Литературная гостиная
«В гости к С. Я. Маршаку»
Задачи: расширять представление детей о творчестве писателя, развивать творческие способности детей, связную и выразительную речь, воспитывать умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
- В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя писателя, о котором сегодня пойдет речь. Ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас мы с вами отгадаем кто же это! Я буду читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Одновременно отгадки будем вставлять в кроссворд.
Слайд 1
1. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
В лесу цветет подснежник,
А не метель метет,
И тот из вас мятежник,
Кто скажет: не метет!
Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи? (Месяцы)
2. Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину, Корзину, Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Багаж)
Приоткрыла дверцу Лена —
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок.
Кто потушит пожар? (Пожарный)
4. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Кому не нравился голосок матери? (Мышонок)
5. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Почтальон)
6. Люди спрашивают:
- Кто это у вас?
А девочка говорит:
- Это моя дочка.
Люди спрашивают:
- Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит:
- Она давно не мылась.
Кто был завернут в платок у девочки? (Котёнок)
Ведущий 2:
Слайд 2
- Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, у нас в кроссворде появилась фамилия писателя. Это Самуил Яковлевич Маршак. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. В этом году замечательному поэту исполнилось 135 лет со дня рождения. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранились в стихах Самуила Яковлевича Маршака. Но писал Самуил яковлевич не только стихи, но и рассказы, сказки и даже загадки. Произведения С.Я.Маршака учат нас беречь и любить книги; воспитывают любовь к родной земле, природе, животным. С.Я. хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и грамотными.
Ведущий 1:
- С.Я.Маршак много ездил по свету, знал много языков и переводил на русский язык стихи и рассказы заграничных авторов. И сейчас ученики 1 класса покажут сценку «Перчатки». Это английская народная песенка, которую перевел С.Я.Маршак.
Автор: Потеряли котятки по дороге перчатки И в слезах прибежали домой. Котята: (хором) Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти перчатки. Кошка: Потеряли перчатки? Вот дурные котятки! Я вам нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам, Я вам нынче не дам пирога! | Автор: Побежали котятки, отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. Котята: (хором) Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись перчатки! Кошка: Отыскали перчатки, Вот спасибо, котятки. Я за это вам дам пирога. Мур-мур-мур, пирога. Я за это вам дам пирога! |
Ведущий 2:
- Ребята, не будьте как котятки, не теряйте не только перчатки, но и другие вещи.
А сейчас ребята 4 класса вам покажут сценку «Волк и лиса».
Автор: Серый Волк в густом лесу Встретил рыжую Лису. Волк: Лизавета, здравствуй! Лиса: Как дела, зубастый? Волк: Ничего идут дела, Голова еще цела.7 Лиса: Где ты был? Волк: На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки. Лиса: Сколько взяли? Волк: Шерсти клок, Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке. Лиса: Кто отгрыз? | Волк: Собаки. Лиса: Сыт ли, милый куманек? Волк: Еле ноги уволок. Как, Лиса, твои дела? Лиса: На базаре я была. Волк: Что ты так устала? Лиса: Уточек считала. Волк: Сколько было? Лиса: Семь с восьмой. Волк: Сколько стало? Лиса: Ни одной. Волк: Где же эти утки? Лиса: У меня в желудке. |
Ведущий 1:
- В гости к С.Я.Маршаку часто приходили дети. Рассказывали о том, как они живут, учатся и ведут себя в школе. Отсюда и появились на свет веселые и поучительные стихи-тараторки.
(Дети читают стихи)
СЧИТАЛКА В нашем классе Нет лентяев, Только Вася Николаев. Он приходит на урок, Засыпает, как сурок. Лодырь, Лодырь, Лежебока, Проворонил Три урока, На четвертый Опоздал, Пятый Где-то пропадал, | На шестом Мешал Учиться, На седьмом Ходил Лечиться, На восьмом Играл в футбол, На девятый Не пришел. На десятом Корчил рожи, На четырнадцатом Тоже, На двадцатом Видел сон, На тридцатом Выгнан Вон. |
ПОЧЕМУ У ЧЕЛОВЕКА ДВЕ РУКИ И ОДИН ЯЗЫК Одна дана нам голова, А глаза два И уха два, И два виска, и две щеки, И две ноги, и две руки. Зато один и нос и рот. А будь у нас, наоборот, Одна нога, одна рука, Зато два рта, два языка, Мы только бы и знали, Что ели да болтали! | ЖАДИНА - Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь. - Дай-ка, Гриша, карандаш. - Ты обратно не отдашь. - Гриша, Гриша, дай резинку. - Ты откусишь половинку. - Гриша, Гриша, дай чернил. - Ты бы сбегал и купил. |
Ведущий 2:
- Пришло время отдухнуть. Послушаем песню на стихи С.Я.Маршака, а потом проведем зарядку.
