СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КВН «Вода». Внеклассное метапредметное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное метапредметное мероприятие

дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о воде и  ее исключительно важной роли в жизни человека , расширение знаний по истории, географии, биологии, литературе, живописи, экологии; формирование социокультурной компетенции.

Просмотр содержимого документа
«КВН «Вода». Внеклассное метапредметное мероприятие»


Разработка учителя математики МБОУ

«Лицей «Интеллект» г. Донецка»

Сулейман Е.Н.,

учителя физики

Король Е.В.,

учителя химии

Коротких Л.П..

Внеклассное метапредметное мероприятие

КВН «Вода».

Одним из наиболее важных факторов успеха при изучении школьных предметов является высокая мотивация к изучению предмета и применению полученных знаний. Необходимо использовать все возможности для того, чтобы ребята учились с интересом, чтобы осознавали притягательные стороны предметов естественного и математического циклов, их значимость для общественного прогресса, возможности деятельности не только в формировании  способностей к логическому  мышлению, поиску  решений, преодолению интеллектуальных препятствий, но и в овладении общечеловеческими ценностями.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету.

Задачи:

- развивать познавательный интерес и познавательную активность обучающихся;

- учить детей работать в командах, вести предметный диалог, находить компромиссы для достижения общей цели;

- обогащать словарный запас детей; развивать навыки активного речевого общения; расширять кругозор обучающихся, развивать их творческие способности, мышление, память, внимание, воображение, навыки контроля и самоконтроля;

- способствовать формированию понимания ценности воды в жизни человека. Способствовать воспитанию у обучающихся экологической культуры.


Познавательные УУД: дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о воде и ее исключительно важной роли в жизни человека , расширение знаний по истории, географии, биологии, литературе, живописи, экологии; формирование социокультурной компетенции.

Коммуникативные УУД: умение обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; умение выслушивать и принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения.

Регулятивные УУД: решение учебной задачи; оценивание обучающимися результата своих действий.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

формирование умений применять изученный материал на практике.

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний в процессе обучения; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к процессу обучения и познания (освоение способов познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности), способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различной форме, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать логическое мышление учащихся.


Методы и приемы:

 самостоятельная работа учащихся в группах;

 эксперименты;

 конкурсы.


Форма организации мероприятия: КВН.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, презентация, видео, раздаточный материал, сценарная разработка КВН, посуда для химической задачи, оборудование для физической задачи..



  1. Вступление(Видео). Приложение 1.

Вед.-Вода… Ей посвящены стихи и песни, рассказы и научные работы. «Сок жизни» - так назвал воду величайший художник и мыслитель Леонардо да Винчи. Это определение верно, ведь жизнь зародилась в воде.

Вед.- Вода – величайшая ценность для всех жителей Земли. В нормальных условиях необходимо пить в сутки не менее двух с половиной литров воды, человек нуждается в воде больше, чем в пище.

:Вед.-«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца. Ты – самое большое богатство на свете…» это слова французского лётчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери.

Вед.- Невозможно в рамках одного мероприятия не то, что исследовать – перечислить все источники, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях, ее важность для человека, человечества и планеты.

Вед.- мы попробуем коснуться вершины айсберга под названием ВОДА. И помогут нам Составители и по совместительству-жюри нашего водного марафона: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ассистенты: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый блок марафона по предмету начинается с блиц-опроса, по три вопроса на команду. Если команда не отвечает на вопрос-он передается следующей команде по часовой стрелке. Содержание заданий команде и соответственно ответ жюри, передает только ассистент. Бланки для ответов лежат на столе. По проведению опыта консультирует ассистент. Ответ на бланке должен содержать обоснование, если таковое требуется. Учитывается скорость выполнения, точность ответа и логическое обоснование. УДАЧИ!



Вед.- Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"

Вед. - Первый блок. БИОЛОГИЯ.

