СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мероприятие в рамках празднования Дня мордовского языка "Цвети мой край, Мордовия моя!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

           Вай, мокшень кяль,            Тон конашкава валдат!            Эрь валняце кунардонь пингста сай.            Мзяра тяштта лиссь, сняра валдтот…            Катк эздост фкяське ковга аф юмай.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятие в рамках празднования Дня мордовского языка "Цвети мой край, Мордовия моя!"»

МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа № 1»









«Цвети мой край, Мордовия моя!»


(Мероприятие, посвященное ко Дню мордовского языка)












Провела: учитель мокшанского языка

Рыскина Наталья Петровна







Темников 2017



Вай, мокшень кяль,

Тон конашкава валдат!

Эрь валняце кунардонь пингста сай.

Мзяра тяштта лиссь, сняра валдтот…

Катк эздост фкяське ковга аф юмай.



Ведущий 1: Шумбратада, кельгома ялгат, шабат!

Ведущий 2: Шумбраши, кельгома ялгат!

Ведущий 1: Однажды в мордовских дремучих лесах свершилось великое чудо. Ранней весной Бог Солнца поцеловал своими лучами молоденькую яблоньку – и раскрылся на Земле первый яблоневый цвет, красоты первозданной и невиданной. За ним – другой, третий. И стала вся яблонька ослепительно белой и сказочно прекрасной.

Ведущий 2. Залюбовалась красотой неслыханной птица счастья – Ине Нармонь, коснулась своим крылом чудо -яблоньки и превратила ее в девицу ненаглядную. И пошла она по цветущей земле, и там где нога ее ступала, рождался мордовский народ: высокий, голубоглазый, златокудрый, мудрый, добрый, трудолюбивый и хлебосольный. Так гласит предание о мордовском народе .

Ведущий 1: И поныне живет и процветает народ мордовский на земле большой Российской. И прославляет ее не только делами своими, но и людьми. 

Ведущий 2:  Шумбраши, Мордовия, шумбрат!

Каждый день твой Славными свершениями богат-

У тебя завидная дорога!

Радуют заводы и поля,

Утвердилась мощь твоя на веки. 

Шумбраши, Мордовия, шумбрат!



Ведущий 1:Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

Мы живем в Республике Мордовия. Это наша родина. Здесь мы родились, здесь мы учимся, работаем. Мы любим свой родной край, своё село, родную землю. Мордовский народ сложился из двух родственных племён – мокша и эрзя, которые ещё с незапамятных времён жили в здешних местах, в бассейнах Мокши и Суры. 



Просмотр сказки «Куйгорож»



Ведущий 2. Многоязычна наша республика. Мокшанский, эрзянский языки звучат сегодня в школах Мордовии. А иначе не должно быть. Это наши национальные языки.Мы должны гордиться своими корнями,обычаями, традициями.



Ведущий1:Ежегодно 16 апреля в Мордовии отмечается день мордовского языка.  Этот праздник ещё очень молодой. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовала бы республика наша Мордовия. Народ наш мордовский, слава наша мордовская..

Ведущий 2.На родном языке мы думаем, общаемся, творим. Каждый язык уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

А в нашем краю мы слышим ,как звучит язык мокшанский! Красив и  певуч мокшанский язык.




Эх, и павазуван – мокшан,

Мокшекс корхтан, мокшекс арьсян.

Мокшекс морамда аф лотксян,

Нинге мокшекс инжихть васьфнян.


Шову поза, суронь пачат,

Пара койса – кши и сал.

Цебярь, кда мокшекс шачат,

Мархтот шачи мокшень вал.



Валсь тя – лихтибряда ару,

Эжди седи, петни мяль.

Валть тянь азомацка пара,

Эряк! Эряк, мокшень кяль!



Стихотворение

В России, средь березовых просторов

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки:

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя!


Стихотворение «Мокшень крайняй»

Мокшень крайняй, шачем шире,

Морозень тейть мораса.

Келихть паксятне и вирьхне,

Козят лаймонь пораса.


Мокшень ширезень мон шнаса,

Куду вятинять-кинять.

Тяса шачень. Тяса касонь,

Васьфнян шобдават- илятть.


Келькте, крайняй, кода тядянь,

Колгат лажнан, пичедян,

Сяс и мора квалмат ладянь,

Мес тонь мяльсон коль кирдян.


Стихотворение

Родной мой край! Тобою я живу!

Я в каждом колосе, в былинке каждой.

Где б ни был я - с неутолимой жаждой

Родной мой край! Тобою я живу!

Мне без тебя на свете жизни нет,

Ты - вдохновенье, ты - мое дыханье,

Ты - всех моих рассветов полыхание,

Мне без тебя на свете жизни нет!


