СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "В гости к С.Я. Маршаку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране вряд ли найдётся человек, который бы не слышал имя Самуила Яковлевича Маршака.На его стихах и загадках выросло не одно поколение ребят.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "В гости к С.Я. Маршаку"»

Литературная гостиная

«В гости к С. Я. Маршаку»


Задачи: расширять представление детей о творчестве писателя, развивать творческие способности детей, связную и выразительную речь, воспитывать умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.


Ход мероприятия


Ведущий 1:

- В нашей стране вряд ли найдется человек, которому было бы неизвестно имя писателя, о котором сегодня пойдет речь. Ведь его стихи и загадки знают многие взрослые и дети. Сейчас мы с вами отгадаем кто же это! Я буду читать загадки, а вы постарайтесь на них ответить. Одновременно отгадки будем вставлять в кроссворд.


Слайд 1

1. Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

- Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз королевы и приказание жадной мачехи? (Месяцы)


2. Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину, Корзину, Картонку …

- Отдайте мою собачонку!

Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Багаж)


  1. Приоткрыла дверцу Лена —
    Соскочил огонь с полена,
    Перед печкой выжег пол,
    Влез по скатерти на стол,
    Побежал по стульям с треском,
    Вверх пополз по занавескам,
    Стены дымом заволок,
    Лижет пол и потолок.

Кто потушит пожар? (Пожарный)


4. -Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Кому не нравился голосок матери? (Мышонок)


5. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Почтальон)


6. Люди спрашивают:

- Кто это у вас?

А девочка говорит:

- Это моя дочка.

Люди спрашивают:

- Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

- Она давно не мылась.

Кто был завернут в платок у девочки? (Котёнок)


Ведущий 2:

Слайд 2

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Посмотрите, у нас в кроссворде появилась фамилия писателя. Это Самуил Яковлевич Маршак. Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. В этом году замечательному поэту исполнилось 135 лет со дня рождения. Отец его работал мастером на заводе. Он самоучкой постиг основы химии и непрестанно занимался различными опытами. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Память об этих бесконечных и нелегких переездах сохранились в стихах Самуила Яковлевича Маршака. Но писал Самуил яковлевич не только стихи, но и рассказы, сказки и даже загадки. Произведения С.Я.Маршака учат нас беречь и любить книги; воспитывают любовь к родной земле, природе, животным. С.Я. хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и грамотными.


Ведущий 1:

- С.Я.Маршак много ездил по свету, знал много языков и переводил на русский язык стихи и рассказы заграничных авторов. И сейчас ученики 1 класса покажут сценку «Перчатки». Это английская народная песенка, которую перевел С.Я.Маршак.


Автор:

Потеряли котятки по дороге

перчатки

И в слезах прибежали домой.

Котята: (хором)

Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки.

Кошка:

Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!


Автор:

Побежали котятки, отыскали

перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

Котята: (хором)

Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки!

Кошка:

Отыскали перчатки,

Вот спасибо, котятки.

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога.

Я за это вам дам пирога!



Ведущий 2:

- Ребята, не будьте как котятки, не теряйте не только перчатки, но и другие вещи.

А сейчас ребята 4 класса вам покажут сценку «Волк и лиса».


Автор:

Серый Волк в густом лесу

Встретил рыжую Лису.

Волк:

Лизавета, здравствуй!

Лиса:

Как дела, зубастый?

Волк:

Ничего идут дела,

Голова еще цела.7

Лиса:

Где ты был?

Волк:

На рынке.

Лиса:

Что купил?

Волк:

Свининки.

Лиса:

Сколько взяли?

Волк:

Шерсти клок,

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса:

Кто отгрыз?

Волк:

Собаки.

Лиса:

Сыт ли, милый куманек?

Волк:

Еле ноги уволок.

Как, Лиса, твои дела?

Лиса:

На базаре я была.

Волк:

Что ты так устала?

Лиса:

Уточек считала.

Волк:

Сколько было?

Лиса:

Семь с восьмой.

Волк:

Сколько стало?

Лиса:

Ни одной.

Волк:

Где же эти утки?

Лиса:

У меня в желудке.




Ведущий 1:

- В гости к С.Я.Маршаку часто приходили дети. Рассказывали о том, как они живут, учатся и ведут себя в школе. Отсюда и появились на свет веселые и поучительные стихи-тараторки.

(Дети читают стихи)


СЧИТАЛКА
В нашем классе
Нет лентяев,
Только Вася
Николаев.
Он приходит на урок,
Засыпает, как сурок.
Лодырь,
Лодырь,
Лежебока,
Проворонил
Три урока,
На четвертый
Опоздал,
Пятый
Где-то пропадал,



На шестом
Мешал
Учиться,
На седьмом
Ходил
Лечиться,
На восьмом
Играл в футбол,
На девятый
Не пришел.
На десятом
Корчил рожи,
На четырнадцатом
Тоже,
На двадцатом
Видел сон,
На тридцатом
Выгнан
Вон.

