СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлены варианты использования на уроках окружающего мира практико-ориентировачных заданий математического содержания

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности на уроках окружающего мира в начальной школе»

Учитель начальных классов МБОУ «Школа № 54» им. Н.А.Бредихина Гладких Людмила Федоровна

Учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 54» им. Н.А.Бредихина

Гладких Людмила Федоровна

 В определении «математическая грамотность» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.  Согласно этому, основное внимание нужно уделять развитию способности обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

В определении «математическая грамотность» основной упор сделан не на овладение предметными умениями, а на функциональную грамотность, позволяющую свободно использовать математические знания для удовлетворения различных потребностей – как личных, так и общественных.

Согласно этому, основное внимание нужно уделять развитию способности обучающихся использовать математические знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции.

 Казалось бы, математика и окружающий мир не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт, большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал . В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира.

Казалось бы, математика и окружающий мир не имеют ничего общего. Но, как показывает опыт,

большое значение для формирования представлений о Родине, патриотических чувств,

воспитания любви к родному краю имеет применение на уроках местного краеведческого материала. Математика позволяет сделать доступным для усвоения числовой материал . В результате у учащихся формируется целостное восприятие окружающего мира.

 Отсюда следует, что даже при изучении учебного предмета «Окружающий мир» в начальной школе нужно использовать  практико-ориентированные задания математического содержания.

Отсюда следует,

что даже при изучении

учебного предмета

«Окружающий мир»

в начальной школе

нужно использовать

практико-ориентированные задания математического содержания.

Решение задач, включающих данные окружающего мира, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

Решение задач, включающих данные окружающего мира, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет кругозор.

ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ В Центрально-черноземном заповеднике на территории Курской области существует 6 зоологических заказников.  Это в 2 раза больше, чем ботанических. Сколько ботанических заказников  на территории заповедника?

ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ

В Центрально-черноземном заповеднике на

территории Курской области

существует 6 зоологических заказников.

Это в 2 раза больше, чем ботанических.

Сколько ботанических заказников

на территории заповедника?

ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА  Каждая машина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны. Какое количество загрязняющих веществ выбрасывает в атмосферу такая машина. Сколько выбросят 5 таких грузовиков?

ВОЗДУХ И ЕГО ОХРАНА

Каждая машина выбрасывает в атмосферу в 3 раза больше загрязняющих веществ по сравнению со своей собственной массой. Масса грузовика 3 тонны.

Какое количество загрязняющих веществ

выбрасывает в атмосферу такая машина.

Сколько выбросят 5 таких грузовиков?

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ  В водоемах Курской области обитает 32 вида рыб, зверей на 27 видов больше, чем рыб, птиц на 233 вида больше, чем рыб. Сколько всего этих видов животных обитает на территории Курской области?

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

В водоемах Курской области обитает 32 вида рыб,

зверей на 27 видов больше, чем рыб, птиц на 233 вида больше, чем рыб.

Сколько всего этих видов животных обитает на территории Курской области?

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ Подмосковный соловей издает 10 «куплетов» колен своей песни, это в 4 раза меньше, чем Курский соловей.  Сколько «куплетов» колен издает Курский соловей?

РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ

Подмосковный соловей издает 10 «куплетов» колен

своей песни, это в 4 раза меньше, чем Курский соловей.

Сколько «куплетов» колен издает Курский соловей?

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ  В Красную книгу занесены вымирающие виды. Рассмотрев диаграмму, определите: Сколько видов гавайских ворон вымерло? Кого вымирает больше: каспийских тигров или тасманийских? На сколько? Сколько видов дронтов вымерло?

ОХРАНА ЖИВОТНЫХ

В Красную книгу занесены вымирающие виды. Рассмотрев диаграмму, определите:

Сколько видов гавайских ворон вымерло?

Кого вымирает больше: каспийских тигров или тасманийских? На сколько?

Сколько видов дронтов вымерло?

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ  Вычислите среднее значение осадков  и определите где и на сколько больше выпало в среднем мм за лето? 1 )    33+25+53=111 2) 111:3=37 3) 19+16+31=66 4) 66:3=22 5)    37-22=15 Ответ: 37 мм и 22мм, 15 мм

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Вычислите среднее значение осадков

и определите где и на сколько больше

выпало в среднем мм за лето?

