

  • Как сделать так, чтобы паук и муха оказались в одной грани?

Решение: Решение связано с построением развёртки куба.

Задача 1. Нарисуйте длину кратчайшего пути по поверхности единичного куба ABCDA1B1C1D1 (рис. 2), соединяющего вершины и C1.

 



























Решение. Рассмотрим развертку, состоящую из двух соседних граней куба, изображенную на рисунке 3.





Кратчайшим путем из в C1 является отрезок AC1.  Соответствующий путь на поверхности куба изображен на рисунке 4.

 






 Заметим, что путь из в C1 является не единственным. Имеется шесть таких путей, проходящих через середины ребер BB1A1B1A1D1DD1CD и BC 

(рис. 5).

Задача о пауке и мухе 4: на одном боковом ребре куба сидит муха. Паук сидит в середине верхней грани. Каким кратчайшим путём паук может доползти до мухи?

Наводящий вопрос: Чем эта задача отличается от предыдущей?

Решение: Решение связано с построением развёртки куба.Какие грани куба нужно посмотреть в развёртке?

Начертите путь паука к мухе по кратчайшей траектории.

Развитие задачи: Как изменится решение, если мы будем двигать паука и муху по разным положениям на гранях, рёбрах.

Обобщение



Можно ли сказать, что у этих задач похожий путь решения? Как бы вы назвали этот метод? (метод развёртки).

Метод развёртки применяется не только на кубе! Его активно применяют на призме, прямоугольном параллелепипед, пирамиде, комбинированных и на круглых телах.

Задача для ознакомления: на внутренней стенке цилиндрической банки в трех сантиметрах от верхнего края висит капля меда, а на наружной стенке, в диаметрально противопо­ложной точке сидит муха (рис. 37). Нарисуйте кратчайший путь, по кото­рому муха может доползти до меда. 



МЁД

муха




Решение. Разверткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник (рис. 38). 






 Конечно, кратчайшим путем между точками и является отрезок AB. Однако, чтобы муха могла попасть на внутреннюю сторону банки, ей нужно переползти через край в некоторой точке C. Рассмотрим точку B, симметричную точке B относительно стороны прямоугольника. Тогда отрезки BC и Bравны, следовательно, длина кратчайшего пути равна длине отрезка AB. Соответствующий путь на поверхности банки изображен на рисунке 39.





На дом - Задача Шарыгина:

Комната представляет из себя прямоугольный параллелепипед, одна стена которого имеет вид квадрата со стороной 2 м, пол – прямоугольник 2 х 5. На квадратной стене на расстоянии 1/6 м от пола и на равных расстояниях от углов этой стены сидит паук. Аналогичным образом на противоположной стене, но у потолка сидит муха. Нарисовать длину кратчайшего пути, по которому паук может доползти до мухи.

Путь решения: для определения кратчайшего пути сделаем развёртку. Кратчайший путь пересекает 4 ребра. Проверьте, что для других маршрутов путь длиннее.

Рефлексия


А. Вишневская 
Люблю я в кубики играть – 
Они мои друзья! 
И даже если надо спать – 
Беру в постель их я! 
Из них построю я гараж, 
машина будет жить, 
Потом для речки берега, 
водичку чтобы лить! 
Для башни - тоже хорошо, 
Пусть будет высока! 
И домик сделаю с окном – 
Какая красота! 





Нахождение кратчайших расстояний на кубе омпетенции в учебных программах)

выполнила Денисова М.Г.

Название компетенции

Объекты реальной действительности

Социальная значимость компетенции

Личностная значимость компетенции

Учебно-познавательная

  1. Мотивация на познание

Кубики, здания, мебель, коробки и т.д. Ближайший путь к магазину.

Необходимость сокращать путь в повседневной жизни

Умение прокладывать кратчайший путь (расстояние) по поверхности куба

  1. Умение организовывать собственную познавательную деятельность

а) умение целеполагать

Модели кубов: непустые, каркасные, развертки, изображения куба, возможности интерактивной доски

Необходимость выполнения расчетов для экономии ресурсов при движении по кратчайшему пути в повседневной жизни и в космосе

Умение самостоятельно рассчитывать кратчайшее расстояние для личных, бытовых целей

б) умение планировать

Использование развёрток для планирования решения, а затем перенос траектории на поверхность

Необходимость составления плана по нахождению и вычислению кратчайшего расстояния на поверхностях сначала на развёртках, потом перенос на поверхность

Умение составлять план действий в подобных задачах на практике

в) умение анализировать результат

Кубы - модели реальных объектов. Кратчайшие расстояния актуальны в мире.

Необходимость умения проводить подобные расчеты и оценку затрат в реальной жизни

Оценка полученных значений

  1. Обладание информационными умениями

а) сбор информации

Куб – модель реальных объектов (зданий, игрушек, модель трехмерного мира)

Необходимость наличия информации о поверхностях, имеющих форму куба, о методах и приемах решения задач на наименьшее значение

Умение самостоятельно добывать информацию

б) обработка информации

Куб – модель реальных объектов (зданий, игрушек, модель трехмерного мира)

Необходимость обработки информации о кратчайших расстояниях и установление связи между двумя разделами «Осевая симметрия» и «Расстояние между двумя точками»

Обогащение знаниями

в) интерпретация информации

Куб – модель реальных объектов (зданий, игрушек, модель трехмерного мира)

Умение моделировать, составлять развертку, представлять задачу в графическом виде (трансформирование информации)

Умение применения полученной информации в практической деятельности

  1. Система знаний в предметной области

Расстояния на плоскости и в пространстве

Необходимость составления предписания по решению задач на нахождение кратчайших расстояний

Умение представлять куб в виде развертки и обратно

  1. Логические умения

а) умения анализировать

Переформулирование задачи, переход с пространственной фигуры (куба) на плоскость развёртки

Умение разбивать задачу на подзадачи, оценивать задачу на полноту или недостаточность данных, выполнение требования минимальности результата

Обогащение знаниями

б) умения сравнивать

Решение разными способами и выбор наименьшего результата

Развитие способности решать многовариантные задачи в жизни и выбирать оптимальное решение

Обогащение опытом

в) умения обобщать

Различные (не только куб) тела, на которых работает способ развёртки

Синтез знаний по двум разделам «Симметрия» и Расстояния» Необходимость рассмотрения нескольких вариантов решения в одной задаче

Умение решать задачи целого класса




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!