ПОЧЕМУ У ЧЕЛОВЕКА ДВЕ РУКИ И ОДИН ЯЗЫК
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!

ЖАДИНА

- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.




Ведущий 2:

- Пришло время отдухнуть. Послушаем песню на стихи С.Я.Маршака, а потом проведем зарядку.


Прослушивание песни «


Физкультминутка «Кошкин дом»

Тили-бом, тили-бом, (руки согнутые в локтях, качаем в разные стороны)

Загорелся (двигаем пальчиками и поднимаем руки над головой)

Кошкин дом. (складываем ладошки в «крышу» над головой)

Кошка выскочила, (резко опускаем руки вперед)

Глазки выпучила. (складываем перед глазами «колечки» из указательных и

больших пальцев)

Бежит курица с ведром, (разводим руки в стороны, покачиваем ими)

А собака с помелом, (имитируем подметание пола)

Поросенок с решетом, (делаем из рук кольцо, покачиваем локтями вверх вниз)

И козленок - с фонарем, (показываем движение «фонарики»)

Тили-бом! Тили-бом! (машем руками перед собой)

Погасили Кошкин дом! (разводим руки в стороны)


Ведущий 1:

- А сейчас мы вернемся к тем произведениям, которые вы читали, готовясь к этому мероприятию. Проведем викторину по произведениям С.Я.Маршака.


Слайды 3-

1 задание «Ответ вопрос»


2 задание «Загадки»


3 задание «Кто живет в зоопарке»


Ведущий 2:

- Вот уже много лет живут на свете веселые и задорные строчки С.Я. Маршака! Но каждая встреча с его стихами - это радость и удовольствие! Нашу встречу хочется закончить словами поэта:


Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будем ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.



Просмотр мультфильма









СТАРОЕ



Ведущий:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?!

Это он, это он,

Кинешемский почтальон.

(Входит Почтальон в костюме, с большим письмом)


Ведущий:

Что случилось? Почему?

Я, ребята, не пойму,

К нам пришел Почтальон,

И он тоже удивлен.

Здравствуй, Почтальон, наш друг,

Тебе знакомы все вокруг?!


Почтальон:

Здравствуйте, ребятишки:

Девчонки и мальчишки,

А также товарищи взрослые.

Я пришел к вам не зря, почта есть для вас, друзья.

Вот письмо. (показывает)

Оно большое, заказное, деловое.


Ведущий:

Да и правда, посмотрите…

(Рассматривают)


Почтальон:

Открывайте, не тяните,

Побыстрее говорите,

Может, помощь вам нужна?!

(Ведущий отрвает конверт и из него высыпаются буквы)


Ведущий:

Почтальон, не уходи.

Ты нам нужен, помоги!


Почтальон:

Хорошо, я остаюсь, вместе с вами потружусь.

(Несколько детей встают к сцене и собирают из букв МАРШАК)


Ведущий:

Буквы тут, друзья, смотрите…

Не шалите, разберите.

И сумеем мы прочесть,

От кого пришла нам весть.

(Несколько детей встают к сцене и собирают из букв фамилию автора МАРШАК)


Ведущий:

- Самуил Яковлевич Маршак! А кто это? (Ответы детей)

- А ведь это так и есть. (Показывает портрет) Слайд 1.


3 ноября 2022 года замечательному поэту исполнилось 135 лет со дня рождения.

С.Я.Маршак всю жизнь был добрым другом детей. Он писал стихи, рассказы, сказки и даже загадки. Стихи С.Я.Маршака учат нас быть вежливыми. Учат нас беречь и любить книги. Стихи воспитывают любовь к родной земле, природе, животным. Он хотел чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и грамотными.


- Давайте вспомним, какие книги написал С.Я. Маршак. Слайд 2.

- Сам он много ездил по свету, знал много языков и переводил на русский язык стихи и рассказы заграничных авторов. И сейчас ученики ... класса покажут сценку «Перчатки». Это английская народная песенка, которую перевел С.Я.Маршак.


Автор:

Потеряли котятки по дороге

перчатки

И в слезах прибежали домой.

Котята: (хором)

Мама, мама, прости,

Мы не можем найти,

Мы не можем найти перчатки.

Кошка:

Потеряли перчатки?

Вот дурные котятки!

Я вам нынче не дам пирога.

Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,

Я вам нынче не дам пирога!


Автор:

Побежали котятки, отыскали

перчатки

И, смеясь, прибежали домой.

Котята: (хором)

Мама, мама, не злись,

Потому что нашлись,

Потому что нашлись перчатки!

Кошка:

Отыскали перчатки,

Вот спасибо, котятки.

Я за это вам дам пирога.

Мур-мур-мур, пирога.

Я за это вам дам пирога!



