СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Материалы для занятия по теме: Индикаторы

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материалы для занятия по теме: Индикаторы»

Материал для проведения занятия или внеклассного мероприятия по теме: «ИНДИКАТОРЫ»

Цель: ознакомить обучающихся с понятием «индикатор».

Задачи образовательные: изучить историю открытия индикаторов, провести демонстрационные и лабораторные по изучению свойств природных и химических индикаторов.

Задачи воспитательные: сформировать умение коммуницировать в группе при выполнении практических заданий, способствовать формированию практических навыков необходимых в профессиональной деятельности химика-лаборанта.

Слайд 1

Занятие начинается с вопроса школьникам: «Что такое индикатор?» Выслушав ответы детей, педагог дает определение индикатора.


Слайд 2

Индикатор – прибор или химические вещества, с помощью которых можно контролировать ход процесса или состояния объекта наблюдений, его качественные или количественные характеристики.


Демонстрация опыта: Определение среды раствора разных веществ при помощи рН-метра


Слайд 3

История открытия индикаторов

Современные индикаторы – в основном продукты химического синтеза, а первые индикаторы были растительного происхождения.

Выделенные из растений пигменты – красящие вещества – были известны еще в Древнем Египте и Древнем Риме. Что же касается начала использования органических веществ в качестве индикаторов, то оно относится к XVII в. и связано с именем известного английского ученого – физика и химика – Роберта Бойля (1627-1691). Однажды, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, он случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветами разных растений. Оказалось, что и васильки, и роза, и цветки некоторых других растений изменили свою окраску при действии кислот. Наиболее удачными оказались эксперименты с фиолетовым раствором тропического лишайника лакмуса, цвет которого кислоты изменяли на красный, а щелочи – на синий. В лаборатории Р. Бойля на основе этого раствора была впервые изготовлена лакмусовая бумажка.


Слайд 4

После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало «указатели». В 1667г., пропитав фильтровальную бумагу отварами тропического лишайника лакмуса и отваром фиалок и васильков, Р. Бойль тем самым положил начало применению индикаторной бумаги (реактивной бумажки»).


Слайд 5

Химические индикаторы – это органические и неорганические вещества, изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды

Больше всего распространены индикаторы лакмус, фенолфталеин и метиловый оранжевый (метилоранж). Кроме того, учеными создана универсальная индикаторная бумага.


Лабораторный опыт №1. Определение среды раствора при помощи универсальной индикаторной бумаги.

Учащимся выдаются растворы соляной кислоты, гидроксида натрия. Для определения нейтральной среды используется вода. Учащиеся наливают в три пробирки исследуемые растворы и при помощи универсальной индикаторной бумаги определяют их среду.


Химические индикаторы позволяют определить характер среды водных растворов в химической лаборатории. В домашних условиях мы тоже встречаемся с различными растворами агрессивных веществ: ЛИМОННАЯ КИСЛОТА, УКСУС, НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ, СОДА, АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА, ЩАВЕЛЕВАЯ КИСЛОТА.

Для своей безопасности важно уметь определять характер среды растворов, которые мы используем в быту.


Лабораторный опыт №2. Определение среды раствора при помощи универсальной индикаторной бумаги.

Учащимся выдаются растворы соды, уксусной кислоты, аммиака и т.п. Учащиеся наливают в пробирки исследуемые растворы и при помощи универсальной индикаторной бумаги определяют их среду. Кроме того, можно предложить для исследования среды растворы бытовой химии и средств гигиены.

Слайд 6

Но в домашних условиях у нас нет химических приборов и индикаторов. Для определения среды растворов можно успешно применять самодельные индикаторы из природного сырья.

Цвет растений определяется химическим составом клеточного содержимого каждого растения (пигментом). Следовательно, индикаторы можно найти среди природных объектов.


Слайд 7

Пигменты - органические соединения, присутствующие в клетках и тканях растений и окрашивающие их. Расположены пигменты в хлоропластах, хромопластах и клеточном соке. В растительном мире известно около 2 тысяч пигментов. Наиболее стойкими, являются 150. Накапливаются пигменты главным образом в корнях, цветках, кожуре плодов и в листьях растений.

Все пигменты можно разделить на три группы — хлорофиллы, каротиноиды, антоцианы.

  • Хлорофилл определяет зеленую окраску листьев. Без этого изумрудного пигмента невозможна жизнь на планете, так как он осуществляет фотосинтез (на практическом занятии в профильной смене мы извлекали хлорофилл из листьев березы и крапивы).

  • Каротиноиды, пигменты, которые определяют желтое, оранжевое и красное окрашивание. Их содержат желтые зерна кукурузы, оранжевая кожура мандарина, красные плоды шиповника.

  • Пигменты — антоцианы определяют практически все краски растений — от оранжевой и красной до синей, обладают хорошими индикаторными свойствами.
    Антоцианы придают тканям растений фиолетовую, синюю, красную, оранжевую и другие окраски. Антоцианы содержатся почти во всех растительных тканях в самых разных частях растений: в лепестках, плодах, листьях.

Эти природные индикаторы содержат окрашенные вещества, способные менять свой цвет в ответ на то или иное воздействие. И, попадая в кислую или щелочную среду, они наглядным образом сигнализируют об этом. Следовательно, индикаторы можно найти среди природных объектов.


Слайд 8

  • Какие растения могут использоваться в качестве индикаторов?

Растительные индикаторы можно использовать в быту. Сок столовой свеклы в кислой среде изменяет свой рубиновый цвет на ярко-красный, а в щелочной – на желтый. Зная свойство свекольного сока, можно сделать цвет борща ярким. Для этого к борщу следует добавить немного столового уксуса или лимонной кислоты.


Слайд 8,9,10,11


Заварка разного вида чая , соки различных ягод, лепестки цветов (например фиалок, герани, тюльпана и др) могут быть использованы в качестве индикаторов

. так как изменяют свою окраску в кислой и щелочной среде.

  • Можно ли приготовить растворы растительных индикаторов самостоятельно?

Приготовить индикатор из растительного сырья очень просто. Для этого поместите сырье в теплую воду и дайте настоятся в течении 1-2 часов. И можно приступать к эксперименту. Для длительного хранения индикаторов лучше использовать спиртовые растворы.

Как и для чего можно использовать в домашних условиях определение среды?

Например, для определения среды моющих средств для посуды или мыла с целью выявления их негативного влияния на кожу рук. Для определения состава лекарств, которые употребляют для лечения, можно использовать природные индикаторы. Многие лекарственные препараты представляют собою кислоты, соли и основания. Изучив их свойства, можно обезопасить себя. Например, аспирин (ацетилсалициловая кислота), многие витамины нельзя принимать на голодный желудок, так как кислоты, входящие в их состав, будут повреждать слизистую желудка.


Слайд 12

Лабораторный опыт №3. Определение среды раствора при помощи индикатора – краснокочанной капусты.

Учащимся выдаются растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, соды, уксусной кислоты, аммиака и т.п. Учащиеся наливают в пробирки исследуемые растворы и при помощи раствора краснокочанной капусты определяют их среду. Кроме того, можно предложить для исследования среды растворы бытовой химии и средств гигиены.



Индикатор краснокочанной капусты

Индикатор краснокочанной капусты

Индикатор краснокочанной капусты

Индикатор краснокочанной капусты

раствор

соды

раствор

соды

раствор

соды

раствор

соды

раствор

жидкого мыла

раствор

жидкого мыла

раствор

жидкого мыла

раствор

жидкого мыла










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!