Вед. -Есть ли жизнь в капле воды? На этот вопрос можно ответить утвердительно. В капле воды взятой из озера, пруда, аквариума под увеличением микроскопа можно разглядеть крошечных живых существ. Это микроскопические животные и растения. А в водоемах обитает много разнообразных живых существ. Это рыбы, водоросли, моллюски, ракообразные, рыбы, звери и насекомые для них вода это дом родной, который обеспечивает их всем необходимым для жизни.

Вед. - Но иногда вода содержит болезнетворные микробы опасные для человека и других живых организмов. В средние века бактерия чумы распространилась по Европе и уничтожила 40 миллионов человек. Главная причина была в проникновении в питьевую воду бактерии чумы из-за нечистоплотности людей.

Вед. -Через воду могут распространяться возбудители тифа, дизентерии, холеры и сибирской язвы. Во времена средневековья не во всех странах люди соблюдали личную гигиену. Они не мылись, не ухаживали за кожей, волосами, не чистили зубы и не меняли часто одежду. Даже короли не считали для себя необходимым ежедневно мыться.

Вед. - В 1601 году при осаде города Остенде испанская принцесса Изабелла клялась: «Я не сменю своего платья до тех пор, пока город не будет в наших руках!» Осада длилась три года. Принцесса сдержала клятву.

Вед. - В те времена люди пудрились и опрыскивали себя духами, чтобы прикрыть грязь и отбить неприятный запах грязного тела. Грязь и отсутствие гигиены приводило к большим эпидемиям различных заболеваний.


I. БЛИЦ-

  1. Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека его около 65% и более (вода).

  2. Самое древнее и самое глубокое озеро в мире, которое вмещает пятую часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

  3. Все ли живые организмы содержат в себе воду? ( да)

  4. На сколько процентов из воды состоит Мозг человека на: (81%)

  5. На сколько процентов из воды состоит Кровь человека на (73-80%)

  6. Почему слезы соленые (содержат р-р NaCl)

  7. Сколько процентов в мире содержится пресной воды? (3%)

  8. Прибор для измерения температуры воды? ( термометр)

  9. Как называется водная оболочка нашей планеты(гидросфера)

  10. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют (экологическими факторами)

  11. Какое море Мирового океана самое соленое? (Мертвое)

  12. Где находится самое большое хранилище пресной воды на нашей планете? (во льдах)


II. Задание (Опыт)

ПI. Задание(Теоретическое). Приложение 2



Работа со зрителями


  1. Почему моря не переполняются от впадающих рек и не заливают сушу? (Круговорот воды, испарение с поверхности)

  2. Какова основная причина образования волн? (Ветер)

  3. Самый глубокий океан. (Тихий)

  4. Часть океана, впадающая в сушу, но свободно сообщающаяся с океаном. (Залив)

  5. Перемещение воды в горизонтальном направлении. (Течение)

  6. Поток воды, текущий в выработанном им углублении. (Река)

  7. Скопление воды в природном углублении на суше. (Озеро)

  8. Местность, с которой река со своими притоками собирает воду. (Бассейн)

  9. Что является главной причиной образования цунами? (Подводное землетрясение )

  10. Какая река самая полноводная и быстрая в мире? (Амазонка)

  11. Назовите исчезающее море. (Аральское)

  12. Благодаря какому течению на северо-западе Франции и на юге Англии могут расти пальмы? (Гольфстрим) 

  13. Как называется природное явление, когда горячая подземная вода вырывается на поверхность высоким фонтаном? (Гейзер)

  14. Самая безводная пустыня на Земле. (Атакама в Чили)

  15. Где содержится основное количество воды? (В океанах)

  16. Дополнительно. Какая страна живет на привозной воде? (Алжир)

  17. В славянской мифологии: сказочный старик, живущий в воде, ее хозяин (Водяной).

  18. Греческая мифология –бог морей(Посейдон).

  19. Римская мифология- бог морей(Нептун).


Подведение итогов I блока


Второй Блок, ХИМИЯ

Вед. - ученые предполагают, что вода появилась на Земле из космоса. Кометы, богатые льдом, сталкивались с нашей планетой и оставляли на ней свой «мокрый след». Это явление называют кометной бомбардировкой.