Почтальон:

- Ребята, не будьте как котятки, не теряйте не только перчатки, но и другие вещи.



Ведущий:

- С.Я.Маршак очень любил природу и даже сочинял загадки о животных для детей.


Почтальон:

Давайте, ребятки,

Отгадывать загадки.

Загадки всевозможные –

И легкие, и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс.

Слайд 3-9

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдете:
На поляне, на опушке,
Мы — зеленые… (Лягушки)

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не летаю,
Здесь, под крышей, обитаю,
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… (Воробей)

Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Кто найдет мой длинный ход,
Сразу скажет — это… (Крот)

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица… (Грач)

Вместо носа — пятачок,
Вместо хвостика — крючок,
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый… (Поросенок)

Огромная кошка мелькнет за стволами,
Глаза золотые и уши с кистями,
Но это не кошка, смотри, берегись,
Идет на охоту коварная… (Рысь)

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный серый… (Гусь)



Ведущий:

- В гости к С.Я.Маршаку часто приходили дети. Рассказывали о том, как они живут, учатся и ведут себя в школе. Отсюда и появились на свет веселые и поучительные стихи-тараторки.

(Дети читают стихи)


СЧИТАЛКА
В нашем классе
Нет лентяев,
Только Вася
Николаев.
Он приходит на урок,
Засыпает, как сурок.
Лодырь,
Лодырь,
Лежебока,
Проворонил
Три урока,
На четвертый
Опоздал,
Пятый
Где-то пропадал,



На шестом
Мешал
Учиться,
На седьмом
Ходил
Лечиться,
На восьмом
Играл в футбол,
На девятый
Не пришел.
На десятом
Корчил рожи,
На четырнадцатом
Тоже,
На двадцатом
Видел сон,
На тридцатом
Выгнан
Вон.

ПОЧЕМУ У ЧЕЛОВЕКА ДВЕ РУКИ И ОДИН ЯЗЫК
Одна дана нам голова,
А глаза два
И уха два,
И два виска, и две щеки,
И две ноги, и две руки.
Зато один и нос и рот.
А будь у нас, наоборот,
Одна нога, одна рука,
Зато два рта, два языка,
Мы только бы и знали,
Что ели да болтали!

ЖАДИНА

- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь.
- Дай-ка, Гриша, карандаш.
- Ты обратно не отдашь.
- Гриша, Гриша, дай резинку.
- Ты откусишь половинку.
- Гриша, Гриша, дай чернил.
- Ты бы сбегал и купил.



Почтальон:

- Ребята, вы наверное устали? Давайте отдохнем и сделаем разминку.


Пальчикова игра «Кошкин дом»

Тилли-бом, тилли-бом, (руки согнутые в локтях, качаем в разные стороны)

Загорелся (двигаем пальчиками и поднимаем руки над головой)

Кошкин дом. (складываем ладошки в «крышу» над головой)

Кошка выскочила, (резко опускаем руки вперед)

Глазки выпучила, (складываем перед глазами «колечки» из указательных и

больших пальцев)

Бежит курица с ведром, (лепим ладошками пирожки)

Утка с лейкой, (потираем ладони)

Гусь с бадейкой, (коротко хлопаем в ладоши)

А мышонок с решетом, (сложенные вместе ладошки поворачиваем вверх- вниз)

Погасили Кошкин дом! (машем руками перед собой)


Ведущий:

- А сейчас мы вернемся к тем произведениям, которые вы читали, готовясь к этому мероприятию. Вам нужно внимательно прослушать строчки из произведения С.Я.Маршака и назвать его.

Викторина

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(«Почта»)

Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой,
В щелку красную глядит,
А в печи огонь гудит.
(«Пожар»)

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.
(«Вот какой рассеянный»)

 Я учиться не хочу,
Сам любого научу.
Я известный мастер
По столярной части!
(«Мастер-ломастер»)

У Скворцова Гришки
Жили-были
Книжки — грязные,
Лохматые, рваные,
Горбатые, без конца
И без начала!..
(«Книжка про книжки»)


Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет 20-ти.
(«Рассказ о неизвестном герое»)

На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!
(«Двенадцать месяцев»)

Вот живут они – лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
(«Теремок»)

Против дома у ворот
Жил в сторожке старый кот.
Век он в дворниках служил,
Дом хозяйский сторожил,
Подметал дорожки
Перед домом кошки.
(«Кошкин дом»)


Почтальон:

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились со всеми заданиями. Мне пора уходить, но прежде чем уйти, я хочу каждому классу вручить конверты. Что лежит в конвертах, вы узнаете в классе.

(Дети получают конверты и прощаются с Печкиным)


Ведущий:

- Вот уже много лет живут на свете веселые и задорные строчки С.Я. Маршака! Но каждая встреча с его стихами - это радость и удовольствие! Нашу встречу хочется закончить словами поэта:


Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будем ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.



Просмотр мультфильма


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!