Стихотворение «Монь Мордовиязе»

Мордовияса шачень, вирень крайса,

Сяс Родиназень, кода маштан, шнаса.

Мон эряскодан тяза мастор крайста,

Эсь сизефозень Мокша ляйса штаса,

Мордовиязе! Сокань кельги мода,

Аф явихть фкя- фкянь эзда тевсь и валце.

И ичкоздень, и мала раднят содат,

Аф машты шра лангстот кшице- салце.



Стихотворение

Мордовиязе! Шачем мастор!

Аф содан сяда питни васта.

Перьфпяльге ляйхне, вирьхне келемсть,

Аф инголдави ванфса менельсь.

И маряй павазуста прянц

Рузсь, мокшесь, эрьзясь, татарсь тяса.

Синь эсост вяти марстонь янць,

И яагаксшись коль етксост кассы.


Стихотворение «Шачема крайняй»

Шачема крайняй, шачема крайняй,

Моньге морозень примак.

Катк сон паксять вельхкса гайняй,

Прокс аф сетьмоси сон катк.

Седиезе монь аф кирди

Тядянь – алянь крайть аф шнамс.

Мон аф бокста вдь, аф ширде

Ардонь мокшень модать лангс.

Мон вдь тястонь мокшень цёрась,

Крайняй, седизе тейть панчф,

Эсон мокшень ляйсь и порась,

И тундань инь васень панчфсь.

Мон кунара тоннян, тоннян,

Колгат тяштян вдь аф стак.


Песня «Мордовия» ( исполняют 5 «А» класс)



Частушки (исполняют девочки 3 «Б» класса)



Песня «Сембодонга мазыняй» (исполняет Афонина В.)






Викторина


  1. Задание «Пословицы»

Найдите начало и конец пословицы, переведите на русский язык.

За каждую пословицу 2 балла (1 балл за правильный подбор, 1балл за перевод)


  1. Составить рассказ по картинке (за каждое правильное предложение 1 балл)

  2. Определить падеж существительных (за каждый правильно определенный падеж 1 балл)

  3. Задание «Послелоги» . Правильно подобрать послелог и подставить в предложение.( 1 балл за каждый послелог)

  4. Задание «Ответить на вопросы». (За каждый правильный ответ 1 балл.)


1.Задание «Пословицы»

Найди начало и конец пословиц, переведите на русский язык

Лама ловда - (лама кшида) (Много снега - много хлеба)


Лопа прай - сексесь сай (Лист упал – осень пришла)


Кафта нумол мельге панят – фкявок аф кундат (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)


Сисемксть мерак - весть керк (Семь раз отмерь –один раз отрежь)


Стака тонафнемась – теждя эрямась (Тяжело в учении, но легко в бою, в жизни)



… весть керк

… фкявок аф кундат

… лама кшида

… теждя эрямась

… сёксесь сай




2.Задание «Составить текст» (Составить текст по картинке)


3.Задание «Определить падеж»

Определите падеж существительных.


Книгашка - ____________сравнительный

Нумолонь - ____________родительный

Шабада - ______________отложительнай

Ведьфтома - ____________изъятельнай

Псьмаркс - _____________превратительнай

Катоста - _______________исходнай

Панчфонди - ____________дательнай



Определите падеж существительных.


Гуленянди - _____________________дительнай

Пинеса - ________________________местнай

Вирень - _________________________родительнай

Школафтома - ___________________изъятельнай

Сявакс - _________________________превратительнай

Марьшка - ____________________сравнительнай

Тумонкса - _______________________причиннай



4. Задание «Послелоги»


1.Кудть ваксса кассы келуня.

2.Ялгазень мархта мольхтяма библиотекав.

3.Панчфсь путф вальмять лангс .

4.Вирьть фталда лиссь шинясь.

5.Шабатнень мельге ласьки пинесь.


Послелоги: лангс, ваксса, фталда, мельге, мархта.



5. Задание «Вопросы».

1.Сколько городов в Республике Мордовия?(7)

2.На какие две группы делятся мордва?(мокша, эрзя)

3. Какие две большие реки протекают в Мордовии?(Сура, Мокша)

4. Сколько районов в Мордовии?(22 района )

5. Назовите великого мордовского скульптора.(С.Д. Эрьзя)

6.Назовите известного мордовского художника.(Ф.В. Сычков)

7.Назовите основные национальности, которые проживают в Мордовии.(Мокша, эрзя, русские, татары)

8.Назовите фамилии мордовских писателей. (Дорофеев, Ежов, Мишанина)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!