Вед. -На Земле около 1,5 млрд км3 воды. Это примерно 800 трлн олимпийских бассейнов.

Вед. -Если всю эту воду равномерно распределить по поверхности Земли, то ее глубина будет равна 3700 м.

Вед. -97% воды на Земле – соленая.

Вед. -В полярных ледниках содержится 2,1% всей воды на Земле. Вода является второй наиболее распространенной молекулой во Вселенной после водорода.

Вед. -Самое огромное облако водяного пара было обнаружено учеными НАСА рядом с черной дырой в 12 млрд световых лет от Земли. В нем содержится в 140 трлн раз больше воды, чем в Мировом океане.

Антарктика покрыта льдом уже более 30 млн лет. 

Вед. -Организм человека весом 70 кг содержит 42 л воды. Эта величина меняется в течение жизни. Человеческий плод состоит из воды примерно на 95%, новорожденный ребенок – на 77%, а взрослый человек – на 60–70%.

Каждый человек выпивает около 1 м3 (1000 л) воды в год.

Вед. -Чтобы вырастить кофейные зерна для одной чашки кофе требуется 200 л воды. На 1 кг говядины уходит 15 000 л воды, на 2 кусочка хлеба – 100 л, а на сыр для одного бутерброда – 65 л. .25% бутилированной воды набраны из обычных водопроводов.

Вед. - Вода может быть не просто необходимой для человека, но и лечебной. Вода может быть лечебной, минерализированной или минеральной. Кроме того, она может быть естественной и искусственной. Минеральную воду применяют при лечении органов пищеварения, почек, печени и других заболеваниях по назначению врача. Лечебная польза воды есть и при обычном принятии ванн с морской водой или в виде отваров и настоев из лекарственных трав.


Первая часть «Блиц-разминка»


  1. Почему грязная посуда, белье становятся чистыми, если их моют и стирают в воде? (Вода – растворитель)

  2. Химический элемент в переводе с латинского “рождающий воду”. (Водород)

  3. Простейшее химическое соединение водорода с кислородом. (Вода)

  4. Самое соленое море? (Мертвое, в каждом литре его воды – около 300 г солей)

  5. Что такое «жесткая вода»? (Вода с повышенным содержанием солей калия и кальция)

  6. Назовите греческое название воды? (Гидро)

  7. Назовите латинское название воды? (Аква)

  8. Какой класс соединений получается при взаимодействии основных оксидов с водой? (Основание, щелочь)

  9. Химическая реакция взаимодействия солей с водой, при которой происходит разложение этого вещества и воды с образованием новых соединений (Гидролиз)

  10. Процесс распада электролита под действием полярных молекул растворителя называется … (Электролитическая диссоциация).

  11. Отличаются ли молекулы воды, водяного пара, льда друг от друга? (Нет)

  12. Какой тип связи характерен для молекулы воды? (Ковалентная полярная)

  13. Как называется вода, образуемая в организме вследствие окисления жиров? (Метаболическая)


II часть. Практическая.

Превращение «воды».

На столе стоят три колбы (или три пробирки). В одной из них «вода». Налить «воду» в первую колбу, затем перелить во вторую. Объяснить явление. Какое вещество выступает в роли «воды»? (Одну колбу ополаскивают предварительно в растворе фенолфталеина, вторую в серной кислоте. В третью колбу наливают разбавленный раствор щелочи, это будет «вода». Ее переливают вначале в первую, раствор становится малиновым. Затем переливают во вторую колбу, раствор обесцвечивается.)

III часть. Решить задачу.

Задача 2. Какой объем приобретенного в аптеке водного раствора этилового спирта 96% с плотностью 0,8г/мл, необходимо добавить в 50 мл воды для приготовления 50% раствора для наложения компресса? (65 мл)


Работа со зрителями: Лекарство от всего, или вода творит чудеса.

Вед. - 1500 лет до Рождества Христова древние индусы и египтяне использовали воду не только для своих религиозных обрядов, но и для лечения. Ассирийские, вавилонские и иудейские врачеватели предписывали омовения водой своим пациентам, а Пифагор научил водолечению древних греков. Его методику усовершенствовал Гиппократ, а у него в свою очередь многое позаимствовал знаменитый древнеримский врач Асклепиад, которого современники считали равным богам.