Прослушивание песни «
Физкультминутка «Кошкин дом»
Тили-бом, тили-бом, (руки согнутые в локтях, качаем в разные стороны)
Загорелся (двигаем пальчиками и поднимаем руки над головой)
Кошкин дом. (складываем ладошки в «крышу» над головой)
Кошка выскочила, (резко опускаем руки вперед)
Глазки выпучила. (складываем перед глазами «колечки» из указательных и
больших пальцев)
Бежит курица с ведром, (разводим руки в стороны, покачиваем ими)
А собака с помелом, (имитируем подметание пола)
Поросенок с решетом, (делаем из рук кольцо, покачиваем локтями вверх вниз)
И козленок - с фонарем, (показываем движение «фонарики»)
Тили-бом! Тили-бом! (машем руками перед собой)
Погасили Кошкин дом! (разводим руки в стороны)
Ведущий 1:
- А сейчас мы вернемся к тем произведениям, которые вы читали, готовясь к этому мероприятию. Проведем викторину по произведениям С.Я.Маршака.
Слайды 3-
1 задание «Ответ вопрос»
2 задание «Загадки»
3 задание «Кто живет в зоопарке»
Ведущий 2:
- Вот уже много лет живут на свете веселые и задорные строчки С.Я. Маршака! Но каждая встреча с его стихами - это радость и удовольствие! Нашу встречу хочется закончить словами поэта:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будем ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Просмотр мультфильма
СТАРОЕ
Ведущий:
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?!
Это он, это он,
Кинешемский почтальон.
(Входит Почтальон в костюме, с большим письмом)
Ведущий:
Что случилось? Почему?
Я, ребята, не пойму,
К нам пришел Почтальон,
И он тоже удивлен.
Здравствуй, Почтальон, наш друг,
Тебе знакомы все вокруг?!
Почтальон:
Здравствуйте, ребятишки:
Девчонки и мальчишки,
А также товарищи взрослые.
Я пришел к вам не зря, почта есть для вас, друзья.
Вот письмо. (показывает)
Оно большое, заказное, деловое.
Ведущий:
Да и правда, посмотрите…
(Рассматривают)
Почтальон:
Открывайте, не тяните,
Побыстрее говорите,
Может, помощь вам нужна?!
(Ведущий отрвает конверт и из него высыпаются буквы)
Ведущий:
Почтальон, не уходи.
Ты нам нужен, помоги!
Почтальон:
Хорошо, я остаюсь, вместе с вами потружусь.
(Несколько детей встают к сцене и собирают из букв МАРШАК)
Ведущий:
Буквы тут, друзья, смотрите…
Не шалите, разберите.
И сумеем мы прочесть,
От кого пришла нам весть.
(Несколько детей встают к сцене и собирают из букв фамилию автора МАРШАК)
Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак! А кто это? (Ответы детей)
- А ведь это так и есть. (Показывает портрет) Слайд 1.
3 ноября 2022 года замечательному поэту исполнилось 135 лет со дня рождения.
С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он писал стихи, рассказы, сказки и даже загадки. Стихи С.Я.Маршака учат нас быть вежливыми. Учат нас беречь и любить книги. Стихи воспитывают любовь к родной земле, природе, животным. Он хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и грамотными.
- Давайте вспомним, какие книги написал С.Я. Маршак. Слайд 2.
- Сам он много ездил по свету, знал много языков и переводил на русский язык стихи и рассказы заграничных авторов. И сейчас ученики ... класса покажут сценку «Перчатки». Это английская народная песенка, которую перевел С.Я.Маршак.
Автор: Потеряли котятки по дороге перчатки И в слезах прибежали домой. Котята: (хором) Мама, мама, прости, Мы не можем найти, Мы не можем найти перчатки. Кошка: Потеряли перчатки? Вот дурные котятки! Я вам нынче не дам пирога. Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам, Я вам нынче не дам пирога! | Автор: Побежали котятки, отыскали перчатки И, смеясь, прибежали домой. Котята: (хором) Мама, мама, не злись, Потому что нашлись, Потому что нашлись перчатки! Кошка: Отыскали перчатки, Вот спасибо, котятки. Я за это вам дам пирога. Мур-мур-мур, пирога. Я за это вам дам пирога! |
Почтальон:
- Ребята, не будьте как котятки, не теряйте не только перчатки, но и другие вещи.
Ведущий:
- С.Я.Маршак очень любил природу и даже сочинял загадки о животных для детей.
Почтальон:
Давайте, ребятки,
Отгадывать загадки.
Загадки всевозможные –
И легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс.