1 )   33+25+53=111

2) 111:3=37

3) 19+16+31=66

4) 66:3=22

5)   37-22=15

Ответ: 37 мм и 22мм, 15 мм

НАШЕ ПИТАНИЕ  Витамин C является очень полезным для здоровья и содержится в лимоне, перец красный, апельсине, черной смородине, шиповнике сухом. Определите по диаграмме, где больше всего содержится витамин C. Где меньше содержится витамин C.

НАШЕ ПИТАНИЕ

Витамин C является очень полезным для здоровья и содержится в лимоне, перец красный, апельсине, черной смородине, шиповнике сухом.

Определите по диаграмме, где больше всего содержится витамин C.

Где меньше содержится витамин C.

Биологи 1. «Вода – источник жизни». Что это значит?  2. Слону в сутки необходимо 90 литров воды. Сколько воды надо слону на 3 суток? - Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

Биологи

1. «Вода – источник жизни». Что это значит?

2. Слону в сутки необходимо 90 литров воды. Сколько воды надо слону на 3 суток?

- Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

Потребители  1 . Для чего человеку нужна вода? 2. Ученые посчитали, что человек за день употребляет 3 литра воды. Сколько воды он употребляет за неделю? -Вывод: воду надо беречь

Потребители

1 . Для чего человеку нужна вода?

2. Ученые посчитали, что человек за день употребляет 3 литра воды. Сколько воды он употребляет за неделю?

-Вывод: воду надо беречь

Инженеры  1.Почему вода считается помощником человека? 2. Чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды. А сколько воды надо использовать, чтобы получить 3 тонны бумаги? -Вывод: В производстве без воды никак не обойтись без воды

Инженеры

1.Почему вода считается помощником человека?

2. Чтобы получить 1 тонну бумаги, нужно использовать 250 тонн воды. А сколько воды надо использовать, чтобы получить 3 тонны бумаги?

-Вывод: В производстве без воды никак не обойтись без воды

Эксперты   1. Почему чистой воды становится меньше?  2. Пластиковые бутылки, оставленные туристами около водоемом, разлагаются 200 лет, а рыболовная леска в 3 раза дольше. Сколько потребуется лет для разложения рыболовной лески? -Вывод: Больше всего в реках воду загрязняют выбросы с заводов и фабрик

Эксперты

1. Почему чистой воды становится меньше?

2. Пластиковые бутылки, оставленные туристами около водоемом, разлагаются 200 лет, а рыболовная леска в 3 раза дольше. Сколько потребуется лет для разложения рыболовной лески?

-Вывод: Больше всего в реках воду загрязняют выбросы с заводов и фабрик

Экологи  1. Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды? 2. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько литров отходов выбрасывает завод за 4 минуты? - Вывод: От загрязненной воды гибнут растения и животные . Надо строить очистные сооружения, которые не сливают воду в реки  

Экологи

1. Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды?

2. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. Сколько

литров отходов выбрасывает завод за 4 минуты?

- Вывод: От загрязненной воды гибнут растения и животные . Надо строить очистные сооружения, которые не сливают воду в реки

 

Стратеги  1. Что значит экономно расходовать воду? 2. В квартире подтекает водопроводный кран. За 1 минуту набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за сутки? - Вывод: срочно чинить кран или покупать новый. Нужно бережно относиться к нашему водопроводу.

Стратеги

1. Что значит экономно расходовать воду?

2. В квартире подтекает водопроводный кран. За 1 минуту набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за сутки?

- Вывод: срочно чинить кран или покупать новый. Нужно бережно относиться к нашему водопроводу.

Вывод  Решение задач с использованием разнообразного материала позволяет углубить знание по окружающему миру, прививает интерес к математике, развивает творческое мышление. Дети узнают множество интересных фактов. Использование таких задач на уроках позволяет учащимся более непринужденно овладевать знаниями по математике и глубоко понимать окружающий нас мир.

Вывод

Решение задач с использованием разнообразного материала позволяет углубить знание по окружающему миру, прививает интерес к математике, развивает творческое мышление. Дети узнают множество интересных фактов.

Использование таких задач на уроках позволяет учащимся более непринужденно овладевать знаниями по математике

и глубоко понимать

окружающий нас мир.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!