Вед. -Римляне подошли к идее врачевания водой самым серьёзным образом. Многочисленные термы и бальнеумы – общественные купальни – стали частью образа жизни. В них отдыхали, назначали встречи, заключали сделки, философствовали, развлекались. Не забывали древние римляне и о лечении – не зря от слова «бальниу» впоследствии образовалось название науки о лечении водой «бальнеология». В купальнях парились горячей водой, окатывались холодной, нежились в тёплой, совершали омовения в минеральных источниках.

Вед. -Во времена средневековья о водолечении благополучно забыли – до начала XVIII века, когда оно возродилось трудами немецких врачей. В начале XIX века водою уже лечились с небывалым фанатизмом. Больных заставляли потеть в паровой бане по 15 суток кряду, спать в холодной ванне и выпивать в день по 80 стаканов минеральной воды.

Вед. -Не осталась равнодушна к успехам западной медицины и Россия. Пётр I, вдохновлённый улучшением своего здоровья после лечения на водах в Спа и Карлсбаде, приказал разыскивать «лечебные воды в землях его Царского Величества».
Лейб-медик Петра Шобер вскоре нашёл олонецкие лечебные воды, а затем последовали находки минеральных источников под Липецком, серные источники вдоль Терека, впервые прозвучало слово «нарзан».

Вед. -Согласно народному мировоззрению, вода, как и огонь, обладает универсальной способностью очищения. Обливание водой как ритуальное действие, предпринимаемое в качестве очистительного или предохраняющего средства и часто завуалированное под шуточный обычай, было повсеместно распространено в России до 1930-х годов.

Вед. - В ряде областей обливание приурочивалось к празднику Ивана Купалы. Очищающую силу воды русские знахари использовали в многочисленных заговорах и обрядовых действиях от болезней скота и людей. Большинство заговоров читалось на воду. А чтобы избавиться от нечистой силы, надо брызнуть в нее водой или бросить в водоем.

Вед. -Да и сейчас обливание водой периодически становится модным трендом, особенно зимой.

Подведение итогов II Блока

Третий Блок. Физика.

Вед.- Исключительно важна роль воды в глобальном кругообороте вещества и энергии[7], возникновении и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Вода является важнейшим веществом для всех живых существ на Земле[8].

Вед. -Возьмите, например, такой язык как санскрит   там для слова «вода» существует порядка 20 синонимов.

Вед. -В философии древних греков отражалось глубокое понимание значения воды во всех явлениях природы и в жизни человека.  Так, Фалес Милетский, великий древнегреческий философ и математик, живший в 6-7 в.в. до н.э., высказал гениальную догадку, что вода - первооснова всего на Земле

Вед. - Вода изображается в разных жанрах литературы: пословицах и поговорках, загадках и песнях, рассказах, повестях, стихах и поэмах. В каждом жанре вода выполняет особую роль, чаще всего помогает человеку или наказывает его.

  1. Блиц-разминка. Физика.

  1. Процесс перехода воды из жидкого состояния в твердое. (Кристаллизация)

  2. Процесс перехода воды из твердого состояния в жидкое. (Плавление)

  3. Процесс перехода воды из жидкого состояния в газообразное. (Парообразование)

  4. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости при любой температуре. (Испарение)

  5. Процесс перехода воды из парообразного состояния в жидкое. (Конденсация)

  6. Процесс парообразования в жидкости, включающий рождение пузырьков пара, их рост и движение. (Кипение)

  7. Внешнее условие, от которого зависит температура кипения воды. (Давление)

  8. Прибор для измерения плотности жидкостей. (Ареометр)

  9. Небольшой объем жидкости, ограниченный в состоянии равновесия поверхностью вращения (Капля)

  10. Аппарат для дыхания под водой. (Акваланг)

  11. Аппарат для изучения морских глубин. (Батискаф)

  12. Прибор для измерения глубины. (Эхолот)

  13. Приборы, применяемые для очистки воды от нерастворимых примесей. (Фильтры)


II. Опыт. «Не замочив рук».

Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.

Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?

Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.

Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.

П1. ЗАДАЧА.1. Капитан Врунгель, вернувшись из очередного кругосветного путешествия, рассказывает:

  • У нас в кают-компании на стене висит ружье. Старинное охотничье ружье. Так вот, это самое ружье непременно раз в год стреляет. И в этом году тоже — как бабахнет. Мы как раз стояли у острова Борнео. Я врываюсь в кают-компанию, и что же вижу? Ружье раскачивается на стене, как маятник в шторм, а пуля пробила насквозь аквариум с моими золотыми рыбками... вода выливается через дыры, как сквозь кингстоны, а бедные рыбки подпрыгивают, бьются о дно... пришлось мне заткнуть пробоину и вызвать помощников

ВОПРОС: КАКАЯ ДЕТАЛЬ РАССКАЗА ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНУ ФИЗИКИ?

Ответ: Пуля, попавшая в стакан с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а пробила отверстие.

ЗАДАЧА. П. Капитан Джон Уильямс покинул борт горящего танкера «Куин» последним. Во время судебного процесса капитан сказал :
- до шлюпки предстояло проплыть около ста метров. Горящая нефть покрывала водную поверхность и поэтому пришлось плыть под водой. У самой шлюпки я услышал взрыв, а когда, схватившись за борт шлюпки, я вынырнул из воды, то услышал второй взрыв. Я оглянулся- от танкера на поверхности океана осталось одно масляное пятно.
Все так. но в одном пункте его показания расходились с показаниями команды.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ?

Ответ: Капитан услышал два взрыва, так как сначала до него дошел звук по воде, а потом по воздуху, так как скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А команда слышала только один взрыв, так как звук пришел к ним по воздуху.

Вед. -Пока жюри подводит итоги Третьего блока, устроим литературно-живописную разминку.

Слайд-шоу Вода в Живописи. Приложение 3.

    1. «А дитя волну торопит:
      «Ты, волна моя, волна!
      Ты гульлива и вольна;
      Плещешь ты, куда захочешь,
      Ты морские камни точишь,
      Топишь берег ты земли,
      Подымаешь корабли —
      Не губи ты нашу душу:
      Выплесни ты нас на сушу!»»(«Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)

    2. «Терек воет, дик и злобен,
      Меж утесистых громад,
      Буре плач его подобен,
      Слезы брызгами летят.
      Но, по степи разбегаясь,
      Он лукавый принял вид
      И, приветливо ласкаясь,
      Морю Каспию журчит:…» ( «Дары Терека» М.Ю. Лермонтов)

    3. «Завтра я хочу заставить

На дворе котлы поставить

И костры под них сложить.

Первый думаю налить

До краев водой студеной,

А второй - водой вареной,

 

А последний - молоком,

Вскипятя его ключом.

Ты же должен постараться

Пробы ради искупаться

В этих трех больших котлах,

В молоке и в двух водах". – («Конек –Горбунок» П.Ершов)

    1. «В немой глуши степей горючих
      За дальней цепью диких гор,
      Жилища ветров, бурь гремучих,
      Куда и ведьмы смелый взор
      Проникнуть в поздний час боится,
      Долина чудная таится,
      И в той долине два ключа:
      Один течет волной живою,
      По камням весело журча,
      Тот льется мертвою водою;
      Кругом всё тихо, ветры спят,
      Прохлада вешняя не веет,
      Столетние сосны не шумят,…»( «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин)

    2. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои.» (Н. Гоголь. Страшная месть.)

Назовите Литературные произведения в которых одну из главных ролей играла «вода». Возможные ответы:

  1. Человек –амфибия. Беляев

  2. «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин

  3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  4. «Русалочка» Г.Х.Андерсен

  5. «Старик и море» Э.Хемингуэй

  6. «Труженики моря» В.Гюго

  7. «20000 лье под водой» Жюль Верн

Вода и фразеология (Дополнительные вопросы)

Водой не разольешь кого. Разг. Очень дружны, неразлучны, всегда вместе.