Слайд 3-9
И в лесу мы, и в болоте, Нас всегда везде найдете: На поляне, на опушке, Мы — зеленые… (Лягушки) | Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей, обитаю, Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… (Воробей) |
Нору день и ночь копаю, Вовсе солнышка не знаю, Кто найдет мой длинный ход, Сразу скажет — это… (Крот) | Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей. Взад-вперед по пашне вскачь, А зовется птица… (Грач) |
Вместо носа — пятачок, Вместо хвостика — крючок, Голос мой визглив и звонок, Я веселый… (Поросенок) | Огромная кошка мелькнет за стволами, Глаза золотые и уши с кистями, Но это не кошка, смотри, берегись, Идет на охоту коварная… (Рысь) |
Я в любую непогоду Уважаю очень воду. Я от грязи берегусь, Чистоплотный серый… (Гусь) | |
Ведущий:
- В гости к С.Я.Маршаку часто приходили дети. Рассказывали о том, как они живут, учатся и ведут себя в школе. Отсюда и появились на свет веселые и поучительные стихи-тараторки.
(Дети читают стихи)
СЧИТАЛКА В нашем классе Нет лентяев, Только Вася Николаев. Он приходит на урок, Засыпает, как сурок. Лодырь, Лодырь, Лежебока, Проворонил Три урока, На четвертый Опоздал, Пятый Где-то пропадал, | На шестом Мешал Учиться, На седьмом Ходил Лечиться, На восьмом Играл в футбол, На девятый Не пришел. На десятом Корчил рожи, На четырнадцатом Тоже, На двадцатом Видел сон, На тридцатом Выгнан Вон. |
ПОЧЕМУ У ЧЕЛОВЕКА ДВЕ РУКИ И ОДИН ЯЗЫК Одна дана нам голова, А глаза два И уха два, И два виска, и две щеки, И две ноги, и две руки. Зато один и нос и рот. А будь у нас, наоборот, Одна нога, одна рука, Зато два рта, два языка, Мы только бы и знали, Что ели да болтали! | ЖАДИНА - Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь. - Дай-ка, Гриша, карандаш. - Ты обратно не отдашь. - Гриша, Гриша, дай резинку. - Ты откусишь половинку. - Гриша, Гриша, дай чернил. - Ты бы сбегал и купил. |
Почтальон:
- Ребята, вы наверное устали? Давайте отдохнем и сделаем разминку.
Пальчикова игра «Кошкин дом»
Тилли-бом, тилли-бом, (руки согнутые в локтях, качаем в разные стороны)
Загорелся (двигаем пальчиками и поднимаем руки над головой)
Кошкин дом. (складываем ладошки в «крышу» над головой)
Кошка выскочила, (резко опускаем руки вперед)
Глазки выпучила, (складываем перед глазами «колечки» из указательных и
больших пальцев)
Бежит курица с ведром, (лепим ладошками пирожки)
Утка с лейкой, (потираем ладони)
Гусь с бадейкой, (коротко хлопаем в ладоши)
А мышонок с решетом, (сложенные вместе ладошки поворачиваем вверх- вниз)
Погасили Кошкин дом! (машем руками перед собой)
Ведущий:
- А сейчас мы вернемся к тем произведениям, которые вы читали, готовясь к этому мероприятию. Вам нужно внимательно прослушать строчки из произведения С.Я.Маршака и назвать его.
Викторина
Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? («Почта») Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой, В щелку красную глядит, А в печи огонь гудит. («Пожар») Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки — Оказалось, это брюки. («Вот какой рассеянный») Я учиться не хочу, Сам любого научу. Я известный мастер По столярной части! («Мастер-ломастер») У Скворцова Гришки Жили-были Книжки — грязные, Лохматые, рваные, Горбатые, без конца И без начала!.. («Книжка про книжки») | Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти Парня какого-то Лет 20-ти. («Рассказ о неизвестном герое») На весеннее крылечко, В летние сени, В теремок осенний Да по зимнему ковру К новогоднему костру! («Двенадцать месяцев») Вот живут они – лягушка, Еж, петух и мышь-норушка. Мышь-норушка Толокно толчет, А лягушка Пироги печет. А петух на подоконнике Им играет на гармонике. («Теремок») Против дома у ворот Жил в сторожке старый кот. Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил, Подметал дорожки Перед домом кошки. («Кошкин дом») |
Почтальон:
- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями. Мне пора уходить, но прежде чем уйти, я хочу каждому классу вручить конверты. Что лежит в конвертах, вы узнаете в классе.
(Дети получают конверты и прощаются с Печкиным)
Ведущий:
- Вот уже много лет живут на свете веселые и задорные строчки С.Я. Маршака! Но каждая встреча с его стихами - это радость и удовольствие! Нашу встречу хочется закончить словами поэта:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будем ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Просмотр мультфильма