Как, будто, словно, точно воды в рот набрал (-ла – ли). Прост. Неодобр. Употр. при подлеж. со значением лица. (Будто) дар речи потерял.

Воды (водой) не замутит. Разг. Одобр. Употр. при подлеж. со с значением лица. Очень смирный, кроткий, покорный. Ср.: мухи не обидит.

Возить воду на ком. Разг. Употр. при подлеж. со с значением лица. Обременять кого-либо тяжелой, унизительной работой. Седьмая вода на киселе – о дальних родственниках.
Темная вода – слепота, вызванная атрофией зрительного нерва.
Холодной водой окатить (или облить) – охладить пыл, рвение; привести в замешательство.
Чистой (чистейшейводы кто-что – самый настоящий.
Лить воду на мельницу чью – высказывать доводы, положения и т. п., подкрепляющие чье-либо мнение, позицию.
Толочь воду (в ступе); носить решетом воду – заниматься чем-либо бесполезным, попусту тратить время.
Воды не замутит – о скромном, кротком человеке.
Тише воды, ниже травы – о чрезвычайно скромном, тихом человеке.
Много (или немало, столько и т. д.) воды утекло – прошло много времени.
Набрать воды в рот – хранить упорное молчание.
Водой не разлить (не разольешь) – о тесной дружбе между кем-либо.
Выйти сухим из воды – остаться безнаказанным, уклониться от заслуженного наказания.
Вывести на чистую (или на свежуюводу – обличить, раскрыть темные дела кого-либо.
Как водой смыло – о внезапном и полном исчезновении кого-, чего-либо.
Как (будто, словно) в воду глядел (или смотрел) – как будто узнал заранее (на основании гадания).
Как (будто, словно) в воду опущенный – удрученный, печальный

Подведение итогов III Блока



Четвертый Блок, Математика.

Капля долбит камень не силою, а часто падая.

Джордано Бруно

Вед.-"Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие и бывает часто совсем не похож на себя, оставаясь, все между тем одним и самим» Л. Н. Толстой



Видео III. Приложение 4.

Вед. -Бытовой мусор вредит мировому океану. Еще в 1969 году Тур Хейердал – знаменитый норвежский путешественник и ученый, писал после своего путешествия по Атлантическому океану:

Вед. - «Мы обгоняли пластиковые сосуды, изделия из нейлона, пустые бутылки, консервные банки. Но особенно бросался в глаза мазут. До самого горизонта поверхность моря оскверняли черные комки мазута с булавочную головку, с горошину и даже с картофелину».

Вед. - Ежегодно в мире изготавливают 5 трлн полиэтиленовых пакетов. Если их связать вместе, то ими можно будет обернуть Землю 7 раз.

Вед. - Каждую секунду в мире используется 160 000 пластиковых пакетов. Один полиэтиленовый кулек служит своему владельцу не дольше 25 минут. Пластиковые пакеты разлагаются в среднем 300-700 лет (в зависимости от материала). Это означает, что еще ни один из когда-либо сделанных кульков полностью не распался. Даже после полного разложения (около 1000 лет) пластиковые пакеты остаются токсичными. Они не исчезают, а лишь распадаются на мельчайшие частицы, продолжая загрязнять окружающую среду.

Вед. - Каждый год из-за пластиковых пакетов в мире погибает 100 тысяч морских животных и около 1 млн морских птиц. Чаще всего они принимают кульки за еду, в частности за медуз. По прогнозам ученых, уже к 2050 году в мировом океане пластика будет больше, чем рыбы. 80% всего мусора, загрязняющего Мировой океан, – это пластик.

I ЗАДАЧА. Из горячего крана ванна заполняется за 23 минуты. Из холодного крана за 17 минут. Маша открыла сначала горячий кран. Через сколько минут она должна открыть холодный, чтобы к моменту наполнения ванны горячей воды налилось в 1,5 раза больше, чем холодной? Прибегут ли соседи, если Маша всего лишь поговорила с Лешей по телефону в течении 10 мин.после включения холодной воды?

Обозначим объем ванной как V.

Тогда:
Скорость наполнения ванной из горячего крана будет равна V/23
Скорость наполнения ванной из холодного крана будет равна V/17 

Исходя из условия, что горячей воды налилось в 1,5 раза больше, чем холодной, получаем, что
1,5x + x = 1
2,5x = 1
x = 0,4

То есть горячей воды должно быть 0,6 ванны, а холодной 0,4.

Поскольку скорость заполнения горячей водой равна 23 минуты, то 0,6 объема ванной заполнится за:

23 * 0,6  = 13,8 минут

Поскольку скорость заполнения холодной водой равна 17 минутам, то 0,4 объема ванной заполнится за: 17 * 0,4 = 6,8 минут

Таким образом, поскольку общее заполнение объема ванной равно большему из двух времен, то холодный кран нужно открыть за 6,8 минут до окончания заполнения, то есть

13,8 - 6,8 = 7

Через семь минут после начала заполнения горячей водой. Следовательно за десять минут наполнится вся ванна и протечет на соседей ((((((

Ответ: Через 7 минут. Да,прибегут.





II ЗАДАЧА. Больной принимает гомеопатическое лекарство по следующей схеме: в первый день он принимает 5 капель, а в каждый следующий день — на 5 капель больше, чем в предыдущий. Приняв 40 капель, он 3 дня пьет по 40 капель лекарства, а потом ежедневно уменьшает прием на 5 капель, доведя его до 5 капель. Сколько пузырьков лекарства нужно купить больному, если в каждом содержится 20 мл лекарства (что составляет 250 капель)?

180 капель больной принимал по схеме в первый период и столько же во второй период.

Всего он принял 180+40+180=400, всего больной выпьет

400:250=1,6 пузырька. Значит, надо купить 2 пузырька лекарства.

Ответ: 2 пузырька



Работа со зрителями.


  1. За день из капающего крана может «уплыть» в трубу до 75 л воды.

  2. Более 80% сточных вод не перерабатываются.

  3. Сегодня около 400 млн человек проживают в регионах, где нет регулярного доступа к питьевой воде. .⅔ воды, используемой в домашних условиях, мы израсходуем в ванной и туалете.

  4. Помыл руки – не забудь закрыть кран

  5. Из неисправного крана постоянно течёт вода. Посчитали, что за минуту вытечет 8 л воды.

  6. Экономь воду! Три капли воды в секунду из неплотно закрытого крана – это почти 30 литров в сутки. Запасы воды не бесконечны. Помни об этом. Литр воды весит 1 кг, а кубический метр воды весит 1 тонну.

  7. 97% воды на Земле — это соленая вода; вода, находящаяся в озерах Земли, реках, ручьях, прудах, болотах и ​​т. д., составляет лишь 0,3% процента мировой пресной воды. Остальное количество приходится на ледники или содержится в земле.

  8. Протекая по одной капле в секунду кран может терять 11,3 тысячи литров воды в год.

  9. В ванне используется до 265 литров воды; пятиминутный душ использует от 38 до 95 литров.

  10. 748 миллионов человек в мире не имеют доступа к постоянному источнику питьевой воды.

  11. 2,5 миллиарда человек не имеют возможности использовать воду в санитарных целях.

  12. В среднем, европейский житель использует около 190 литров воды в день.

  13. В среднем житель Африки к югу от Сахары использует от 7,5 до 19 литров воды в день.

  14. Для изготовления листа бумаги требуется 9,8 литров воды.

  15. Для изготовления 0,5 кг пластика требуется 24 литра воды.

  16. Для получения 1 кг риса требуется 3 500 литров воды.

  17. Для создания пары джинсов требуется 10 000 литров воды.

  18. Для производства 1 кг говядины требуется 15 000 литров воды.

  19. Для производства нового автомобиля требуется 148 000 литров воды.

  20. В совокупности женщины и дети Южной Африки ежедневно ходят на расстояние, равное 16 поездкам на Луну и обратно, чтобы принести воду.

Вед. -Вода не только источник жизни, она может нести и смерть. 85% всех заболеваний в мире передается через воду.  Ежегодно 25 млн человек умирает от таких болезней Фермер ежедневно привозит 11 тыс. литров воды для диких животных

Вед.-Мужчину зовут Патрик Килонзо Малуа . Каждый день он привозит воду, чтобы напоить обитателей Национального парка в Кении.

Вед. - Патрик Килонзо Малуа – обычный кенийский фермер, который выращивает горох. Но кроме собственного урожая, мужчину также волнует вопрос глобального потепления, результаты которого стали заметны невооруженным глазом.

Вед. - «Дожди в наших краях больше не идут так часто, как раньше, – говорит Малуа. – Поэтому я решил привозить воду животным. Я подумал: “Если я этого не сделаю, они умрут”». «Там нет ни единого источника воды, поэтому животные полностью зависят от людей, – рассуждает Патрик. – Если мы не поможем им, они просто не выживут».

Баллада о воде

Вед. -Мы слишком равнодушно иногда
глядим, как льется, плещется вода.
Не потому ли, что вода — река
и озеро. И даже облака!
И мы сполна лишь в черный час беды
осознаем величие воды.
Вода… Вы только вдумайтесь: во- да…
Она поит поля. Несет суда.
По трубам, не подвластная годам,
струится — прямо в горло городам!
Она — во всем. Она — трава и лес…
И ваш бокал наполненный не без…
Не без нее!
Но этот факт едва ль
в вас возбудит унынье и печаль.
Вода… Она, как глина, тяжела.
А смотришь — льется, вьется, весела.
Мягка. Но ни отрезать, ни согнуть
нельзя. Ее лишь можно зачерпнуть.
И с берега, заросшего травой,
в нее вонзиться можно головой,
увидеть в бликах света речки дно…
И то, что — пережить нам не дано —
вдруг ощутить его вот тут,
в воде, где отраженьем птиц живут
стремительные рыбы… Ах, вода!
Как счастливы бываем мы тогда!
Летим —
она меж пальцами течет
И — шлеп да шлеп — колотится в плечо.
Летим —
и ощущаем на лету
в тот миг не глубину,
а высоту!.


Подведение итогов всех этапов. Приложение 5.

Вед. -Мы сегодня немножечко поговорили о ВОДЕ. Именно немножечко, мы не затрагивали уникальность талой воды, феномен гомеопатии, тайны океанов и проблему выбрасывания китов на сушу, мы почти не вспомнили сказочную живую и мертвую воду, не поговорили о сладкой родниковой воде, не акцентировали внимание на высокой теплоемкости воды, благодаря которой климат Земли такой какой он есть. Мы говорили о пользе воды и не вспоминали о стихийных бедствиях….

Вед. -Как влияет загрязненность воды на человечество?

Что может произойти если мы не будем беречь нашу речку? Вода обманчива. Нам кажется, что она свободно льется с небес и бесконечно течет в реках, но на самом деле это ограниченный ресурс. И хотя на Земле около 1,4 млрд кубических километров воды, только одна сотая ее часть легко доступна для использования человеком.

Вед. -Людям действительно нужно научиться демонстрировать особое уважение к воде.  

Вед. -О жизни капли воды со времени ее образования на Земле и до наших дней можно написать самую удивительную и увлекательную повесть. Вместе с миллионами других капель эта капля точила и растворяла горы, в виде кристаллов льда она тысячи лет хранилась в высокогорных ледниках, совершила не одно кругосветное путешествие вместе с морскими течениями, затопляла села и города во время наводнений, плавала в облаках над океанами и морями, разбивала корабли о прибрежные скалы, насыщала влагой травы, кусты и деревья; каплей росы она сверкала в душистых лепестках розы, взращивала посевы, излечивала больного человека и несла жизнь в пустыне утомленному путнику.

Вед. -Остаётся только спросить себя: а правильно ли ты используешь то, что дано природой, не растрачиваешь ли впустую драгоценный «сок жизни», что ты сделал для того, чтобы вода перестала быть мёртвой в прямом значении?


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!